Итоговая работа повышения квалификации на тему Творческие задания на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

52

Итоговая работа повышения квалификации на тему Творческие задания на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОСИтоговая работа повышения квалификации на тему Творческие задания на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОСИтоговая работа повышения квалификации на тему Творческие задания на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОСИтоговая работа повышения квалификации на тему Творческие задания на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОСГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессиональногообразования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Кафедра начального общего образования






Творческие задания на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС

(проект)

Исполнители:

Гайдабура Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МБОУ «ООШ №17»

Консультант:

Будакова Ольга Николаевна

главный специалист ИМЦ













Кемерово 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………3

  1. Понятие познавательного интереса и его изучение в психолого-
    педагогической литературе……………………………….…………7

  2. Условия формирования познавательного интереса младших школьников………………………………………………………….....15

  3. Творческие задания на уроках литературного чтения как приёмразвития познавательного интереса младших школьников…………………………………………………………….24

  4. Формирование универсальных учебных действий при выполнении творческих заданий на уроках литературного чтения……………...35

  5. Работа с детской книгой во внеурочное время……………………...40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….46

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….53












ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Д,Б. Эльконин, Л.Н.Азарова , Л.С. Выготский и другие. Актуальность проблемы обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях её развития. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. В Федеральных государственных образовательных стандартах (нового поколения) общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно - развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать её с учётом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности младших школьников, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования креативных навыков. Креативность (умение нестандартно мыслить) как универсальная способность к творчеству является атрибутом человеческой духовности, одарённости и условием самовыражения личности. Поэтому сегодня актуальна проблема поиска новых , нестандартныхформ, способов и приёмов обучения, направленных на развитие творческих способностей обучающихся.

Противоречия:

-между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества; -между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и реальным уровнем творческого раз- вития; -между требованиями к освоению образовательной программы в ходе внедрения и реализации ФГОС и недостаточной мотивацией детей к обучению, стремлению к творческой самореализации; -между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к самостоятельности, к творческому самовыражению. Могут возникнуть и профессиональные проблемы:-недостаточная материально- техническая база, несоответствующая современным требованиям к оснащению учебного процесса; - отсутствие опыта по формированию творческих способностей учащихся у педагога и т.д.

Цель и задачи.

Цель: развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе. Задачи: -изучить литературу по данной проблеме и определить психологическую сущность процесса развития творческих способностей младших школьников;

-выявить эффективные условия развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения;

-обеспечить развитие познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного потенциала личности; -создание оптимальных условий для развития в обучающихся творческой личности, испытывающей удовольствие от умственной работы, процесса мышления, творчества, решения поставленных задач.

Ожидаемые результаты.

Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребёнка. Источниками полноценного развития ребёнка выступают два вида деятельности. Во- первых, любой ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счёт приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребёнком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во- вторых, ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребёнка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задания с целью развить способности ребёнка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения , необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей учебной деятельности ребёнка, а также определили дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мёртвым грузом или будут творчески реализованы. Мы вправе ожидать следующие результаты нашей работы: - повышение мотивации и качества знаний по предмету «Литературное чтение»; -повышение уровня творческой фантазии учащихся; -улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым задачам; -приобретение обучающимися умений : -выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; - продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность.






1. Понятие познавательного интереса и его изучение в психолого-
педагогической литературе

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest - имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Т.Е. Соколова пишет: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.[1;58] Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, - продолжает Т.Е.Соколова, - насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был, как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним,дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные мертвым грузом или станут активным достоянием школьников[7;145].

Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности - интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорила, в частности, Н.Ф.Талызина, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Но значение интереса не исчерпывается и этим. Как мы уже говорили выше, при наличии стрессовых психотравмирующих ситуаций люди, проявляющие поисковую активность, заболевают гораздо реже, чем люди, лишенные такой активности по тем или иным обстоятельствам.

Познавательный интерес в общей структуре может как ведущим, так и второстепенным мотивом учения. Однако, входя в общую структуру мотивации, познавательный интерес, по словам, Г.И. Щукиной,облагораживает любую деятельность школьника, оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение".Самостоятельная познавательная деятельность может быть обусловлена потребностью познания, относимой разными авторами к идеальным или социальным потребностям. Познавательную потребность ряд авторов рассматривает как один из концептуально важных элементов само актуализации личности.

Н.Г. Морозова называет три степени интенсивности (силы)познавательной

потребности: низкую, среднюю и высокую [2,с.11]. Начальный уровень потребности характеризуется потребностью во впечатлениях - индивид реагирует, прежде всего, на новизну стимула. На втором уровне познавательная потребность - потребность в знаниях (любознательность) -носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимого продукта деятельности. Высший уровень имеет характерцеленаправленной деятельности. Автором выделяются две формы проявления познавательной потребности: первая - усвоение готовых знаний (усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность в накоплении знаний); вторая - исследование действительности с целью получения нового знания (анализвпечатлений, интерес к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности).[8;62] Как было сказано, наиболее значимыми для познавательной деятельности могут являться широкие социальные мотивы. К широким социальным мотивам Е.И. Каргинцева относит:

- мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

- мотивы самоопределения: осознание значимости получаемых знаний, умений и навыков для будущей жизнедеятельности, желание подготовиться к будущей профессиональной деятельности и т.п.;

-мотивы самосовершенствования.

Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость внутренней и внешнеймотивации самостоятельной познавательной деятельности, динамику развития познавательного интереса (по Г.И. Щукиной), степени интенсивности познавательной потребности можно условно выделить следующие уровни развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности.

1. Низкий уровень. Самостоятельная познавательная деятельность
вызвана сиюминутным интересом, обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. Интерес выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям - описаниям, действиям по образцу.
Истинного стремления к знаниям нет. Преимущественно индифферентное отношение к познанию. Внешняя мотивация преобладает над внутренней.

Познавательная потребность низкого уровня. Самостоятельной познавательной деятельности учащимся уделяется очень мало времени, по сути, она ограничена временными рамками урока. Осознание необходимости самостоятельной познавательной деятельности нечеткое. Существует лишь общее знание (представление) необходимости образования.

2. Средний уровень. Самостоятельное познание вызвано интересом на стадии любознательности. Характерные признаки: осознанная избирательная направленность на отдельные ("любимые") предметы, стремление знать больше, стремление к выяснению возникших вопросов, к проникновению в сущность проблемы, интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Предмету познавательного интереса школьником посвящается значительная часть свободного времени, но данный вид деятельности не носит системного характера.

3.Высокий уровень характеризуется убежденностью необходимости изучения всех учебных предметов как основы личного благополучия в дальнейшей жизни. В то же время учащийся проявляет интерес к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки или системы наук, лежащих в основе избранной старшеклассником области профессиональной деятельности. Доминирующее положение в иерархии мотивов учебной деятельности занимают внутренние мотивы.

Для данного уровня характерен интерес к творческой деятельности по освоению знаний, элементы творческой деятельности. Учащийся имеет высокую степень познавательной потребности. Практически все свободное время учащимся уделяется исследуемой проблеме.

Проблеме формирования познавательного интереса у школьников посвящен целый ряд исследований (Р.Д.Тригер, К.М.Рамонова, Н.К.Постникова, И.Д.Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А.Куликова, Е.В.Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н.Вахрушева и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. [5; 58]Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.

Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Проблеме формирования интереса уделила внимание Г.И.Щукина. Она советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию. Огромную роль интересу придавал П.Я.Гальперин: «Непосредственный интерес - вот великий двигатель - единственный, который ведет верно, и далеко».

Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе И. Гербарт. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. Раскрывая сущность понятия «многосторонний интерес», Гербарт выделил шесть его видов, развитие которых должно идти через определенные учебные предметы.

В России в поисках иных путей усвоения знаний к решению проблемы интереса подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и др. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основы интереса, связав его с вниманием.[4;48] При этом, отдавая должное развитию произвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к самообразованию. К.Д. Ушинский убедительно показал, что интерес обеспечивает умственное и нравственное становление личности.

Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.

В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». В своем исследовании мы и исходим из этого определения. Мы также ориентируемся на характеристики познавательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Познавательный интерес может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

Таким образом, познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятныеусловия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое. Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. [7;54] Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес, возможно, формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным. Наличие познавательных интересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев. Повышению познавательного интереса школьников способствует использование на уроках современных информационных технологий. В следующем параграфе пойдет речь о современных информационных технологиях в учебном процессе.

Исходя, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема познавательного интереса актуальна в современной психолого-педагогической литературе. Вопрос интереса детей к знаниям рассматривается с различных точек зрения. До сих пор нет однозначного определения «познавательного интереса». Каждый учёный предлагает свою трактовку познавательного интереса. Но все они сходятся во мнении о важности и огромном значении познавательного интереса для обучения и формирования личности в целом.

2. Условия формирования познавательного интереса младших

школьников.

Низкий познавательный интерес, нежелание учиться - эта жалоба нередко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности.

Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и считать.Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае тот же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, "вдалбливающего" знания нерадивому ученику.

Несформированность приемов учебной деятельности так же может быть причинной низкого познавательного интереса. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Если не обучать ребенка специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. Если специально не обратить внимание на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Иногда коррекция неадекватных способов работы может вызвать недовольство и сопротивление ученика, объясняемое нежеланием менять привычные формы деятельности, что в свою очередь оказывает влияние на снижение интереса к обучению.

Недостаточнаясформированность основных психических процессов (мышления, памяти, внимания): ребенок, придя в школу, обладает конкретным, наглядным мышлением. По некоторым источникам, слабость развития психических процессов - одна из существенных причин неуспеваемости детей в начальной школе и сниженного познавательного интереса.

Интеллектуальная пассивность - неумение и нежелание активно мыслить - является следствием неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Природные особенности ребенка, неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

Среди основных свойств нервной системы выделяют силу и подвижность как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение особенности человека.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом. В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес.Егообласть - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.[5;58]

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимыхфакторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивностьпротекания познавательной деятельности учащихся. В познавательном интересенаходит своё выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.

1. В нём выражено единство объективной и субъективной сторон

познавательной деятельности. Любой учебный предмет и дажепознавательная задача имеет объективные интересные свойства заключённыев новых фактах, неизвестных явлениях, в связях закономерностях,заставляющих по-иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждыйпредмет имеет своеобразие, всё содержание обучения выступает передучащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно. Вматематике они видят логическую стройность, системность, упорядоченностьсвязей и процессов, в зоологии - многообразие животного мира и т.д.Другой важной стороной ценности познавательного интереса для процесса обучения является то, что в нём наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения. Познавательный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе средств. По тому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, с каким приложением личных сил и индивидуального рвения проделана предложенная работа, по эмоциональному и интеллектуальному настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного воздействия на них учебного процесса. Проблема выявления психолого - педагогической закономерности учебного процесса - переход внешних форм деятельности во внутренние процессы, а затем и состояния учащихся, столь значимая для эффективности обучения, может быть решена при помощи познавательного интереса.

3. В этой связи нужно обратить внимание ещё на одну сторону ценности
познавательного интереса в процессе обучения, которая связана с психологической структурой самого феномена. Анализ психологической структуры познавательного интереса привёл наших психологов кзаключению, что это сугубо личностное образование, сопряжённое с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Познание невозможно без активной мысли. В познавательном интересе находит своё выражение « мысль - воля, мысль участие, мысль - переживание»,и это представляет для учебного процесса большую ценность.

4. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавательную деятельность, в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Её энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительному и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес. Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемымисточником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. [19;52]

Если познавательный интерес - это значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению. [9. с. 12]

По каким же признакам можно судить о наличии учащихся познавательного интереса. Многие исследования позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:

-специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке;

-особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;

-особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.

Первую группу признаков (критериев )интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечений, возникновения вопросов в процессе учебной стельности. На интересном уроке учащиеся сидят, не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. [19;32]Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе же нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересующего вопроса. Желание можно дольше заниматься данным предметом, нежелание прекратить занятие, урок также показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок. При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ходу рассуждений учителя и нередко дает об этом знать: нет - нет, да и вставитвопрос, или как-то ещё выразит своё отношение. Важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов процессеучебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задают вслух.В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Любознательный дошкольник, младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще задает вопросы книге и ней ищет интересующие его ответы. Взрослый задает вопросы самому себе, ставит перед собой проблему и выясняет её экспериментально или теоретически.

Возникновение вопросов считается существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ребенка, дают возможность и о содержании его интереса. Внешние признаки возникшего интереса не сразу удаётся распознать и отличить от сознательного внимательного вслушивания в трудное сообщение. Однако пристальный взор опытного учителя увидит особое оживление детей при затронувшей их интересной теме, появление радости на лицах. По блеску широко открытых глаз у одних, по напряженности, устремленности вперед, чтобы лучше видеть, слышать, у других учитель поймёт, что ему удалось вызвать у своих учеников интерес.

Вторая группа признаков связанас изменением поведения учащихся, в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока. После урока не расходятся, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися. Учащиеся добровольно и охотно выполняют задания для самостоятельной работы, выступают сдокладам сообщениями и т.д., читают соответствующую дополнительную литературу.

А что делает ученик дома, в свободное от занятий время? Как меняется под влиянием возникшего интереса весь его образ жизни? Об этом свидетельствуют критерии, выделенные в третью группу. Учитель может узнать всё из беседы с родителями, из посещения семьи учащегося, из собственных наблюдений

поведения ученика вне школы, наконец, из беседы с самими учащимися. Все это может быть показательным, если учитель выяснит, что или кто побуждает его воспитанников заниматься дома чтением познавательной литературы, конструированием или постановкой физических или химических опытов -товарищи, родители или собственное желание заниматься этой деятельностью.[3; 11]

Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит, обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю.

На основании анализа опыта работы передовых учителей, а также специально поставленных экспериментов были выявлены необходимые предварительные условия для формирования познавательного интереса. Самая первая необходимость, которая возникает у учителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес, - создание материальных условий для успешного обучения. Это заботливое оборудование урока, без которого не может осуществляться нормально обучение, в том числе хорошо оборудованные мастерские, кабинеты. Это и обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы - отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока, напряженность работы, излишнего утомления. Наряду с материальными условиями подготавливается «умственная почва». Это важнейшее обстоятельство, обеспечивающее воспитание познавательного интереса. Только на определенном уровне накопления предварительных знаний, навыков и хотя бы начальное представление изучаемых объектах, областях науки, подготовить почву для элементарных обобщений. Для формирования познавательного интереса нужно приобрести некоторые знания, а для приобретения полноценных знаний необходимо познавательный интерес. Но если у детей нет интереса даже к первоначальным знаниям, как могут они эти знания приобрести? Тут и понадобится предшественница интереса - занимательность. Она может хоть на некоторое время привлечь детей к занятиям, открыть их сердца к учению.

В младших классах такую занимательность могут создать дидактическая игра, яркие, красочные пособия. Все это поможет на первых порах приохотить детей к учению и создать у них некоторый пусть элементарный, запас знаний. Конечно, не развлекательность на занятиях, а их привлекательность очень важна в самом начале воспитания интереса. На этом этапе необходимо проверить те представления, с которыми дети приходят в школу или на урок, те первые знания и интересы, тот личный опыт, за который можно «зацепиться», чтобы новые умения и знания сделались «своими», были «усвоены». Знания детей важно не только «прощупать», но и дополнить, уточнить, внести нужные коррективы, тогда уже можно на них опираться. Опытный учитель опирается также на интересы детей, возникшие раньше, чтобы использовать их в учебной деятельности и приохотить детей к учению. [4;] При этом важно усечь уровень знаний, и умственных навыков учащихся каждого класса, каждого возраста и уровень возможностей их обобщения, осмысления, подготавливая учеников к восприятию того нового, что несет с собой каждая ступень обучения. Не менее важным для привлечения детей к накоплению и расширению круга представлений в изучаемой области, оказалось, обогатить учащихся новыми яркими впечатлениями, создать необходимый опыт, облегчающий восприятие знаний по данному предмету или данному разделу. Для этого необходимы посещения музеев и других учреждений культуры, заводов, лабораторий, встречи с интересными людьми - источником живой и действенной информации. Однако и этого всего далеко недостаточно. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т.е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.

Исходя, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что познавательный интерес очень важен для обучения младших школьников. Существуют различные классификации и их трактовки признаков наличия познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Перед тем, как рассуждать об условиях формирования познавательного интереса, подчеркивается ценность его для успешного обучения и воспитания. Условий формирования у разных авторов выделяется большое количество, но самыми значимыми можно назвать следующие: материальная оснащенность процесса обучения, психологический климат на уроке, обеспечение учителем продуктивности работы, интерес к предмету познания, обогащение новым опытом, повышение учебной мотивации и т.д.






3. Творческие задания на уроках литературного чтения как условие формирования познавательного интереса младших школьниковв условиях реализации ФГОС

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, А.М.Матюшкин, М.А.Холодная, В.Н.Дружинин и другие. Придерживаясь позиции учёных, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучение творческой деятельности младших школьников, можно выделить компоненты творческих способностей младших школьников:

-творческое мышление;

-творческое воображение;

-применение методов организации творческой деятельности.

В последние годы для многих педагогов и родителей стало очевидно, что дети перестают читать, так как появилось множество других источников знаний. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультиками, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочинять, писать. Развивать этот дар, научить ребёнка наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время особенно необходимо. Ромен Роллан писал: «Радость - солнце, озаряющее всё, что есть и всё, что будет, - это божественная радость творчества! Все радости жизни в творчестве…» .Художественная литература заключает в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить ребёнка, стать мощным средством его развития. Таким образом, литературное чтение, являясь в период начального обучения одним из главных средств открытия мира, связано с развитием лингвистического мышления , которое предполагает не только уяснения значения слов, частей слова, словосочетаний и предложений, но и сообщения в целом, смысла высказывания, мотивов, движущих поступками героев, отношение автора к событиям и героям и т. д. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им даётся что- то новое, более сложное, когда надо «придумать», «догадаться». Нет ни к чему не способных детей. Каждый ребёнок умён и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если: -создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребёнка; - обеспечивается включение младших школьников в творческую деятель- ность, в процессе которой решаются творческие задачи; -развивающая работа с детьми строится на диагностической основе. Формы организации учебного пространства: *индивидуальные (сочинение, «рифмованные строки», стихи, отзыв о книге идр.); *индивидуально- групповые (микро групповое взаимодействие, практическая ситуация, исследовательский проект); * парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в доказательствах);

*групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях); *коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого мышления и организации творческой деятельности вообще). От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит своё отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.

Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников. Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. Развивающие минутки дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету - он активнее работает после таких занятий. Способность к творчеству на уроках литературного чтения часто проявляется в неизменных стремлениях обучающихся что- то фантазировать и сочинять. Фантазии- источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Творческие задания, как, например, пересказ истории лягушки путешественницы от лица прутика, за который она держалась в полёте, формирует у детей чувство юмора. Курс литературного чтения представляет собой систему заданий и вопросов, которые нацелены на формирование мыслительной деятельности как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизведению полученных знаний. Поэтому, решая задачу речевого развития младших школьников, автор учебника стремится привлечь школьника в соавторы и сотворцы, пробуждая в нём фантазию, укрепляя присущую возрасту творческую свободу. Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и на собственное авторское творчество. Основные направления развития творческих способностей: игровая деятельность, творческое сочинительство, сочинения и диктанты, сюжетные и тематические циклы уроков, интеллектуальные игры. Для развития творческих способностей имеет значение не просто готовые обобщённые задания, а высокая умственная активность обучающихся в процессе приобретения и оперирования знаниями и навыками. Для того, чтобы процесс формирования и развития творческих способностей был успешным и более продуктивным необходимы следующие условия: оборудованное помещение для занятий ; -укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по литературному чтению (учебники, в том числе и с электронным приложением к ним, методическая литература, картины и таблицы по литературному чтению); -наличие репродукций картин знаменитых живописцев; - наличие классной библиотечки произведений художественной культуры; -организация курсовой подготовки для учителя. Результативность. Повысился уровень познавательного интереса обучающихся. Учащиеся приобрели умения: -работать самостоятельно с информацией, исследуя, анализируя её и делая выводы; -вести поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию; -находить альтернативные варианты решения проблем; -работать с разными справочными материалами; -отстаивать свою точку зрения. Участие в конкурсах, олимпиадах, творческих проектах. Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения, являясь в тоже время жизненно необходимым фактором становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса, тускнеет, личность лишена того значительного внутреннего стимулятора, который постоянно подталкивает ее движение, открывает перед ней новые перспективы, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой человек ни занимался. Дидактическая наука на современном этапе на это обращает особое внимание учителя. Обогащениемотивационной иоперационной сфер учения происходит и за пределами урока. Условия свободной деятельности, в которой совершается свободный выбор содержанияи способов, укрепляют и познавательный интерес, и самостоятельность, иактивность развивающейся личности.

Чтение в начальных классах является важнейшим учебным предметом и одновременно средством обучения. Чем успешнее дети овладевают полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будет реализованные возможности, которые кроются в материалах, в целях обучения, воспитания и развития учащихся. [11;47]

Чтение по своей психологической структуре - сложное явления. Русский психолог Н.А. Рыбников писал: «В акте чтения можно подметить процессы: восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержание; интеллект, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и так далее».

Ребенок, впервые переступивший порог школы, сталкивается с трудностями школьной жизни. Главная задача каждого учителя сделать, такчтобы эти годы учебы стали для ребенка годами радости, независимо от того, какими и способами он обладает.

Источником такой радости должна стать книга. Поэтому вся работа педагога по обучению чтению должна способствовать воспитанию художественного вкуса, любви к чтению, возникновению и развитию интереса к чтению у детей.

Изучение интересов школьников является условием успешного проведения уроков чтения. Психологи считают, что главным условием возникновения у младших школьников интереса к тому или иному делу является серьезный и обязательный характер деятельности, которой его хотят заинтересовать. А развитие и закрепление интереса тесно связано «с такой организацией учебной работы учителя, которая вызывает у учащихся интеллектуальную активность, дает им известные знания, умения и навыки, построена с учетом все возрастающей сложности учебного материала, создает потребность в новых достижениях и вызывает чувство успеха» [6;47].

Интересы выражают специальную направленность личности на познание определенных явлений окружающей жизни, а также более или менее постоянные склонности человека к определенным видам деятельности.[9;34]

Особенностями интересов являются:

1 .Сосредоточенность личности на довольно узком круге знаний и видов деятельности; например, интерес к литературе вообще и к различным жанрам в частности;

2.Больше чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности, которая интересуют человека;

3.Расширение и углубление знаний человека в конкретной специальной области и развития соответствующих практических навыков и умений, например, в чтении;

4.Активизация не только познавательных процессов, но и творческих усилий человека в данной области.

Интересы всегда характеризуются чувством своеобразного эмоционального удовлетворения, побуждающим человека к длительному занятию чтением. Дети любознательны, им все интересно.

Особенно на уроках внеклассного чтения, где каждый ребенок делится впечатлениями от прочитанного, рассказывает о новинках в детской литературе. Все это пробуждает у детей интерес и желание читать.

Изучение интересов школьников является условием успешного проведения уроков чтения.

С этой целью учителя организуют выставки рисунков, беседуют с учащимися о книгах, на уроках используют различные виды работ.

Нередко выявляются односторонние интересы детей: одни любят читать только сказки, другие увлекаются приключениями и так далее. Задача учителя -расширить читательские интересы детей, используя для этого разнообразные приемы и рекомендации книг для чтения.[13;90]

Чтобы ребенку было приятно, радостно и интересно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать с книгами на специальном условном для них книжном языке. Пока он этого не умеет, любая книга для него - это, образно говоря, избушка на курьих ножках, в которую неизвестно, как войти.

Мир книг для него - общество мудрецов, но немых и глухих, а поэтому равнодушных к его конкретным и острым заботам, тревогам, печалям и радостям.

Конечно, волшебство общения с книгой значительно сложнее, однако чтобы оно все же своевременно состоялось, чтобы ни у кого из детей не возникло разрыва между умением и желанием читать книги, волшебник должен появится, вовремя - на первой же неделе обучения.

С первых же дней пребывания ребенка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа учительницы по привитию детям любви к книге, а значит, и к чтению книг.

Чтобы поддержать у детей интерес к чтению, нужно постараться вносить что-то новое и самой хорошо знать детскую литературу.

Организация учебного процесса формирует у младших школьников читательскую самостоятельность.

При овладении умением самостоятельно выбирать и читать книги у ребенка читателя с помощью взрослых должна развиваться способность всесторонне воспринимать этот предмет как комплексное явление культуры, где форма и содержание взаимно связаны и рассчитаны на помощь читателю, задача которого состоит в том, чтобы как можно более точно воспроизвести события, явления, переживания, значительные в книге по законам художественного творчества.

Обучение чтению не сводится к развитию технической стороны навыка чтения, но и должно развивать интерес к книгам, вводить ребенка в прекрасный мир литературы.

Таким образом, чтобы ребенок заинтересовался книгой, надо представить очень разные книги, помочь ему осознать это разнообразие, обеспечить каждому ребенку встречу с книгой.

Тогда и возникает тот самый интерес, который станет движущий слой желания читать и который иным способом сформировать нельзя.

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней.

Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

  • наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;

  • разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;

  • соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;

- последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;

- стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;

- разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Уроки литературного чтения могут быть более разнообразными и способствовать развитию познавательного интереса, если в содержание включать творческие задания. В практике обучения существуют различные типы творческих заданий.

Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

а. Работа с иллюстрацией к тексту.

б. Рецензирование детьми созданных рисунков.

в. Составление диафильмов по произведению.

г. Лепка и аппликация.

д. Метод моделирования.

е. Книжки- самоделки.

Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

а. Составление вопросов и тестов по данному тексту.

б. Творческое пересказывание.

в. Продолжение произведения (придумывание конца).

г. Творческое сочинение.

д. Словотворчество.

е. Отзыв- рецензия.

ж. Работа с читательским дневником.

з. Аннотация.

Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.

а. Работа с кроссвордами.

б. Составление викторин.

в. Драматизация.

г. Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.

Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

а. «Древо мудрости!»

б. «Общее стихотворение».

в. «Я начну, а ты продолжи...» (проба поэтического пера)

г. «Небылица за 10 минут»

д. «Цифровой диктант».

е. «Живые картинки».

Исходя, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, психологи, учителя утверждают, что из всех дисциплин, преподаваемых в начальных классах, литературное чтение больше всего влияет на развитие «познавательного интереса». У ребенка лучше развивается познавательный интерес с помощью книги и литературного чтения. Разнообразные творческие задания, используемые на уроках закрепят и ещё больше разовьют желание к познанию нового и стремление к саморазвитию.





4.Формирование универсальных учебных действий при выполнении творческих заданий на уроках литературного чтения

Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают

учащимся на уроках литературного чтения возможность широкой ориентации как в различных художественных произведениях, так и в строениисамой учебной деятельности. Литературное чтение, как учебный предмет,формирует способность учащегося самостоятельно успешно усваиватьновые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться.

Творческое чтение - это воспроизведение чужого творения собственной душой; жизнь произведения в сознании читающего человека; свободамыслить своей собственной мыслью; это способность реагировать на читаемый текст, активизировать по ходу чтения собственные мысли и чувства, оставлять след в душе от прочитанного, развивать сознание.

Технология творческого чтения,предложенная И.А. Якимовым, которая включает в себя:

- знакомство с текстом литературного произведения;

- выражение детьми впечатлений от прочитанного в процессе созданиявторичных образов;

- обсуждение вторичных художественных образов.

С первой встречи с текстом приучаем учеников работать «с карандашомв руке». При этом используются следующие виды работы:

- «Здравствуйте, незнакомцы!» (выделение, подчеркивание в тексте незнакомых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов и последующее объяснение их значения).

- «Мой друг - вопрос» («вычерпывание» информации из каждого слова,

словосочетания, предложения; постановка вопросов).

- Вопрос, ответ на который ученик получает сразу же по ходу чтения текста (знак вопроса на полях зачеркивается).

- Вопрос, ответ на который ученик получает не сразу, но может вычитать

непосредственно в тексте (в следующем абзаце, части, главе). В таком случае знак вопроса обводится в круг, а справа от него записывается номер

страницы (строки), на которой был найден ответ.

- Вопрос, ответ на который не был напрямую предъявлен автором в тексте, но ученику удалось вывести его из содержания (знак вопроса обводится в треугольник, такой же треугольник ставится на полях справа отместа в тексте, где содержится необходимая для ответа информация).

- Вопрос, ответ на который ученик не смог получить, даже дочитав текст

до конца (знак вопроса обводится красным карандашом).

После прочтения текста произведения начинаю этап работы, которыйдает возможность ученикам высказать свои впечатления. Здесь применяются

такие приемы творческого чтения:

- Обмен мнениями о прочитанном по вопросам учителя и детей: Что по-

нравилось? Какой эпизод и герой больше запомнились? Какое настроение

возникает при чтении произведения?

- «А я сомневаюсь!» (проверка имеющейся в тексте фактуальной информации: описания событий, героев, места и времени действия и т.п.).

- Составление плана произведения для определения его важных моментов и пересказ прочитанного.

- Пересказ от имени какого-либо персонажа в измененной форме, например, письма, статьи в газету, радиорепортажа с места событий и т.д.

- Пересказ в стихах.

- Заучивание наизусть.

- Воспоминания о случаях из своей жизни

- Рассказ по аналогии с прочитанным.

- Дополнение произведения.

- Сопоставление двух или нескольких произведений.

- Словесное рисование картин по прочитанному.

- Придумывание вопроса к произведению.

- Представление книги.

- Составление загадки о произведении или его персонажах.

- Рисование эпизода, который больше всего понравился - позволяет определить более интересные для детей эпизоды.

- Рисование конкретного (заданного) эпизода или предмета - позволяет

провести обсуждение рисунков одного эпизода с целым классом.

- Серия рисунков (комикс) - позволяет привнести в рисунок элемент динамизма, изобразить важные с точки зрения детей события произведения.

В серии может быть всего несколько «кадров», отражающих содержание

одного эпизода.

- Рисование персонажа, предмета или образного понятия - обращает

внимание детей на детали, те подробности, которые иногда остаются зарамками беседы.

- Изображение настроения эпизода или персонажей с помощью красок.

- Аппликация, лепка, изготовление макета книги.

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций профессионального художника к произведению - позволяет провести соответствие изображенияперсонажей, настроения эпизода с возникшими у детей образами.

При работе с литературными текстами можно использовать памятки, которые помогают организовывать работу по сформированности информационной компетентности младших школьников. Примеры памяток-инструкций, при работе с которыми, формируется навык смыслового чтения текстов.

Памятка 1. «Работа с заголовками»

Прочитав заголовок, остановитесь.

1. Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь и остановитесь.

2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.

3. Поставьте вопросы, на которые по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.

4. Попытайтесь, насколько это возможно, до чтения текста дать на эти вопросы предположительные ответы.

5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.

Памятка 2. «Работа с текстом»

Обращайте внимание на непонятное в тексте.

1. Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках.

2. Непонятным может быть само содержание текста. Продумайте, не

связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом, повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.

Памятка 3. «Диалог с автором»

1. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту, выдвигайте свои предложения.

2. Проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительные ответы на вопросы, ищите ответ в тексте.

Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В

таких случаях попытайтесь найти недостающие сведения в других источниках информации.

Памятка 4. «Выделение главного»

1. Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного.

Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль поясняет или дополняет?

2. По ходу чтения составляйте план (устный или письменный).

3. Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.

4. В случае необходимости делайте выписки.

5. Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.

6. На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!

Памятка 5. «Запомни!»

1. Объясните себе, в чем связь мыслей - пунктов вашего плана.

2. Перескажите текст по плану.

3. Ответьте па вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.

Памятка 6. «Проверьте себя!»

1. Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.

2. После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.





5. Работа с детской книгой во внеурочное время.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что приоритетной целью обучения чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание им себя как грамотного

читателя, способного к творческой деятельности.

В примерной программе начального общего образования «читательская

компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания». Читательская компетентность является частью информационных компетенций. Для того, чтобы научить ребёнка работать с информацией, нужно научить его работать с книгой.

Под умением работать с книгой Граник Г.Г., Бондаренко С.М. понимают формирование следующих умений:

- различения элементов и аппарата книги (титульный лист, обложка, автор, заглавие, оглавление, иллюстрация, аннотация);

- различения типов изданий (художественное произведение, сборник, собрание сочинений, учебник, периодическая печать, справочник, энциклопедия);

- различения жанров произведений (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья, летопись, былина);

- различения видов информации (художественная, научно - популярная, публицистическая, деловая и пр.);

- самостоятельного выбора книги на определенную тему на основе рекомендованного списка и др.

- соблюдение правил обращения с книгой.

Традиционно умение работать с книгой формировалось в процессе учебных занятий. Новый стандарт рассматривает внеурочную деятельность

как обязательную часть образовательного процесса, увеличивающую вариативность и адаптивность образования к потребностям, способностям

и интересам школьников. Поисковый режим образования наиболее полно

может быть реализован именно во внеурочной деятельности, что определяет необходимость выбора разнообразных форм работы.

Для организации работы с книгой можно использовать такую форму, как кружок. Кружковая работа может использовать тот же, что и урок, арсенал методов обучения с внесением различных корректив, даёт возможность включения каждого обучающегося в субъект-субъектные отношения, развития коммуникативных качеств. Кружок по работе с книгой

является дополнительным ресурсом для развития читательской компетентности и, как следствие, углубления полученных знаний, раскрытия

индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развития самостоятельности и творческой активности детей.

Проведение занятий показывает, что при работе с детской книгой возможно формирование таких универсальных

учебных действий, как:

- смыслообразование (установление связи между целью деятельности и

её мотивом);

- нравственно-этическая ориентация (развитие этических чувств, добро-

желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости);

- интерес к книге, к ведению диалога с автором; потребность в чтении

(средство формирования личностных УУД - детские книги с разножанровыми литературными произведениями, вопросы и задания),

- определение и формулирование цели деятельности на занятиях кружка

с помощью учителя;

- проговаривание последовательности действий на занятии;

- высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией;

- работа по предложенному учителем плану;

(Средством формирования вышеперечисленных регулятивных УУД

может служить технология проблемного обучения, применение которой

возможно и во внеурочной деятельности).

- ориентирование в книге (по элементам книги, условным обозначениям);

- умение находить ответы на вопросы в книге, иллюстрациях;

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразование информации из одной формы в другую (моделировать

обложку);

- умение пользоваться словарями, справочниками;

- поиск и выделение необходимой информации;

(Cредством формирования указанных познавательных УУД служат

детские книги, обеспечивающие развитие функциональной грамотности

(первичных навыков работы с информацией).

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

иллюстраций, книжек-самоделок);

- умение слушать и понимать речь других;

- умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

(Средством формирования данных коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах).

Можно увидеть преимущества работы с книгой, её эффективность в:

1) возможности многократной работы учащихся с интересующей их

книгой;

2) получении возможности свободно читать и понимать прочитанное;

3) способности развития личности учащихся в целом;

4) усилении воздействия книги как средства познания окружающего

мира;

5) выработке умения ориентироваться в мире детских книг.

Можно отметить, что работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Кружок предоставляет возможность повышения уровня работы с книгой от класса к классу. Каждое занятие кружка, вводя обучающихся в мир детских книг, развивает интерес к читательской деятельности, читательскую компетентность, весь комплекс универсальных учебных действий, актуальных для младшего школьника.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система образования требует опоры на новейшие достижения педагогики и психологии, признаёт, что в познавательном интересе обнаруживаются большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом. В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или, как его принято называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Нами была предпринята попытка систематизировать и обобщить научные знания о познавательном интересе младшего школьника и её его влиянии на успешность обучения в психолого-педагогической литературе. Мы показали значение роли учителя на уроках литературного чтения, роли разнообразных творческих заданий в оказании помощи в формировании познавательного интереса.

Таким образом, какие бы виды творческих работ не применялись на

уроках литературного чтения, все они ведут к главному продукту - творчеству самой жизни. Способность к самовыражению, дивергентное мышление, активность ассоциаций, приобретенные в процессе реализации

творческого чтения, важны в любой ситуации. Они важны и в принятии решений, требующих мобилизации опыта, комбинации его в новыеструктуры, нахождения новых связей. В творчестве лежит ключ к гармонизации личности с самим собой и с окружающим миром.

А для учителя творческие работы в итоге являются не финалом знакомства с литературным произведением, а материальной фиксацией его художественного мира и стимулом для более глубокого обсуждения с детьми.

Применение методики творческого чтения на уроках литературного

чтения при формировании познавательных УУД, позволяет достигать определенных результатов. Так, в ходе наблюдений ибесед с детьми, отмечаем, что у многих учащихся появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы,соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины,нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданыэти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачинужную интонацию.

У детей изменяется отношение к собственным ошибкам и затруднениям,возникающим в ходе творческой деятельности.

Более ярко проявляется способность кфантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Таким образом, применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует формированию познавательных УУД,

развитию творческого потенциала младших школьников, который играетрешающую роль в достижении развивающего аспекта обучения. Благодаря развитию творческого мышления и речи на основе системы работы потехнологии творческого чтения у моих учеников формируются познавательные УУД, у них развиваются творческие возможности; проявляетсяумение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать; появляется самостоятельность и своя точка зрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бойков, Л.В. Методы изучения и формирование познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс] \ Л.В. Бойков; Режим доступа eidos. - заглавие с экрана.

  2. Гиткина, Н.И. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу [Текст]\ Н.И. Гиткина, В.В. Пенечков,//Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 4(5) с 58.

  3. Гончарова, Д. М. Выявление познавательного интереса [Текст]\ Е.М. Гончарова// Начальная школа: плюс-минус до и после - 2009 - №8 с.11.

  4. Гончарова, Е.М. Развитие творческих одарённостей младших школьников [Текст] /Е.М. Гончарова // Начальная школа: плюс-минус до и после - 2009-№8,с 20

  5. Костарева, Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интересашкольников в процессе их профессионально-личностного самоопределения [Электронный ресурс]/Т.В. Костарева- Режим доступаkursovaia. - заглавие с экрана.

  6. Курочкина, М.В. Методы развития творческих способностей младших школьников [Текст] \ М.В Курочкина// Воспитание школьников - 2009- №4 с.48.

  7. Клевцова, Л.Е. Развитие творческих способностей школьников [Текст] \ Е.Л.Клевцова \\ Начальная школа - 2009-№10.с.80.

  8. Коха, Н.А. Развитие познавательного интереса у младших школьников [Текст] \ Н.А. Коха \\ Дошкольная педагогика - 2010 - №2 - с. 62.

  9. Курбатова, Н.В.Развитие творческого воображения при иллюстрировании литературных произведений [Текст] \ Н.В. Курбатова \\ Начальная школа: плюс-минус до и после.2008- №3 с.84.

  10. Лебедев, А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников [Текст] А.В. Лебедев \\ СПО- 2010. №2 с.62.

  11. Лебедева, А. В. Роль познавательного интереса младших школьников [Текст] \А.В. Лебедев // Начальная школа - 2010г -№4 с.62.

  12. Лазарева, В. А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе [Электронный ресурс]\ В.А. Лазарева; Режим доступа nsc.1september -заглавие экрана.

  13. Ледяева, С.А. Идентификация детской одаренности педагогами [Текст] \ С.А.Ледяева//Научно-практический журнал. - 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

  14. Музикин, А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младшего школьников [Текст] \ А.Н. Музикин \\ начальная школа-2008. - №5с.47.

  15. Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте [Текст] \ Н.П. Миронов // Начальная школа.- 2004 г. - № 6- с. 33

  16. Пахомова, A.M. Творческое начало (программа развития невербального компонента творческого мышления учащихся 4-6 кл.) [Текст] \ A.M. Пахомова//Воспитание школьников. 2010 - №1 с. 58.

  17. Пахомова, А.М. Творческое начало [Текст] \ А.М. Пахомова \\ Воспитание школьников - 2010 - № 1- с. 58

  18. Страхов, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] \ Н.М. Страхова // Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с. 107.

  19. Тюников, В.Ю.Сценарный подход в педагогическом взаимодействии [Текст] \ В.Ю. Тюников //Педагогическая техника. -2004 г.- № 2.- с.87-88.

  20. Фопель, К.Г. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие [Текст] \ К. Г. Фопель. М. - 2001 с.

  21. Чихман, Т.М. Приёмы коррекции познавательной деятельности младших школьников [Текст] \ Т.М. Чихман// Начальная школа - 2010. №3.

  22. Шарапова, О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников [Электронный ресурс] \О.В. Шарапова; Режим доступа . -- заглавие экрана.

  23. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Электронный ресурс] \ Г.И. Щукина; - Режим доступа: file.qip.ru - заглавие с экрана.

  24. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]/ Г.И. Щукина- М.: Педагогика- 2006. - 216 с.






Методики, используемые для изучения уровня познавательного интереса младшего школьника.


Приложение № 1


Методика №1.Изучение мотивации по методике Г.Н. Лускановой.

Для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова предлагает также специальную анкету, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, негативный - 1 балл, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25 - 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 - 24 балла характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 - 24 балла характерны для средней нормы, 15 - 20 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 - 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Вопросы анкеты.

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу?

  4. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие - ни будь уроки?

  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только определенные предметы?

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  9. У тебя в классе много друзей?

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет, оценить динамику школьной мотивации может служить критерием школьной динамики в общении и развитии.

Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:

Высокий уровень - ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - ребёнок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовиться к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкий уровень - ребёнок относиться к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; самостоятельным занятием не проявляет интереса; к урокам готовиться нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.



Приложение № 2

Методика №2. Изучение познавательного по методике Т.Д. Дубовицкой (модифицированной нами).

Учащимся предлагаются вопросы опросника, где ответы отмечаться знаками «+», « - » при согласии с вопросом. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель.

Вопросы анкеты.

  1. Изучение предмета литературного чтения даёт мне возможность многое узнать для себя, проявить свои способности.

  2. Чтением заниматься интересно, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

  3. Задания по чтению мне не интересны, я их выполняю, потому что требует учитель.

  4. Трудности на уроке делают этот предмет для меня ещё более увлекательным.

  5. Считаю, что трудные темы можно было бы не изучать.

  6. На уроке чтения у меня бывает такое состояние, когда « совсем не хочется учиться».

  7. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по чтению, не люблю, когда мне подсказывают.

  8. По возможности стараюсь списать у товарищей или выполнить за меня.

  9. Оценка по чтению для меня важнее, чем задания.

  10. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с чтением.

  11. Если по болезни я пропускаю уроки чтения, то огорчаюсь.

  12. Если бы было возможно, я исключил бы чтение из расписания уроков.


Приложение № 3

Методика №3. Наблюдение за поведением учащихся.


  1. Включается в деятельность.

  2. Активность на уроке.

  3. Усидчивость, устойчивость, внимание на уроке.

  4. Стремление к выполнению проблемных ситуаций и творческих заданий.

  5. Генерация идей, решений проблемных ситуаций.

  6. Сохранение интереса до конца урока.

  7. Отношение к заданиям учителя (проявление любознательности).

  8. При выполнении учебных заданий сосредоточен, может работать длительное, время.



© 2010-2022