Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Методическая разработка предназначена для практического применения классными руководителями, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного образования. В ней содержатся методические указания, описаны этапы подготовки и проведения уроков мужества. Актуальность данной методической разработки состоит в том, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания. И поэтому хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного проц...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка

Урок мужества на тему

«Память сердца», посвященный 25-летию вывода советских войск из Афганистана













Выполнила Симанова Татьяна Сергеевна,

преподаватель областного государственного

бюджетного профессионального учреждения

«Шарьинский политехнический

техникум Костромской области»





2014 год


Оглавление

Оглавление 2

1. Пояснительная записка 3

2. Методические указания 4

3. Собственно разработка урока мужества 8

4.Список используемой и рекомендуемой литературы. 19


1. Пояснительная записка

«…Лучшее средство привить детям

любовь к отечеству состоит в том,

чтобы эта любовь была у отцов».

Ш. Монтескье

В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития. Успешность общественного развития во многом определяется сформированностью гражданственности и сохранением исторической памяти. Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны. Важной задачей системы образования на современном этапе является развитие гражданской грамотности, информированности, воспитание патриотизма и гуманизма, духовно-нравственное развитие личности, становление гражданских и профессиональных компетентностей. Главной особенностью патриотического воспитания является то, что оно позволяет этот сложнейший и ответственный процесс вывести из узких и, весьма, жёстких рамок стихийности.

Нужно ли говорить со студентами о войне? Если да, то, как это делать? На каком материале основываться, из каких предпосылок исходить? Вопросы непростые и, к сожалению, своевременные. Их можно объединить в один, звучащий так: как сформировать у учащегося должное отношение к войне? И непременно согласиться с тем, что говорить о войне жизненно важно. При этом необходимо использовать все доступные средства: литературу, живопись, кино, музыку, интернет и компьютерные технологии. Мы говорим о войне со студентами и этот разговор надо вести так, чтобы в их душах надолго остался след памятных воспоминаний. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, - основа достоинства нации, ее способности в реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания. И поэтому хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать сохранению исторической преемственности поколений: воспитанию бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формированию духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения.

Среди наиболее распространённых и действенных средств возрождения этих традиций, подготовки молодёжи к служению Отечеству, воспитания её в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают «Уроки мужества».

Область применения: общеобразовательные учреждения любого типа.

Методическая разработка предназначена для практического применения классными руководителями, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного образования. Деятельность педагогов в данном направлении имеет позитивные возможности:

  • для общества в целом - воспитание исторически-грамотных, активных, граждан, умеющих адекватно реагировать на изменения и готовых к бесконфликтному решению проблем, привлечение ветеранских и творческих организаций к работе с молодежью, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых традиций;

  • для образовательных учреждений - для педагогов: освоение педагогами новых технологий, форм работы;

  • для учащихся: формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Результативность: любая деятельность педагога отражается в успехах и результатах его обучающихся, повышается познавательная активность, стимулирующая проявление творческих способностей.

2. Методические указания

В процессе подготовки «Уроков мужества» педагогам необходимо использовать все возможности для формирования ценной для общества гражданско-патриотической позиции учащихся. Проведение таких мероприятий обогащает ведущие стержневые свойства в личности обучающихся, способствует развитию ее разносторонности, гармоничности, целостности. Используются возможности для формирования ценной для общества предметной направленности мотивов познания - направленности на такие знания, формирование которых обогащает ведущие свойства в личности студента и способствует развитию её разносторонности, гармоничности, целостности.

Прежде чем приступить к проведению «Урока мужества» следует придерживаться следующих правил:

1. «Урок мужества» должен быть актуальным и интересным для той возрастной категории, которой предназначено мероприятие.

2. Используемый материал должен быть ненавязчивым и отвечать потребностям детей.

3. Информация, сведения и другие факты должны соответствовать исторической действительности и в тоже время раскрывать новые, неизвестные страницы для всех ребят.

4. Создание на Уроке комфортной психологической атмосферы, где каждый имеет право на высказывание собственных чувств и мыслей.

5. «Урок Мужества» должен развивать интеллектуальные умения учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, сопереживать, делать собственные выводы.

Этапы подготовки и проведения «Уроков мужества»

Первый этап: Подготовка «Урока мужества»

На подготовительном этапе «Урока мужества» организаторы занимаются:

1. подбором сюжетных материалов:

  • отрывков из фильмов, посвященных ВОВ, боевым действиям локальных войн современности;

  • песен военных лет общего характера (песни могут быть адресные, если известен род войск приглашенных ветеранов, сражений, в которых они участвовали или в память погибшим воинам, вышедшим из вашего образовательного учреждения;

  • стихов, рассказов, посвященных участникам ВОВ, боевых действий и др.;

  • фотографий военных лет, боевых действий.

2. работа с источниками информации:

  • имена земляков, участвовавших в ВОВ, песни, музыку, плакаты военных лет можно найти на соответствующих сайтах в интернете;

  • литература в библиотеке

3. организацией конкурсов, акций:

  • конкурс рассказов об участниках ВОВ, лучшие работы могут быть зачитаны на самом мероприятии, письма вручены приглашенным ветеранам и гостям;

  • акция «Помоги ветерану»

4. оформлением кабинетов:

- из собранных конкурсных работ можно оформить стендовые презентации, на базе которых организовать рассказ-экскурсию;

Важную роль в героико-патриотическом воспитании молодёжи, подготовки её к защите Родины играют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, других войн, представителей Вооруженных Сил, правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей, о том, чему они были свидетелями, что видели и переживали, что навсегда запало в душу и не даёт покоя сегодня, когда прошло уже столько лет и, кажется, всё должно давно отболеть и уйти в забытьё. Они являются наглядными примерами мужества и героизма, стойкости и выносливости народа. Почётный долг этих людей заключается в том, чтобы помочь молодому поколению представить во всей полноте героическое прошлое своей страны, осмыслить истоки мужества, стойкости советских людей на фронте и в тылу. Жизненный опыт людей старшего поколения, вынесшего на себе тяготы военных испытаний - это достояние российского общества, приобретённый опыт великой Победы над фашизмом, локальными военными конфликтами современности.

Чтобы такие встречи не прошли скучно и безрезультатно необходимо тщательно готовиться к встрече Почётных гостей, детально изучить их биографию, послужной список, наиболее яркие страницы из жизни. Рассказ гостя должен увлечь присутствующих новой постановкой вопросов, интересными историческими фактами, способствовать формированию у них стремления больше узнать об этих событиях, общаться с такими людьми, подражать героям.

Организатору встречи необходимо помнить, что далеко не всегда человек, совершавший в своё время героические поступки, прошедший славный жизненный путь, способен убедительно, доходчиво рассказать об этом. В этом случае организатор встречи, представляя его, должен дать подробную информацию о герое, а он ответит на вопросы ребят. На уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны. «Уроки мужества» должны проводиться так, чтобы ребята прониклись уважением к людям, совершавшим героические поступки во имя своей Родины.

Очень важно при подготовке подобрать средства эмоционального воздействия на учащихся: оформить тематическую выставку, использовать музыкальное сопровождение, наглядную агитацию и другое.

Краеведческая работа, необходимая для проведения «Урока мужества», должна включать изучение необходимого материала, архивных документов, памятников истории, а также включать обработку полученной информации, позволяющей составлять тематические папки, альбомы, презентации. В результате данной работы формируется личность обучающегося и его ценностные ориентиры, необходимые умения и навыки. В краеведческой деятельности формируются не только патриотические убеждения, но и главное: она позволяет осуществлять выработку навыков патриотического поведения

Второй: Основной этап

Проведение «Урока мужества»

«Урок мужества» в процессе проведения должен выполнять свои функции, а именно формирование разносторонности и стержневых свойств личности учащегося, и при этом соблюдать логику учебно-воспитательного процесса, которая должна соответствовать развитию личности в целом и формируемых качеств детей в частности

Структуру «Урока мужества» нужно рассматривать как последовательную смену педагогических ситуаций, каждая из которых представляет собой динамическую часть учебно-воспитательного процесса, и это не любой его произвольно выделенный «кусок», а прежде всего процесс, имеющий внутреннюю целостность и самостоятельность. Учебно-воспитательная ситуация представляет собой единство содержательных и деятельностных характеристик, а также взаимодействие педагогов, детей и приглашённых гостей. Педагогическая ситуация превращается в настоящее событие - встречу различных поколений. Педагог ставит как общие цели для «Урока мужества» в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. В связи с этим проектируется формируемое качество в единстве со стержневыми свойствами личности ребенка. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества.

Содержательная главная часть урока - коллективный разговор всех присутствующих.

- необходимо, учитывая возрастные особенности приглашенных, а так же их эмоциональное состояние, соблюдение временных рамок мероприятия не более одного часа;

- красивым, эмоциональным и наглядным оформлением к «Уроку мужества» может послужить презентация в виде слайдов или видео коллажа с музыкальным или речевым сопровождением;

- в основную часть можно включить мини-рассказ о исследовательской работе;

- трогательно и ярко будет смотреться грамотно инсценированная песня военных лет, литературно-музыкальная композиция, мини-спектакль, погружая приглашенных гостей в атмосферу прошедших событий;

- усиление воспитательного момента данного мероприятия можно достичь за счет включения в выступление не только учеников, но и педагогов, родителей и других родственников может быть даже и военнослужащих

- композиционная структура мероприятия должна быть выстроена таким образом, чтобы основной кульминационный момент приходился на награждение почетных гостей;

- «Урок Мужества» уместно завершить минутой молчания с использованием метронома или включить ее в ход урока.

Завершение урока

Целесообразно завершить мероприятие так же торжественно, как было организовано и его начало, т.е. замкнуть в кольцевую композицию: фоновая музыка, аплодисменты.

Результатом проведения «Урока мужества» является то, что учащиеся знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, локальных войнах современности. Встречаются с участниками и свидетелями исторических событий - фронтовиками, тружениками тыла, воинами-участниками боевых сражений в горячих точках страны и за её пределами. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных во время военных событий. Что в свою очередь способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине, а также сопричастности судьбам Отечества.

Заключение

Таким образом, возникнув как конкретное средство патриотического воспитания подрастающего поколения, содержание «Уроков мужества» и сопутствующей им целенаправленной педагогической работы постепенно обогащается путём расширения воспитательных задач, которые ставят перед собой её участники, усиливается направленность на формирование целостной личности. Проведение «Уроков мужества» должно стать своеобразным импульсом для развития молодёжного волонтёрского движения, милосерднической деятельности детей, проведению благотворительных и трудовых акций.

3. Собственно разработка урока мужества

Проведению мероприятия предшествовала подготовительная работа.

Урок мужества «Память сердца»

Опять чернеют матери от горя,

А молодые вдовы голосят.

И взрывам эхо болью вторит,

Вертушки ангелом висят.

Взойдем на огненный Парнас

И больше не увидим близких,

Россия вновь забудет нас,

До боя вычеркнув из списков.

Государство наше воевало почти всегда. Любая война - это слёзы, кровь, жертвы. Войны 20 века оказались особенно жестоки и смертоносны. Не все из них мы знаем достаточно хорошо, Особенно малоизученной остается история локальных войн и конфликтов. Мы зачастую даже с трудом можем представить себе полную географию «горячих точек», в которых воевали СССР, Россия, а значит, и наши земляки.

В одном из таких конфликтов в Афганистане, выполнив долг солдата, погиб выпускники нашего техникума Смирнов Михаил.

Но память о нем жива. Память священна и незыблема. Память нужна на все времена и века. Память нужна не мертвым, память нужна живым для того, чтобы не было новых войн и новых погибших.

Цель: укрепление общечеловеческих ценностей в сознании подростков, основ морального поведения.

Задачи:

- развить у ребят умение оценивать себя и окружающих с точки зрения гуманистической морали;

- воспитать толерантность в отношениях между учащимися, с их стороны к другим людям и прошлому;

- обучить ребят умению объективно оценивать исторические события, поступки отдельных людей.

Начало: просмотр видеоролика youtube.com/watch?v=1yvI08__Nas

Ведущий: 25-летию вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана посвящается 1 слайд Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана (ссылка на песню)

Песня «Мы уходим»

Вот уже 25 лет прошло с того дня, когда последний солдат ограниченного контингента

Советских войск покинул Афганскую землю. В память о девятилетней войне, в память о погибших, пропавших без вести, ставшими инвалидами и оставшимися в живых, мы посвящает этот урок мужества. Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана (2 слайд)

У нас в гостях Сычев Александр Николаевич, пенсионер МВД, ветеран войны в Афганистане, член правления организации инвалидов войны в Афганистане.

Ушаков Виталий: Зачем придумана война - солдату не понять.

Как нашим дедам, так и нам приказано стрелять.

И горы взрывами дрожат. И каждый год - вдвойне!..

Какая разница, сержант, наш возраст на войне.

Уроки Афганистана, Афганская трагедия, Афганская авантюра. По-разному называли эту войну и по-разному к ней относились. Ведь долгое время, мало кто знал о том, что в действительности происходит в Афгане, любая информация из мест боевых действий просеивалась через жесткую цензуру. А долгожданная встреча с Отечеством для многих обернулась трагедией непонимания. Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Любая война - это страшная трагедия и не утихающая боль и боль эта становится еще нестерпимей, когда вглядываешься в смотрящие на тебя с фотографий обелисков, молодые лица парней, погибших на чужой земле Афганистана и до конца выполнивших свой интернациональный долг. К сожалению это горе не обошло и шарьинскую землю. 6 наших земляков погибли выполняя интернациональный долг.

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана(4 слайд)

Один из них - выпускник нашего техникума. Студенты группы готовятся участвовать в акции «Ищу героя». Вот материал, который они собрали о Михаиле

Ушаков Виталий, Тихомирова Зинаида - о Михаиле Смирнове

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

(слайды о Михаиле Смирнове)

Сержант Смирнов Михаил Николаевич погиб 17 июня 1982 года вблизи населенного пункта Айбак. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно)

Почтим память погибших воинов шарьинцев и тех кто не дожил до этого дня минутой молчания ( учащиеся зажигают свечи)

Многих людей афганская война напрямую не коснулась. Она не стала общей бедой народа, опалив огнем лишь тех, кто в ней участвовал, их родных и близких.

Скрябин Александр: Афган. Как слово это ухо режет

Как сердце разрывает на куски

В нем вой, и жуть и лязг, и хряст и скрежет

Огня, металла, боли и тоски

В нем кровь и милосердие - не во благо

В нем разных разностей не счесть

Но в нем еще и доблесть и отвага

И жертвенность и преданность и честь

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Через ограниченный контингент Советских войск в Афганистане прошло 525 190 офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат, рабочих и служащих Советской Армии.

Почти 15 тысяч убиты или умерли от ран. 50 тысяч человек получили ранения. 330 пропали без вести.

За героизм и мужество, самоотверженное выполнение своего воинского долга указами Президиума Верховного Совета СССР 200 153 человека награждены орденами и медалями. 66-ти военнослужащим присвоено звание Героя Советского Союза, 23 из них - посмертно. Вечная слава тем, кто прошел огненными дорогами Афганской войны.

Книга Памяти «Мы не вернулись с той войны» - костромичам, павшим в Афганистане и Чечне, посвящается

Белугина Валерия: Зачем придумана война - солдату не понять.

Как нашим дедам, так и нам приказано стрелять.

И горы взрывами дрожат. И каждый год - вдвойне!..

Какая разница, сержант, наш возраст на войне.

Выставка книг: Книга «Афганистан болит в моей душе» - в книгу вошли воспоминания, а также дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг. Воспоминания афганцев складываются в объективную картину этой необычной и трагической для нашего народа войны.

Один из участников афганской войны так сказал: «Меня часто спрашивают о том, было ли мне страшно? Это сложный вопрос. Первые полтора года я об этом не думал. Просто не думал. Было скорее любопытно. Пули взбивают фонтанчики пыли в нескольких сантиметрах от тебя, а ты лежишь и мысли какие-то дурацкие в голову лезут: «Вот здорово! Надо об этом домой написать. Родителям нельзя, напишу другу». Но это не от смелости. Нет. Просто мы там, наверное, этим всем жили, а когда живешь рядом со смертью, ты о ней уже не думаешь, ты стараешься с ней пореже встречаться»

Песня в исполнении Корязина Павла и Болотова Николая «Только маме не говори»

Текст песни

Здравствуй мама я опять пишу письмо
Здравствуй мама, мне здесь очень хорошо
Солнце светит, все нормально у меня
А в глазах стоит туман.

Мать не знает, как мы ходим по горам
Мать не знает, как бывает трудно нам
Где проводим свои юные года
В Закавказье, где идет война.

Под шум и взрыв гранат шагает наш отряд
Там далеко в горах слышна стрельба
Под шум и взрыв гранат, где трассера летят
И там от взрыв гранат горит земля
Взлетает вертолёт - Но мы идем вперед
И не отступим мы с тобой назад.

Молодыми мы приехали сюда
В Закавказье, где сейчас идет война
Не забыть нам тех бессонных тех ночей
Этих лиц от погибших друзей.
Вот мой дембель, вот приехал я домой
Здравствуй мама, видишь я еще живой
Посмотрел я своей матери в глаза
Постарела ведь она.

Снова снится мне тот шум и взрыв гранат
Просыпаюсь, вспоминаю тех ребят
Так налейте мне бокал за тех парней,
Что остались на войне

Под шум и взрыв гранат шагает наш отряд
Там далеко в горах слышна стрельба
Под шум и взрыв гранат, где трассера летят
И там от взрыв гранат горит земля
Взлетает вертолёт - Но мы идем вперед
И не отступим мы с тобой назад. Назад

Говорят: время лечит. Но оно еще и стирает память. Вот для того, чтобы помнили мы пригласили на встречу участника боевых действий Сычева Александра Николаевича. Ему слово. Сычев А.Н. поделился своими воспоминаниями о той далекой войне. В Афганистан он был направлен в 1983 году.

Афган…

О былом не суди свысока,

О том и поныне забыть мы не в силе…

Афган - это русская боль на века,

Афган - вечная скорбь России.

Есть раны, которые неподвластны времени. Невозможно изжить горе от потери близких, погибших в мирные годы, находясь в армейском строю. При исполнении интернационального долга в Афганистане, спустя несколько лет - на территории родной страны в двух чеченских компаниях при наведении конституционного порядка на Северном Кавказе. Боль намного сильнее от того, что большинство наших земляков были молодыми, полными сил. Те, кто первыми шел в атаку, грудью закрывал товарищей, обезвреживал мины и фугасы при восстановлении мирной жизни, участвовал в специальных операциях по ликвидации бандитских формирований. Те, кто не мог поступить иначе только в соответствии с честью и совестью. Они заплатили за все настоящее в этой жизни - за Родину, за народ, за своих родных высшей ценой - собственными жизнями, единственными и неповторимыми.

Историческая справка.

25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени войска 40-ой армии перешли советско-афганскую границу. Первыми приземлились в Афганистане 103-ая воздушно-десантная дивизия и 345-й отдельный парашютно-десантный полк. В новейшей истории нашей страны начался период, который сейчас принято называть «афганской войной».

Насколько целесообразно было вводить войска в Афганистан, оставим выяснять историкам. Скажем только, что наш южный сосед находился в сфере геополитических интересов Советского Союза. Более того, тогдашнее афганское руководство лишь с апреля 1978-го по март 1979 года не один десяток раз обращалось к СССР с настоятельными просьбами об экономической и военной помощи. Лидеры Народно-демократической партии Афганистана, находящейся в то время у власти, уже не могли самостоятельно контролировать положение в стране. Вопрос стоял жестко: либо СССР, либо США станут «покровителями» этого центрально-азиатского государства. Политбюро ЦК КПСС решило: надо посылать войска. Военные были против, но приказ есть приказ.

9 лет 1 месяц и 18 дней продолжалась эта необъявленная война. За эти годы мы потеряли 14453 человека, в числе которых 56 костромичей. Ранения, контузии и травмы получили 469685 человек. Всего через горнило афганской войны прошло около 2000 наших земляков. Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Мы не были захватчиками на афганской земле. Мы честно исполняли интернациональный долг, помогая соседнему государству и защищая границы своей Родины. Мы ушли из Афганистана, но осталась память о погибших на той войне.

«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых» К.Рокоссовский

У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются. Напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче и светлее становится в благодарной памяти потомков духовно-нравственный облик тех людей, которые, отдав все свои силы на служение Родине, самой жизнью своей исполнили евангельскую заповедь, гласящую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В минувшем 20 столетии Российское государство волею истории оказалось вынужденным участвовать во множестве военных конфликтов. К их числу относится военный конфликт за пределами нашей Родины - на территории Афганистана. Сама история подтвердила, что наши российские воины, мужественно сражавшиеся и погибавшие смертью храбрых, сражались и погибали за правое дело.

Гунбин Максим: Жутко, что такое вот бывает,

Мирная, казалось бы, пора.

Юных мальчиков в сраженьях убивают,

Девятнадцать им исполнилось едва.

Многие безусы, конопаты,

Им не довелось еще любить.

Но все тяготы военной смуты

Мы на плечи им смогли сложить.

То Афган, то вот Чечня пылают,

И ребятам надо воевать.

Жизнь других сегодня защищают,

А самим - так рано умирать…

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

«В России, в каждом доме со стены, смотрит не вернувшийся с войны»

Эта до предела простая поэтическая формула - отражение самой истины не только о Великой Отечественной войне, но и о других войнах и военных конфликтах, с которых не вернулись наши земляки. Совесть и долг перед павшими в боях, погибшими при несении боевой службы и выполнении служебных обязанностей в мирное время не должны позволить забыть о них.

«Для солдат, офицеров и генералов, прошедших суровую школу Афганистана, верность присяге, долг, честь - не просто слова. За них заплачено дорогой ценой - человеческими жизнями.»

Война - явление жестокое, страшное. Но пока существует на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, наносящие неизгладимые раны людям, уносящие из жизни наших близких. Солдат войны не выбирает. Будет ли прославлено сражение, в котором он уцелел или сложил голову, пройдет оно незаметным эпизодом или будет названо не только стратегической, но и политической ошибкой - у солдата нет выбора. Он идет и выполняет свой долг до конца. Не выбирал он и войну в Афганистане, которая одновременно и трагическая, и героическая страница истории нашей страны.

Для тысячи военнослужащих служба в Афганистане в составе ограниченного контингента советских войск была выполнением присяги, воинского долга. Выполняли свой долг с честью, не щадя здоровья и самой жизни и наши земляки. Память о наших афганцах навсегда останется в наших сердцах.

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

А закончим наш урок песней, которой по традиции заканчиваются встречи воинов-интернационалистов.

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Текст песен на столах и на экране.

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

На уроке мужества «Память сердца»

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Методическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из АфганистанаМетодическая разработка Урок мужества на тему Память сердца, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Фотография на память

Минута молчания

Воспоминания гостя ветерана войны в Афганистане Сычева Александра Николаевича


4.Список используемой и рекомендуемой литературы.


  1. 1.Агапова И.А.Патриотическое воспитание .- М: Айрис-кресс,2002.-224с.

  2. 2.Беленко В.В.Нам дороги эти позабыть нельзя. Сценарии акций, вечеров, классных часов. Патриотическое воспитание школьников.- М: Педагогическое общество России,2005.-48с.

  3. 3.Быть патриотом каждый доложен.- Минск: Красико-Принт:2011.-128с

  4. Д.И.Иванов, Е.И. Подольская, А.А.Малахов, Б.В.Романов (составители) «Мы не вернулись с той войны. Книга Памяти», Кострома, 2005 год

  5. А.М. Елизаров, Т.М. Карпова, Т.М.Комарова (составители) «Российская Федерация, Костромская область КНИГА ПАМЯТИ»

  6. . Коваль М.Б. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. М., 2001.- 137с.

  7. .Кон И.С. Молодёжь и общество.- М:2001.-73с.

  8. . Кузнецова Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов.-2-е изд.- М: Айрис-пресс,2004.-96с.

  9. .Мазыкина Н.В. Растим патриотов России. Москва, 2004.

  10. .Методическое пособие для педагогов по патриотическому воспитанию. Растим патриотов. Москва, 2003.

  11. .О подвиге, о доблести, о чести/ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт,2010.-128с.

  12. Патриотическое воспитание школьников: учебное пособие.- М: Педагогическое общество России,2005.-96с.

17


© 2010-2022