- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей
Методическая разработка родительского собрания на тему Ответственность родителей за воспитание детей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лыскова И.А. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Районный конкурс методических материалов
Номинация: «Работа с родителями»
Родительское собрание
«Ответственность родителей за воспитание детей»
Автор: Лыскова Ирина Андреевна,
учитель первой категории
МКОУ ООШ с.Белая
Белая - 2014
Родительское собрание
«Ответственность родителей за воспитание детей»
-
Пояснительная записка:
Актуальность выбранной темы собрания: В наше время психологами и педагогами отмечается кризис семьи как такового общественного института. И одним из признаков этого кризиса является безответственное отношение родителей к воспитанию своих детей. Появился даже термин «безответственное родительство». Поэтому очень важно информировать родителей по этому вопросу, обсуждать проблемы семьи.
Цель: Подведение родителей и детей к пониманию значения семейного воспитания, его функций, к осознанию трудностей и необходимости ответственного отношения к воспитанию детей.
Задачи:
- помочь родителям сделать самоанализ их воспитательного воздействия на детей и призвать к ответственности за воспитание;
- показать детям важность хороших взаимоотношений, взаимовыручки и взаимоуважения в семье;
- содействовать укреплению и сплочению семьи
Форма организации собрания:
1-я часть - деловая игра «Наша семья» (участвуют родители, учителя и дети)
2-я часть - обсуждение темы родителями и учителями
Воплощение идеи собрания:
Общешкольное собрание по данной тематике проводилось
в МКОУ ООШ с. Белая в октябре 2014 г.
Оформление и оборудование:
-
на доске картины с изображением членов большой семьи - отец, мать, дедушка с бабушкой, дети;
-
плакаты с пословицами:
-«Когда в семье лад, не надо и клад»
-«В семье любовь да совет, так и нужды нет»
-«Добрая семья прибавит разума-ума»
-«Когда семья вместе - и сердце на месте»
-
плакат с высказыванием А.М.Горького: «Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитать - это государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»
-
магнитофон и записи песен «Родительский дом» и «Крыша дома твоего»
-
медиапроектор, экран, компьютерные презентации детей на тему «Моя семья»
-
в классе столы поставлены для трёх команд (или по количеству участвующих команд)
-
Ход собрания.
Блок 1. Деловая игра «Наша семья»
Ведущий:
Сегодня мы собрались здесь все вместе - родители, дети и учителя, чтобы обсудить важный вопрос: как должно осуществляться воспитание детей в семье, какова ответственность родителей за воспитание своих детей. Наше собрание начнётся с игры «Наша семья». Для этого прошу вас разделиться на команды детей, родителей и учителей.
Задание 1. Высказать своё мнение по поводу мудрых мыслей:
- Детям: «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе» (Сократ)
- Родителям: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой)
- Учителям: «Семья - это место приземления для стариков, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого» (Виктор Кротов)
Задание 2. Мозговой штурм.
Для чего нужна семья? Каковы её функции? Давайте заполним схему на доске. Вы поочерёдно будете называть их, а я - записывать.
Заполняется схема «Функции семьи».
(В данной схеме рассматривается семья как важнейший социальный институт. На собрании родители и дети предлагали вписать и другие функции, это решается в процессе обсуждения и вписывается)
Репродуктивная (рождение и воспитание детей)
Социализация молодого поколения
Организация быта и ведения хозяйства
Семья
Создание условий для полноценного развития каждого члена семьи
Организация досуга
Предоставление определённого социального статуса
Ведущий:
Давайте посмотрим несколько презентаций на тему «Моя семья», которые создали дети нашей школы. Это будет подтверждением наших выводов - функции семьи очень разные и все важны.
(Идёт показ 2-3 презентаций длительностью 3-5 минут)
Задание 3. Определить смысл выражений:
-
«Погода в доме»
-
«Психологический климат семьи»
-
«Неблагополучная семья»
Задание 4. Заполнить таблицу
«Признаки семьи»
Благополучная семья
Неблагополучная семья
Задание 5.
Составьте перечень личностных качеств, которые необходимы человеку для создания хорошего психологического климата в семье.
(Во время работы фоном звучит песня «Родительский дом»)
Задание 6. Тест.
Какие вы используете выражения при общении с различными людьми. ( См. приложение № 1 )
(Результаты теста не оглашаются, предлагается взять лист домой и проанализировать своё отношение к окружающим людям.)
Задание 7. «Чаша конфликтов»
Почему в семьях случаются конфликты, в чём их причины? Давайте заполним вот эту чашу конфликтов (на доске помещается силуэт чаши, в которую «вкладываются» полоски бумаги, на которых команды пишут причины конфликтов.)
Задание 8.
Составить правила поведения, которые способствовали бы созданию хороших человеческих отношений в семье.
После обсуждения каждому родителю и ребёнку вручаются правила поведения. ( См. приложение №2)
Задание 9.
Общая игра «Давайте жить дружно»
Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят в глаза друг другу; если одновременно выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки; а если три пальца, то обнимаются. Когда количество выкинутых пальцев совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев. Выполнив три задания в паре, внешний круг двигается вправо и задания вновь повторяются.
(Во время игры негромко звучит песня «Крыша дома твоего»)
Ведущий:
Вот и кончилась наша игра. В процессе неё мы задумались над тем, какая должна быть семья, каковы отношения членов семьи, что должна давать семья подрастающему поколению. Разговор с родителями об ответственности за воспитание детей мы продолжим, а пока я прошу показать цветом на одном листе - какие отношения сложились в вашей семье, а на другом - какие бы вы хотели, чтобы они были.
( Проходит релаксация: команды наклеивают на листы кружки из цветной бумаги, эти листы помещаются на доску и анализируются, каких оттенков больше: светлых, ярких - семья благополучная, а если тёмных, холодных - неблагополучная.)
Блок 2. Обсуждение темы собрания с родителями.
Ведущий:
Сегодня мы должны прояснить вопрос о том, какую ответственность несут родители за воспитание детей. Из игры вы поняли, что перед семьёй стоят большие задачи, её функции очень важны для общества.
Ответственность родителей определяется законом, в частности Семейным и Гражданским правом, принципы которых базируются на Конституции РФ. Принципы, определяющие облик семейного законодательства следующие:
(идёт обсуждение по каждому принципу)
-
Защита семьи и брака государством и обществом (говорят о гражданских браках, которые не признаются ни государством, ни церковью законными; о государственных программах защиты семьи и брака и др.)
-
Равноправие между мужчинами и женщинами
-
Всесторонняя защита детей (здесь говорят о правах детей, семейном насилии и ответственности за это; о «безответственном родительстве», когда бросают детей, убивают их молодые мамы - это плоды воспитания. Здесь же можно поговорить о телефоне доверия.)
-
Равенство рождённых в браке, внебрачных и усыновлённых детей.
(Приводятся конкретные примеры из жизни, т.к. сейчас немало семей, где дети от разных отцов, матерей и т.п. Родители должны отвечать за нарушение этого принципа)
-
Уважение личности. (Говорится не только об уважении ребёнка, но и старших в семье, родителей. О том, что во время конфликтов дети слышат нецензурную брань, оскорбления друг друга и т.п.)
-
Забота и взаимопомощь между членами семьи (приводятся примеры о том, как бросают стариков, не помогают бабушкам и др. Если родители не воспитают детей правильно, то и их в старости ждёт такое же отношение.)
-
Родители ответственны перед государством за воспитание хорошего гражданина. Это и служба в армии, и бережное отношение к природе, добросовестный труд, учёба, участие в выборах (напомнить о недавних выборах, какой пример показали родители детям) и многое другое, о чём сами родители будут говорить.
Ведущий проводит релаксацию:
-О многом заставил задуматься наш разговор.
Прошу вас закончить предложение фразой, чему может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях в семье.
ЕСЛИ:
-
ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть)
-
ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным)
-
ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины)
-
ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других)
-
ребёнка хвалят, он учится… (быть благородным)
-
ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым)
-
ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей)
-
ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя)
-
Ребёнка высмеивают, он учится …. (быть замкнутым)
-
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
В конце собрания вырабатывается решение.
Приложение 1.
Тест
«Какие из перечисленных ниже выражений вы используете
при общении с различными людьми»
Отметьте их крестиком.
Слова, которые вы говорите
Брату, сестре
( детям)
Друзьям, знако-мым
Родите-лям
Другим взрослым
-
Сколько раз повторять одно и то же?
-
Что ты ко мне пристал?
-
Не буду.
-
Не пойду.
-
Неужели непонятно?
-
Все люди как люди, а ты?
-
Попробуй только!
-
Ну что ты не понимаешь?
-
Замолчи!
-
Всем можно, а мне нельзя!
-
Ты что, ненормальный?
Приложение 2.
Правила для юношей и девушек
-
Уважайте право родителей на личную жизнь.
-
Береги доверенные тебе тайны.
-
Уважай право родителей на действия, подчас досаждающие тебе, например, поднимание шума.
-
Рассказывай о своих личных успехах.
-
Будь учтив с родителями, особенно в присутствии других людей.
-
Защищай своих родителей в их отсутствие, не критикуй их публично
-
Дари открытки и подарки по случаю праздников.
-
Смотри в глаза во время разговора.
-
Приглашай домой своих друзей
-
Разговаривай с родителями о религии и политике
-
Обращайся к родителям за советом по личным вопросам
-
Возвращай долги, услуги и комплименты
-
Информируй родителей о своих личных планах
-
Уважай ценности родителей, даже если они кажутся тебе устаревшими.
-
Верь своим родителям.
-
Раскрывай свои личные проблемы и чувства перед ними.
-
В целом принимай указания родителей.
Правила для родителей
-
Уважай право ребёнка на личную жизнь.
-
Помогай ребёнку указаниями и примером.
-
Проявляй нежность к ребёнку
-
Поощряй его идеи. Уважай собственные взгляды ребёнка.
-
Проявляй эмоциональную поддержку.
-
Береги доверенные тебе тайны.
-
Не проявляй крайних собственнических чувств к ребёнку.
-
Рассказывай ему о твоих личных успехах.
-
Относись к ребёнку как к ответственному лицу.
-
Смотри ему в глаза во время разговора.
-
Обращайся к ребёнку по имени
-
Дари ему подарки на праздники.
-
Защищай ребёнка в его отсутствие.
-
Говори с ним о сексе и смерти.
-
Разговаривай с ним о религии и политике.
-
Следи за правилами уместного поведения и учи им.
-
Возвращай долги, услуги и комплименты.
-
Не будь критичным к друзьям, которых выбрал ребёнок.
9