Социальный проект «Конституция класса»

"Данный правовой акт, именуемый далее Конституцией, направлен на улучшение учебного процесса и формирование правильного поведения учеников в школе, а также для создания благоприятной атмосферы во взаимоотношениях между учениками и учителями. Данная Конституция является обязательным для исполнения законом в классном коллективе. Она не подлежит пересмотру и поправкам. Любые изменения и дополнения утверждаются на собрании всего класса не менее 75% голосов.Обобщенный в трудах современных исследовате...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект «Конституция класса»

КОНСТИТУЦИЯ КЛАССА

Социальный проект




Данный правовой акт, именуемый далее Конституцией, направлен на улучшение учебного процесса и формирование правильного поведения учеников в школе, а также для создания благоприятной атмосферы во взаимоотношениях между учениками и учителями. Данная Конституция является обязательным для исполнения законом в классном коллективе. Она не подлежит пересмотру и поправкам. Любые изменения и дополнения утверждаются на собрании всего класса не менее 75% голосов.

Исполнители: учащиеся 8 класса

МБОУ «Черемышская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель: Данилова Н.И.


Введение

Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки юношей и девушек к современной жизни.

Политическим руководством страны декларировано, что российским обществом в настоящее время взят курс на построение правового государства. Не вызывает сомнения, что непосредственно участвовать в этом процессе и жить в гражданском обществе, которое может нормально развиваться только в таком государстве, предстоит нынешнему поколению детей и подростков.

Усвоение ими основополагающих идей демократии и гуманизма, формирование гражданско-правовых отношений, а также воспитание способности (и готовности) участвовать в институтах общественного самоуправления становятся важнейшими задачами школы.

Таким образом, современные тенденции в общественно-политической жизни страны выдвигают особые требования к процессу образования новой генерации молодых граждан России. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.

Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и развивающей работы по формированию у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций. Особое место среди них отводится развитию чувств гражданственности и патриотизма, поскольку именно они максимально способствуют возникновению у школьника активной жизненной позиции.

Обобщенный в трудах современных исследователей опыт инновационной деятельности российской школы неопровержимо доказывает, что именно воспитательная система - уникальный инструмент обучения, воспитания и развития молодежи - способна в настоящее время эффективно решать самые сложные педагогические задачи. Вне сомнений, она может быть использована и как действенное средство для создания гражданско-правового воспитывающего пространства образовательного учреждения.

С учетом вышеизложенного, ключевыми (опорными) понятиями в нашем проекте будут являться:

  • ребенок,

  • воспитательная система образовательного учреждения,

  • процесс управления воспитательной системой школы,

  • гражданско-правовое воспитывающее пространство класса,

  • гражданско-правовое воспитывающее пространство образовательного учреждения как модель гражданского общества.

Под процессом управления воспитательной системой школы мы будем понимать применение конкретного, целенаправленного метода организации в образовательном учреждении общественных отношений, обеспечивающего целесообразные воздействия на педагогический процесс - с целью эффективного выполнения стоящих перед школой задач.

Под воспитательной системой - целостный социально - педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов образовательного процесса (цель, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база и т.д.) и обладающий такой интегральной характеристикой, как образ жизни учебного заведения, в котором заложено мощное и постоянно действующее воспитательное воздействие на учащихся. При этом системы учебной, внеклассной образовательной и внеучебной деятельности являются ее подсистемами.

Под гражданско-правовым воспитывающим пространством класса будем понимать совокупность социально-педагогических условий, возникающих благодаря специально организуемой внеклассной деятельности и направленных на сотворчество субъектов образовательного процесса. Важнейшим признаком гражданско-правового пространства являются установившиеся внутри его гражданско-правовые отношения.

В своей работе будем использовать следующее определение понятия воспитывающего пространства: это окружающие ребенка общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности, стимулирующее целенаправленное развитие личности, которое включает освоение индивидуумом общепринятых норм общественной жизни, социальных и культурных ценностей.

И, наконец, будем считать, что гражданско-правовое воспитывающее пространство может рассматриваться как модель гражданского общества потому, что отражает совокупность признаков такого общества, в котором личность становится свободным, полноправным, активным гражданином с соответствующим социальным статусом, опирается на существование глубоко усвоенных демократических ценностей и уверенность в своих силах и возможностях.



АКТУАЛЬНОСТЬ

Таким образом, актуальность представленного социально- проекта обусловлена следующим:

  • Необходимостью скорейшего перемещения в педагогическую плоскость важнейшей государственной задачи - формирования в стране зрелого гражданского общества (путем трансформации социально значимых целей в педагогически значимые).

  • Отсутствием у современной системы образования возможностей для обеспечения реального личностного самоопределения школьников, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

  • Необходимостью разрешения противоречия между масштабами потребности государства в полноценных результатах деятельности учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе - и реальным вкладом педагогической практики в решение этой задачи.

Проблема:
отсутствие эффективных механизмов формирования гражданско-правовых компетентностей в условиях образовательного процесса





ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Опираясь на вышеизложенное, нами определены:

Цели проекта:

  1. Формирование в классе гражданско-правового воспитывающего пространства в качестве основной предпосылки для создания модели гражданского общества.

  2. Разработка модели воспитательной системы класса на основе идеи полной интеграции в область школьных отношений демократических принципов и ценностей.

  3. Содействие демократическому развитию страны посредством подготовки социально зрелых и активных граждан, обладающих чувством собственного достоинства, уважающих права и свободы человека.







ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЕРВЫЙ ЭТАП (мотивационный)

Задачи

Ожидаемые

результаты

Изучение литературы по теме исследования.

Понимание учащимися роли прав

и обязанностей в школьной

жизни, в жизни общества.

Создание мотивации участников проекта.

Дать понятие гражданского

общества.

ВТОРОЙ ЭТАП

(планирующий - подготовительный)

Задачи

Ожидаемые

результаты

Определение темы и цели детского

проекта, формулирование задач.

Формирование у учащихся основ планирования своей деятельности.

Составление с учащимися плана

работы над проектом.



ТРЕТИЙ ЭТАП

(информационно-операционный)

Задачи

Ожидаемые

результаты

Изучить с учащимися необходимую

для деятельности литературу:

  • Всеобщая Декларация прав человека

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  • Конституция РФ

  • Устав школы

    • Семейный Кодекс РФ

    • «Мои права» (учебник).

  1. Создание «Конституции класса».

  2. Умение учащимися оценивать свои поступки, в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями в классном коллективе.

Разработка детьми «Конституции класса».

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

(рефлексивно-оценочный)

Задачи

Ожидаемые

результаты

Документальное оформление проекта.

  1. Оценка учениками своего участия в проекте.

  2. Обращение к «Уставу нашего класса», как общепринятому документу управления в классе.

  3. Приобрести опыт публичных выступлений.

Анализ полученных результатов,

сравнение того, что получилось, с

тем, что было задумано.

Презентация проекта на школьной

научной конференции.

МЕТОДЫ

Для решения намеченных задач исследования использовались также следующие методы:

  • анализ литературы;

  • изучение и анализ уровня подготовленности выпускников образовательных учреждений к современным условиям самостоятельной жизни;

  • наблюдение;

  • анкетирование, интервьюирование, тестирование;

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Создание «Конституции класса»

  • Получение знаний о гражданском обществе

  • Формирование умения оценивать свои поступки, в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями в классном коллективе

  • Применение правовых знаний в жизни классного коллектива



















РЕФЛЕКСИЯ

В работе по оформлению "Конституции" принимала участие редколлегия и все желающие. После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети высказывали свое мнение в письменных отзывах. Учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали ее содержательный анализ. В целом проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала пониманию отношений "гражданин-гражданин".

«…Мы решили сделать «Конституцию класса» потому, что в классе возникали конфликтные ситуации. Мы старались, и у нас неплохо получилось.» (Берегова Валентина)

«…Я думаю «Конституция класса» должна соблюдаться всеми учениками класса. Я думаю, когда Конституция будет готова, у нас в классе будет меньше конфликтов» (Шишляева Елизавета)

«…Мне очень понравилось, как написана «Конституция». Я надеюсь, что теперь конфликты в нашем классе с помощью «Конституции» будут решены. И еще с помощью этого мы научились правам и обязанностям». (Сенцов Виталий)





















Первый раздел. Правила поведения

    1. Запрещается вести разговоры, которые могут помешать другим ученикам или учителю.

    2. Ученики не должны употреблять прозвищ или других оскорбительных слов, так как это разлагает дисциплину.

    3. Запрещается нарушать дисциплину, устраивать драки или потасовки.

    4. Запрещаются действия, срывающие уроки, а также опаздывание на уроки.

Второй раздел. Образовательный процесс

2.1 Ученик должны внимательно слушать учителя на уроке.

2.2 Ученики должны выполнять каждое домашнее задание, что улучшает усвоение и понимание материала.

2.3 Ученики должны повышать уровень своих знаний и интеллектуальное развитие, посещая библиотеки.

2.4 Ученики обязаны посещать школу и не пропускать занятия без особой или уважительной причины.

Третий раздел. Обязанности и права классного руководителя

3.1 Оповещать подопечный класс об изменениях в расписании уроков или назначать учеников из класса, ответственных за это.

3.2 Проводить классные часы.

3.3 Отвечать за поступки класса, защищать за права учащихся.

3.4 Осуществлять поддержку (творческую, организационную) в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий.

3.5 Следить за успеваемостью и посещаемостью уроков учеников класса.

3.6 Вести документацию класса (классный журнал, ведомости по посещаемости, по питанию и т.д.)

3.7 Еженедельно ставить подписи в дневниках.

3.8 Проводить родительские собрания.

Четвертый раздел. Обязанности и права учителей - предметников.

4.1 Грамотно и доступно для всех детей объяснять темы своего предмета.

4.2 прививать любовь к своему предмету, но не выделять его из всех остальных, утверждая, что он самый главный.

4.3 В случае, если ученик недостаточно усваивает материал, учитель должен оказывать помощь и требовать от родителей усиления контроля над процессом обучения.

Отношение класса к учебе

  1. Каждый ученик должен внимательно слушать объяснения учителя.

  2. Ученики должны ответственно подходить к выполнению домашнего задания.

  3. Учащийся класса вправе задать учителю любой интересующий его вопрос по теме урока.

  4. Каждый ученик всегда должен иметь при себе все школьные принадлежности, необходимые для уроков.

  5. Каждый ученик вправе иметь дополнительную информацию по той или иной теме урока.

  6. Учащиеся класса должны выполнять любое задание, данное учителем.

  7. Ученики вправе посещать дополнительные уроки или занятия для пополнения своих знаний дополнительной информацией.

  8. Каждый ученик имеет право участвовать в различных олимпиадах.

  9. Учащиеся должны присутствовать на всех уроках и имеют право отсутствовать только по уважительным причинам.

Поведение в классе

  1. Учащиеся не должны отвлекать учителя во время объяснения материала.

  2. Ученики должны уважительно относиться к учителям и к своим одноклассникам.

  3. На уроке каждый ученик обязан сохранять дисциплину.

  4. каждый учащийся имеет право дополнить ответ своего одноклассника только после разрешения учителя.

  5. любой учащийся класса не должен опаздывать на урок.

  6. При приветствии и выходе из класса учителя ученики должны вставать.

Обязанности классного руководителя

по отношению к ученикам

  1. Классный руководитель обязан раз в день посещать класс и информировать учащихся об актуальных вопросах, изменениях в расписании и т.д.

  2. Классный руководитель обязан проводить классные часы по поводу каких - либо текущих событий.

  3. Классный руководитель должен следить за посещаемостью учеников класса и сообщать родителям о пропуске занятий.

  4. Классный руководитель должен следить за тем, какая успеваемость в его классе и быть заинтересованным в увеличении количества отличников в классе.

  5. По желанию классный руководитель может проводить различные мероприятия со своим классом: поход в кино, поход выходного дня, КТД и т.д.

  6. Если учитель вызывает родителей ученика в школу, то классный руководитель должен обеспечить явку родителей.

  7. Классный руководитель должен следить за дисциплиной класса и разбираться в конкретных случаях, принимая решения.






В случае нарушения законов данной Конституции:

1. Учащийся, нарушивший правила поведения, ставиться на учет в Совет Справедливых школы.

2. Если нарушения наблюдаются в образовательном процессе, то ученики должны собрать Совет класса и вызвать этого учащегося на беседу, в процессе которой выслушивают мнение самого ученика по решению данной проблемы и высказывают свои мнения.

3. Любой учащийся класса имеет право на реабилитацию, на срок исправления ошибок, на уважительное отношение к себе, на доверие.

© 2010-2022