Классный час «Я-гражданин»

Гражданско- правовое воспитание. «Я- гражданин» Классный час –беседа. Цели : расширить знания детей о символике государства, способствовать формированию интереса к истории нашей страныГражданин – житель страны , который должен признавать ее законы( правила поведения) Он должен любить свою страну , гордиться ею и уважать ее, вместе с ней переживать горести и радости , защищать. Стараться сделать ее сильной и богатой. Вы  все маленькие граждане своей большой страны России , от вас зависит ее будущее. Следует гордиться званием гражданин России. В школе , за время учебы  вы многое узнаете о своей родной стране, ее прошлом и настоящем.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гражданско- правовое воспитание.

«Я- гражданин»

Классный час -беседа.

Цели : расширить знания детей о символике государства, способствовать формированию интереса к истории нашей страны

I Введение в тему.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Игра «Камушки»

Каждому ребенку учитель раздает разные камешки и предлагает рассмотреть их.

- Какие камушки у вас в руках? Расскажите о них.

-Камушки все разные , как и люди, и у каждого свои достоинства.

Люди все разные , но их объединяет всех то , что живут они в одной стране.

Каждый человек живет в какой-то стране.

-А в какой стране живем мы?

-Какой вам представляется наша страна.

Посмотрите на слайд как раньше выглядела Москва.

Чтение отрывка из стихотворения Русь. И. С. Никитина.

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,

Для друзей стола,
Меча недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих
Под курганами
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра земля
Колебалася.

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях
Под сугробами
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

II.Основная часть занятия.

-Как вы, думаете благополучие нашей страны от кого зависит?

Исторические корни.

-На территории нашей страны проживает очень много народов. У каждого своя культура , свои обычаи , свой язык. Достойными и счастливыми жителями своей страны хотят быть все. У каждого государства есть свои отличительные признаки. Официальной эмблемой , символом государства является герб и государственный флаг. Все страны имеют свои гербы и флаги.

Герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством. Очень давно , в старину мир человеку представлялся одушевленным , живыми образами. Люди давали солнцу множество имен. Иногда солнце виделось огнем, как в очаге или в костре , только горящим в небе. Говорилось о нем так в старинных русских песнях. Солнце дарит тепло и свет , как огонь.

Солнце сравнивали люди и с птицами: орлом , птицей -павою или жар-птицею. Ведь парит солнце в небе словно златокрылая птица.

Петушиный гребень напоминал людям лучи восходящего солнца, а небо , окрашенное утренней зарей, яркие красно- оранжевые перья. Раньше сосуществовало у людей поверье , что ночную тьму прогоняет крик петуха и приветствует восход солнца. Какой петушок известный всем нам по детски песенка , потешкам . по сказкам будит нас по утрам. - Петушок- Золотой Гребешок.

- Кто это птица или восход солнца?.

Желая подчеркнуть красоту солнца, сравнивали его с молодой девушкой в сиянии лучей , бродящей по небосклону*Красна девушка по небу ходит.

*Встану я рано , бело да румяно.

*Умоюсь росою , расчешу золотые косы.

Солнышко напоминало людям и добрую заботливую матушку . «Матушка Красное солнышко»- величала солнце русская народная песня. Колядки в рождество изображали небесные светила как дружную семью. Светел месяц-

То хозяин во дому,

Красно солнышко-

То хозяюшка,

Часты звездочки- малы деточки.

В крестьянской жизни многое зависело от солнца, и предки русских людей- славяне- стали представлять солнце могущественным царемНазывали солнце- царя Дажьбог, податель всего благого . Прося у неба благ , либо желая друг другу добра люди говорили:»Дай Бог» !». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!». В сказках и преданиях говорилось , что обитает солнце далеко за морем , на востоке в солнечном царстве. Все необычно в том волшебном царстве. Сады там с серебряными и золотыми деревьямиУ этой березы коренья булатные.

У этой березы кора позолоченная,

У этой березы прутья серебряны,

На этих же прутьях листья камчатные.

(Камчатный сшитый из блестящей шелковой ткани.)

Трава в саду и та необыкновенная . Трава -мурава . трава шелкова. По жемчужине висит на каждом цветочке.

Посреди сада ослепительно сверкает золотой дворец. Во дворце на золотом престоле восседает царь- солнце. Вот как народная песня описывает его лучи -волосы : « В три ряда его желты Во первый то раз кудри завивались красным золотом . Уж в другой-то раз завивались чистым серебром.

А в третий раз завивались скатным жемчугом». После престола стоят сестры Солнца -Заря утренняя и Заря Вечерняя. Днем царь -Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице , запряженной орлами и крылатыми конями , птицами подобными. Народные предания говорят , что Заря Утренняя выводила солнечную колесницу на небо, Заря Вечерняя принимала ее.

Символика государства.

Прошло с тех пор много времени и забылись смысл и значение поэтических образов. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Он увечен коронами со скипетром и державой в лапах , двуглавый орел стал гербом России.

Герб- отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел- символ России.

-Зачем нужен герб?

-Герб государства устанавливают на границе. Помещают его на специальных пограничных столбах, и в местах предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Туристы , гости , которые приезжают в нашу страну из других государств видят наш герб- двуглавого орла и бело-красный- синий флаг на границе РФ.

Давайте с вами рассмотрим монеты. Что изображено на монетах ?

- Как называются монеты на которых изображен всадник?

- Как вы думаете , почему они так называются ?

-Копье Георгия Победоносца дало название монетке- копейке. Московские князья и русские цари использовали печати, монеты чеканили с изображением всадника, его копье поражает змею. Золотой фон напоминает сияющее лучами солнце, а всадник . поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла. - Для чего же еще нужен герб ?

-Герб нужен государству еще и для того , чтобы отличить монеты своей страны от денежных знаков других стран. Герб необходим и на печатях, который подтверждает подлинность документов. Кроме герба нашей страны есть еще и герба городов . У Тулы тоже есть свой герб. -Червленый цвет щита свидетельствует о мужестве, храбрости, воинской доблести.
- Меч в пояс, наложенный на перекрещенные клинки повернутые острием вниз - знак защиты, а не нападения.
- Золотые молоточки сверху и снизу клинков знаменуют собой высокое мастерство наших мастеров. (В целом золотой цвет символизирует богатство и стабильность).
- Пушка (в некоторых упоминаниях меч) символизирует славные оружейные традиции.


Флаг имеет свою историю.

Много веков назад вместо флага люди использовали шест. К верхушке шеста привязывали пучки травы . веток , конский хвост . которые окрашивали яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать , стянуть к себе воинов для защиты своей земли , своих сел , городов. Позже стяги стали делать из ткани.. Стяг взметался ветром . он придавал силы , уверенность и мужество воинам. Стяги в давние времена служили сплочением войска. Постепенно размеры полотнища увеличивались , на них рисовали , вышивали изображения святых , священные знаки. Так появилось слово-знамя. Такое же значение имеют полковые знамена и знамена общественных объединений , организаций. Например , Знамя Международного олимпийского комитета объединяет спортсменов всего мира. Цвету придавался особый смысл:

Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий- небо , верность и правду;

Красный- огонь и отвагу.

В расположении полос замени православные христиане видели строение мира.

Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод , а под ним мир людей- красный цвет. На Руси издревле почитались белые , синие и красные цвета.

Мы говорим : « синее море», «белый свет», «весна- красна, красна девица» Красный значит красивый. Мастерицы в старину расшивали белые полотна красными и синими нитями.

Нарядную одежду чаще всего шили из белых красных и синих цветов. Белый , синий и красный - цвета , которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Стали Флаг и герб являются отличительными знаками государства Изготовлены они в соответствии с принятыми правилами , имеют строго определенные пропорции и цвета: символизируют единство и независимость страны.

Флаг является и знаком власти.

Еще один символ страны- это Государственный Гимн.

Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость , победу добра над злом.

Гражданин - житель страны , который должен признавать ее законы( правила поведения) Он должен любить свою страну , гордиться ею и уважать ее, вместе с ней переживать горести и радости , защищать.

Стараться сделать ее сильной и богатой. Вы все маленькие граждане своей большой страны России , от вас зависит ее будущее. Следует гордиться званием гражданин России. В школе , за время учебы вы многое узнаете о своей родной стране, ее прошлом и настоящем.

III Подведение итогов.

Что нового узнали? Чему научились?

Домашнее задание (по желанию)

- придумайте и нарисуйте свою волшебную страну , которой нет на карте , дайте ей название. Можно нарисовать реки , горы , города и дать им название.

- придумать и нарисовать флаг и герб своей семьи.

Классный час «Я- гражданин»Литература : В. Г. Попова «Классные часы во 2 классе»

Классный час «Я- гражданин»Классный час «Я- гражданин»Классный час «Я- гражданин»Классный час «Я- гражданин»Классный час «Я- гражданин»

© 2010-2022