Внеклассное мероприятие «Умираю, но не сдаюсь. .. »

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

«Умираю, но не сдаюсь...»

(Виртуальная экскурсия в Брестскую крепость)

Цель: знакомство учащихся с историей страны в годы ВОВ.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о Брестской крепости;

  • развивать речь учащихся, способствовать выразительной передаче смысла стихотворений, развивать способность сопереживать;

  • воспитывать у школьников чувство патриотизма, гордости за Отечество, готовность защищать его в трудное время.

Ход мероприятия:

Учитель: Дорогие ребята, труженики тыла, гости! На уроке «Вставай, страна огромная...» мы говорили о начале Великой Отечественной войны. Сегодня речь пойдет о крепости, которая одна из первых приняла удар фашистских захватчиков. Мы совершим виртуальную экскурсию в Брестскую крепость.

В пограничную Брестскую крепость война пришла сразу. Многие бойцы, женщины, дети погибли сразу, в первые секунды, не поняв, что происходит. В крепости располагались 4 стрелковые дивизии Красной Армии. Фашисты бросили против них 10 дивизий, 4 из которых были танковые.

Неся большие потери от огня, наши войска отошли. В крепости остались лишь разрозненные войной подразделения различных частей. Они были разбросаны по всей территории и вели бои в отдельных очагах сопротивления. Долгое время подробности обороны Брестской крепости были неизвестны. Лишь после войны, постепенно, шаг за шагом удалось восстановить картину героического сопротивления. Попробуем это сделать и мы.

Литературная композиция

Над Бугом светало воскресное утро,

Заря серебрится прозрачным лучом,

Для первого взгляда здесь просто безлюдно,

Чирикает птаха за ближним кустом.

Земля пробуждалась зарёю рассвета,

У самой воды пограничный секрет,

Плеснулся *голавль у берега где-то,

Короткая трель вторит первой в ответ.

Речная прохлада росой освежает,

Стрекочет кузнечик, букашка ползёт,

Природа как будто от чар оживает,

Приветствуя жизнь, голос свой подаёт.

Но шёпот в ночи,-

И спокойствие снова,

Опять наступило молчанье и тишь,

Сменил разводящий с поста часового,

На ветку уселась летучая мышь.

Вдруг вздрогнул рассвет,

Взрывом вырвало землю,

Заставу разнёс дальнобойный снаряд,

Погибший во сне, не узнал что он первый

Уже на войне, кровь проливший солдат.

Кому смерть краса, а кому-то нелепость,

Не каждого будут считать образцом,

А враг напролом шёл на Брестскую крепость,

Ее, окружая железным кольцом.

Начало войны это ужас и нервы,

Здесь мало кого смертный час обойдёт,

Заставы в боях, ждут из штаба резервы,

Надеясь, что крепость на помощь придёт.

А в ней гарнизон сжат по фронту и сзади,

Бойцов вдохновляет седой комиссар,

«Всей силой своей встанем братья в засаде,

И мощь сгруппируем на контрудар.

И малою силой почти что руками,

Сразился с врагом *легендарный комбат,

И немцы, не выдержав боя штыками,

От русских с позором бежали назад.

Солдат на часах охраняет трофеи,

А пленных врагов взял «на мушку» конвой,

«На сотни идут у фашистов потери»,

Для них станет крепость «рубеж роковой».

Вот так и прошёл первый день обороны,

Значительный подвиг, «и в местных боях»,

Нехватка воды, и по счёту патроны,

Бинты в лазарете из рваных рубах:

Лишения, голод,

Всё вынесли стойко,

Бойцы на границе, по воле своей,

«Их подвиг примером другим» - «И не только»:

«Они победители с первых же дней»! (Юрий Галкин)

Учитель: Начало войны застало в Брестской крепости и Павла Ивановича Нянченко. Здесь в составе 42 стрелковой дивизии он нес действительную службу. Ветеран вспоминает, как в 4 часа утра 22 июня на спящий город обрушился ураган артиллерийского огня. Люди выбегали из домов в нательном белье. Командир 42 дивизии выделил несколько автомашин, чтобы вывезти к железной дороге женщин с детьми...

Вагоны были набиты до отказа. И вдруг на поезд посыпались бомбы. Пламя охватило весь эшелон. Те, кто успел выскочить из вагонов, побежали в поле, их тут же настигали фашистские самолеты и с бреющего полета расстреливали пулеметными очередями.

Периоды обороны Брестской крепости

1 ученик: 1-й ПЕРИОД. Длился с 22 июня по 30 июня 1941 года. 30 июня во время бомбежки погиб штаб обороны - так закончился первый период обороны.

2 ученик:2-й ПЕРИОД. Длился с конца июня до середины июля 1941 года. Боевые действия вели отдельные группы воинов в Восточном Форту, у Восточных ворот и на Восточных валах Кобринского укрепления, в западной части Цитадели, в подвалах зданий 333-го стрелкового полка и в помещениях инженерного управления.

3 ученик:3-й ПЕРИОД. Длился с середины июля до 30 июля. 30 июля погиб последний защитник Брестской крепости. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина», - написал он кровью на стене крепости.

Галерея героев (учащиеся выходят и прикрепляют портреты на доску)

1 ученик: Майор ГАВРИЛОВ.

Командир 44-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии майор ГАВРИЛОВ Петр Михайлович в течение 2-х дней возглавлял оборону в районе Северных ворот Кобринского укрепления, а на третий день войны перешел в Восточный форт, где командовал сводной группой бойцов из различных подразделений в количестве около 400 человек. По свидетельству противника «...сюда нельзя было подступиться со средствами пехоты, так как превосходно организованный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и из подковообразного двора скашивал каждого приближающегося. Оставалось только одно решение - голодом и жаждой принудить русских сдаться в плен...» 30 июня после длительного обстрела и бомбежки гитлеровцы захватили большую часть Восточного форта, однако майор Гаврилов с небольшой группой бойцов продолжал сражаться там до 12 июля. На 32-й день войны после неравного боя с группой немецких солдат в Северо-Западном капонире Кобринского укрепления он в бессознательном состоянии попал в плен.

Освобожден советскими войсками в мае 1945 г. До 1946 года служил в Советской Армии. После демобилизации жил в Краснодаре.

В 1957 году за мужество и героизм при обороне Брестской крепости ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Был почетным гражданином города Бреста. Умер в 1979 году. Похоронен в Бресте, на Гарнизонном кладбище, где ему поставлен памятник. Его именем названы улицы в Бресте, Минске, Пестрачах (в Татарии - на родине героя), теплоход, колхоз в Краснодарском крае.

2 ученик: Лейтенант КИЖЕВАТОВ

Начальник 9-й заставы 17-го Брестского Краснознаменного пограничного отряда лейтенант Андрей Митрофанович КИЖЕВАТОВ был одним из руководителей обороны в районе Тереспольских ворот. 22 июня лейтенант Кижеватов и воины его заставы с первых минут войны приняли бой с немецко-фашистскими захватчиками. Был несколько раз ранен. 29 июня с небольшой группой пограничников остался прикрывать группу прорыва и погиб в бою. Его именем названа погранзастава, где ему поставлен памятник, улицы в Бресте, Каменце, Кобрине, Минске.

В 1943 году фашистскими палачами была зверски расстреляна семья А.М. Кижеватова - жена Екатерина Ивановна, дети Ваня, Нюра, Галя и престарелая мать.

3 ученик: Капитан ЗУБАЧЕВ

Помощник командира по хозяйственной части 44-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии капитан ЗУБАЧЕВ Иван Николаевич, участник гражданской войны и боев с белофинами, с 24 июня 1941 г. стал командиром сводной боевой группы обороны Цитадели. 30 июня 1941 года, тяжелораненым и контуженным был захвачен в плен. Погиб в 1944 г. в лагере Хаммельбург. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Его именем названы улицы в Бресте, Жабинке, Минске.

4 ученик : Полковой комиссар ФОМИН

Заместитель командира по политчасти 84-го стрелкового полка 6-й Орловской стрелковой дивизии полковой комиссар ФОМИН Ефим Мойсеевич возглавлял оборону вначале в расположении 84-го стрелкового полка (у Холмских ворот) и в здании Инженерного управления (в настоящее время остались его развалины в районе Вечного огня), организовал одну из первых контратак наших воинов.

24 июня приказом N1 была создан штаб обороны крепости. Командование возлагалось на капитана И.Н. Зубачева, его заместителем назначен полковой комиссар Фомин Е.М.

Приказ №1 был найден в ноябре 1950 г при разборке завалов казармы у Брестских ворот среди останков 34 советских воинов в планшете неопознанного командира. Здесь же было обнаружено знамя полка. Фомина гитлеровцы расстреляли у Холмских ворот. Посмертно награжден орденом Ленина. Похоронен под плитами Мемориала.

Его именем названы улицы в Минске, Бресте, Лиозне, швейная фабрика в Бресте.

5 ученик: лейтенант НАГАНОВ

Командир взвода полковой школы 333-го стрелкового полка 6-й Орловской стрелковой дивизии лейтенант НАГАНОВ Алексей Федорович на рассвете 22 июня 1941 года с группой бойцов занял оборону в водонапорной трехэтажной башне над Тереспольскими воротами. Погиб в бою в тот же день. В августе 1949 года были обнаружены в руинах останки Наганова и его 14 боевых друзей.

Урна с прахом А.Ф. Наганова захоронена в Некрополе мемориала. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.

Его именем названы улицы в Бресте и в Жабинке. В Бресте ему поставлен памятник.

6 ученик: капитан ШАБЛОВСКИЙ

Защитник Кобринского предмостного укрепления капитан ШАБЛОВСКИЙ Владимир Васильевич, командир батальона 125-го стрелкового полка 6-й Орловской стрелковой дивизии, расквартированного в Брестской крепости, на рассвете 22 июня 1941 года возглавил оборону в районе Западного форта и домов комсостава на Кобринском укреплении. Около 3-х суток фашисты вели осаду жилых зданий.

Участие в их обороне принимали женщины и дети. Фашистам удалось пленить горстку израненных воинов. Среди них оказался капитан Шабловский вместе с женой Галиной Корнеевной и детьми. Когда пленных вели через мост над обводным каналом, Шабловский оттолкнул конвоира плечем и крикнув: «За мной!», бросился в воду. Автоматная очередь оборвала жизнь патриота. Капитан Шабловский посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Его именем названы улицы в Минске и Бресте.

Зимой 1943/44 года гитлеровцы замучили Галину Корнеевну Шабловскую - мать четверых детей.

7 ученик: лейтенант АКИМОЧКИН,

Начальник штаба 98-го отдельного противотанкового артиллерийского дивизиона лейтенант АКИМОЧКИН Иван Филиппович организовал вместе с заместителем командира дивизиона по политической части старшим политруком НЕСТЕРЧУКОМ Николаем Васильевичем оборонительные позиции на Восточных валах Кобринского укрепления (возле «Звезды»). Здесь были установлены уцелевшие пушки и пулеметы. В течение 2-х недель герои удерживали Восточные валы, разгромили колонну вражеских войск, двигавшуюся по шоссе. 4 июля 1941 года тяжелораненого Акимочкина схватили фашисты и, обнаружив в гимнастерке партийный билет, расстреляли. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Его именем названа улица в Бресте.

8 ученик: курсант окружных курсов шоферов М ЯСНИКОВ

Курсант окружных курсов шоферов погранвойск Мясников Михаил Иванович сражался на Тереспольском укреплении и в Цитадели до 5 июля 1941 года. С группой пограничников прорвался из вражеского кольца и, отходя белорусскими лесами, соединился с частями Советской Армии в районе Мозыря. За героизм, проявленный в боях при освобождении города Севастополя, старшему лейтенанту Мясникову М.И. было присвоено звание Героя Советского Союза.

9 ученик: ПЕТЯ ВАСИЛЬЕВ

Воспитанник музыкантского взвода Петя ВАСИЛЬЕВ с первых минут войны помогал вытаскивать боеприпасы из разрушенных складов, доставлял продукты из полуразрушенного магазина, выполнял задания по разведке, добывал воду. Участвуя в одной из атак по освобождению красноармейского клуба (церкви), заменил погибшего пулеметчика. Меткий огонь Пети заставил фашистов залечь, а потом побежать назад. В этом бою семнадцатилетний герой был смертельно ранен. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Захоронен в Некрополе Мемориала.

10 ученик: ПЕТР КЛЫПА

Воспитанник музыкантского взвода КЛЫПА Петр Сергеевич сражался у Тереспольских ворот Цитадели до 1-го июля. Доставлял бойцам боеприпасы и продукты, добывал воду для детей, женщин, раненых и сражающихся защитников крепости. Вел разведку. За бесстрашие и смекалку бойцы назвали Петю «Брестским Гаврошем». Во время прорыва из крепости попал в плен. Бежал из тюрьмы, но был схвачен и угнан на работы в Германию. После освобождения служил в Советской Армии. За мужество и героизм, проявленные в дни обороны Брестской крепости награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

11 ученик: ВЕРА ХОРЕЦКАЯ

«Верочка» - так называли ее все в госпитале. Девушка с Минщины 22 июня вместе с батальонным комиссаром Богатеевым выносила больных из горящего здания. Когда узнала, что в густом кустарнике, где была позиция пограничников, много раненых, она метнулась туда. Перевязки: одна, другая, третья - и воины снова уходят на линию огня. А гитлеровцы все сжимают кольцо. Из-за куста вынырнул фашист с автоматом на перевес, за ним другой, Хорецкая подалась вперед, прикрыв собой обессилевшего воина. Треск автоматной очереди слился с последними словами девятнадцатилетней девушки. Она приняла смерть в бою. Захоронена в Некрополе Мемориала.

12 ученик: РАИСА АБАКУМОВА

В Восточном форту в укрытии был организован перевязочный пункт. Его возглавила военфельдшер Раиса Абакумова. Из-под огня противника она выносила на себе тяжелораненых бойцов, в укрытиях оказывала им медицинскую помощь.

13 ученик: ПРАСКОВЬЯ ТКАЧЕВА

Медсестра Прасковья Леонтьевна ТКАЧЕВА с первых минут войны бросается в дым объятого пламенем госпиталя. Со второго этажа, где лежали послеоперационные больные, ей удалось спасти более двадцати человек. Затем после тяжелого ранения попала в плен. Летом 1942 г. стала связной в партизанском отряде имени Чернака.

Стихотворение

Разбитая крепость над Бугом стоит,

В ней камни, омытые кровью.

Мы верим: навеки народ сохранит

Бессмертную славу героев...

Товарищ, будь стойким в жестоких боях,

Про голод и раны забудем.

Клянемся Отчизне, что мы ни на шаг

С родимой земли не отступим!

Расскажут лишь камни о наших делах,

Как насмерть герои стояли.

Здесь русский, бурят, армянин и казах

За Родину жизнь отдавали.

Прощайте, товарищи, Родина-мать!

Последний парад наступает.

Врагу не сдается геройская рать,

Пощады никто не желает.



Учитель: Cейчас прозвучали стихи неизвестного автора, написанные в июле 1941 года. Они чудом сохранились среди огня и смерти.

На слайде слова: «Кто не принадлежит своему Отечеству, то не принадлежит человечеству».

Учитель: Ребята, внимательно вчитайтесь в эти слова. Что значит принадлежать своему Отечеству? Принадлежать человечеству? Как вы понимаете смысл этого высказывания?



Слово гостям, труженикам тыла.

На этом наша экскурсия в Брестскую крепость завершилась. Большое всем спасибо.

© 2010-2022