Круглый стол «Приобщение современных школьников к духовным поискам человека»

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРИОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ДУХОВНЫМ ПОИСКАМ ЧЕЛОВЕКА Суть любого «круглого стола» как раз и состоит в том, что в ходе его всегда предпринимается более- менее удачная попытка, как бы сказали представители научной среды, так называемой, «мозговой атаки» по определенной проблеме. А для того, чтобы провести такую атаку, найти ответы на какие-то важные вопросы, необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями о проблеме, требующей освещения. Этих людей можно называть экспертами, специалистами или как-то еще по-другому, но суть д... Иногда понятие «круглый стол» используют как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не совсем правильно, поскольку у каждого из этих понятий есть свое содержание, лишь отчасти совпадающее с содержанием других. Чем, например, «круглый стол» отличается от «дискуссии»? Круглый стол - традиционное деловое обсуждение. Круглый стол при всей его демократичности содержит элементы организованности и предполагает следующие принципы: ·  нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса. ·  все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других. ·  цель «круглого стола» – выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения. Общие правила обсуждения: ·  Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса. ·  Круглый стол предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня. ·  Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения. ·  Характер обсуждения «круглого стола» – выступление есть выражение собственного мнения; ·  Критика здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Критикуют идеи, а не личности, критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности. Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столики, ноутбук, медиапроектор, компьютерная презентация, доска, карточки с именами участников, рабочие карточки.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЦЕНАРИЙ

КРУГЛОГО СТОЛА

ПРИОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

К ДУХОВНЫМ ПОИСКАМ ЧЕЛОВЕКА

ЦЕЛЬ: Анализ, обобщение и оценка результативности опыта духовно-нравственного воспитания.

ЗАДАЧИ:

1. Обсудить проблемные вопросы духовно-нравственного воспитания в муниципальных образованиях города.

2. Познакомиться с видами деятельности по формированию духовно-нравственных качеств личности.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

СЛАЙД: круглый стол короля Артура

МОДЕРАТОР: Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола гласит о том, как король усаживал рыцарей вокруг огромного Круглого стола, так, чтобы никто не считался первым и никто - последним. Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равноправными. Благодаря этой возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

СЛАЙД: тема круглого стола

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. СЛАЙД: ключевой вопрос, без которого не состоится наше сегодняшнее обсуждение.

Что же такое духовный поиск человека?

МОДЕРАТОР: Словарь по этике дает следующее определение духовности: «Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений».

В педагогических справочниках духовность рассматривается в трех аспектах:

1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности;

2) ориентированность личности на действия во благо окружающих;

3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Я задала вопрос интернету «Чем же отличается духовность от душевности?» И получила ответ: Душевность это моё для вас, а духовность - моё только для меня.

2. МОДЕРАТОР: Получение и осмысление информации я предлагаю через игру «Согласен, не согласен, может быть».

(Задача этого этапа работы - пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». Все участники круглого стола поднимают таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, соответствующим образом).

МОДЕРАТОР: каждый из вас давно занимается проблемой духовно-нравственного воспитания детей. Какие вопросы волнуют вас?

Меня волнует вопросы, которые звучат, на первый взгляд, очень просто: как измерить возросший уровень духовности?

И второй вопрос: может лишь один школьный предмет (духовное краеведение, основы православной культуры духовная культура Росси и другие) поднять духовную составляющую в школе? Я уверена, духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в комплексе: исследовательские работы, проекты, праздники с родителями, коллегами, т.е., присвоение знаний в форме самостоятельных действий. И, что самое важное, конкретные дела: организация волонтёрской деятельности детей, помощь престарелым, инвалидам и др.

- попросить педагогов продолжить ряд вопросов по теме

МОДЕРАТОР: Основы православной культуры в начальной школе - пропедевтика, в основной - система, вписанная в ряд сообщающихся между собой гуманитарных предметов.

Первый выступающий. Тема: Становление индивидуальности и формирование духовно-нравственных качеств человека на уроках обществознания, истории и духовного краеведения.

МОДЕРАТОР: не существует тестов, способных измерить нравственность! Как же можно прогнозировать на уроках духовной культуры личностный результат? Как сохранить духовные ценности?

Второй выступающий. Тема: Становление авторской программы «Наше наследие. Духовная культура России», проблема сохранения духовных ценностей (через предмет духовная культура и мировая художественная культура).

3. МОДЕРАТОР: Духовно-нравственное становление человека - это не только учебная, но и внеурочная деятельность. Какая? Чем проект отличается от акции? (акция - одновременное действие, проект - долговременное, имеющее конечную цель).

  • Зачем? (осознание)

  • Как? (действие, практика)

  • Что? (продукт, результат)

Своим большим опытом социальных проектов с нами поделится педагог, занимающийся социальными проектами.

Третий выступающий. Тема: Социальные проекты как основа духовно-нравственного образования и воспитания современных школьников.

МОДЕРАТОР: Может ли социальный проект обойтись без предварительно мониторинга? А без конечного продукта? (обсуждение)

4. МОДЕРАТОР: Изучение духовной культуры даёт человеку «смысловую сферу». Например, нерелигиозный человек к 40 годам ощущает кризис. Ребёнок часто задаёт такие вопросы: Где я был, когда меня не было? Что будет со мной, когда я умру?

Впервые слово РЕЛИГИЯ употребил Цицерон. Он же вводит и слова КУЛЬТУРА. Посмотрите, как это выглядит с его точки зрения: ре-лигия - «я запрягаю» или «я привязываю», культура - обработка земли. Сегодня мы придаём этим слова нравственное звучание.

Кто из вас говорит с детьми о Библии? Сложно говорить на эту тему? Какие «острые углы» вы обходите? Надо ли обходить «острые углы», связанные с терминологией веры? Что такое Библия: это исторический, литературный, эстетический или иной источник? (обсуждение)

Четвёртый выступающий. Тема: Библия - Книга книг.

Библия - это книга, за каждой страницей которой стоят тома книг!

5. МОДЕРАТОР: Что такое духовно-нравственное здоровье нации? Согласны ли вы с данным высказыванием: «Потеря самосознания нации ведёт к тому, что ею очень легко управлять»?

Так что же является основой духовно-нравственного здоровье нации? (обсуждение). Патриотизм - это то, что связано со страной, народом, нацией и отечеством, с большой и малой Родиной, это духовно-нравственный потенциал семьи, семейные ценности. Актуально ли это?

СЛАЙД: «Хорошо любить сильное государство, сильную Родину, могучую и процветающую, а вы попробуйте любить слабую, больную и оскорблённую» В. В. Розанов, русский религиозный философ, литературный критик и публицист.

СЛАЙД: «Важно, чтобы ты готов был умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты готов был прожить жизнь ради неё» (Т. Рузвельт)

Проблемой патриотического воспитания занимался один из педагогов.

Пятый выступающий. Тема: Проект «Награды в моей семье».

(обсуждение)

МОДЕРАТОР: Патриотизм в его подлинном понимании неразрывно связан с утверждением национального достоинств; он создаёт основу духовно-нравственного здоровья нации.

6. МОДЕРАТОР: Почему музейная педагогика обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом? (В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой (геральдикой, нумизматикой и т.д.)

Наша коллега долгое время занималась музейной педагогикой в условиях российской школы при посольстве Российской Федерации в Лондоне. Своим опытом работы в этом направлении с нами поделится наша коллега.

Шестой выступающий. Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством музейной педагогики.

7. СЛАЙД: Без книги в мире ночь и ум убог,

Без книги, как стада,

Бессмысленны народы,

В ней добродетель, долг,

В ней мощь и соль природы.

В ней будущность твоя

И верных благ залог.

В. Гюго

МОДЕРАТОР: в этих замечательных словах Виктора Гюго каждый из вас сам для себя выделит ключевые слова. Но бесспорно одно, самое важное: книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются - и старые, и малые.

Седьмой выступающий. Тема: Реализация программы сотрудничества с библиотекой семейного чтения.

8. СЛАЙД: Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось теперь научиться жить как люди. (Б. Шоу)

МОДЕРАТОР: В мире существует огромное множество религий, но почему же из-за вопросов веры, из-за принадлежности к той или иной церкви возникает столько споров и разногласий? Ведь все мы люди, все мы дети одной планеты, живущие на ней под одним и тем же солнцем, общим для всех, мечтающие под одним и тем же небом. Что же нам делить?! Неважно, какому Богу вы служите, что считаете истиной для себя, но существуют общие для всех принципы человечности, и они будут верны для любого, кто хочет пребывать в мире с собой и с Богом.

Толерантность, прежде понимаемая как инструмент предотвращения нежелательных социальных конфликтов, стала теперь одной из фундаментальных ценностей современного мира. Да и рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных, стоящих перед мировым сообществом.

Какие ассоциации возникают у вас, когда мы произносим слова ТОЛЕРАНТНОСТЬ? (терпимость). Это не совсем правильное определение. Мы не должны ничего терпеть.

СЛАЙД: Согласно определению, данному в Декларации ООН, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

А понимаем ли мы друг друга? В проблемах толерантности разбиралась психолог нашей школы.

Восьмой выступающий. Ролевая игра «Незнакомцы».

ЗАВЕРШАЮЩИЙ (ПОСТДИСКУССИОННЫЙ) ЭТАП

  • Модератор подводит заключительные итоги круглого стола.

  • Модератор произносит заключительные рекомендаций или решения.

  • Модератор устанавливает общие результаты проводимого круглого стола.

МОДЕРАТОР: Давайте вернёмся к началу нашего разговора о духовном поиске человека: «Чем же отличается духовность от душевности?» Можно ли утверждать, что душевность это моё для вас, а духовность - моё только для меня.

А может быть духовность - это нравственный закон внутри нас, а душевность - это наилучший способ реализовать его преимущества?

Целью нашего круглого стола был обмен мнениями, а не приведение их «к одному знаменателю». Я рада, что многие вопросы остались неразрешёнными, значит, у нас будет повод увидеться вновь.


© 2010-2022