Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей.Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей.Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей.Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей.Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей.Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей.Районный конкурс методических материалов


Номинация: «Работа с родителями»









Родительское собрание




«Ответственность родителей за воспитание детей»









Автор: Лыскова Ирина Андреевна,

учитель первой категории

МКОУ ООШ с.Белая














Белая - 2014

Родительское собрание

«Ответственность родителей за воспитание детей»


  1. Пояснительная записка:

Актуальность выбранной темы собрания: В наше время психологами и педагогами отмечается кризис семьи как такового общественного института. И одним из признаков этого кризиса является безответственное отношение родителей к воспитанию своих детей. Появился даже термин «безответственное родительство». Поэтому очень важно информировать родителей по этому вопросу, обсуждать проблемы семьи.

Цель: Подведение родителей и детей к пониманию значения семейного воспитания, его функций, к осознанию трудностей и необходимости ответственного отношения к воспитанию детей.

Задачи:

- помочь родителям сделать самоанализ их воспитательного воздействия на детей и призвать к ответственности за воспитание;

- показать детям важность хороших взаимоотношений, взаимовыручки и взаимоуважения в семье;

- содействовать укреплению и сплочению семьи

Форма организации собрания:

1-я часть - деловая игра «Наша семья» (участвуют родители, учителя и дети)

2-я часть - обсуждение темы родителями и учителями

Воплощение идеи собрания:

Общешкольное собрание по данной тематике проводилось

в МКОУ ООШ с. Белая в октябре 2014 г.

Оформление и оборудование:

  • на доске картины с изображением членов большой семьи - отец, мать, дедушка с бабушкой, дети;

  • плакаты с пословицами:

-«Когда в семье лад, не надо и клад»

-«В семье любовь да совет, так и нужды нет»

-«Добрая семья прибавит разума-ума»

-«Когда семья вместе - и сердце на месте»

  • плакат с высказыванием А.М.Горького: «Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитать - это государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

  • магнитофон и записи песен «Родительский дом» и «Крыша дома твоего»

  • медиапроектор, экран, компьютерные презентации детей на тему «Моя семья»

  • в классе столы поставлены для трёх команд (или по количеству участвующих команд)


  1. Ход собрания.

Блок 1. Деловая игра «Наша семья»

Ведущий:

Сегодня мы собрались здесь все вместе - родители, дети и учителя, чтобы обсудить важный вопрос: как должно осуществляться воспитание детей в семье, какова ответственность родителей за воспитание своих детей. Наше собрание начнётся с игры «Наша семья». Для этого прошу вас разделиться на команды детей, родителей и учителей.

Задание 1. Высказать своё мнение по поводу мудрых мыслей:

- Детям: «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе» (Сократ)

- Родителям: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой)

- Учителям: «Семья - это место приземления для стариков, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого» (Виктор Кротов)

Задание 2. Мозговой штурм.

Для чего нужна семья? Каковы её функции? Давайте заполним схему на доске. Вы поочерёдно будете называть их, а я - записывать.

Заполняется схема «Функции семьи».


(В данной схеме рассматривается семья как важнейший социальный институт. На собрании родители и дети предлагали вписать и другие функции, это решается в процессе обсуждения и вписывается)


Репродуктивная (рождение и воспитание детей)

Социализация молодого поколения

Организация быта и ведения хозяйства

Семья

Создание условий для полноценного развития каждого члена семьи

Организация досуга

Предоставление определённого социального статуса


Ведущий:

Давайте посмотрим несколько презентаций на тему «Моя семья», которые создали дети нашей школы. Это будет подтверждением наших выводов - функции семьи очень разные и все важны.

(Идёт показ 2-3 презентаций длительностью 3-5 минут)

Задание 3. Определить смысл выражений:


  • «Погода в доме»

  • «Психологический климат семьи»

  • «Неблагополучная семья»

Задание 4. Заполнить таблицу

«Признаки семьи»

Благополучная семья

Неблагополучная семья

Задание 5.

Составьте перечень личностных качеств, которые необходимы человеку для создания хорошего психологического климата в семье.

(Во время работы фоном звучит песня «Родительский дом»)

Задание 6. Тест.

Какие вы используете выражения при общении с различными людьми. ( См. приложение № 1 )

(Результаты теста не оглашаются, предлагается взять лист домой и проанализировать своё отношение к окружающим людям.)

Задание 7. «Чаша конфликтов»

Почему в семьях случаются конфликты, в чём их причины? Давайте заполним вот эту чашу конфликтов (на доске помещается силуэт чаши, в которую «вкладываются» полоски бумаги, на которых команды пишут причины конфликтов.)

Задание 8.

Составить правила поведения, которые способствовали бы созданию хороших человеческих отношений в семье.

После обсуждения каждому родителю и ребёнку вручаются правила поведения. ( См. приложение №2)

Задание 9.

Общая игра «Давайте жить дружно»

Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят в глаза друг другу; если одновременно выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки; а если три пальца, то обнимаются. Когда количество выкинутых пальцев совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев. Выполнив три задания в паре, внешний круг двигается вправо и задания вновь повторяются.

(Во время игры негромко звучит песня «Крыша дома твоего»)

Ведущий:

Вот и кончилась наша игра. В процессе неё мы задумались над тем, какая должна быть семья, каковы отношения членов семьи, что должна давать семья подрастающему поколению. Разговор с родителями об ответственности за воспитание детей мы продолжим, а пока я прошу показать цветом на одном листе - какие отношения сложились в вашей семье, а на другом - какие бы вы хотели, чтобы они были.

( Проходит релаксация: команды наклеивают на листы кружки из цветной бумаги, эти листы помещаются на доску и анализируются, каких оттенков больше: светлых, ярких - семья благополучная, а если тёмных, холодных - неблагополучная.)

Блок 2. Обсуждение темы собрания с родителями.


Ведущий:

Сегодня мы должны прояснить вопрос о том, какую ответственность несут родители за воспитание детей. Из игры вы поняли, что перед семьёй стоят большие задачи, её функции очень важны для общества.

Ответственность родителей определяется законом, в частности Семейным и Гражданским правом, принципы которых базируются на Конституции РФ. Принципы, определяющие облик семейного законодательства следующие:

(идёт обсуждение по каждому принципу)

  • Защита семьи и брака государством и обществом (говорят о гражданских браках, которые не признаются ни государством, ни церковью законными; о государственных программах защиты семьи и брака и др.)

  • Равноправие между мужчинами и женщинами

  • Всесторонняя защита детей (здесь говорят о правах детей, семейном насилии и ответственности за это; о «безответственном родительстве», когда бросают детей, убивают их молодые мамы - это плоды воспитания. Здесь же можно поговорить о телефоне доверия.)

  • Равенство рождённых в браке, внебрачных и усыновлённых детей.

(Приводятся конкретные примеры из жизни, т.к. сейчас немало семей, где дети от разных отцов, матерей и т.п. Родители должны отвечать за нарушение этого принципа)

  • Уважение личности. (Говорится не только об уважении ребёнка, но и старших в семье, родителей. О том, что во время конфликтов дети слышат нецензурную брань, оскорбления друг друга и т.п.)

  • Забота и взаимопомощь между членами семьи (приводятся примеры о том, как бросают стариков, не помогают бабушкам и др. Если родители не воспитают детей правильно, то и их в старости ждёт такое же отношение.)

  • Родители ответственны перед государством за воспитание хорошего гражданина. Это и служба в армии, и бережное отношение к природе, добросовестный труд, учёба, участие в выборах (напомнить о недавних выборах, какой пример показали родители детям) и многое другое, о чём сами родители будут говорить.

Ведущий проводит релаксацию:

-О многом заставил задуматься наш разговор.

Прошу вас закончить предложение фразой, чему может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях в семье.


ЕСЛИ:

  1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть)


  1. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным)


  1. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины)


  1. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других)


  1. ребёнка хвалят, он учится… (быть благородным)


  1. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым)


  1. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей)


  1. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя)

  2. Ребёнка высмеивают, он учится …. (быть замкнутым)

  3. Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).

В конце собрания вырабатывается решение.








Приложение 1.


Тест

«Какие из перечисленных ниже выражений вы используете

при общении с различными людьми»

Отметьте их крестиком.

Слова, которые вы говорите

Брату, сестре

( детям)

Друзьям, знако-мым

Родите-лям

Другим взрослым

  1. Сколько раз повторять одно и то же?

  2. Что ты ко мне пристал?

  3. Не буду.

  4. Не пойду.

  5. Неужели непонятно?

  6. Все люди как люди, а ты?

  7. Попробуй только!

  8. Ну что ты не понимаешь?

  9. Замолчи!

  10. Всем можно, а мне нельзя!

  11. Ты что, ненормальный?

















Приложение 2.

Правила для юношей и девушек

  1. Уважайте право родителей на личную жизнь.

  2. Береги доверенные тебе тайны.

  3. Уважай право родителей на действия, подчас досаждающие тебе, например, поднимание шума.

  4. Рассказывай о своих личных успехах.

  5. Будь учтив с родителями, особенно в присутствии других людей.

  6. Защищай своих родителей в их отсутствие, не критикуй их публично

  7. Дари открытки и подарки по случаю праздников.

  8. Смотри в глаза во время разговора.

  9. Приглашай домой своих друзей

  10. Разговаривай с родителями о религии и политике

  11. Обращайся к родителям за советом по личным вопросам

  12. Возвращай долги, услуги и комплименты

  13. Информируй родителей о своих личных планах

  14. Уважай ценности родителей, даже если они кажутся тебе устаревшими.

  15. Верь своим родителям.

  16. Раскрывай свои личные проблемы и чувства перед ними.

  17. В целом принимай указания родителей.

Правила для родителей


  1. Уважай право ребёнка на личную жизнь.

  2. Помогай ребёнку указаниями и примером.

  3. Проявляй нежность к ребёнку

  4. Поощряй его идеи. Уважай собственные взгляды ребёнка.

  5. Проявляй эмоциональную поддержку.

  6. Береги доверенные тебе тайны.

  7. Не проявляй крайних собственнических чувств к ребёнку.

  8. Рассказывай ему о твоих личных успехах.

  9. Относись к ребёнку как к ответственному лицу.

  10. Смотри ему в глаза во время разговора.

  11. Обращайся к ребёнку по имени

  12. Дари ему подарки на праздники.

  13. Защищай ребёнка в его отсутствие.

  14. Говори с ним о сексе и смерти.

  15. Разговаривай с ним о религии и политике.

  16. Следи за правилами уместного поведения и учи им.

  17. Возвращай долги, услуги и комплименты.

  18. Не будь критичным к друзьям, которых выбрал ребёнок.

9


© 2010-2022