- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Крестный ход
Классный час на тему Крестный ход
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Cемёнова И.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Название предмета: Туристско - краеведческая деятельность. | Класс: | Урок № | ||
Тема: Крестный ход | 4 | |||
Образовательные цели: | 1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «Православие»; 2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «Крестный ход»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни. 3. Обеспечение практической направленности учебного процесса | |||
Развивающие цели: | 1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся. 2. Формирование умения объяснять православные традиции, применять знания в новой ситуации. | |||
Воспитательные цели: | 1. Знакомство с лучшими представителями духовной сферы. | |||
Место урока в системе уроков данного раздела: | 2 | |||
Тип урока: | Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД | |||
Основные термины и понятия: | Крестный ход, Евангелие, хоругви, тропарь праздника, ирмосы, Лития. | |||
Межпредметные связи: | Литература, МХК, ОДК, изобразительное искусство. | |||
Познавательные УУД: | 1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами. 2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. 3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений о крестном ходе, его значении в для православных. | |||
Коммуникативные УУД: | 1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. 2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. 3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия | |||
Регулятивные УУД: | 1. Учатся контролировать и оценивать свои действия. 2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. 3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
| |||
Личностные УУД: | 1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. 2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями | |||
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Подготовительный |
| 1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов. 2. Знакомится со специальной литературой. 3. Составляет подробный план экскурсии. 4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия. 5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся | Получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии (Что такое Крестный ход? От чего произошли Крестные ходы? Зачем нужен Крестный ход? Неужели усердная молитва с сокрушенным сердцем не может заменить Крестные ходы? По каким случаям совершаются Крестные ходы?)
|
II | Организационный | Коллективная/фронтальная беседа
Просмотр слайдов, на которых изображён крестный ход. | 1 В последнее время с экрана телевизора много рассуждают о возрождении духовности. Рассуждают… А что для этого делается? Практически ничего. О какой духовности может идти речь, если дети калечат своих родителей, а родители бросают детей. Где в это время душа? А ведь духовность от слова «ДУША». «ДУХ». В современном мире люди много времени уделяют на изучение истории. Зная историю в целом, мы не должны забывать историю родного края. Места, где мы родились и выросли. Кроме этого. Мы должны свято помнить и чтить традиции своего народа. Возможно многие из нас, проходя по привычной для них дороге, даже не задумываются о том, какую историю хранят в себе те или иные строения, а также что обозначают те или иные традиции. фотография одной из таких традиций сейчас на слайде. 2. Какая православная традиция запечатлена на фотографии? Хотите узнать об этой традиции ? 3. Чтобы узнать об этой традиции, я приглашаю Вас в храм. Во время экскурсии вы можете задавать вопросы, записывать, участвовать в дискуссиях, высказывать своё мнение. Фотографировать можно только с разрешения архиерея. В храме запрещается громко разговаривать, смеяться, кричать, трогать иконы и другие вещи руками без разрешения экскурсовода. Ходить с непокрытой головой. На пути следования к храму, соблюдаем ПДД. (фиксация в журнале по технике безопасности) | Готовятся участвовать в мероприятии |
III | Центральный а) начало маршрута | Вступительная беседа: обращаясь к вере своих отцов, к памяти близких, к историческим корням, люди приходят в церковь. Сюда, едва научившись ходить и говорить, дети шагают за руку с мамой на службу. Здесь впервые повстречаются со священником. В храме совершают молебен по усопшим, провожая в последний путь. Иногда, можно увидеть людей, идущих с иконами, вокруг храма. Об этом событии мы спросим у священника.
| Освещает особенности интересующего объекта. | Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии |
б) Вслед за экскурсоводом/ведущим... | Монолог с элементами беседы со священником. Крестный ход - многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).
| Контролирует ход экскурсии.
| 1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные. 2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией | |
в) Спроси у меня… | Рассказ учащегося: Зачем нужен Крестный ход? «Краткий Церковно-Богослужебный словарь» (Сочинение прот. Александра Свирелина, М.: 1916 г.) разъясняет нам: «Есть еще один вид литии, известный у нас под названием крестного хода. В случае какого-либо общественного бедствия, или общей нужды, или в воспоминание Божественного избавления от прежнего бедствия - совершается сего рода лития. Из храма исходят с хоругвями, Животворящим Крестом, Евангелием и св. иконами и обходят кругом все селение с молебным пением; либо становятся среди селения и тут совершают моление; либо, наконец, идут к воде и там совершают водоосвящение». «Лития в переводе с греческого - коленопреклонение, усердное, всенародное моление. Так называется моление, совершаемое в притворе храма или даже совсем вне храма, чтобы в сем молении могли принять участие все православные - и оглашенные, и запрещенные, и чтобы таким образом оно буквально было молением всенародным - литиею». Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честного Креста и носили по улицам города. Крестные ходы, которые не являются частью богослужения, появились вследствие желания верующих молиться не только в храме, но и в местах явления чудотворных икон, молитвенных подвигов почитаемых святых. Для того чтобы шествие к такому месту не было праздным провождением времени, во время крестного хода читалось Евангелие, пелись церковные песнопения. Участники крестного хода несли с собой иконы, кресты, хоругви. Это делало процессию более торжественной, напоминая встречным о глубине и силе православной веры. Иногда крестный ход, продолжавшийся в течение нескольких дней, превращался в настоящее паломничество. Участники такого крестного хода, откладывая житейское попечение, перенося тяготы пути, совершают подвиг Христа ради. Такой крестный ход является символическим несением своего жизненного креста, исполнением слов Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Фронтальная беседа со священником: От чего произошли Крестные ходы? Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других. Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта во обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана; торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном. По каким случаям совершаются Крестные ходы? К. ходы существуют как в православной церкви, так и в католической, и бывают двух родов: совершаемые по установлению, ежегодно в известные дни, и чрезвычайные. К первым принадлежат: 1) К. ход вокруг церкви в пасхальную неделю, каждый день за литургией; 2) в праздник Богоявления, 6 января, для освящения воды, в память крещения И. Христа, 3) 1 августа - К. ход из некоторых главных храмов города для освящения воды; совершается по примеру Константинополя, где в этот день, до завоевания города турками, ежегодно с К. ходом из императорского дворца в храм св. Софии выносился хранившийся во дворце крест И. Христа (части этого Креста, вложенные в его полное изображение), причем было совершаемо и водоосвящение; 4) К. ходы поместные - в отдельных городах и других местностях, в честь великих местных святынь и замечательных событий церковной и государственной жизни, а также в память освобождения местности от эпидемии, нашествия врагов и т. п. Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного - при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях. Неужели усердная молитва с сокрушенным сердцем не может заменить Крестные ходы? Истинно верующему страшно прекословить Богу и избирать себе от закона что хочется, а должно беспрекословно исполнять волю Божию. Неужели все праведники - Моисей и Давид, Соломон и весь Израиль, не имели сокрушенного сердца и усердной молитвы? Все это они имели, но и Крестные ходы совершали. От Крестного хода Иордан разделился, и стены Иерихонские пали. Вот и у нас во время различных наказаний гнева Божия за грехи наши глада, засухи, мора, губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на отечество совершаются Крестные ходы. Поэтому ими вместе с общей молитвой, постом и покаянием, по примеру ниневийских жителей, избегаем праведного наказания, посылаемого нам от Бога.
| Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло | Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии | |
V. | Итоговый | Фронтальное обсуждение | 1. Благодарит представителей церкви за помощь в организации экскурсии. 2. Напоминает учащимся о необходимости к следующему уроку, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала. 3. на следующем уроке мы с Вами изготовим плакат с помощью ваших фотографий, сделанных во время экскурсии. | 1. Делятся впечатлениями. Крестный ход - это не просто километры, это путь души. Физически-это очень трудно идти. Как представишь, какова дорога, как надо успеть сфотографировать (то есть бегать туда- сюда) всех участников: деток, бабушек, которые попеременно несут большие древние иконы, хорошо, если дождя и пронизывающего ветра не будет, - невольно страшишься, но потом идешь с Божией помощью и ощущаешь это как счастье. Наверное, чтобы постичь, что такое Крестный ход, надо самому пройти - и все станет на свои места 2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала: фотографии, зарисовки, записи. |
Спасибо! Ваш файл добавлен!
После проверки он будет опубликован в выбранном Вами разделе на странице
videouroki.net/filecom.php?fileid=98704122
Не загружайте работу повторно - это не ускорит её публикацию