Коррекционно-развивающее занятие Рыцарский этикет

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий коррекционно-развивающего занятия на тему "РЫЦАРСКИЙ ЭТИКЕТ"

Цель: формирование культуры нравственного поведения.

Задачи:

  • познакомить с представлениями о моральных нормах, исторически сложившихся в обществе;

  • формировать установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения;

  • развивать речь, память, внимание, навыки коммуникативной культуры воспитанников.

Форма проведения: этический тренинг.

Оборудование: выставка книг, магнитная доска, индивидуальные магнитные доски, карточки для игр, карандаши и ластики, комплект одежды, обувь, иллюстрации с изображением рыцарей.

Ход занятия

Вводная часть

1. Организационный момент

2. Пальчиковая гимнастика

- Расскажем нашим гостям про наш дом и пригласим их в гости.

На опушке дом стоит.
На дверях замок висит.

За дверями стоит стол. Выполняется 2-3 раза с ускорением темпа

Вокруг дома частокол.
Тук-тук тук!
Дверь открой!
- Заходите, я не злой.

3. Игра " Антонимы"

Воспитатель бросает кому-либо мяч, называет слово.

Мяч возвращают, называя антоним. Условие: слова с не- не называть.

  • Злой - добрый

  • Слабый - сильный

  • Грубый - вежливый

  • Трусливый - храбрый

  • Лживый - честный

  • Жадный - щедрый.

- Как назвать можно человека, которому принадлежат качества, названные вами? (Культурный)

4. Сообщение темы занятия

- Тема нашего сегодняшнего занятия " Рыцарский этикет".

- Как вы понимаете слово "этикет"?

- Какие правила этикета вы знаете? (за столом, в школе, в транспорте.)

Основная часть

1. Заочная экскурсия в историю

- Почему при встрече со знакомыми мы здороваемся, уходя, прощаемся, говорим " волшебные слова", соблюдаем правила поведения? (Для того чтобы окружающие хорошо к нам относились).

- Книг о правилах поведения написано очень много. Те книги, которые стоят у нас на выставке - это ничтожно малая часть огромного количества книг о правилах поведения.

Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетий истории человечества.

Упоминание о самой первой книге относится к 2350 г до н.э.. Была она написана в Египте и называлась "Инструкция по поведению ". Она, к сожалению, не сохранилась.

А вот советы древнегреческих мудрецов:

- Не делай того, за что бранишь других.

- Чем ты сильнее, тем будь добрее.

- Пусть язык не опережает мысли.

- Не спеши решать, спеши выполнить решение.

- Суди о словах по делам, а не о делах по словам.

- Труднее всего - познать самого себя, а легче всего давать советы другим.

Устарели эти советы?

В Испании, в 1204 г, священнослужителями была написана книга " Дисциплина Клерикалис".

Самая первая книга о правилах поведения в России была написана по приказу Петра _ в 1717 г и называлась она " Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов".

Вот небольшой отрывок из нее: " Вежливу быть на словах, а шляпу должен держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван:"

Как видите, знание этикета - один из необходимых признаков воспитанности.

Откуда же это слово - этикет? И что оно означает?

В 17 веке во Франции правил король Людовик X_V, имевший громкое прозвище - "Король - солнце".

На одном из своих приемов он распорядился вручить своим гостям карточки, на которых перечислялись правила поведения, необходимые к соблюдению. Вот от французского названия карточек - "этикетка" - и произошло слово - этикет.

Кстати, недавно я ходила на хоккей. На обратной стороне билета тоже перечислены правила, необходимые к соблюдению. Похожи они на этикетки "Короля - солнца"? (Рассматривают билеты, читают правила).

Этикет - это правила поведения в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды.

Но сегодня мы говорим не о простом этикете, а о рыцарском. Как вы себе представляете рыцарей?

Рыцари - конные всадники в железных доспехах - представители высшего класса среди военных в Европе. Это были самые мужественные люди, герои, совершившие множество подвигов. Их мужественность заключалась в умении отвечать за свои поступки, прямоте, смелости, сдержанности, благородстве.

Рыцарь по закону не мог сражаться с более слабым противником, немощным или стариком, а убийство безоружного покрывало рыцаря несмываемым позором.

Посвящая воина в рыцари, его напутствовали: "Будь храбр!" - и плашмя ударяли мечом по плечу.

Рыцарь должен быть: (по этикету)

- великодушным,

- щедрым,

- доблестным,

- воинственным.

А рыцарской присягой требуется:

- ежедневно слушать обедню,

- охранять вдов и сирот,

- для спасения невинного идти на поединок,

- жить безупречно перед богом и людьми.

Красивые слова. Как вы считаете, утратили они свою силу в наше время? Можно назвать культурного, воспитанного человека "рыцарем"?

2. Игра "Найди лишнее слово"

Воспитанники разбиваются на две группы. На двух столах - карточки с набором слов, карандаши, ластики.

Задание: вычеркните лишние слова.

Рыцарь - это: самоотверженность, смелость, грубость, героизм, благородство, хамство, справедливость, равнодушие, лень, вежливость, мужество, хвастовство.

2. Этикет - это: правила, нормы, закон, совет, обычай, кодекс, традиции, предписания, толкования, сплетни, слухи.

3. Игровая ситуация "Дай совет"

- По каким признакам мы можем определить, что перед нами рыцарь?

(внешнему виду, речи, поведению, поступкам)

- А вы бы хотели, чтобы про вас сказали: рыцарь, т.е. культурный, вежливый человек?

Сегодня мы попробуем, потренируемся в рыцарском этикете.

Никита, придя из школы, сказал, что завтра у них праздник. Мы с ним выбрали одежду, обувь. Но Никита еще мал и очень нуждается в ваших советах. Посмотрите, что он выбрал. Может быть, что-то надо исправить?

(Условие: рассматривать костюм молча; рассмотрев, сесть на своё место. Совет должен начинаться словами: "Никита, я тебе советую:")

4. Динамическая пауза "Подбери пару"

- Подумайте, куда вы сейчас бы пошли, какая обувь вам нужна. Глаза мы завяжем шарфами.

Задание: пока звучит музыка, найдите себе подходящую пару обуви.

5. Игра "Выставка вежливых слов"

- Представьте себе, что мы гуляем по парку, где расположена "Выставка вежливых слов". Но что произошло? Здесь был ураган? Все стенды валяются на полу, слова перепутаны. Работники парка - в замешательстве: "Что делать?" Давайте им поможем, вернем слова на свои места.

Слова приветствия: добрый день, добрый вечер, доброе утро, я рад Вас видеть, здравствуйте.

Прощальные слова: до встречи, до свидания, прощайте.

Слова извинения: простите, извините, мне очень жаль, жаль.

Слова благодарности: спасибо, очень признателен, благодарю.

Слова просьбы: не могли бы Вы мне помочь, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если Вас не затруднит.

Задание для дошкольника: сюжетные картинки распределить по группам: "Так" и "Не так".

Условие: оказание друг другу помощи одобряется, но только после того, как выполнено своё задание.

6. Игровое упражнение "Как поступить?"

Задание: каждому участнику дается ситуация для обдумывания. Партнеров можно искать самим. Можно объединиться в группы, "мини - театры".

1. Ты пришел в школу, но немного опоздал на урок. Как ты будешь разговаривать с учителем, чтобы тебе разрешили пройти на свое место?

2. Ты едешь в автобусе. На следующей остановке тебе надо выходить. Ты хочешь пройти к дверям, но путь загораживают другие пассажиры. Как поступить?

3. Твой друг просит у тебя магнитофон, который принадлежит не тебе. Как ты поступишь?

4. Во время одевания на прогулку к тебе подошёл малыш и попросил завязать ему шарф, а ты в это время зашнуровываешь ботинки.

5. Ты гуляешь на улице, и к тебе обратился прохожий с просьбой показать ему нужную улицу, которой ты не знаешь. Что ты ему ответишь?

6. Твоему брату только что подарили игрушечную машинку. Тебе тоже очень хочется поиграть этой машиной. Как ты будешь действовать?

Условие: необходимо выйти из ситуации, соблюдая этикет.

(Результаты каждого игрового упражнения обсуждаются сразу после его выполнения воспитанниками)

Заключительная часть

1. Итог

- Давно уже минуло средневековье. Но благородный рыцарь живет и в наши дни. В его груди бьётся смелое сердце. Он живет рядом с нами, и порой мы не всегда замечаем, что наш сосед - рыцарь. Но его поступки говорят нам об этом.

Человек бесстрашно бросился в ледяную воду и спас тонущего мальчика. Не дал хулигану отнять игрушку у малыша. Заступился за товарища, не дал в обиду женщину.

Это все - рыцарские поступки.

Можно ли стать современным рыцарем? Да, если в твоей груди бьётся благородное сердце.

Будь смелым, спеши на помощь людям, приноси пользу, борись с несправедливостью. И про тебя скажут: рыцарь.

2. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Что особенно понравилось, было интересным?

- Какие трудности возникали, при выполнении каких заданий?

- Что заставило задуматься?

- Какие рыцарские поступки вы когда-либо совершали?


© 2010-2022