К. Т. Д. в школе. Технология воспитательного процесса в классе

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
К.Т.Д. в школе. Технология воспитательного процесса в классе.К.Т.Д. в школе. Технология воспитательного процесса в классе.

К.Т.Д. в школе. Технология воспитательного процесса в классе.В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КТД.

КТД планируются и проводятся в течение месяца, меняя названия и содержание каждый год. Три из них напрямую связаны с преподаваемыми предметами (точные, гуманитарные, естественные дисциплины), два других произвольные. За последние три года в школе прошли КТД: «Графоман», «Очевидное - невероятное», «Это наш город!», «Россия на рубеже веков», «Тегга шсо§ш1а (Земля неизведанная)», «Мой Пушкин», «День телевидения», «За здоровый образ жизни», «Самая сильная сила» и многие другие. Их разнообразие и периодичность позволяют учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет, заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.

Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив школы. Это подтверждают результаты диагностики, анализ КТД в классных коллективах и самоанализ участников.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

С этой целью заключительный этап КТД часто проходит в форме разновозрастного сбора «В кругу друзей». Он охватывает учащихся 5-9-х классов, из которых формируются разновозрастные отряды. Командиры и наставники отрядов - ученики 10-11-х классов. Они уже владеют организаторскими навыками, им есть чему научить младших товарищей. В роли консультантов выступают педагоги, организаторы, классные воспитатели. Такие игры проводятся 2-3 раза в год.

Во время планирования и организации коллективных творческих дел взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела.

Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождают добрые чувства, сопереживание всех всем

Одно из наиболее ярких проявлений системы "коллективных творческих дел - соуправление и самоуправление. И главные здесь не органы самоуправления, которые зачастую создаются формально и существуют только на бумаге, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Через Советы дела, которые формируются для подготовки КТД, каждый может приобщиться к управлению. Состав советов постоянно обновляется и представляет возможность участия каждому желающему попробовать свои силы.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

- участие в планировании, разработке ;

проведении и анализе ключевых дел коллектива;

- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

- творческие дежурства по школе, организация творческих перемен;

- деятельность Советов дел.

Большое значение творческие дела имеют для педагогов. Они выводят их из замкнутого мира преподавания одного предмета, приобщают к общим действиям с коллегами, открывают широкие возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии. Идет интенсивный процесс не только совершенствования профессионального мастерства, но и развития личности педагога. К тому же каждый воспитатель в той или иной степени осуществляет процесс мягкого, гибкого управления.

Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

К Т Д

дают возможность





ученику

► реализовать и развить свои способности;

- расширить знания об окружающем мире;

- приобрести навыки проектирования;

- проявить организаторские умения;

-закрепить коммуникативные навыки;

-формировать способности к рефлексии (анализу)

учителю

развивать творческий потенциал;

совершенствовать организаторские способности; изучить классный коллектив; объединить учащихся, педагогов, родителей;

управлять процессом развития личности школьника; развить рефлексивные способности


• : формирование коллектива единомышленников;

• освоение культурного пространства

• формирование личности.

В школе созданы 23 клуба и объединения по интересам.

Работа клубов и объединений строится по принципам коллективной творческой деятельности, предоставляя учащимся возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие в клубной деятельности позволяет детям отдохнуть, найти друзей.

Самыми многочисленными и популярными являются туристический клуб «Вибрам» и КВН-клуб.

'Коллективное творческое дело (КТД), в нашем понимании, - это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.

Организация коллективной творческой деятельности происходит в несколько этапов, которые мы видоизменили и дополнили, исходя из целей и задач школы (расширен состав участников, создано широкое творческое пространство деятельности, введен промежуточный этап, игровая инструментовка на всех этапах).

Схема организации КТД

К.Т.Д. в школе. Технология воспитательного процесса в классе.

КТД проходят в школе 4-5 раз в год, охватывая весь ученический (с 1-го по 11-й классы) и педагогический коллективы. В подготовке и проведении участвуют методические объединения учителей (МО), классные руководители, классные воспитатели, организаторы досуга, руководители кружков и факультативов, педагоги дополнительного образования, родители, выпускники школы.

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана нами не случайно. В процессе игры требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра-это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития.

Мгра - главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества; игра - это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными и разбивающими функциями игры являются:

• социокультурное назначение игры;

• функция самореализации ребенка в игре;

• коммуникативная;

• диагностическая;

• игротерапевтическая;

• коррекционная;

• развлекательная.

Предмет игры- наслаждение ее процессом, конечный результат -реализация и развитие способностей, формирующих личность. В схеме это можно представить так:

1. Наслаждение удовольствием от игры «Хочу играть». Р

И Г 2 Принятие игровой задачи «Надо играть так, а не иначе». А

Р 3 Выполнение задачи (творчество!) «Я могу» З

А 4 Рефлексивный этап «Что получилось, что не удалось...» В И Т И Е.

Коллективное творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным... Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке.

Инициативная группа становится основой общешкольного Совета дела. Советы дела образуются и в каждой параллели.

Совет дела параллели формируется из учеников (1-2 или более человек от каждого класса), а также состоит из организаторов, учителей-предметников и классных руководителей.

Совет дела - это активные, заинтересованные люди, от которых зависит организация проведения КТД.

Этапы КТД.

С тарт К Т Д. Проводится во всех параллелях в форме игр, линеек, рекламы... На нем сообщается тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам.

Стартовая игра должна быть продумана. Она должна быть яркой и запоминающейся, такой, чтобы каждому присутствующему захотелось принять участие в КТД.

Промежуточный этап . После старта проводятся промежуточные этапы КТД в классах. Они показывают, как ребята готовятся к итоговому КТД, находят новую информацию, приобретают новые знания, умения, навыки. Промежуточный этап проходит в разных формах: в форме устных журналов, конференций, посиделок, ярмарок. Их главная цель - накопление знаний, умений. В промежуточном этапе каждый может КТД проходят в школе 4-5 раз в год, охватывая весь ученический (с 1-го по 11-й классы) и педагогический коллективы. В подготовке и проведении участвуют методические объединения учителей (МО), классные руководители, классные воспитатели, организаторы досуга, руководители кружков и факультативов, педагоги дополнительного образования, родители, выпускники школы.

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана нами не случайно. В процессе игры требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра-это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития.

Мгра - главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества; игра - это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными и разбивающими функциями игры являются:

• социокультурное назначение игры;

• функция самореализации ребенка в игре;

• коммуникативная;

• диагностическая;

• игротерапевтическая;

• коррекционная;

• развлекательная.

Предмет игры- наслаждение ее процессом, конечный результат -реализация и развитие способностей, формирующих личность. В схеме это можно представить так:

1. Наслаждение удовольствием от игры «Хочу играть». Р

И Г 2 Принятие игровой задачи «Надо играть так, а не иначе». А

Р 3 Выполнение задачи (творчество!) «Я могу» З

А 4 Рефлексивный этап «Что получилось, что не удалось...» В И Т И Е.

Коллективное творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным... Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке.

Инициативная группа становится основой общешкольного Совета дела. Советы дела образуются и в каждой параллели.

Совет дела параллели формируется из учеников (1-2 или более человек от каждого класса), а также состоит из организаторов, учителей-предметников и классных руководителей.

Совет дела - это активные, заинтересованные люди, от которых зависит организация проведения КТД.

Этапы КТД.

С тарт К Т Д. Проводится во всех параллелях в форме игр, линеек, рекламы... На нем сообщается тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам.

Стартовая игра должна быть продумана. Она должна быть яркой и запоминающейся, такой, чтобы каждому присутствующему захотелось принять участие в КТД.

Промежуточный этап . После старта проводятся промежуточные этапы КТД в классах. Они показывают, как ребята готовятся к итоговому КТД, находят новую информацию, приобретают новые знания, умения, навыки. Промежуточный этап проходит в разных формах: в форме устных журналов, конференций, посиделок, ярмарок. Их главная цель - накопление знаний, умений. В промежуточном этапе каждый может найти дело по душе. Изготовить поделку, принять участие в составлении проекта заключительной игры, сшить костюмы, декорации. Попробовать себя в качестве поэта, музыканта, оформителя...

Результатом промежуточных этапов является: выпуск газет, плакатов, кроссвордов, ребусов, карт, макетов, литературных произведений, сочинений, поделок и много другого.

Заканчивается этап школьной выставкой творческих работ, в которой может принять участие каждый. Работы могут быть коллективные, индивидуальные, семейные, единственное условие, чтобы они соответствовали теме КТД. Каждый самостоятельно выбирает форму и вид творчества, может продемонстрировать свои способности в любой сфере деятельности. Это могут быть стихи, буклеты, картины, рефераты, рекламные статьи, костюмы изучаемой эпохи и т.д. Каждый может предложить и защитить свой творческий проект.

Итоговое К Т Д . Итогом любого КТД становятся театрализованные ! представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, литературные гостиные, телепередачи на сцене, КВН, конкурсы и т.д.

Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие участники получают дипломы, благодарственные письма за лучший сценарий, лучшую творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат. Вручаются медали выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т. д.

Анализ КТД.

КТД в каждом классе проводится анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организовано дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД? и т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

Задача классного руководители - фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не «эксплуатировались» явные способности (например, умение рисовать - позиция оформителя); при его умелом руководстве ребенок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения.

Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей.


© 2010-2022