Проект «ШКОЛА – ЗОНА БЕЗ НАРКОТИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ»

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Шильнебашская СОШ с углубленным изучением английского языка»



ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

« ШКОЛА - ЗОНА БЕЗ НАРКОТИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ»



В номинации «Лучший инновационный проект «Воспитательная антинаркотическая профилактическая работа с детьми и подростками в микрорайоне»








Содержание.
Информационная карта проекта. 2 стр.

Введение. 3 стр.

I. Школа- зона без наркотиков.

1. Ожидаемые результаты. 4 стр.

2. Обоснование актуальности. 4 стр.

3. Новизна проекта. 6 стр.

4. Участники проекта и кадровое обеспечение. 6 стр.

5. Механизмы реализации. 6 стр.

6.Финансово-экономическое обоснование. 7 стр.

7. Предполагаемый конечный результат 7 стр.

II. Содержание проекта. 8 стр.

III. Ход и результат исследования. 10 стр.

IV. Заключение. 15 стр.

V. Литература. 17 стр.

Приложения 18 стр.


Информационная карта проекта





Название проекта

ШКОЛА - ЗОНА БЕЗ НАРКОТИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ.


Ф.И.О. автора, должность.


Калугина Т.Д., заместитель директора по ВР


География проекта


МБОУ «Шильнебашская СОШ с углубленным изучением английского языка», Тукаевского района


Актуальность проекта


В настоящее время проблема наркомании среди подростков и молодежи волнует все человечество. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, и злоупотребление ими представляют серьезную угрозу экономическому процветанию, здоровью населения и национальной безопасности России.


Цель и задачи проекта


Цель: уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в плену наркотического омута.
Задачи:
1. Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»;
2. Провести профилактическую работу с подростками и их родителями;
3. Научить подростков вести себя при давлении сверстников;
4. Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков;
5. Посоветовать родителям как вести себя, чтобы уберечь своих детей-подростков от наркотиков.


Краткое содержание проекта


Данный проект направлен на снижение интереса у подростков и молодежи к наркотикам, обучение родителей, как уберечь своих детей от наркотиков.


Сроки выполнения проекта


1 год


Бюджет проекта


1300 рублей.

Введение.

Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим, что это может случиться с нами.

Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.

Детская наркомания - это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу - профилактику наркомании.

Выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной, если: подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами; в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Цель: уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в плену наркотического омута.
Задачи:
1. Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»;
2. Провести профилактическую работу с подростками и их родителями;
3. Научить подростков вести себя при давлении сверстников;
4. Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков;
5. Посоветовать родителям как вести себя, чтобы уберечь своих детей-подростков от наркотиков.


Ожидаемые результаты проекта.

1. Психолого-педагогическая деятельность в школе в рамках системы профилактики злоупотребления ПАВ детьми и подростками будет содействовать:

- изменению общественных норм в отношении к употреблению наркотиков и к их потребителям;

- формированию тех качеств личности, которые способствовали бы здоровьесберегающему поведению у детей и подростков;

- созданию современной информационно-коммуникационной системы по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и подростков по средствам Интернет-сети;

- анализу, обобщению и распространению положительного опыта организации профилактической антинаркотической работы с детьми и подростками;

- расширению спектра технологий профилактической работы;
- совершенствованию научно-методического обеспечения деятельности специалистов образовательных учреждений, учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
2. Профилактическая работа с семьей будет способствовать:

-формированию здорового образа жизни среди детей и подростков;

- активному отношению родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок;

-предупреждению эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;

-позитивному влиянию на микросоциум.


Обоснование актуальности проекта.

Проблема наркомании считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Антинаркотическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к сожалению, не всегда эффективна.


Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. По данным информационно-аналитического Центра социологических исследований Министерства образования РФ, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи от 12 до22 лет составляет 44,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем в возрасте 15,4 года. В стране 15 млн. наркоманов.
Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. За последние 5 лет число школьников и студентов возросло в 8 раз. Число смертельных случаев от употребления наркотиков за последние 10 лет увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Средний возраст жизни употребляющих наркотики - 21 год.
50% - умирают после одного года употребления.
13% - доживают до 30 лет.
1% - доживают до 40 лет.
Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети видят, как родители пьют, курят, употребляют наркотики и в будущем перенимают их поведение на себя.
Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать соответствующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся подростками: чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск уменьшается.
Но невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять давлению сверстников, уметь сказать «нет» и что делать родителям, чтобы обезопасить своих детей.
Этому и посвящен данный проект.
В России незаконные операции с наркотиками преследуются в уголовном порядке, поэтому употребление наркотиков, неизбежно ведет к конфликту с законом.
Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в регионе, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление психоактивных веществ и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться:

- на методологию формирования у детей и подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

- на формирование у детей и подростков, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);

- на раннее выявление и диагностику наркозависимости;

- на реабилитацию детей и подростков, возвращающихся из среды наркотизации в нормативную жизнь

На основании этого профилактика злоупотребления психоактивными веществами должна стать целостной, организуемой в рамках единой программы системой мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.

Новизна проекта заключается в следующем:

- на основе системного и междисциплинарного подходов уточнено понятие «социальная природа наркотизма», которое представляет собой одну из форм проявления дисфункциональности взаимоотношений ребёнка с окружающей социальной средой;

- посредством анализа отечественного и зарубежного опыта по проблеме предупреждения и преодоления наркомании среди учащихся школы выделены наиболее эффективные формы профилактической работы с подростками, научно обосновано организационно-содержательное обеспечение профилактики наркомании как социально-педагогического процесса.
Участниками проекта являются учащиеся МБОУ «Шильнебашская СОШ с углубленным изучением английского языка»

Кадровое обеспечение проекта

Для реализации проекта необходимы следующие кадры:

1. Классный руководитель для организации и реализации плана профилактики наркомании;
2.ФельдшерФАП;
3. Заместитель директора по ВР.

Механизм реализации проекта

1. Организационные условия

Реализовывать проект будет заместитель директора по ВР вместе с классными руководителями, фельдшером ФАП.

2. Научно-методические условия

Это различные методические разработки, материалы, пособия, методики по работе с подростками в области наркомании. Будут проводиться лекции, беседы, анкеты, просмотр видеофильмов, игры, творческие задания, классные часы.

3. Мотивационные условия

Для побуждения подростков к отказу от употребления наркотиков и других дурных поступков используются различные методы и средства профилактики.

4. Материально-технические условия

Кабинет, стулья, столы, ИКТ, школьные принадлежности.

Финансово-экономическое обоснование проекта


Наименование


Цена


Файловая бумага


180 руб.


Карандаши


120 руб.


Фломастеры


400 руб.


Цветная бумага


200руб.


Краски


15 0руб.


Скотч


50 руб.


Ватман


200


Итого


1300 руб.


Предполагаемый конечный результат

После воплощения этого проекта в жизнь предполагается, что подростки узнают, что такое наркотики и наркомания; определят для себя, что лучше - наркотики или жизнь; научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать твердое «нет». А родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы уберечь своих детей от наркотиков.


Содержание проекта

Одномоментное введение в практику всех желательных нововведений невозможно. Внедрение системы профилактики, основанной на комплексном подходе, происходит в конкретных реальных условиях. Поэтому главным при определении механизма реализации проекта является четкое определение этапов внедрения, их логики и содержания, что позволит сделать работу в рамках проекта наиболее эффективной.


В соответствии с вышесказанным, выделяем три основных направления работы школы по профилактике наркомании:


  • Работа с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска»;


  • Работа с педагогическим составом: подготовка учителей к ведению профилактической работы, организационно-методическая антинаркотическая работа.


  • Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; работа с конфликтными семьями; психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.


Администрация школы осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом. Систематически в план внутришкольного контроля включаются вопросы: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Работа классного руководителя по антинаркотическому воспитанию», «Работа с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете». Данное направление работы находит свое отражение и в планах работы школьных методических объединений классных руководителей, учителей начальных классов, учителей-предметников.

Учителя-предметники обеспечивают организацию профилактической работы на уроке: использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков. В учебные планы по физике, окружающему миру, биологии включены занятия на санитарно- гигиенические темы; вопросы профилактики наркомании решаются в рамках уроков ОБЖ, литературы, биологии, химии, обществознания. На практике учителя используют такие формы работы с детьми, как викторина, инсценирование, урок-практикум, урок-исследование, урок - игра, семинар

Классные руководители благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медиком и т.д.) Работа классных руководителей с детьми и их родителями отражена в планах воспитательной работы класса, где работа планируется по направлениям. Есть раздел «Работа с родителями», где записана тематика родительских собраний, ведется учет работы с семьями. В разделе «Индивидуальная работа» классный руководитель отмечает дату, цель и форму проведения работы с учащимися. С учащимися проводятся классные часы на темы:

  • Что такое добро и зло. 1 класс.


  • Азбука нравственности. 2-4 классы.


  • Что значит законопослушный гражданин. 4 класс.


  • Что такое нецензурщина. 5 классы.


  • Воспитание толерантности. 6 класс.


  • Я и закон. 7 классы.


  • Неформалы - кто они? 8 класс.


  • Какой я сын? Какая я дочь? 9 класс.


  • Помни о правах, но не забывай об обязанностях. 10 класс.


  • На пороге самостоятельной жизни. 11 класс.

Система программных мероприятий


  • При разработке системы программных мероприятий особое внимание авторами проекта уделялось выбору содержания, форм и методов деятельности, поскольку хотелось составить оптимальную систему действий, направленных на решение поставленных задач.

  • Так как деятельность в рамках данного проекта носит разноплановый характер, в качестве элементов её структуры использовались различные направления, как во взаимодействии руководителей проекта и воспитанников, в самостоятельной работе детей, так и во взаимодействии всех звеньев кадрового обеспечения проекта. Все направления взаимосвязаны между собой. При этом возможна одновременная или последовательная работа по разным направлениям, которые объединены одной темой, что можно наглядно проследить при структурировании проекта на части-модули:

Диагностика

Дата

Тема и форма мероприятия

Место проведения, исполнитель

Количество занятий

Шаг

1.

2.

3.

4.

Анкета «Что я знаю о вреде курения»

Анкета «Семь вопросов о твоем отношении к наркотикам»

Тест на зависимость от алкоголя и наркотиков

Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ

Классный руководитель

Кл. рук.

Психолог

Психолог

1

1

1

1

Итого: 4

1-3

2-3

2-3

2-3

Проблемные занятия-размышления

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ток-шоу «Открытый микрофон» («Мои ценности»)

Заседание круглого стола «Здоровье - основа жизни»

Мозговой штурм «Неагрессивное отстаивание своего мнения»

Ролевая игра «Учусь настаивать на своем»

Групповая дискуссия «Сделай свой выбор»

Кинолекторий «Без наркотиков»

Психолог

Психолог

Зам.дир. ВР

2

1

1

1

1

3

Итого: 9

3

5

2

2

3

1

Оформление наглядной информации

1.

2.

3.

4.

Оформление стенда «XXI век - век без наркотиков»

Оформление фотостенда «Как я умею отдыхать»

Презентация семейных альбомов «Улыбка в доме»

Оформление фотостенда «Спорт и здоровье»

Учитель

Кл. рук.

Учитель физкультуры

1

2

1

1

Итого: 6

1

1

6

5

Творческая деятельность детей

1.

2.

3.

4.

Совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки»

Мини-сочинения «Мое будущее»

Выполнение презентации «Здоровье нации - в наших руках!»

Издание рукописной книги «Я и мои друзья»

Кл. рук.

Учащиеся, авторы проекта

1


1

2

Итого: 5

6-7

3

1-7

3

Игры, конкурсы, викторины

1.

2.

3.

4.

Командная игра-соревнование «Сильные, ловкие, смелые»

Эстафета «Бегом от сигареты»

Футбольный турнир «Движение есть жизнь»

Турпоход «Природе - защиту молодых!»

учитель физкультуры

Учитель физкультуры

авторы проекта

1

1

1

2

Итого: 5

5

5

5

3, 5, 7

Праздники, тематические вечера, беседы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Лекция с элементами беседы «Агрессивные формы поведения. Виды. Ответственность».

Театрализованное представление «Колобок на новый лад»

Экскурсия в Патриарший сад «Мир звуков, линий и цветов против мира грязи и наркотиков»

Лекция «Наркотики - белая смерть»

Консультации для родителей

Профилактическая беседа «Ответственность за уголовные и административные правонарушения»

Концерт ко дню Семьи «Сердце матери лучше солнца греет»

инспектор ПДН

Авторы проекта

Зам.дир. ВР

Врач-нарколог

Психолог

Инспектор ПДН

Зам.дир. ВР

1

1

1

1

2

1

1

Итого: 8

4

1-3

2-3

4

1-3

4

3, 6

Всего 37 занятий

Классные руководители используют следующие формы работы: беседа, лекция, инсценирование, ролевая игра, дискуссия, конкурс, просмотр и обсуждение видеофильма.

В школе создан и работает Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе. Советом проводятся заседания, на которые приглашаются родители, воспитанники. По необходимости в работе Совета принимают участие: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники. Ежедневно классный руководитель проверяет посещаемость и успеваемость своих подопечных. Проводит беседы о досуге, настроении, отношении к близким и окружающим людям.

Библиотека обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Органы ученического самоуправления участвуют в антинаркотических мероприятиях, в организации и проведении внеклассной работы.

Организация просвещения родителей по проблемам наркомании.

Это направление работы находит свое отражение в планах воспитательной работы классных руководителей. С родителями используются следующие формы работы: проведение бесед, родительские собрания с обсуждением воспитательных.

В рамках классных тематических собраний с родителями рассматриваются следующие вопросы:

«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром» 1 класс.

«Наказание и поощрения» 2 класс.

« Как преодолеть неуверенность и застенчивость ребенка» 3 класс.

«Как научить своего ребенка жить в мире людей» 4 класс.

«Организация отдыха детей - залог сохранения здоровья» 5 класс.

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка» 6 класс.

« Агрессия, ее причины и последствия» 7 класс.

« Воспитание ненасилием в семье» 8 класс.

« Почему грубит подросток» 9 класс.

« Роль семьи в развитии моральных качеств личности» 10 класс.

«Взаимоотношения родителей и старшеклассников» 11 класс

Профилактика наркомании в школе охватывает учеников, их родителей, а также учителей. На учебный год составляется тематический план, включающий цикл бесед, лекций с детьми , с родителями, с классными руководителями.

Ход и результат исследования.

Наркомания и токсикомания - проблемы преимущественно подростковые, так как приобщение личности к наркотическим и токсическим средствам обусловлено в определенной степени особенностями ее физиологического и психического развития. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. В России насчитывается более 2,5 млн. наркоманов. 20% от общего числа - это школьники, 60% - молодежь в возрасте 16-30 лет.

Для изучения отношения подростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ нами было проведено исследование в школе 5-11 классах. Основным методом нашего исследования стало анкетирование.(Приложение №5). В нем приняло участие 26 подростков. Ученикам задавалось 12 вопросов, на которые им необходимо было ответить. Средний возраст респондентов 14 лет.

Условия воспитания в семье на наш взгляд существенно влияют на развитие и становление подростка как личности. 30% респондентов воспитываются в неполных семьях. Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У 55% опрошенных взаимоотношения с родителями дружеские, 25% отмечают непонимание в семье, остальные 20% видят конфликт с родителями. Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает пубертатный кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением. В этот период подросток стремиться быть независимым от взрослых, освободиться от их опеки, контроля. Поэтому для подростка характерна конфликтность взаимоотношений с родителями.

Досуг - одна из важнейших составляющих структуры свободного времени. По результатам исследования почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет. 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени. На организацию досуговой деятельности оказывают влияние множество факторов, в том числе, общекультурные тенденции, экономический, образовательный статус семьи.

На вопрос по какой причине молодые люди чаще всего пробуют наркотики 90% опрошенных поставили четыре предложенных варианта ответа. Это были: 1) чтобы не отставать от сверстников, 2) для снятия напряжения, ухода от проблемы, 3) из любопытства, 4) это модно. На сегодняшний день подростки подвергаются огромному влиянию моды. В магазинах продавцы предлагают аксессуары с наркосимволикой, наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек. Федеральный закон РФ «О наркотических и психотропных веществах» гласит, что «запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, в том числе пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья; реклама наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается; нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Наркотики входят в нашу жизнь, становятся совершенно нормальной и обоснованной ее частью, они входят в моду, как в неотделимую часть медиа-индустрии, шоу- и кинобизнеса, несмотря на то, что популяризация образов всех популярных наркотиков запрещена.

Негативное, осуждающее отношение подростков к людям, употребляющим наркотики отмечают 26%, 70% относятся безразлично, 4% испытывают жалость к людям, больным наркоманией.

Диаграмма 1. Отношение подростков к людям, употребляющим наркотики.

Проект« ШКОЛА – ЗОНА БЕЗ НАРКОТИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ»

98% детей на вопрос о том, куда бы они обратились при возникновении проблем с наркотиками, выбрали три варианта: друзьям, родителям, врачам. Подростку нужен кто-то, к кому можно прийти за пониманием, одобрением и советом.

Проанализировав результаты проведенного нами исследования было выявлено, что в школе нет учеников, которые хотя бы раз пробовали наркотики. Мы предлагаем помимо осуществляемых мер ввести следующие:

1) предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;

2) убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой проблемы в семье;

3) применять приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика, что решает сразу несколько задач: - охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних; - формирование устойчивых антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; - развитие чувства самоуважения и ответственности; - формирование навыков, важных для взрослой жизни;

4) постоянно развивать систему дополнительного образования, где ребята смогут посещать кружки по интересам, спортивные секции, художественно-музыкальные студии;

5) регулярно на базе школы для учащихся, родителей и педагогов проводить просмотр видеофильмов и антирекламных роликов по данной проблеме;

6) каждую четверть библиотекарем школы проводить обзор новых журналов, книг, специальной литературы, посвящённых профилактике наркомании.

На наш взгляд эти весьма простые рекомендации не только усовершенствуют профилактическую работу с подростками в школе, но и принесут весьма положительные результаты.



Выводы

Изучение опыта решения проблемы подростковой наркомании в регионах России и проведенное исследование позволило нам сформулировать основные выводы:

1) профилактика наркомании среди подростков - эта работа всех тех, кто связан с подрастающим поколением - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе;

2) региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения;

3) результаты исследования показали, что 30% респондентов воспитываются в неполных семьях, 25% подростков отмечают непонимание в семье, 20% видят конфликт с родителями. Отсутствие гармонии в семье является фактором риска для приобщения ребенка к наркотикам;

4) почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет, 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени;

5) причинами, по которым молодые люди начинают употреблять наркотики по мнению опрошенных являются: любопытство, пример сверстников, уход от проблем и мода;

Заключение

Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план. Проблема наркомании в России давно приняла характер эпидемии и государство начало серьезную борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактика наркомании. Ни одна семья уже не уверена в том, что их ребенок не попробовал хоть раз наркотик. Теперь наркотики можно купить везде, даже в школах. Способы вовлечения стали более агрессивны. Первая доза предлагается, как правило, бесплатно, а потом, когда возникнет зависимость, нужны уже будут деньги. Поэтому наркоманы идут добывать деньги на следующие дозы любыми способами: воровством, распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией - это крайне важная задача.

Проанализировав научную литературу, мы изучили понятие, причины, факторы и тенденции роста подростковой наркомании. Такие авторы как Аменд А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А. Н.,Медведева Е. В., Чернышова В. Н. выделяют социальные и индивидуально-психологические факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости. Основными причинами, приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство и скука, компания сверстников и уход от реальности и проблем.

Мы изучили направления социальной работы по профилактике наркомании в подростковой среде. Основными являются: педагогическая, социальная, медицинская, правовая профилактика, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.

Способы борьбы с наркоманией различны. Среди основных - социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркологи ищут новые эффективные, методики лечения наркомании. Чтобы лечение было более эффективным, его нужно проводить стационарно. Наркомания требует длительного лечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне - сложный и длительный процесс, требующий колоссальных усилий со стороны человека, но и со стороны его близких.

Наркомания - тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное внимание уделять профилактике. Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача - показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого - ориентир на здоровый образ жизни.


Список литературы


  1. Здоровье школьников: проблемы и пути решения. - Воронеж, 2007.

  2. Касаткин В.Н., Пашутин И.А., Рязанова О.Л. Программа профилактики наркоманиии в школе. - Казань, 2001.

  3. Крапивина В.Ф., Мельникова М.Н. Программа профилактики табакокурения у подростков. - Воронеж, 2002.

  4. Комплексные программы по работе с подростками аддиктивного поведения. - Воронеж: ВОИПКПРО, 2003.

  5. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. - СПб, 1999.

  6. Наркомания: Методические рекомендации по преодолению наркозависимости/ под ред. А.Н. Гаранского. - М., 2000.

  7. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позиливной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. - М., 1995.

  8. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В.Березина. - М., 2000.



© 2010-2022