- Преподавателю
- Классному руководителю
- Толерантность – как основа гражданского воспитания в полиэтническом обществе
Толерантность – как основа гражданского воспитания в полиэтническом обществе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Просвирова С.А. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Толерантность - как основа гражданского воспитания в полиэтническом обществе.
Самарская область - один из полиэтничных регионов Российской Федерации. История нас учит тому, что нет великих и малых наций, и культура каждого народа заслуживает признания. В Самарской области трудятся представители более 100 национальностей, которым характерно взаимоуважение, толерантность, понимание. К сожалению, действительность далеко не всегда подтверждает это. Дети живут в мире, где существует и добро, и зло, где возможны конфликты и непонимание друг друга между людьми разных национальностей. С этой проблемой столкнулась и я. В нашем объединении ребята все разные: по возрасту, по характеру, традициям и национальности, к каждому нужен особый подход. Нужно заинтересовать, вовлечь, чтобы детям было интересно.
Чтобы повысить коммуникативную культуру в общении; чтобы обучить способам конструктивного общения; воспитывать культуру межнациональных отношений; научить выстраивать межличностные взаимоотношения - необходимо сформировать культуру сотрудничества, сотворчества; сформировать умение самостоятельно, конструктивно решать конфликты.
Для этого в своей работе использую формы и методы, которые способствуют формированию толерантного отношения к своей личности, к окружающим людям, к семье.
Индивидуальная работа (беседы, консультации, обмен мнениями, совместный поиск решения проблем)
Групповые (творческие группы, КТД органы самоуправления)Формы и методы исполнения программы
Формы
и методы
Коллективные (походы, игры - минутки, подвижные игры разных народов, соревнования)
Работа с родителям (консультации, опрос и анкетирование)
Занятия строю таким образом, чтобы учащиеся смогли моделировать свои поступки, проигрывать ситуации, которые, возможно, он должен будет проживать в своей жизни, но уже не играя.
Начинаем работу с упражнений:
«Будем знакомы, будем друзьями» Занятия для становления благоприятного психологического микроклимата. Беседа с элементами дискуссии.
«Доброта помогает выжить» Воспитывать чувства, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела. Коллективное творческое дело.
«К большому терпению придёт и умение», «Этическая грамматика». Развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки. Практическое занятие.
-Мы с учащимися создаем ролики и мультфильмы.
На теоретических занятиях, мы говорим о психологии общения, узнаем о конфликтах, т.е. его сущности, последствиях, о стадиях, о стрессе и возможных способах его снижения и др.
Эти занятия помогают узнать о себе, о своих возможностях, понимать свои чувства, эмоций и о способах работы с ними и др. Создают благоприятный психологический климат в группе, интерес, доверительный стиль общения, обеспечивают психологическую поддержку подростков. И, конечно, формируют способность конструктивно действовать в ситуации конфликта.
На разных этапах своих мероприятий включаю игры - минутки. Игры по развитию коммуникативных навыков. Они развивают умения регулировать эмоциональное напряжение, помогают услышать друг друга, понять друг друга, выразить свои чувства. «Остров», «Определи на ощупь», «Поздоровайся», «Мешочек», «Молекулы»
- Игры по выработке навыков командной работы (развитие способности к сотрудничеству). «Шеренга», «Узел», «Вместе с парой»
- Практические занятия по укреплению взаимного доверия ( знания учащихся о себе, собственных возможностях). «М-м-м по кругу», «Коленочки», «Между шеренгами», «Паровозик»
- Игры по созданию положительного эмоционального настроя (понимание своих чувств, эмоций, учащиеся получают знания о способах работы с ними). «Рисунок», «Брейн - Ринг», «Сенсорика», «Остановка рук»
Такие формы работы помогают объединить ребят, сделать коллектив более сплоченным и успешным.
Для сравнительного анализа я проводила промежуточные диагностики.
«Проявляешь ли ты толерантность?»
Наблюдается повышение уровня толерантности у детей
Улучшились взаимоотношения друг с другом.
«Наши отношения»
Стали дружнее.
СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕТЕЛЬНОСТИ.
Растёт и творческая активность учащихся.
Принимаем активное участие в мероприятиях.
(Грамоты)
Уровень тревожности учащихся
Уровень комфортности учащихся
У детей снизился уровень тревожности, им стало комфортнее.
Убеждена, что нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности идут из семьи. Я поддерживаю тесный контакт с родителями
СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.
Родители, занимающие пассивную позицию
Родители, занимающие активную позицию
83 % родителей занимают активную позицию и оказывают непосредственную помощь в воспитании детей.
Моя цель - создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями. Отличается длительным периодом и порой сопровождается мало заметными положительными качественными проявлениями. Я не хочу сказать, что я добилась высоких результатов, проблема еще есть и работа будет продолжена.
Я хочу закончить словами:
Оставляет ветка плод,
Оставляет
Пчелка мед,
Нивы - золота-зерна.
Золотой янтарь - сосна.
Овцы - тонкое руно,
Лозы - пряное питье.
Оставляет человек
Имя доброе навек.
Овсей Дриз.