Конспект классного часа по теме Что значит быть хорошим?

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 4 классе

Классный час в 4 классе «Что значит быть хорошим человеком?»

Цель:

1.Формирование этических норм и правил поведения в социуме.

2.Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в выборе между тем, что легче и тем, как необходимо поступать, строя взаимоотношения с другими людьми.

3.Закрепление представления о нравственном поведении в социуме.

Ход занятия

1.Вводная беседа.

-Тема нашего классного часа «Что значит быть хорошим человеком?». Ответ на этот вопрос уже написан на доске: «Человеком быть трудно. Стать Человеком - большая работа.» - сказал поэт Э. Межелайтис. Слово «Человек» написано с большой буквы, но это не ошибка. Человек с большой буквы - это настоящий хороший человек. Но если хорошим быть трудно, то зачем быть хорошим? И как отличить хорошего от плохого? На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем занятии.

Родился человек, маленький, беззащитный. Он ещё ничего не знает и ничего не умеет. Но его все любят. Об этом стихотворение Валентина Берестова.

Любят тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется верной опорой твоей.

Но вот человек растет, учится говорить, ходить, что-то делать. Он учится общаться сначала с родителями, а потом и с другими людьми в садике, в школе, на улице и в других местах. И потому какие поступки он совершает, что делает, мы можем сказать плохой он человек или хороший. Ведь о человеке судят по его делам и поступкам.

Но маленький человек не всегда знает, какие же поступки и дела плохие, а какие хорошие. Его этому ещё надо научить. Учат его, прежде всего, родители, учителя, воспитатели и его товарищи. Учат этому и книжки. Вот какой ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, даёт поэт В.В.Маяковский.

2.Чтение текста

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.

- Если ветер
крыши рвёт,
если
град загрохал,-
каждый знает -
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошёл.
Солнце
в целом свете.
Это -
очень хорошо
и большим
и детям.

Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.

Если бьёт
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.

Этот вот кричит:
- Не трожь
тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.

От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.

Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребёнок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын -
свинёнок,
Мальчик
радостный пошёл,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо".


В ходе чтения стихотворения к доске прикрепляют карточки, с написанными на них плохими или хорошими качествами человека в соответствии с прочитанным отрывком.

ХОРОШО

ПЛОХО

Чистоплотный

Грязнуля

Защитник

Драчун

Трудолюбивый

Хулиган

Храбрый

Трус

Опрятный

Неряха

Давайте мы с вами порассуждаем каким нужно быть, чтобы тебя считали хорошим человеком.

Научиться быть добрым, справедливым, совершать хорошие поступки трудно. Но мы должны помогать своим друзьям принимать правильные решения, поступать так, чтобы не делать плохо и себе и другим людям.

3. Прочитаем небольшие рассказики, описывающие конфликтные ситуации. В конце рассказа - вопрос, на который Вы должны дать ответ.

1.Текст рассказа

«Анна Ивановна уже давно была на пенсии, но всё ещё работала техничкой в школе. Её стараниями на этаже всегда было чисто и уютно. Вот и сейчас, сделав свои дела, она шла по коридору и хозяйским глазом смотрела, всё ли в порядке. Вдруг Анна Ивановна увидела грязные следы на полу, которые вели в шестой класс. Она зашла в класс и увидела Алёшу Смирнова, который сидел за партой в грязных ботинках. Он никогда не переобувался, потому что ему было лень это делать. Анна Ивановна попросила его переобуться и убрать за собой грязь. Но Алёша грубо ответил, что мыть полы её обязанность и ей за это деньги платят. Старая женщина молча вышла из класса. Все ребята слышали этот разговор, но никто не поддержал Алёшу. Им было стыдно за поступок своего одноклассника. Они решили поговорить с Алёшей.»

2.Текст рассказа

«На уроке ребята прочитали рассказ и приготовились отвечать на вопросы по тексту. Учительница Наталья Сергеевна задала первый вопрос, и все ребята дружно подняли руки. Васе очень хотелось, чтобы его спросили первым. Он выше всех тянул руку, тряс её, всячески старался привлечь внимание учительницы. Но Наталья Сергеевна строго посмотрела на него и спросила тихую девочку Женю. Вася насупился, с шумом захлопнул учебник и всем своим видом показывал, что он обиделся. А когда учительница спросила его, Вася отказался отвечать. На следующий день он также вёл себя на чтении. Урок закончился. Наталья Сергеевна отпустила всех ребят, а Васю попросила остаться, побеседовать.»

Вопросы:

- А у нас в классе бывают такие ситуации?

- Расскажите, как вы помогаете своим товарищам исправить свои ошибки.

- Трудно ли избавиться от вредных привычек?

4. Давайте ребята проверим себя. Умеем ли мы принимать правильные решения в трудной ситуации. Мы сейчас поиграем в игру «Заморочки из бочки».

Тексты «заморочек»

«В классе был мальчик, которого не понимали и отвергали. С ним никто не хотел дружить. Что бы вы посоветовали одноклассникам?»

«Воскресенье. По телевизору идёт интересный фильм. Но тебя мама попросила срочно сходить в магазин за хлебом. Как ты поступишь?»

«Мальчик в столовой во время полдника выбрал самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что вы можете сказать о мальчике?»

«Ваш одноклассник курит. Ему нужны деньги на сигареты. Вы увидели, как он отобрал 100 тенге у первоклассника. Ваши действия»

5.Ситуация 1:

Мама каждый день говорит Наташе:

- Доченька, милая, как только закончатся занятия в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.

- Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли, - отвечает Наташа.

- Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой\», - говорит мать.

Что вы посоветуете? (Наташе и маме.)

Ситуация 2:

Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.

- Мама, купи мне Деда Мороза.

- Не могу, сынок, осталось мало денег.

- Какая же ты, недобрая, мама\», - сказал Саша и очень сильно обиделся.

Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше?

- Вернитесь мыслями к разобранным ситуациям и скажите: Легко ли быть добрым? (тяжело, этому надо учиться).

Как себя надо вести по отношению к близким людям?

6. Задание Я зачитываю список качеств, которые вы должны распределить по двум колонкам: в одну колонку записать качества, которые вы считаете хорошими, в другую - плохими.

• Аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

• В этом списке есть качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим. Попробуйте найти их и назвать. (Торопливость, медлительность, замкнутость, общительность). В каких случаях эти качества полезны, а в каких - вредны? Приведите примеры.

• Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.

• Какие качества труднее было признать «своими» - положительные или отрицательные?

7.Игра «Вежливо-невежливо».

Говорить грубые слова.

Обижать маленьких.

Поиграть с младшей сестрой или братом.

Поздороваться при встрече.

Толкнуть, не извиниться.

Помочь пожилому перейти дорогу.

Заплатить за проезд в автобусе.

Помыть дома посуду, сходить в магазин.

Жаловаться на других.

Не уступить место в автобусе взрослому.

Сказать «спасибо».

Задание 8 «Насколько у вас сформированы навыки?»

Полезные навыки

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Довожу дело до конца

Я требователен к себе

Умею преодолевать трудности

Умею распределять время

Учитываю мнение других

Я человек слова

Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты - мне, я - тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?

9.Заключительная часть.

На самом деле не бывает людей только плохих или только хороших. В каждом из нас есть и хорошее, и плохое. Но для того чтобы хорошего было больше, нужно очень постараться, потрудиться над собой. И тогда у тебя в жизни все получится.

В каждом из вас есть много хорошего. Я вам сейчас раздам листочки, вы в них напишите, какие хорошие качества есть в вас.

На сегодняшнем занятии мы с вами ещё раз уточнили, что такое хорошо и что такое плохо, обсудили каким же нужно быть, чтобы тебя считали хорошим человеком.

А сейчас ответим на главный вопрос нашей беседы: легко ли быть хорошим? (Ответы детей). Да, быть хорошим, добрым, совершать правильные поступки не всегда легко. Но твоя доброта к другим людям к тебе, же добром и вернётся. Доброта подразумевает: справедливые решения в пользу других. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Нужно с другими поступать так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой.



© 2010-2022