- Преподавателю
- Классному руководителю
- Социальный проект «Конституция класса»
Социальный проект «Конституция класса»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилова Н.И. |
Дата | 04.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОНСТИТУЦИЯ КЛАССА
Социальный проект
Данный правовой акт, именуемый далее Конституцией, направлен на улучшение учебного процесса и формирование правильного поведения учеников в школе, а также для создания благоприятной атмосферы во взаимоотношениях между учениками и учителями. Данная Конституция является обязательным для исполнения законом в классном коллективе. Она не подлежит пересмотру и поправкам. Любые изменения и дополнения утверждаются на собрании всего класса не менее 75% голосов.
Исполнители: учащиеся 8 класса
МБОУ «Черемышская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: Данилова Н.И.
Введение
Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки юношей и девушек к современной жизни.
Политическим руководством страны декларировано, что российским обществом в настоящее время взят курс на построение правового государства. Не вызывает сомнения, что непосредственно участвовать в этом процессе и жить в гражданском обществе, которое может нормально развиваться только в таком государстве, предстоит нынешнему поколению детей и подростков.
Усвоение ими основополагающих идей демократии и гуманизма, формирование гражданско-правовых отношений, а также воспитание способности (и готовности) участвовать в институтах общественного самоуправления становятся важнейшими задачами школы.
Таким образом, современные тенденции в общественно-политической жизни страны выдвигают особые требования к процессу образования новой генерации молодых граждан России. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.
Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и развивающей работы по формированию у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций. Особое место среди них отводится развитию чувств гражданственности и патриотизма, поскольку именно они максимально способствуют возникновению у школьника активной жизненной позиции.
Обобщенный в трудах современных исследователей опыт инновационной деятельности российской школы неопровержимо доказывает, что именно воспитательная система - уникальный инструмент обучения, воспитания и развития молодежи - способна в настоящее время эффективно решать самые сложные педагогические задачи. Вне сомнений, она может быть использована и как действенное средство для создания гражданско-правового воспитывающего пространства образовательного учреждения.
С учетом вышеизложенного, ключевыми (опорными) понятиями в нашем проекте будут являться:
-
ребенок,
-
воспитательная система образовательного учреждения,
-
процесс управления воспитательной системой школы,
-
гражданско-правовое воспитывающее пространство класса,
-
гражданско-правовое воспитывающее пространство образовательного учреждения как модель гражданского общества.
Под процессом управления воспитательной системой школы мы будем понимать применение конкретного, целенаправленного метода организации в образовательном учреждении общественных отношений, обеспечивающего целесообразные воздействия на педагогический процесс - с целью эффективного выполнения стоящих перед школой задач.
Под воспитательной системой - целостный социально - педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов образовательного процесса (цель, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база и т.д.) и обладающий такой интегральной характеристикой, как образ жизни учебного заведения, в котором заложено мощное и постоянно действующее воспитательное воздействие на учащихся. При этом системы учебной, внеклассной образовательной и внеучебной деятельности являются ее подсистемами.
Под гражданско-правовым воспитывающим пространством класса будем понимать совокупность социально-педагогических условий, возникающих благодаря специально организуемой внеклассной деятельности и направленных на сотворчество субъектов образовательного процесса. Важнейшим признаком гражданско-правового пространства являются установившиеся внутри его гражданско-правовые отношения.
В своей работе будем использовать следующее определение понятия воспитывающего пространства: это окружающие ребенка общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности, стимулирующее целенаправленное развитие личности, которое включает освоение индивидуумом общепринятых норм общественной жизни, социальных и культурных ценностей.
И, наконец, будем считать, что гражданско-правовое воспитывающее пространство может рассматриваться как модель гражданского общества потому, что отражает совокупность признаков такого общества, в котором личность становится свободным, полноправным, активным гражданином с соответствующим социальным статусом, опирается на существование глубоко усвоенных демократических ценностей и уверенность в своих силах и возможностях.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Таким образом, актуальность представленного социально- проекта обусловлена следующим:
-
Необходимостью скорейшего перемещения в педагогическую плоскость важнейшей государственной задачи - формирования в стране зрелого гражданского общества (путем трансформации социально значимых целей в педагогически значимые).
-
Отсутствием у современной системы образования возможностей для обеспечения реального личностного самоопределения школьников, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
-
Необходимостью разрешения противоречия между масштабами потребности государства в полноценных результатах деятельности учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе - и реальным вкладом педагогической практики в решение этой задачи.
Проблема:
отсутствие эффективных механизмов формирования гражданско-правовых компетентностей в условиях образовательного процесса
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Опираясь на вышеизложенное, нами определены:
Цели проекта:
-
Формирование в классе гражданско-правового воспитывающего пространства в качестве основной предпосылки для создания модели гражданского общества.
-
Разработка модели воспитательной системы класса на основе идеи полной интеграции в область школьных отношений демократических принципов и ценностей.
-
Содействие демократическому развитию страны посредством подготовки социально зрелых и активных граждан, обладающих чувством собственного достоинства, уважающих права и свободы человека.
ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЕРВЫЙ ЭТАП (мотивационный)
Задачи
Ожидаемые
результаты
Изучение литературы по теме исследования.
Понимание учащимися роли прав
и обязанностей в школьной
жизни, в жизни общества.
Создание мотивации участников проекта.
Дать понятие гражданского
общества.
ВТОРОЙ ЭТАП
(планирующий - подготовительный)
Задачи
Ожидаемые
результаты
Определение темы и цели детского
проекта, формулирование задач.
Формирование у учащихся основ планирования своей деятельности.
Составление с учащимися плана
работы над проектом.
ТРЕТИЙ ЭТАП
(информационно-операционный)
Задачи
Ожидаемые
результаты
Изучить с учащимися необходимую
для деятельности литературу:
-
Всеобщая Декларация прав человека
-
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
-
Конституция РФ
-
Устав школы
-
Семейный Кодекс РФ
-
«Мои права» (учебник).
-
-
Создание «Конституции класса».
-
Умение учащимися оценивать свои поступки, в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями в классном коллективе.
Разработка детьми «Конституции класса».
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
(рефлексивно-оценочный)
Задачи
Ожидаемые
результаты
Документальное оформление проекта.
-
Оценка учениками своего участия в проекте.
-
Обращение к «Уставу нашего класса», как общепринятому документу управления в классе.
-
Приобрести опыт публичных выступлений.
Анализ полученных результатов,
сравнение того, что получилось, с
тем, что было задумано.
Презентация проекта на школьной
научной конференции.
МЕТОДЫ
Для решения намеченных задач исследования использовались также следующие методы:
-
анализ литературы;
-
изучение и анализ уровня подготовленности выпускников образовательных учреждений к современным условиям самостоятельной жизни;
-
наблюдение;
-
анкетирование, интервьюирование, тестирование;
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Создание «Конституции класса»
-
Получение знаний о гражданском обществе
-
Формирование умения оценивать свои поступки, в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями в классном коллективе
-
Применение правовых знаний в жизни классного коллектива
РЕФЛЕКСИЯ
В работе по оформлению "Конституции" принимала участие редколлегия и все желающие. После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети высказывали свое мнение в письменных отзывах. Учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали ее содержательный анализ. В целом проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала пониманию отношений "гражданин-гражданин".
«…Мы решили сделать «Конституцию класса» потому, что в классе возникали конфликтные ситуации. Мы старались, и у нас неплохо получилось.» (Берегова Валентина)
«…Я думаю «Конституция класса» должна соблюдаться всеми учениками класса. Я думаю, когда Конституция будет готова, у нас в классе будет меньше конфликтов» (Шишляева Елизавета)
«…Мне очень понравилось, как написана «Конституция». Я надеюсь, что теперь конфликты в нашем классе с помощью «Конституции» будут решены. И еще с помощью этого мы научились правам и обязанностям». (Сенцов Виталий)
Первый раздел. Правила поведения
-
-
Запрещается вести разговоры, которые могут помешать другим ученикам или учителю.
-
Ученики не должны употреблять прозвищ или других оскорбительных слов, так как это разлагает дисциплину.
-
Запрещается нарушать дисциплину, устраивать драки или потасовки.
-
Запрещаются действия, срывающие уроки, а также опаздывание на уроки.
-
Второй раздел. Образовательный процесс
2.1 Ученик должны внимательно слушать учителя на уроке.
2.2 Ученики должны выполнять каждое домашнее задание, что улучшает усвоение и понимание материала.
2.3 Ученики должны повышать уровень своих знаний и интеллектуальное развитие, посещая библиотеки.
2.4 Ученики обязаны посещать школу и не пропускать занятия без особой или уважительной причины.
Третий раздел. Обязанности и права классного руководителя
3.1 Оповещать подопечный класс об изменениях в расписании уроков или назначать учеников из класса, ответственных за это.
3.2 Проводить классные часы.
3.3 Отвечать за поступки класса, защищать за права учащихся.
3.4 Осуществлять поддержку (творческую, организационную) в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий.
3.5 Следить за успеваемостью и посещаемостью уроков учеников класса.
3.6 Вести документацию класса (классный журнал, ведомости по посещаемости, по питанию и т.д.)
3.7 Еженедельно ставить подписи в дневниках.
3.8 Проводить родительские собрания.
Четвертый раздел. Обязанности и права учителей - предметников.
4.1 Грамотно и доступно для всех детей объяснять темы своего предмета.
4.2 прививать любовь к своему предмету, но не выделять его из всех остальных, утверждая, что он самый главный.
4.3 В случае, если ученик недостаточно усваивает материал, учитель должен оказывать помощь и требовать от родителей усиления контроля над процессом обучения.
Отношение класса к учебе
-
Каждый ученик должен внимательно слушать объяснения учителя.
-
Ученики должны ответственно подходить к выполнению домашнего задания.
-
Учащийся класса вправе задать учителю любой интересующий его вопрос по теме урока.
-
Каждый ученик всегда должен иметь при себе все школьные принадлежности, необходимые для уроков.
-
Каждый ученик вправе иметь дополнительную информацию по той или иной теме урока.
-
Учащиеся класса должны выполнять любое задание, данное учителем.
-
Ученики вправе посещать дополнительные уроки или занятия для пополнения своих знаний дополнительной информацией.
-
Каждый ученик имеет право участвовать в различных олимпиадах.
-
Учащиеся должны присутствовать на всех уроках и имеют право отсутствовать только по уважительным причинам.
Поведение в классе
-
Учащиеся не должны отвлекать учителя во время объяснения материала.
-
Ученики должны уважительно относиться к учителям и к своим одноклассникам.
-
На уроке каждый ученик обязан сохранять дисциплину.
-
каждый учащийся имеет право дополнить ответ своего одноклассника только после разрешения учителя.
-
любой учащийся класса не должен опаздывать на урок.
-
При приветствии и выходе из класса учителя ученики должны вставать.
Обязанности классного руководителя
по отношению к ученикам
-
Классный руководитель обязан раз в день посещать класс и информировать учащихся об актуальных вопросах, изменениях в расписании и т.д.
-
Классный руководитель обязан проводить классные часы по поводу каких - либо текущих событий.
-
Классный руководитель должен следить за посещаемостью учеников класса и сообщать родителям о пропуске занятий.
-
Классный руководитель должен следить за тем, какая успеваемость в его классе и быть заинтересованным в увеличении количества отличников в классе.
-
По желанию классный руководитель может проводить различные мероприятия со своим классом: поход в кино, поход выходного дня, КТД и т.д.
-
Если учитель вызывает родителей ученика в школу, то классный руководитель должен обеспечить явку родителей.
-
Классный руководитель должен следить за дисциплиной класса и разбираться в конкретных случаях, принимая решения.
В случае нарушения законов данной Конституции:
1. Учащийся, нарушивший правила поведения, ставиться на учет в Совет Справедливых школы.
2. Если нарушения наблюдаются в образовательном процессе, то ученики должны собрать Совет класса и вызвать этого учащегося на беседу, в процессе которой выслушивают мнение самого ученика по решению данной проблемы и высказывают свои мнения.
3. Любой учащийся класса имеет право на реабилитацию, на срок исправления ошибок, на уважительное отношение к себе, на доверие.