Методическая разработка Самоанализ по воспитательной работе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ педагогической деятельности классного руководителя 5 «в» класса МКОУ Чулымский лицей Черненко Лады Николаевны

Все яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Л.Н.Толстой



Основной целью моей работы в коллективе 5 в класса в 2011-2012 учебном году являлось СПЛОТИТЬ коллектив, помощь в успешной адаптации детей в условиях среднего звена.

Цель воспитательной системы - создать благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

Главные задачи:

1. Научить мыслить (развитие интеллекта):

• развитие мыслительных способностей учащихся;
• выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
• выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

2. Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):

• научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;
• воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;
• воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
• воспитание патриота своей Родины.

3. Здоровый образ жизни:

• развитие духовных и физических возможностей личности;
• формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни;
• физическая закалка детского организма;
• систематические занятия физкультурой и спортом;
• постоянный медико-психологический контроль.

Концепция моей воспитательной работы реализуется через программы (блоки) деятельности:

-«Азбука нравственности» - блок нравственно-эстетического воспитания;

-«Отчизны верные сыны» - блок патриотического воспитания;

-«Если хочешь быть здоров» - здоровьесберегающий блок;

-«Вокруг тебя - мир» - блок экологического воспитания;

-«Семья и школа: навстречу друг другу» - работа с родительским коллективом;

-«В согласии с собой и людьми» - социальный блок.

Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, три компонента воспитательной системы:

  1. Формирование и развитие классной воспитательной системы.

Главное в воспитательной системе класса - создание соответствующего морально-психологического климата, атмосферы творчества, доброжелательного стиля отношений - всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности. Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастет личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Моя педагогическая цель - воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом - воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:

  1. ученик - субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;

  2. воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию, опережает развитие;

  3. воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью.

2. Развитие самоуправления в классе.

Классное самоуправление - это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. На мой взгляд, самоуправление в классе необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки.

3. Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, литературные вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Через систему родительских собраний, бесед, консультаций провожу психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания ребенка; посещаю семьи. Таким образом реализую функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания.

Методические приёмы, формы и методы. Я на протяжении многих лет использовала в 1-4 классах методику ЧТП (чередование традиционных поручений), что позволяет каждому ребёнку реализовать свои творческие, интеллектуальные, организаторские способности, помогает развить трудовые навыки.
В 5-7 классах перехожу к методике КТД (коллективные творческие дела), что позволяет осуществить развитие самоуправления в детском коллективе. В моей работе использовались различные формы воспитания: система классных часов, собраний, бесед, тренингов, игр, викторин, экскурсий, праздников, посещение выставок и театров. Старалась использовать в своей работе самые различные эффективные методы воспитания: прямое обучение, включение в активную деятельность и систему самоуправления, социальное взаимодействие, мозговой штурм, мотивация, организационно - деятельностные игры. Каждый ученик класса имеет свой пакет достижений - портфолио.

При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества. Использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность.

Личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем. Стараюсь найти ключ к каждому ребенку, чтобы раскрыть его как индивидуальность, личность. При этом учитываются возрастные особенности ребенка, создается атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе, индивидуальный подход. В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.

Индивидуальность. Неотъемлемой частью моей работы является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет аналитический отчет о психологическом климате в классе, даёт дельные советы и рекомендации мне и родителям.

Эффективность. Опыт работы по системе саморазвития личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

В результате получены следующие результаты:

  1. по результатам традиционного школьного конкурса «Класс года» мой класс доказал активность классного коллектива в жизни школы - стал лучшим классом 2008 года,

  2. заняли I место в районе в конкурсе детского творчества «Дорога и мы»,

  3. приняли участие в Городской программе «Соревнование классов, свободных от курения» и награждены дипломами и сертификатами,

  4. заняли II место в городском туре «Здоровый уик-энд» в нашей семье,

  5. в районном конкурсе «Компьютерный вернисаж» получили дипломы II степени,

  6. заняли I место в математическом турнире среди учащихся 6 классов,

  7. стали победителями по пионерболу и волейболу среди 6-7 классов,

  8. заняли в 2004 году III место в районном конкурсе «И все они создания природы»,

  9. в 2005 году I место в районном конкурсе по этикету,

  10. в 2005 году I место в районной литературной игре «Листая книгу Памяти».

В настоящее время я являюсь классным руководителем 7 «Б» класса, где дети, их родители и классный руководитель - одна большая семья единомышленников:

учатся - вместе, работают - вместе, отдыхают - вместе.
В классе благоприятный психологический климат, нет нарушителей школьного и общественного порядка. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Ребята любят экскурсии, поездки, увлекаются интеллектуальными играми. Повысился уровень воспитанности класса; в классе нет неуспевающих и детей, состоящих на учете в милиции; большинство детей чувствуют себя комфортно в классном коллективе, школе; свободно высказывают свое мнение. На конец 6-го класса достигнуты следующие результаты классного самоуправления:

  1. хорошо налажено дежурство по классу и школе;

  2. хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);

  3. организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);

  4. выпуск всевозможных тематических газет;

  5. проведение спортивных мероприятий;

  6. проведение тематических классных часов;

Итоги 6-го класса подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась - я стала консультантом.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку - главное средство в воспитании.

Многолетний опыт работы с учащимися младшего и среднего возраста, анализ результатов своей деятельности по данной системе позволяет сделать вывод, что только планомерное, целенаправленное воспитание дает положительные результаты, позволяет научить ребенка умению жить, взаимодействовать с другими людьми, творчески развиваться. Мне кажется, что успешность созидания зависит от соблюдения некоторых правил: учить детей личным примером; создавать для ребенка постоянную атмосферу успеха; жить интересами ребенка.



© 2010-2022