Доклад на тему Психологический климат в классном коллективе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование благоприятного социально - психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей».

Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально - психологического климата в классе.

Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.

Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив - мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.

Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:

- знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;

- знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Социально-психологический климат, по мнению Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалёва, А.Н. Лутошкина и др., представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

По наблюдениям за учениками класса можно определить, что некоторые ученики не всегда чувствуют себя комфортно(в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь класса» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов - учащимися, учителей - работой и дополнительными нагрузками - все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов.

Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

Также, к условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:

· Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).

· Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).

· Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Исходя из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы по данной проблеме следует выделить эффективные способы формирования воспитателем психологического климата :

o Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.

o Использование игры.

o Формирование общих традиций.

o Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий.

o Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.

o Наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу.

o Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:

- необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

- нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Стенд настроений, который будет давать информацию о ребенке.

Игра «Браво!»

Цель: сплочение группы.

Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.

Инструкция.Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Поставьте стул в центр класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)

Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?

В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать еще сильнее.

Анализ упражнения

• Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

• Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?

• Тебе понравилось хлопать в ладоши?

• Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

• Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?

Как добиться успеха?

Игра «Хвасталки»

Цель: преодоление застенчивости.

Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Эта игра позволяет детям преодолеть свою застенчивость. Кроме того, мы можем показать им, как это приятно - радоваться успехам других.

Инструкция.Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».

Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше.

Вы поняли, как играть?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе эта игра?

• Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

• Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

• Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

Игра «Друг к дружке!»

Цель: взаимодействие детей друг с другом.

Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- Правая рука к правой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!

Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:

• Друг к дружке!

• Ухо к уху!

• Бедро к бедру!

• Пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе игра?

• Легко ли тебе было действовать столь быстро?


© 2010-2022