Статья по работе с одарёнными детьми

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства

Хабарова Валентина Васильевна

учитель изобразительного искусства

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т.Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области ,

тел.89277049498, E-mail: [email protected]

Забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Задача создания условий, при которых задатки ребёнка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потребностью, стоит не только перед родителями, но и перед педагогами.

Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода. "Одаренный ребенок" - это ребенок с более высокой восприимчивостью к учению, более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

"Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю.

Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное - это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, я хочу подчеркнуть, что работа проводится не только в дополнительное время, но и максимально используется для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяю одаренному ученику работать вхолостую. Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками.

• Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

• Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

• Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

• Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха. Условия успешной работы с одарёнными учащимися:

1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися

3. Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.

Сущностью данного опыта в создании условий, обеспечивающих выявление и развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, а также реализацию их потенциальных возможностей. Как результат создание целостной системы работы с одарёнными детьми. Мной разработана система работы, которая предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью развития творческих способностей ребенка, подготовки учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.

На протяжении многих лет я работаю с учащимися разных возрастных групп. Мною создана система работы с одаренными детьми. Основная идея данной работы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся.

  • Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. (100%)

На своих уроках я создаю условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием - индивидуализация заданий.

  • Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в кружках. ( 50%)

Грамотная организация работы кружка является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:

• позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;

• позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета; • формирует круг общения учащихся с общими интересами;

• создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;

• создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.

Учитывая данные диагностики, наблюдений, результатов деятельности учащихся на уроках, кружковых занятиях, создается список одаренных детей. Этот банк данных непостоянный. Он может изменяться, дополняться.

  • Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов. Задействовано более 50% учащихся.

Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на кружковых занятиях выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.

  • . Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках проектной деятельности.(30%)

В рамках внеурочной деятельности в школе на протяжении нескольких лет работает кружок деятельности учащихся 5-7 классов. Задействовано до 30% учащихся. Дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности.

  • . Индивидуальная работа с одаренными учащимися 7-9 классов. Задействовано до 10% учащихся.

Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный контакт с учителем. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат.

На любом уровне работа ведётся, исключительно основываясь на интересе, желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.

Предлагаемая система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Моя приоритетная функция как учителя ИЗО - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития одаренности учащихся применяю универсальные технологии:

  1. личностно-ориентированного обучения;

  2. информационно - коммуникационные технологии;

  3. технологию исследовательской деятельности;

  4. проблемное обучение.

Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощенным: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие.. У учеников вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни.

В своей работе я использую принципом последовательности, тесно связанный с принципом доступности, посильности обучения. Для того чтобы учащиеся умели правдиво изобразить натуру, в первую очередь я должна научить их правильно видеть основные особенности ее строения. Поэтому, приступая к какой-то теме, я начинаю ее с лепки, где каждый ребенок может не только увидеть, но и почувствовать, осязать части целого. Зная форму дети приступают к рисунку. Многие после лепки могут сделать это самостоятельно. Далее я подвожу детей к декоративно-прикладному творчеству, применяя рисование на ткани.

Объем и форма - первая ступенька обучения. Лепка для ребят - наиболее простой способ понять форму предмета. Здесь важно изготовление животного или чего-то другого по частям. Это позволяет детям определить геометрические формы частей создаваемого предмета. Используя различные материалы, мы создаем ситуацию новизны. Если слабые пальцы и у ребенка не получается лепить из пластилина, то надо попробовать соленое тесто - более пластичный материал. С ним легче работать и, не отвлекаясь на трудности, мы можем больше внимания уделить творчеству. Объемное изображение из бумаги, природного материала дают яркую картинку, дети лучше запоминают форму предмета.

Линия и цвет - следующая ступенька. Подбирая темы работ, я стараюсь найти легкие формы (начиная с округлой), но доступные в изображении - близкие в жизни примеры (рыбки, птицы, домашние животные, насекомые). Здесь важна последовательность восхождения от простого к сложному. Цвет для ребенка является необходимым средством для передачи своих ощущений, переживаний, настроения. Каждая краска дает свои возможности изображения задуманного: яркость, прозрачность, блеск. Ребята учатся применять разные краски в различных ситуациях. Разнообразие видов красок (гуашь, акварель, акриловые, краски по ткани) не дает ребенку устать от повторений и дает возможность найти именно свои более любимые краски. Сначала рисуем пальцами, если группа сильней - кисточкой, пастелью. Получая живую линию, ребенок убеждается, что он может нарисовать предмет. Рисунок простым карандашом наиболее труден для ребенка. Поэтому мы приступаем к нему, только после перечисленных этапов.

Освоив трудности карандашной линии, мы переходим на следующую ступеньку - рисование на ткани (шёлке). Изготовление такой работы дает детям возможность почувствовать нужность своих занятий. Изделия выглядят нарядно, ими можно украсить дом, подарить близким. Обучение живописи, особенно на первых порах, проходит труднее, чем обучение рисунку, так как стихия краски часто приводит к неорганизованности в работе. Батик помогает преодолевать эти трудности. Легче смешивать цвета, решать колористические задачи.

Постепенно усложняя задания, осваивая разные материалы, я расширяю возможности ребенка. Все больше и больше его уверенность в своих силах. Естественно, что педагог должен чувствовать внутреннюю готовность ребенка перейти на следующий более сложный уровень. Очень важно не упустить этот момент, и не замедлить динамику развития способностей.

Основной метод, применяемый мной на занятиях, проектный. Дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность, креативность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью провожу в школе выставки творческих работ учащихся с приглашением родителей. Принимаем участие в различных конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. Проведенная мной работа с одаренными учащимися дала положительные результаты:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места и становятся победителями творческих окружных, всероссийских, международных конкурсов рисунков и олимпиад по ИЗО.

К сожалению, природа не так часто дает нам таланты. Они, как алмазы, встречаются редко. Поэтому все «остальные» должны стать творцами! Пусть, одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все! Если человек мыслит творчески, он видит возможность для совершенствования. И тогда рост личных достижений учащихся не заставит себя ждать. Одному с этим учителю трудно справиться, необходимо сотрудничество с родителями. Кто как не родители знают возможности и способности своего ребёнка. Только в этом случае проблема будет решена в полном объёме.

В заключении хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом. В нашей школе создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.

За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:

• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время; • целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Важно научиться технологиям работы с одаренными детьми. С этой целью занимаюсь самообразованием, в т.ч. по организации деятельности с творческими и талантливыми детьми.


Список использованной литературы и интернет ресурсов.


1. Аксенова Эльвира Айсеновна, доктор педагогических наук, профессор, гл. научный сотрудник лаборатории изучения зарубежного опыта ИСМО РАО. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС»

2 Беляева Н.В., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. 2004. N° 9.
3. Ветлугина НЛ. Художественное творчество и ребенок.М., 1974.
4. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. № 8. С. 13-18.
5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., 2000.

7. .М.Неменский, Н.Н.Фомина "Изобразительное искусство"
8. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пос. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.

10. interlog.com - образовательные программы для одаренных и талантливых;

11. central.edu - на заметку учителю: стратегии обучения одаренных;



© 2010-2022