Сценарий ко Дню Защитника Отечества Вечер патриотической песни

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий ко Дню Защитника Отечества

Вечер патриотической песни

Ведущие:

1.У каждого из нас в семье кто-то носил, носит или готовится носить погоны. Отмечая этот праздник и гордясь им, мы выражаем свое уважение героям страны, защитникам нашей Родины во все времена.

2.Присягаешь на верность Отечеству,
Исполняешь свой воинский долг
От беды защитить человечество,
Наступил неизбежно твой срок.

День присяги торжественно - строгий
Офицер помнит и рядовой
Пусть солдатские ваши дороги
Неизменно приводят домой.

1.Пройдёт время, и наступит час, когда присягать Родине будут наши мальчишки. Желаем им успехов и удачи. Всем, кто присягал и будет присягать Родине, посвящается наш вечер военно- патриотической песни.

2.Каждое время оставляет нам «шедевры песенного творчества», значимость которых, зачастую, удается оценить спустя многие годы. Время неумолимо, оно «разрушает города и цивилизации», более того, оно властно над памятью людей, которые помнят только то, что хотят помнить. А вот песни остаются.

1.Песни остаются и начинают жить своей жизнью. Зарифмованные фразы, положенные на музыку обладают магическим свойством - они существуют вне времени, а нередко способны повернуть его вспять или вернуть нас во времена своего появления. У каждого времени свои песни. Так, например, песни военных лет, которые мы помним и любим до сих пор. Без этих песен немыслимо представить себе историю Великой страны, одержавшей победу над фашистской Германией.

Эти песни имеют свою, порой очень не простую историю.

(Звучит песня «Священная война»)

Тинчурина Лилия

История песни «Священная война»

Родилась песня «Священная война» в г. Рыбинске на Волге в мировую войну 1914-1917 годов. Написал ее учитель русского языка и литературы, латинского и греческого языков Рыбинской мужской гимназии Александр Адольфович Боде .

1916 год. Кадровый 28 Грохольский полк - на фронте. Казармы полка используются для новых пополнений воинских частей. По параллельным реке Волге прямым и длинным улицам Рыбинска почти круглые сутки маршируют прибывающие на обучение и дальнейшее отправление солдаты - новобранцы, ополченцы.

Каждый день дважды - в гимназию и обратно - он пересекает марширующие улицы. Он остро воспринимает все, что видит и слышит, волнуется, делится впечатлениями. В эти тяжелые, напряженные дни была написана песня «Священная война». Ее слова и музыка (мотив был другой) родились вместе. Величавые, образные выражения слились воедино с простой, чисто русской мелодией...

В Последние годы жизни Боде стал говорить о неизбежности войны с Германией. «Чувствую я себя уже слабым, - говорил он, - а вот моя песня «Священная война» может теперь еще пригодиться». Из наших современных песен больше всех нравилась ему «Широка страна моя родная»... Считая В. И. Лебедева-Кумача большим патриотом, отец решил послать ему «на вооружение» свою «Священную войну». Его доброе письмо с вложением слов и мотива песни были отправлены в адрес В. И. Лебедева-Кумача в конце 1937 года.

(Дасаев Кямиль)

«Солдаты, в путь!»

В 1955 году на экраны страны была выпущена картина "Максим Перепелица" - незатейливая история о том, как легкомысленный и беспечный паренек, роль которого прекрасно сыграл Леонид Быков, становится дисциплинированным и сознательным солдатом. Фильм был веселый, в нем было много музыки, а лейтмотивом через всю картину проходила песня с призывным и броским рефреном:

Солдаты, в путь, в путь, в путь…

Песня эта скоро стала очень популярной. Написали эту песню композитор В. П. Соловьев-Седой и поэт М. А. Дудин (1916-1994).

Слова для песни «В путь» Дудин выбрал простые, доходчивые, хорошо ложившиеся на маршевый напев. Припев окрашивал ее теплотой, сердечной интонацией.

Начальник и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Борис Александров сделал замечательное хоровое переложение песни. Плавное покачивание хора во время исполнения создавало полную иллюзию походного движения воинской колонны.

Песня сразу завоевала широкую популярность

(Показ отрывка из фильма «Максим Перепилица»)

(Рассказывает Дасаева Лилия)

Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Зелеными просторами» сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, - родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели…

Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег, на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг - раз - и пришла сама собою.

Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева.По воспоминаниям М.И.Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.

В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Начался ее боевой путь в Белоруссии. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Из семи орудий, бывших в распоряжении бойцов-артиллеристов, пять относились к опытным образцам, которые были доставлены прямо из мастерских.

Послушайте песню «Катюша» в исполнении ребят класса.

(О песне «Синий платочек» рассказывает Суляева Наиля)

Поистине необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петербурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петербурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек».

Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.

Песню «Синий платочек» исполнят Дасаева Ильмира, Суляева Наиля и Безрукова Динара

( Тинчурин Салават - история песни «На поле танки грохотали»)

Песня «На поле танки грохотали» сложена в начале Великой Отечественной войны. Представляет собой переделку старой шахтёрской песни «Коногон» , прозвучавшей в фильме «Большая жизнь» . Видимо, именно из него мелодия шагнула в фольклор Великой Отечественной войны.

Вариант фронтовой переделки «Коногона» был опубликован в повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» , а в своём теперешнем варианте она появилась в одноимённом кинофильме, посвящённом экипажу самоходно-артиллерийской установки СУ-100 во время Великой Отечественной войны. Сразу после премьеры кинофильма песня обрела огромную популярность в армейской среде, особенно среди танкистов и артиллеристов-самоходчиков. В некоторых частях эта песня стала «полуофициальным» гимном подразделения.

Просмотр отрывка из фильма «На войне как на войне»

(Дасаева Ильмира)

«День Победы» - популярная советская песня композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова о Дне Победы.

В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.

Буквально за несколько дней до окончания конкурса Харитонов передал свои стихи соавтору. Тухманов очень быстро написал музыку, и песня успела прозвучать на последнем прослушивании конкурса. Ее исполнила жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко.

Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио.

Причина была в музыке и её авторе. Поэт Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие). А Давид Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным шлягерам..Был и второй «минус» - в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. Не устраивали и современные методы оркестровки

В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир - ни на радио, ни на телевидении

Леонид Сметанников исполнил песню на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Это исполнение вызвало массу восторженных писем, но долго так и оставалось единственным исполнением в эфире. По утверждению музыкального журналиста Николая Фандеева, первым телеэфиром песни стало исполнение ВИА «Лейся, песня».

Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство, исполнил «День Победы» в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз на «бис». После этого песню стала петь вся страна.

Споём и мы её сейчас. Просим присоединиться всех, кто знает эту песню.

Всем, конечно, знакома незабвенная песня "Журавли" с ее полными трагической лирики стихами, задушевной мелодией и красивейшим припевом без слов, по праву считающаяся лучшей песней о Великой Отечественной войне. Но мало кто знает, что первоначальный вариант слов песни, , значительно отличался от того, который вот уже более сорока лет бессмертно звучит на концертах.

В 1969 г. уже смертельно больному Марку Наумовичу Бернесу попались на глаза опубликованные в журнале "Новый мир" стихи великого аварского поэта Расула Гамзатова "Журавли" в русском переводе Наума Исаевича Гребнева (1921-88):

Стихотворение понравилось Бернесу и он попросил разрешения у Гамзатова поработать над текстом. В сотрудничестве с замечательным композитором Яном Абрамовичем Френкелем была создана мелодия. Через полтора месяца Марка Наумовича не стало.

И на гражданской панихиде в Доме кино "Журавли" звучали и как прощание с популярными артистом, и как сбывшееся пророчество слов этой песни.

Просмотр видео «Журавли» Марк Бернес

video.yandex.ru/users/gonch-an/view/1375

Кудрякова Зульфия

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» - песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. - Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, - говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. - Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, - вспоминал Новиков, - и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.

«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

«Огонек»

Сюжет всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет.

Секрет воздействия «Огонька» так объясняет поэт Евгений Долматовский: «Прошли годы, - пишет он, - и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно - сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, - было введено затемнение. На улицах - ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.

Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».

Впервые с той мелодией, которая всем нам хорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала по Всесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательного певца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Нечаева.

Песню «Огонек» исполнят Дасаева Ильмира, Дасаева Лилия

Военная тема волновала и волнует творческих людей всех поколений. Наши с вами современники создают песни, ни в чём не уступающие песням военной поры.

Песня «А закаты алые…» в исполнении Безруковой Динары

( Суляева Алия, «Здесь птицы не поют»)

Песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). В фильме её поёт сестра милосердия Рая в исполнении актрисы Нины Ургант. В самом конце фильма песня повторно звучит в оркестровой аранжировке без слов.

Булат Окуджава говорил: «Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» я писал по заказу. Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут… » Появилась и мелодия. Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять» . Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно… » Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась… » И вдруг Шнитке встает: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз» . И тогда я, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась»

1.Понятно, что на войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней.

Как ни странно в дни войны,

Есть минуты тишины…

2.В такие минуты солдаты рассказывали анекдоты, шутили, пели любимые песни, плясали.

«Вальс» под песню военной поры «Ах эти тучи в голубом…»

Авторы текста: Аксёнов В. Синявский П. Композитор: Журбин А.

Юлия Дасаева

На безымянной высоте - популярная песня о Великой Отечественной войне, записанная для кинофильма «Тишина». Автор слов - поэт Михаил Матусовский, композитор - Вениамин Баснер.

Песня написана на основе реальных событий. По воспоминаниям поэта Михаила Матусовкого впервые об этом бое он услышал во время службы в газете 2-го Белорусского фронта от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки.

В ночь на 14 сентября группе из 18 бойцов была поставлена задача овладеть высотой у деревни Рубеженка, обеспечивающей удобный выход к реке Десна. Группа, состоящая из воинов-сибиряков (все 18 человек были родом из Новосибирска) под командованием лейтенанта Евгения Порошина смогла выполнить задачу и овладеть высотой, но была отсечена от основных сил 139-й стрелковой дивизии превосходящими силами противника. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев (до 300 солдат).

К утру из состава группы остались в живых лишь двое - рядовой Герасим Лапин был найден наступающими бойцами своей дивизии живым среди трупов, а сержант Константин Власов был захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал, воевал в партизанском отряде).

На месте боя впоследствии был сооружён мемориал и открыт музей.

«На солнечной поляночке» Безрукова Динара

Стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Не разделяя восторгов композитора, советская цензура произведение «забраковала». На фоне тяжелейшего положения на фронтах, непрестанных кровопролитных боев, стихотворение Фатьянова сочли чересчур лиричным и легкомысленным. А после были Сталинград и Курск. В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию музыки песни «На солнечной поляночке». Первоначально музыка «Тальяночки», так называли песню в период Войны, звучала как лирический вальс, однако сам композитор таким решением оказался не доволен: «Было в ней что-то, с чем я не вполне был согласен, - рассказывал он. - Мелодия казалась мне расслабленной, нечеткой и самое главное - не слива¬лась в единый образ с текстом. И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию. На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим.

Долгое время песня не находила «своего» исполнителя. «Только после того, как ее спел замечательный ленинградский певец Ефрем Флакс она зазвучала широко»,- признался позже В. Соловьев-Седой. Интересно отметить, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.

Этой весёлой и задорной песней мы завершаем свой рассказ о песнях военной поры.

Мы помним героев Великой Отечественной войны, мы помним шедевры военного времени - песни, которые живут в наших сердцах.





© 2010-2022