Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

Классный час посвящен детям Сталинграда, волею судьбы оказавшихся в самом центре военных событий. Разработка двух учителей Фазлиахметовой Е.А. и моя Черновой И.В. Цель классного часа: - Расширить представления учащихся о Сталинградской битве;  - Способствовать формированию патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков детей и взрослых в военное время, стремления знать историю своей страны и отстаивать историческую правду событий 1941 – 1945 года; ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

Дата: 02.02.2015 г.

Класс: 9 «А», 9 «Б»

Учитель: Чернова И.В., Фазлиахметова Е.А.

Цели:

- Расширить представления учащихся о Сталинградской битве;
- Способствовать формированию патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков детей и взрослых в военное время, стремления знать историю своей страны и отстаивать историческую правду событий 1941 - 1945 года;

- Воспитать уважительное отношение к исторической памяти народа, к старшему поколению, памятникам войны.

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для оформления доски.

Ход классного часа

Ведущий 1: Сегодня, 2 февраля, отмечая один из дней воинской славы России, день разгрома фашистских войск под Сталинградом, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.

Чтец: Его я узнал не из книжки -

Жестокое слово - война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной.

(А. Иоффе)

Ведущий 2: В Сталинград война ворвалась внезапно. 23 августа 1942 года. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут на Дону, почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году. Но в тот день, пополудни, все в одночасье рухнуло. 4-я немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. Сотни самолетов, совершая один заход за другим, планомерно уничтожали жилые кварталы. История войн еще не знала столь массированного разрушительного налета. В городе тогда не было скопления наших войск, так что все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения. Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

Никто не знает - сколько тысяч сталинградцев погибло в те дни в подвалах обрушившихся зданий, задохнулось в земляных убежищах, сгорело заживо в домах.

Чтец: От рожденья земля не видала Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля, и краснели поля ,
Все пылало над Волгой рекой.

За каждый дом… но не было домов -
Обугленные, страшные останки…
За каждый метр - но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки,
И оставались метры до воды,

И Волга холодела от беды.

Следы врага - развалины и пепел.
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым нет солнца в черном небе,
На месте улиц - камни и зола.

Ведущий 1: Дети Сталинграда встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Им пришлось пережить холод, голод, гибель родных людей. Они не только выдержали весь этот ужас, но и, как могли, помогали взрослым защищать родной город: копали окопы, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, трудились на предприятиях.

И сегодня мы посвятим наш Урок Мужества детям Сталинграда, этим маленьким героям! Вы услышите рассказы детей о том, какими остались в их памяти те страшные события и о тех, кто сражался наравне с взрослыми.

Чтец: Они не стали памяти перечить
И помнят дни далекие, когда
Упала им на маленькие плечи
Огромная недетская беда. Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»
Была земля и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У них и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.

Ведущий 3: «Из своего подземного убежища мы выбежали наружу, - вспоминает Гурий Хватков, ему было 13 лет. - Наш дом сгорел. Многие дома по обе стороны улицы тоже были охвачены пожаром. Отец и мама схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытывали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось, мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно, хотя она была совсем близко. Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. На узкой кромке берега скопилось много народа. Раненые лежали на земле вместе с мертвыми. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колеса, горящие обломки. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река… Мы бежали вниз по Волге. Вдруг увидели небольшой буксирный пароход. Едва мы поднялись по трапу, как пароход отошел. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города».

Ведущий 4: Сотни немецких самолетов, низко спускаясь над Волгой, расстреливали жителей, пытавшихся переправиться на левый берег. Речники вывозили людей на обычных прогулочных пароходах, катерах, баржах. Фашисты поджигали их с воздуха. Волга стала могилой для тысяч сталинградцев.

Вскоре разрушенные улицы Сталинграда стали полем сражения, и многих жителей, чудом оставшихся в живых во время бомбардировок города, ожидала тяжелая участь.

Как же они выживали? Только милосердием советского солдата. Его сострадание к голодным и измученным людям спасало их от голода. Каждый, кто выжил среди обстрелов, взрывов, свиста пуль, помнит вкус мерзлого солдатского хлеба и варево из пшенного брикета.

Чтец: В окопах, землянках, подвалах

Военное детство прошло,

Игрушек оно не видало,

Ему было не до того.

Дети Сталинграда выстоять сумели

Голод, холод, горечь, смерть родных.

Дети Сталинграда, вы ещё не спели

Всё, что в детстве дети спеть должны.

Война всё сожгла, всё спалила:

Деревья, мосты и дома.

В глазах детских тех отразила

Не детская эта война.

Ведущий 1: Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы «помочь сражающейся Родине», как ни высокопарно сегодня это звучит. Но такими были юные сталинградцы.

Ведущий 5: Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толя постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Офицеры, заметив огневые точки врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги, где находились артиллерийские батареи. Однажды, когда фашисты предприняли очередную атаку, взрывом разорвало телефонные провода. На глазах Толи погибли двое связистов, которые один за другим пытались восстановить связь. Фашисты были уже в десятках метров от КП, когда Толя, надев маскхалат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Толя со своими родными жил в подвале, и однажды к ним пришел капитан, передал матери буханки хлеба и консервы, поблагодарил ее за воспитание такого отважного сына.

Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс.

Ведущий 6: Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков - сын 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Ему было всего 6 лет… Судьба этого мальчика драматична. Семья погибла. Сережа остался сиротой. Летом 1942 г. на партизанскую базу напали каратели. Партизаны, отстреливаясь, уходили в чащу леса. В одной из перебежек Сережа запутался в кустах, упал, сильно ушиб ногу. Отстав от своих, он бродил по лесу несколько дней. Спал под деревьями, питался ягодами.

8 сентября 1942 г. наши части заняли этот район. Бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград. Сережа становится участником Сталинградской битвы. Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но из всех сил старался помочь нашим бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его очень полюбили в полку и называли боец Алешкин.

Однажды, он спас жизнь командиру полка полковнику Воробьеву. Во время обстрела полковник был завален в землянке. Сережа не растерялся и вовремя позвал наших бойцов. Подоспевшие солдаты извлекли командира из-под обломками, и он остался жив.

А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».

Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

Ведущий 1: Как и взрослым, детям пришлось пережить и голод, и холод, и гибель родных и все это в таком малом возрасте. А они не только держались, но и делали все, что было в их силах, ради выживания, ради победы. Вот как об этом вспоминают они сами.

Ведущий 7: «… Фронт еще был относительно далеко от Сталинграда, а город уже опоясывался укреплениями. Знойным, душным летом тысячи женщин и подростков копали окопы, противотанковые рвы, строили баржи, Принимал в этом участие и я. Одолеть землю, твердую, как камень без кирки и лома было непросто. Особенно мучили солнце и ветер. Песок, пыль забивали нос, рот, уши. Жили в палатках, спали вповалку, на соломе. Уставали настолько, что засыпали мгновенно, едва коснувшись коленями земли. И неудивительно: ведь работали по 12-14 часов в сутки. Вначале за смену одолевали едва километр, а потом, привыкнув и набравшись опыта, - и целых три. На ладонях образовались кровавые мозоли, которые все время лопались и саднили. В конце концов, они затвердели.

Иногда налетали немецкие самолеты и обстреливали нас на бреющем полете из пулеметов. Было очень страшно, женщины, как правило, плакали, крестились, а иные прощались друг с другом. Мы, мальчишки, хоть и старались показать себя чуть ли не мужчинами, но все равно тоже боялись. После каждого такого полета мы обязательно кого-то недосчитывались…»

Ведущий 8: « … Война застала меня в ремесленном училище. Учебный процесс наш резко изменился. Вместо положенных двух лет обучения уже через десять месяцев я оказался на тракторном заводе. Мы стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все - для фронта! Все - для победы!» могли осуществлять не только другие, но и мы, подростки. Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Работал я тогда фрезеровщиком и очень этим гордился. Но были среди нас и такие (особенно среди мальчишек - токарей), которые, чтобы стоять за станком, подставляли под ноги ящики и еще что-либо».

Ведущий 9: « …Наша семья в то время была «на плаву». Дело в том, что папа работал механиком на небольшом катере «Леваневский». Мы грузили боеприпасы и продовольствие и доставляли его в центр. После этого забирали на борт раненых бойцов, женщин, стариков, детей и переправляли на левый берег. На обратном пути наступала очередь действовать

«гражданской» половины команды катера, то есть жене капитана с сынишкой и нам с мамой. Двигаясь по покачивающейся палубе от раненого к раненому, мы поправляли им повязки, давали пить, успокаивали бойцов с тяжелыми ранениями, прося их немного потерпеть, пока мы не достигнем противоположного берега.

Все это приходилось делать под огнем. Немецкие самолеты сбили нам мачту, много раз пропарывали нас пулеметными очередями. Нередко от этих смертельных стёжек гибли взятые на борт люди. Во время одной такой ходки были ранены капитан и папа, но на берегу им оказали срочную помощь, и мы вновь продолжали наши опасные рейсы».

Ведущий 10: « … На спуске со стороны Рабоче-Крестьянской стоял подбитый наш танк. Я приготовился переползти к нему, и вот у самого танка я попал к нашим разведчикам. Они расспросили, что я видел на своем пути. Я сказал им, что только что прошла немецкая разведка, она пошла под Астраханский мост. Меня они взяли с собой. Так я попал в 130 зенитно-минометный дивизион. Командование решило с первой оказией отправить за Волгу. Но я «прижился» сначала у минометчиков, а потом и у разведчиков, так как хорошо знал этот район.

… В дивизионе мне, как местному приходилось несколько раз переходить одному через линию фронта. Получаю задание: под видом беженца пройти от Казанской церкви через Дар-Гору к станции Садовая. Если удастся, пройти до Лапшина сада. Не записывать, не зарисовывать, только запоминать. Многие местные жители уходили из города через Дар-гору, станцию Воропоново и дальше.

В районе Дар-горы, недалеко от 14 школы я был задержан немецкими танкистами по подозрению, что я еврей. Я отличался от белобрысых местных мальчишек, тем, что был черноволос, как смола. Танкисты передали меня эсесовцам-украинцам то ли из Галичины, то ли из Верховины. А те, не мудрствуя, решили просто повесить. Но тут же я сорвался. Дело в том, что у немецких танков пушки очень короткие, и веревка соскользнула.

Только начали второй раз вешать, и …тут начался минометный обстрел нашим дивизионом. Это страшное зрелище. Не дай Бог, снова попасть под такой обстрел. Моих палачей, словно ветром сдуло, а я, как был с веревкой на шее, так и бросился бежать, не глядя на разрывы.

Отбежав порядочно, я бросился под настил пола разрушенного дома и набросил на голову пальто. Дело было в конце октября, то ли в начале ноября, и я был в зимнем пальто. Когда я встал после обстрела, то пальто было похоже на «царскую мантию»,- из синего пальто всюду торчала вата».

Ведущий 1: Дети Сталинграда… Они не знали, как сложится их жизнь через месяц, день или час. Но храбрость в этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принёсшим нам Победу.

Чтец: Мужали дети на войне,

Не по годам взрослели рано.

Глазенки их в сто раз больней

Солдатам души жгли, чем раны…

…Коль воля мне была б дана,,

Тем детям, что войну видали,

Ну, может быть, не ордена,

Но «За отвагу» б дал медали!

Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

Тема классного часа: «Детство, опаленное войной»

© 2010-2022