Обучение и развитие детей с ЗПР

Термином "задержка психического развития" (ЗПР) характеризуется отставание ребенка в психическом развитии, при котором требуется специальный коррекционный подход к обучению ребенка, и в то же время допустимо обучение в общеобразовательной школе при условии обеспечения этого коррекционного подхода. Такие дети бывают неусидчивыми, невнимательными, им с трудом дается понимание и суть заданий, которые им предлагаются. У них снижено стремление и потребность познавать новое, они не отличаются характе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение и развитие детей с ЗПР

Термином "задержка психического развития" (ЗПР) характеризуется отставание ребенка в психическом развитии, при котором требуется специальный коррекционный подход к обучению ребенка, и в то же время допустимо обучение в общеобразовательной школе при условии обеспечения этого коррекционного подхода.
Такие дети бывают неусидчивыми, невнимательными, им с трудом дается понимание и суть заданий, которые им предлагаются. У них снижено стремление и потребность познавать новое, они не отличаются характерной для своего возраста любознательностью. Детям с ЗПР свойственна быстрая утомляемость, невозможность долго работать в сосредоточенном состоянии, неспособность быстро переключиться с одного занятия на другое.
Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с временной задержкой психического развития детей. Не у всех людей психическое развитие проходит равномерно, поэтому бывают как скачки, так и спады. При грамотной работе с такими детьми можно достичь хороших результатов. Терпение и труд все перетрут!
Дети с ЗПР многое могут, только им надо уделять больше времени и внимания!

Роль родителей в воспитании и обучении детей с ЗПР очень важна. Однако отношение родителей к таким детям бывает совершенно диаметральным. В одних семьях детей стараются всячески опекать: все внимание сосредоточено на ребенке, взрослые делают за него, порой, даже то, что он вполне способен сделать сам. Такого рода "гиперопека" вредит детям. Безусловно, контроль нужен, но он должен быть организован не "над ребенком", а "рядом с ним". То есть, родители должны задавать вопросы, которые способствуют активизации внимания ребенка, формируют в нем самостоятельность при принятии решений.
Другая крайность выражается в повышенных требованиях к способностям детей. Между тем, перегрузки снижают работоспособность ребенка, способствуют заторможенности в попытке понять ситуацию, вследствие чего могут начать проявляться агрессивность, нервные срывы, резкая смена настроения. Непосильная работа, с которой не справляется ребенок, приводит к повышенной нервозности, потере веры в себя и свои силы. Поэтому процесс обучения должен проходить с учетом отставания психического развития ребенка. Так, процесс чтения у первоклассника должен проходить в течение 8-10 минут, письменная работа - в течение 4-5 минут, после чего необходима смена деятельности ребенка. Через каждые полчаса занятий ребенок в ЗПР должен делать продолжительный перерыв, во время которого можно пообедать, позаниматься с конструктором, сделать аппликацию.
До тех пор, пока ребенок не научился чтению, единственным средством понимания мира являются рассказы взрослых, поэтому они должны быть увлекательными и интересными. После прочтения сказки или рассказа ребенку можно задать несколько вопросов с тем, чтобы он рассказал о том, что нового узнал из рассказанного. Наличие вопросов вызывает работу мысли, а мыслительный процесс активизирует память.
В процессе формирования личности таких детей особенно важны успехи во время первых лет обучения в школе, поскольку на этом этапе ими осваиваются не только базисные навыки и знания, но и складываются взаимные отношения с одноклассниками, учителями. Оценка окружающих людей сильно влияет на самооценку ребенка. Очень важно, чтобы в ребенке присутствовала вера в свои силы, ощущение комфорта и защищенности, интерес и позитивное отношение к окружающему.

Дети, имеющие задержку психического, речевого, моторного развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя и родителей.

Детям с ЗПР следует давать задания, небольшие по объему, и не переходить к изучению нового материала, пока ребенок не усвоит старые правила, надо повторно возвращаться к пройденному, поощрять за малейший успех, вселять уверенность в свои силы.
Отдайте ребенка в различные секции: танцевальные, спортивные, художественные, музыкальные… Это пойдет ему только на пользу!

Максимум терпения + внимания + настойчивости = ребенок с нормальным психическим развитием.
Из-за высокой утомляемости и неустойчивой работоспособности такие дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже - на последнем уроке, чем на первом, не успевают за темпом работы в классе. Постепенно увеличивается объем неусвоенного учебного материала, растет педагогическая запущенность, что делает их хронически неуспевающими учениками.

На первый план выступают энцефалопатические проявления. Чаще всего это церебрастенический синдром (церебро - мозг, астения - слабость), обусловленный органическим поражением головного мозга, проявляющийся в виде повышенной психической истощаемости, неустойчивости внимания и работоспособности, эмоциональной ранимости, двигательной расторможенности, головных болей, непереносимости духоты, шума.

Наличие у ребенка грамматических ошибок, неусвоенные правила, словарные слова требуют дополнительного объяснения, тренировок, повторения (однако помните о необходимости дозирования работы). Если же в письме стойко встречаются замены букв (б - п, д - т, г - /сит. д.), пропуски гласных звуков, неправильные окончания, искажения слов или целых фраз и т. д., это может быть проявлением недоразвития речи - нарушения фонетико-фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа. В подобных случаях поможет ребенку логопед.






Простое же повторение правил, переписывание упражнений совершенно бесполезны.

Если малыш очень медлителен, неловок (а это бывает при задержке моторного развития), ни в коем случае нельзя торопить его и тем более снижать оценку или критиковать за то, что он не успел выполнить все задание или не очень качественно его выполнил. Просто предоставьте ребенку возможность работать в свойственном ему темпе. Лучше дать ему задание в меньшем объеме и по достоинству оценить то, что он успел сделать, а после урока или дома (в зависимости от ситуации) доработать остальное. В противном случае чем больше ребенок будет торопиться, тем хуже выполнит задание.

Не скупитесь на похвалу даже за самый незначительный успех: "Молодец! Вот видишь, сегодня ты сделал меньше ошибок! Еще постараешься - и совсем будет хорошо!" Увидите, что у ребенка сразу прибавится сил, появится желание выполнить задание лучше. Самое плохое - "забивать" неуспевающего ученика восклицаниями типа "Плохо!", "Опять плохо!", "Не стара-ешься!" и т. д. Тогда малыш совсем теряет веру в свои силы: "Старайся не старайся - все равно двойка!" А вы похвалите его даже тогда, когда он сделал чуть меньше ошибок, и посмотрите, как он будет стараться! И запомните простое правило: "Хвалить - при всех, ругать - только наедине".

Необходимо учитывать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых именно тем, что они хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют.

В настоящее время одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в классах "коррекционно-развивающего обучения", которые получили в настоящее время широкое распространение в массовых школах. В этих классах при общем щадящем режиме обучения и жизни создаются наиболее благоприятные условия для организации медико-педагогической коррекции. Однако решить вопрос о переводе ученика в такой класс самостоятельно учитель не может.

Для того чтобы определить, где ребенок может учиться и какой режим ему посилен, необходимо направить его на медико-педагогическую комиссию. Желательно, чтобы учитель подготовил педагогическую характеристику ученика, и очень важно, чтобы она была составлена объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие вопросы: сколько времени ученик обучается в данном коллективе; социально-бытовые условия, в которых живет и воспитывается малыш; в каком возрасте поступил в школу и в какой степени был к ней подготовлен; как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам); особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания.

Очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Диагноз "ЗПР" - это не приговор, а сигнал к действию.
Больше времени уделяйте ребенку, играйте с ним в развивающие игры, учите стихи, пойте песни, рисуйте, вышивайте, занимайтесь спортом, решайте веселые задачки, и результат не заставит себя ждать!




© 2010-2022