Внеклассное мероприятие по литературе

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно - музыкальная композиция «Песня на войне»

Оформление сцены: костер, брёвна, на брёвнах сидят солдаты, одетые в форму разных лет: ВОВ, Афганской войны, современную.

(«В лесу прифронтовом», на фоне музыки ученик в форме солдата читает стихотворение)

Послушай меня¸ я оттуда приехал,

Где, кажется, люди тверды, как гранит,

Где гневной России громовое эхо,

Вперед продвигаясь, над миром гремит.

Где слева - окопы, а справа - болота,

Где люди в соседстве воды и гранат

Короткие письма и скромные фото,

Как копии счастья, в планшетах хранят.

Здесь громкие речи, товарищ, не в моде,

Крикливые песни совсем не в ходу.

Любимую песню здесь люди заводят -

Бывает у смерти самой на виду!

Выходят парни и девушки исполняют песню « Катюша», один солдат дарит цветок девушке. Все садятся на брёвна.

-Ну,что,дорогие слушатели,узнали знаменитую "Катюшу"?

-Не многие из вас,уважаемые слушатели, знают,что год сочинения этой песни 1938,т.е.еще до войны .Незатейливые слова и простая лирическая мелодия, близкая народной, сделали эту песню о девушке-Катюше,которая ждет своего друга -пограничника со службы, очень популярной в те годы, она завоевала сердца не только пограничников,но и стала всенародно-любимой песней.В тяжелое военное время ее распевали бойцы на фронте в короткие часы отдыха,причем придумывали все новые и новые слова,которые соответствовали новому,уже не мирному,.а военному времени. А еще интересно то, что песня эта стала дорога нашим землякам, ушедшим на фронт из Викторополя. В годы войны на фронт ушли 606 викторопольцев. Домой вернулось 249. Пали на полях сражения 357 человек.

…Ерыгин Иван Митрофанович………..ушедший на войну из Викторополя , даже сочинил несколько строк о полюбившейся песне

Все мы любим милую "Катюшу",
Любим слушать как она поёт
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придаёт…!
С такими словами пели мирную ласковую песню наши земляки, называя "катюшами" многоствольные реактивные миномёты. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно. И люди полюбили "Катюшу". Пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору.

(Появляются ведущие праздника: юноша и девушка)

- И сегодня, как вы догадались, наш разговор о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать. О войне в Афганистане, и той, что совсем недавно полыхала на нашей земле - о Чечне.

- Когда мы готовили этот материал, нас одолевали сомнения, неуверенность. Не причиним ли мы кому-то боль? Имеем ли мы право, не видя войну собственными глазами, говорить о ней, а тем более препарировать чьи-то души? Точнее же - души ребят, вынесших свои песни с фронтов ВОВ, из опаленного войной Афганистана, из многострадальной Чечни.

- Но ведь эти ребята - почти наши ровесники! В 41-м им было столько, сколько нам. И по Афганским тропкам шагали 18 летние парни, и такие же пацаны воевали в Грозном. А потому мы будем говорить о них, о том, что они пережили, и об их песнях! Потому что песня - это их душа! И потому что песни - это наша память!

(«Журавли», на фоне музыки - стихи)

Память, память, за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни,

Ты друзей моих умерших оживи,

А друзьям живущим, молодость верни.

Память… Память!

Ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу друзьям своим в глаза взглянуть.

Память… Память… Память.

(звучит школьный вальс без слов, выпускники в школьных формах выходят на сцену и разговаривают друг с другом)

1 выпускник: Ребята, а как вы думаете, после нашего выпускного, что будет дальше?

3 выпускник: Что? Что? Поступим в институты, заведём семьи, будем работать на благо нашей Родины.

4 выпускница: А что, Миша, ты уже и о семье задумываешься? Не рановато ли?

3 выпускник: Конечно, задумываюсь, а почему нет? У меня будет трое детей, а работать я буду на стройке.

2 выпускница: А я буду учителем, уж больно хорошие у нас в школе педагоги были, всю душу в нас вкладывали.

6 выпускник: А учителя у нас и, правда, были хорошие. Вот в следующем году придём на вечер встречи и расскажем им, кто, где сейчас учится и какие планы строит на будущее.

5 выпускница: Ребята, хватит вам спорить время 4 утра, хоть бы дома не попало!

(звучит пение птиц, утро, петух кричит)

7 выпускница: Да не волнуйся ты, у нас сегодня праздник, выпускной, да и ночь, какая прекрасная ночь, тёплая, июньская, давайте лучше танцевать!

(звучит школьный вальс без слов, выпускники танцуют вальс)

Голос об объявлении войны ( все встают и уходят за кулисы)

Сразу звучит песня « Священная война»( все выходят и встают)

И сразу своеобразным гимном ВОВ стала «Священная война», созданная Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. Впервые она прозвучала на шестой день войны на Белорусском вокзале, откуда эшелоны уходили на фронт.

- Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!

- В далекий год, простясь с учителями,

Длину дорог, измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен

И в танковых боях, и в штыковых.

Веселые, отважные, простые,

В свой звездный час не дрогнули они,

И в памяти о них по всей России

Горят сегодня вечные огни.

Горят сегодня вечные огни.

(«Соловьи» , Соловьев-Седой, Фатьянов)

- Чем больше отдаляется от нас эпоха ВОВ, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Мы знаем о войне лишь по рассказам, а большинство - по книгам и кинофильмам. Тем ценнее и дороже становятся дошедшие до нас художественные памятники военных лет. Среди них, конечно, песни. Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью ВОВ.

- Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники, они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

- С первых же числах войны поэт Борис Ковынев сложил строчки на полюбившуюся до войны мелодию польского музыканта Ежи Петербургского:

Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.

( Песня « Синий платочек»)( дети поют песню)

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

- Так с первого дня песня воевала вместе с Красной армией, вместе с народом. И в походе, и на привале, и даже в бою она вдохновляла бойцов. Потому у многих в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.

- Но самой популярной песней войны оказалась «Песня смелых», которую поэт Суриков, уходя на фронт, оставил в редакции «Правды» 22 июня 1941 года.

-Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют…

Песня - крылатая птица

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

- В минуты передышки, между боями на фронте, когда части отходили на переформирование, звучала гармошка, и тогда…

(«Смуглянка»)

- А потом были песни победы, мирная жизнь, и песни мирные, счастливые, радостные!

(«День победы» /фонограмма/)

Отгремели радостные залпы победы, но материнское сердце не переставало ждать сына домой. Вот откроется дверь, и войдёт он- самый долгожданный, самый родной сын- не погибший , живой!

(Баллада о матери»)

Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..

Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог…
Дома всё ей чудилось кино…
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

-Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы: начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получается немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.

-Они рано повзрослели, ведь их родители либо непосредственно участвовали в военных действиях, либо отдавали все свои силы на трудовом фронте, являясь надёжным тылом Советской Армии. «Всё для фронта! Всё для победы!» - главный лозунг тех времён.
- Детям войны посвящена современная песня на стихи Ильи Резника.

(Песня « Дети войны» в исполнении Демидова Д. и Кравченко М.)

(Раздаются выстрелы, взрывы, свист пуль)

- Вновь о войне в нашей стране заговорили в конце семидесятых, когда началась Афганская эпопея, мы, 17- летние и об этой войне знаем тоже больше понаслышке. О ней много говорят, и больше - плохо, да война - это и есть плохое, война - это зло.

- Но сколько бы мы не спорили - нужна была эта война, или нет, герои те, кто там воевал, или совсем наоборот, бесспорно одно: ребята, которые шли в бой, не за свою, кстати, землю, свято верили в то, что выполняют свой долг, и так же свято его выполняли.

- Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты,

Где-то эхом вдали прогремели последние взрывы.

Только изредка ночью взорвут тишину пулеметы, проверяя, а все ли мы живы.

Здесь про страх и опасность мы будто с тобою забыли,

И в минуты отчаянья мы научились смеяться,

И с друзьями, которых на целую жизнь полюбили,

Мы привыкли надолго прощаться.

Время медленно шло, только быстро усы отрастали.

Снились ночью нам дети, любимые жены нам снились,

Но когда, расставаясь, с друзьями прощаться мы стали,

Почему-то опять загрустили.

По афганским дорогам пришлось нам проехать немало.

Мы тряслись в бэтээрах , нам небо служило палаткой.

И надолго под звездами твердым законом нам стало -

Не искать на земле жизни сладкой.

И отсчитает кто-то

Последний шаг и вздох,

И получишь пулю

На вздохе в твой живот…

Вот почему, ребята,

Мы постарели там,

Мы - раненые в душу

Тобой, Афганистан…

(«Афганистан»)

- Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть… Нет! Они не нуждаются в жалости. А вот без мужества и гордости им не обойтись… Это проникло с войной в их сердца и сознание.

Сигнал «Подъем»

- С утра в строю

Не в счет дожди и ветры,

И зной - не в счет,

И лютый посвист вьюг.

Зовут судьбы солдатской километры,

На запад, север, на восток, на юг.

Ровесник штатский

Молвит с удивленьем:

Ты что за долю выбрал, старина?

Тебя со службы и по воскресеньям

До поздней ночи мать ждет и жена…

Что я отвечу? Да, покоя нету,

Скупа судьба на радости порой.

Но, предложи мне выбор, - снова эту

Я изберу, не пожелав иной.

Я знал вчера и повторю сегодня:

Солдатской честной службы суть строга,

Но я не мыслю дела благородней,

Чем защищать Отчизну от врага!

- Конец 90-х… И вновь на нашей земле полыхает пожар. На нашей, потому что мы не делили и не делим землю на русскую, чеченскую, украинскую - это была наша общая земля

- Чеченская война…И как тут снова разобраться, кто прав, а кто виноват. И снова гибнут мальчики. А те, кто выжил, слагают стихи и песни.

(« На Моздок »под гитару исполняют участники)

( клип с музыкой « Поклонимся великим тем годам)

- Поклонимся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным, и тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня 41-го года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну - такую войну! - добил врага там, откуда война началась - в поверженном Берлине! Поклонимся тем, кто шагал по выжженным тропкам Афганистана, тем, кого подстерегала пуля на каждом шагу, тем, кто горел в танках в Грозном, всем тем, кто лежит в солдатских могилах и всем тем, кто уцелел в этих войнах!

- Пусть в домах не гаснет свет, сохраняется тепло. А если кто-то из вас столкнется с этими ребятами, участниками войн, с их песнями, относитесь к ним так, как они этого заслуживают.

Так песне с далеких времен суждено -

Родившись, внезапно умчится в окно

И ходит по свету сама.

То в сердце твое застучит горячо,

То ласково тронет тебя за плечо,

То горе разделит с тобой.

Теплом из далекого дома пахнет.

И силу в солдатскую душу вольет,

На подвиг, ведя боевой.

И где б ни случилось - в походном строю,

В землянке, у смерти на самом краю.

Иль в мирном девичьем окне, -

Что может быть большей наградою мне,

Чем песню подслушать свою!

Пускай ни один из ее запевал

Не знает того, кто ее создавал,

Пусть только, народному сердцу верна,

Кому - нибудь в жизни поможет она

( Звучит песня«Журавли», парни приглашают девушек на вальс, и ,кружась в танце, покидают актовый зал)

7


© 2010-2022