Электронные учебники в образовательном процессе

Работа представляет собой конспект, повествующий о внедрении электронных учебников в образовательный процесс в условиях реализации ФГОС. Данный материал пригодится как классным руководителям, так и всем учителям для объяснения преимуществ электронных учебников коллегам и родителям обучающихся,расскажет о принципах работы с ЭУ, а также позволит выступить на педсовете с соответствующей темой. Материал также содержит список правовых документов, на которые опирается учитель при работе с электронными...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Плешкова Мария Сергеевна

учитель истории, обществознания и географии

МОУ «Гимназия №9» г.о.Электросталь



Электронные учебники в образовательном процессе

В соответствии с новым законом об образовании1 российским школам предоставляется право полного или частичного перехода на электронные учебники. Электронные учебники появились в школах относительно недавно с 2007 года и сначала представляли собой электронный вид печатного учебника, полностью повторявшего его. Теперь с 2014 года издательства активно внедряют в работы школы электронные учебники нового вида - интерактивные электронные учебники. Необходимо понимать, что интерактивный электронный учебник и электронное приложение к учебнику не заменяют друг друга, а выполняют разные функции и преследуют разные цели.

Электронный учебник предоставляет возможность учителю и ученикам изменить тип работы в классе. В электронном ученике есть аудиофайлы, библиографические справки, интерактивные таблицы, карты и контурные карты, а также к учебникам естественнонаучного цикла в виде анимационной заставки представлены опыты. Все это дает большие возможности и развивает интерес ребенка к предмету. Нынешнее поколение детей зачастую называют компьютерным поколением и как бы мы не сопротивлялись этому действительность говорит сама за себя. Электронный учебник может помочь и учителям и родителям решить проблему «пустого сидения в интернете и за компьютером», обернув его в сторону обучения, ЭУ повышает мотивацию к обучению.

В электронном учебнике возможно делать заметки учителю и передавать их всем или определенным ученикам. Также в учебниках нового поколения есть возможность контрольного тестирования и режима обучающего теста (самоконтроля).

Организация учебного процесса в классе с использованием электронного учебника видоизменяется. Появляется тип «перевернутого класса», когда обучающиеся новую тему проходят самостоятельно дома, а в классе отрабатывают практические задания по этой теме, что уже заложено в электронном учебнике. Возможность индивидуального подхода к ученикам ярко выраженна, так как задания в электронном учебнике есть на разном уровне, что позволяет учителю распределить задания ученикам в зависимости от их уровня знаний и успеваемости. Также с использованием электронного учебника становится легче организовать работу в группах, так как учебник по одной теме предполагает разные виды заданий, которые удобно делить и предоставлять на выполнение группе. Все сделанные в электронном учебнике задания сохраняются в интернете в облаке, куда ребенок может обратиться в любое время.

Издатели электронных учебников, прислушиваясь к учительскому сообществу, стоят на постепенном переходе на электронные учебнике, отмечая при этом, что необходимо учитывать преемственность электронного и печатного учебников. Более того электронный учебник разрабатывается в помощь учителю, а не для его замены. Разработчики также обращают внимание на то, что работа с электронным учебником не предполагает обязательной работы на протяжении всего урока, поэтому зрение обучающихся не должно пострадать, если учитель правильно распределит время работы на уроке.

Эффективная организация учебного процесса с использованием электронных учебников требует овладения участниками процесса новых компетенций. В примерный перечень компетенций педагога входят следующие умения:

- эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в ЭУ, добавление закладок;

- работа с демонстрациями и интерактивными объектами;

- сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов ЭУ;

- планировать и организовывать обучение в модели «1 ученик - 1 компьютер»;

- владеть методиками и приемами современных педагогических технологий.

Внедрение электронных учебников в школы активно поддерживает государство, выделяя средств на приобретение компьютерных средств, специальных технологий, самих электронных учебников, а также предоставляет возможность повышения квалификации работниками образования для успешного овладения методикой работы с электронными учебниками и повышения ИКТ-грамотности.

Обобщая, можно сделать вывод, что внедрение электронного учебника - школьная реальность нашего времени. Электронный учебник дает новые педагогический потенциал: организация процесса обучения в групповой форме, индивидуализация учебного процесса, ориентация на самообразование, повышение мотивации к обучению. ЭУ дает школьникам возможность современного и интересного обучения, а также повышает уровень ИКТ-грамотности.

Источники и литература:

1. «Закон об образовании в РФ» №273-ФЗ

2. Приказ №1047 (5 сентября 2013г.) "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

3.Приказ №373 (6 октября 2009 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

4. Приказ №1897 (17 декабря 2013 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5.Приказ №413 (7 июня 2012 г.) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"

6.Приказ №2 (9 января 2014 г.) "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

7.Материалы конференции «Электронные учебники: работаем по новым стандартам» от 17.06.2014 МАОУ «Лицей» г.о.Балашиха

1 «Закон об образовании в РФ» №273-ФЗ Электронный ресурс: Консультант Плюс consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/ Дата обращения:18.06.2014



© 2010-2022