Адаптированная рабочая программа воспитательной работы ГПД 7 классов

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















Адаптированная рабочая программа

воспитательной работы

ГПД 7 классов

на 2015-2016 учебный год












Ульяновск

2015



Содержание


Стр.

1. Пояснительная записка

3-8

2. Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения

8-10

3. Принципы воспитания детей с нарушениями зрения

10-11

4. Цели и задачи воспитания

5. Ожидаемый результат

12-13

14-16

6. Содержание программы

16-22

6.1. Творческое воображение и мышление

6.2. Личностное развитие

6.3. Эстетическое воспитание

6.4. Охрана здоровья. Физическое развитие

6.5. Трудовое воспитание и профориентация


7. Методы, приёмы, средства и формы воспитательной работы детей с нарушениями зрения

8. Оценка результатов воспитания

9. Учебно-тематическое планирование воспитательной работы

10. Мониторинги воспитательной работы

23-24


24-26

26-40

41-47

11. Учебно-методический комплекс реализации программы

48-49








Пояснительная записка


Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский


Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании Российской Федерации»; Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ №48 от 04.09.97г. "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов; Типовом Положении о специальных (коррекционных) школах 3-4 видов; Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 3-4 видов; Устава ОГКОУ «Школы-интерната №91».

Мы растим личность - успешную, гуманную, толерантную, деятельностную, всесторонне развитую, способную учиться добывать знания.

В современном мире воспитание личности с активной жизненной позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в учащихся самого «нежного возраста» основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.

Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха - это задача каждого педагога. Профессиональный долг состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность воспитанника, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни, личностей, способных на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Основой организации воспитательной работы в условиях школы-интерната является положение о "социализации" как процесса вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. Воспитательная работа с подростками имеет специфическое содержание, так как подростковая группа наиболее неуправляема и неподчиняема никаким правилам и нормам. Специфичность содержания работы выражена в ориентированности организации воспитательских мероприятий на наиболее значимые для формирования личности подростка. Среди таких ориентиров работа по профессиональному самоопределению, работа над подростковой культурой, включающая в себя сбалансированное развитие разных сфер культур: академическое и художественное творчество, образование, библиотеки и музеи, национальное творчество, а также новаторские направления: молодежные театры, новейшая электронная музыка, художники-новаторы.

Становление личности подростка с ОВЗ сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. Воспитателю отводится не просто роль партнера, а зачастую роль психотерапевта, который может и должен развить у подростка уверенность в его социальной востребованности. Именно поэтому работа по профессиональному самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья, освоение навыков построения перспектив становятся наиболее значимыми для подростка.

Подростковый возраст-это период бурного и плодотворного развития познавательных процессов. В этот период многое меняется, образ мысли, стиль жизни. Очень редко переход проходит плавно. Не всегда дети подросткового возраста могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителей, классного руководителя и воспитателя.

В связи с этим разработана программа по воспитательной работе и направлена на содействие личностному росту учащихся 7-9 классов. Это содействие проявляется в:

-раскрытии внутреннего потенциала воспитанников;

-развитии качеств культурного человека;

-формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения;

-поддержании учебных целей и стремления ученика к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому;

-воспитании гражданской позиции и социальной активности.

В 7 классе на начало 2015-2016 учебного года 11 человек, из них 8 мальчиков и 3 девочки. С остаточным зрением 1 девочка, слабовидящих 10 человек. Один ученик на индивидуальном обучении (Семенов К.). Один ученик Манцуров Никита переведен на обучение по вспомогательной программе по решению ПМПК.

В классе детей - инвалидов - 7 человек. Учащиеся имеют разные патологии зрения, из многодетной семьи - Черкасов В., Стаканова Д., опекаемый один воспитанник (Бозин К.).

При обследовании предметов (объектов) 10 учащихся пользуются зрением, для одной воспитанницы основной способ учебно-познавательной деятельности осязательно-слуховой.

9 учащихся занимаются по массовой программе, двое занимаются по программе зпр (Семенов К., Голюнов М.)

На конец 2014-2015 учебного года в классе 2 отличницы,1 ударник, не успевающих - нет. Трудно дается учеба двум ученикам (Голюнов М., Черкасов В.). С ребятами ведется индивидуальная работа.

При анализе уровня воспитанности выявлены следующие результаты: с хорошим уровнем -3 человека, со средним-8.

Два воспитанника уверенно владеют навыками самообслуживания. Санитарно-гигиенические нормы стараются выполнять все учащиеся. Наблюдения показали, что необходимо уделять особое внимание развитию трудовых навыков: учить детей выполнять влажную уборку, поливать цветы, выполнять мелкий ремонт одежды. У четверых учеников не развито чувство бережного отношения к вещам, школьно-письменным принадлежностям и умений содержать в порядке личное имущество.

Наблюдается ослабленный интерес к учению у всех учеников, кроме двоих. Но ребят привлекает внеурочная, общественная и спортивная деятельность.

Отношения между ребятами не всегда дружелюбные, конфликтные ситуации бывают часто. В классе существуют микрогруппы, причиной объединения детей стала общность интересов.

Воспитанники не всегда умеют организовать свой досуг в соответствии с собственными интересами и любимыми занятиями, требуют непрерывного контроля и помощи.

Формальными лидерами являются Стаканова Д. и Карусев В.

Дети активно участвуют в школьной самодеятельности и являются дипломантами конкурсов и смотров. Часть детей посещают кружки отделения дополнительного образования (см. приложение «Занятость учащихся во вторую половину дня»).

К внеклассным мероприятиям дети относятся спокойно, с удовольствием готовят их и принимают в них участие. Приятно отметить, что большая часть детей любят слушать и читать художественную литературу. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение, не всегда ребята проявляют инициативу, многих приходится постоянно «тормошить». Все воспитанники имеют общественные поручения, ответственно относятся к их выполнению. Для выполнения разовых поручений учащиеся сами объединяются в группы, выбирают ответственного и работают под его руководством.

Большую помощь в организации работы класса оказывают родители (причем не только члены родительского комитета). Родительский же комитет работает очень хорошо: любой вопрос, любая просьба не остаются без внимания, а тут же ищутся пути решения. Много внимания уделяют родители своим детям и дома. Проявляют заинтересованность в том, чтобы их дети имели хорошие успехи в учении, интересуются успеваемостью и оказывают положительное влияние на детей.

К педагогам, работающим в классе, все учащиеся проявляют уважительное отношение.

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план образовательной области на 2015-2016 учебный год, содержание программы, критерии и способы изучения эффективности программы: уровень воспитанности, удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе, учебно-методический комплекс к программе.

Цель программы: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе

Для повышения результативности учебно-воспитательного процесса необходимо выполнение следующих задач:

• Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.

• Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных.

• Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.

• Преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций.

• Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.

Особенности воспитательной работы с детьми,

имеющими нарушение зрения

Дети с нарушениями зрения в большей степени, чем их сверстники с нормальным зрением, нуждаются в воспитательном воздействии со стороны взрослых.

Это обусловлено тем, что предупредить последствия первичных дефектов или преодолеть их, раскрыть возможности каждого ребёнка и подготовить его к достойной жизни среди людей с нормальным зрением без целенаправленной коррекционно-воспитательной работы невозможно.

Часто неумение родителей помочь своему незрячему ребёнку, нежелание сверстников играть и дружить с ним может привести малыша к полной пассивности в коммуникативной и познавательной сфере. Эти и подобные нарушения связей с окружающей средой никогда никакая биологическая функция не может восстановить, здесь необходим целенаправленный воспитательный процесс.

Дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие, частично видящие и незрячие нуждаются в специальной коррекционной работе со стороны взрослых. Конечным результатом такой работы должны стать компенсаторные знания, умения и навыки, позволяющие человеку с нарушениями зрения интегрироваться в общество.

Компенсаторные умения и навыки у детей с нарушениями зрения отрабатываются в ходе практической деятельности, как во время уроков, так и во внеурочное время. Из-за трудностей контроля у детей могут быть недочёты по состоянию их внешнего вида. Так как они не могут наблюдать за лицами и действиями окружающих, у них часто возникают проблемы с мимикой и пластикой лица. Из-за фрагментарности и низкого уровня обобщенности представлений у таких детей бедна и порой необразна речь; из-за неумения самостоятельно знакомиться с окружающей средой у них часто невысокое качество предметной деятельности. Устранению этих специфических недостатков развития личности детей со зрительной депривацией уделяется большое внимание в ходе всей системы воспитательной работы.

Тифлопедагогам необходимо решать задачи, сформулированные в общей педагогике. В ней роль воспитания характеризуется как ведущая в ряду факторов социализации личности. Социализация личности - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу в данное время, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Отечественная дефектология показала, что при научно организованном процессе воспитания даже при полном отсутствии зрения и слуха можно вывести ребёнка из изоляции, открыть ему доступ к сокровищам культуры, раскрыть имеющиеся возможности социальной адаптивности труда среди лиц с нормальным зрением. Кроме умственного развития представителям этой категории детей важно обеспечить самостоятельность и социальную компетентность. Поэтому им необходима психологическая коррекционная работа по преодолению в развитии вторичных отклонений, затрудняющих их активную самостоятельную жизнь, и работа по формированию компенсаторных знаний, практических умений и знаний, облегчающих лицам с дефектами зрения их социальную адаптацию.

Принципы воспитания детей с нарушениями зрения

Свою воспитательную работу в группе продлённого дня предполагаю построить в соответствии со следующими принципами.

Принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботы о них. Этот принцип определяет последовательное предъявление к воспитанникам требований, отражающих интересы общества и деятельности, вплоть до осознания ими необходимости выполнения требований общества.

Принцип воспитания в процессе деятельности, который ориентирует педагогов на поощрение разумной инициативы и активности воспитанников.

Принцип индивидуального и дифференцированного подходов. Этот принцип реализуется только при глубоком знании психофизических и зрительных особенностей воспитанников, их семей; их личностных характеристик, а также при умении соотносить задания и возможности детей. Постоянный анализ итогов воспитательной работы, своевременное внесение корректив в методику воспитания с учётом возможностей каждого конкретного учащегося является необходимым условием использования принципа индивидуального подхода к детям с нарушением зрения.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.

7-9 классы

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

  • готовность к самоопределению в социуме;

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.


Цели и задачи программы


Цели данной программы:

  • создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;

  • оказание помощи воспитателю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

Пользуясь данной программой, можно найти немало возможностей для ведения целенаправленной и активной работы со всеми учащимися класса. Они помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Главной целью воспитания детей с нарушениями зрения является подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Эта подготовка заключается не столько в передаче опыта родителями, сколько в формировании личности, умеющей самостоятельно строить свою собственную жизнь, нести за неё ответственность, принимать решения, действовать в быстро изменяющемся мире. Эта стратегическая цель воспитания детей со зрительной депривацией по своей сути совпадает с целью нормально видящих детей. Различия кроются в конкретных задачах, содержании, методах, приёмах, средствах воспитательного процесса.

Задачи программы:

  • Формирование в каждом ребёнке общечеловеческих ценностей, любви к ближнему, сострадания, справедливости, гражданственности, веры в прекрасное, ответственности, этической культуры, нравственных устоев.

  • Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся.

  • Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей.

  • Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности.

  • Формирование классного коллектива как воспитательной системы.

  • Формирование человеческих устоев, понимания добра.

  • Формирование умений ориентироваться в обществе, воспитание человека-творца.

  • Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду, как средству самоутверждения.

  • Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

  • Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию.

  • Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.

Тифлопсихология ставит и особые задачи, без решения которых не могут быть достигнуты общие цели воспитания. К основным из них относятся:

  • предупреждение формирования отрицательных личностных качеств, манер поведения, которые могут возникать как следствия нарушения зрения;

  • коррекция недостатков развития личности, обусловленных неправильным семейным или дошкольным воспитанием;

  • выработка компенсаторных знаний, умений и навыков, повышающих эффективность реабилитации и последующей интеграции.

Ожидаемый результат

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в старшое образовательное звено и во время учебы в старшем звене. Воспитанники должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт, своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреплёнными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и этически значимой. Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;

  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Воспитанник должен знать:

  • что такое хорошо и что такое плохо;

  • положительные и отрицательные качества характера;

  • правила поведения в коллективе, школе и общественных местах;

  • правила внутреннего распорядка школы-интерната;

  • правила здорового образа жизни;

  • права и обязанности гражданина России;

  • права ребёнка;

  • государственные символы страны (флаг, герб, гимн);

  • понятия «большая» и «малая» родина;

  • основные виды профессий.

Воспитанник должен уметь:

  • адекватно оценивать свои поступки и поступки одноклассника;

  • общаться в разных социальных группах;

  • слушать и быть интересным собеседником;

  • избегать конфликтные ситуации;

  • работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других;

  • самостоятельно заниматься каким-либо творчеством;

  • адекватно оценивать свои возможности и особенности.

Должен овладеть:

  • навыками невербального общения (мимика, жесты, движения);

  • навыками самообслуживания;

  • навыками учебного труда;

  • навыками культурного поведения в школе и общественных местах;

  • нравственно-этическими нормами общения

Воспитательные задачи реализуются через содержание воспитательной работы, являющееся составной частью педагогического процесса. Под содержанием воспитания понимается совокупность действий и взаимовлияний педагога и ребёнка, опосредуемых целями и задачами воспитания. Содержание воспитания принято интегрировать по направлениям.


Содержание программы

Творческое воображение и мышление

Воспитание по этому направлению ориентировано на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, интересов к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов. Направление включает в себя формирование культуры учебного и интеллектуального труда, стимулирование работы с книгой и информационными технологиями, в том числе новейшими тифлоинформационными технологиями. При проведении воспитания по этому направлению имеется в виду развитие личностных качеств: самостоятельность, широта кругозора, способность к творчеству.

Воспитание творческого воображения, мышления и умственного развития осуществляется в учебном процессе, в семье, в учреждениях культуры, в процессе самовоспитания и самообразования.

Специфика воспитания детей по развитию творческого воображения, мышления и умственного развития в школе III-IV видов заключается в формировании у слепых и слабовидящих конкретных, адекватных действительности, представлений о мире на ограниченной сенсорной основе. А также в активизации познавательной деятельности с опорой на все сохранные анализаторы и в развитии способности принимать рациональные решения в соответствии с конкретными ситуациями.


Личностное развитие

Развитие личности - многогранный процесс, с необходимостью включающий в себя несколько разделов воспитания: нравственное, патриотическое, правовое.

Нравственное воспитание морально целостной личности в единстве её сознания нравственных чувств, нравственно воли, совести, навыков и привычек общественно ценностного поведения.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Его задачи определяются посредством этических требований общества. В качестве основных задач этого вида воспитания выделяются:

  • накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

  • развитие нравственных качеств личности, таких, как внимательное и заботливое отношение к людям, честность, терпимость, организованность, ответственность, чувство долга и чести, уважение человеческого достоинства, трудолюбие и культура труда, бережное отношение к национальному достоянию.

Основным критерием нравственности человека являются его моральные принципы и нравственные убеждения, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Немаловажное значение в личностном становлении имеет патриотическое воспитание. Цель патриотического воспитания - развитие у воспитанников чувства любви к Родине, формирование у них стремления заботиться о её интересах и быть готовыми к защите Отечества от врагов. Главные задачи - формирование чувства гордости за достижения родной страны, горечи за её неудачи и беды, уважения за историческое прошлое её народа, бережное отношение к народной памяти и национально-культурным традициям. Развитие чувства патриотизма, которое выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, т.е. малой Родине, привычному укладу жизни, известному ещё с давних времён.

Подрастающий человек должен стать гражданином. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству. Гражданин должен выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание своей страны. Для этого он должен быть подготовлен в правовом отношении.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к Законам и Конституции РФ, правам человека, правам ребёнка и на критическое отношение к тем, кто их преступает.

В результате развития личности у детей с нарушениями зрения предполагается формирование нравственных идеалов, этических ценностей, норм и оценок. Развитие нравственных качеств (гуманизм, честь, достоинство, совесть, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.). Формирование опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и традициями, выработку нравственных привычек (говорить правду, не причинять зла, защищать от несправедливости обиженных). Формирование патриотических идеалов, чувства патриотизма и любви к Родине и народу; осознание гражданской ответственности; наличие правовой культуры; владение культурой отношений между полами. Развитие личности происходит в повседневных отношениях и сложностях в жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.

Эстетическое воспитание

Сформировать всесторонне развитого человека невозможно без развития у него эстетического восприятия мира, эмоциональной отзывчивости, без овладения доступными видами искусства. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирование творчески активной личности, способной воспринимать чувства, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.

Для детей с нарушениями зрения эстетическое воспитание имеет неоценимое значение в плане их социальной адаптации, реабилитации при проведении досуга и выбора профессии.

Расстройства зрения создают определённые затруднения в эстетическом воспитании детей, так как восприятие слепыми и слабовидящими источников прекрасного, особенно природы и объектов искусства, имеет свою специфику. Восприятие детей фрагментарно, не дифференцировано, неполно. Для формирования более полных представлений различных видов искусства, о красоте окружающего мира необходимо опираться на все сохранные анализаторы воспитанника, использовать рельефные наглядные пособия, макеты и тифлотехнические средства (лупы, бинокли, монокуляры и другие).

Важнейшим видом искусства для детей с нарушениями зрения является музыка. Она позволяет детям более глубоко понимать переживание человека и воспринимать природные явления, человеческие отношения. Музыка помогает воспитанникам становиться духовно и эмоционально богаче, отзывчивее к окружающим людям. Слепые и слабовидящие дети слышат звуки природы и социальной практики, которые связаны с предметами и явлениями окружающего мира, что помогает получить представление об объектах, недоступных этой категории детей для непосредственного восприятия.

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основными задачами охраны здоровья и физического развития являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков, вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма. Составляющей этой работы является воспитание силы воли и характера, направляемые на повышение работоспособности человека. В условиях школы-интерната формируются привычки здорового образа жизни, прививаются навыки санитарно-гигиенической культуры, формируются способы действий по осуществлению пространственной ориентировки воспитанников с использованием всей сохранной чувствительности.

Очень часто у детей с нарушениями зрения наблюдается неточность координаций, моторная вялость, слабая двигательная активность, нарушение осанки, некачественное выполнение двигательных действий. Эти и другие недостатки физического развития устраняются на уроках физического воспитания, занятиях лечебной физкультурой и в ходе повседневной деятельности педагогов по коррекции физического развития.

Работа по охране здоровья и физическому развитию предполагает распорядок дня, обеспечивающий шестиразовое питание детей постоянного пребывания, наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха, гимнастики и подвижных игр, спортивных соревнований и врачебно-медицинской профилактики заболеваний воспитанников. Режим занятости учащихся обеспечивает соблюдение элементов повседневной рациональной организации их жизни (нормальная продолжительность сна, калорийное питание, сочетание видов деятельности, исключающих утомление).

Среди воспитанников осуществляется просветительная работа по обеспечению санитарно-гигиенической культуры. В группах постоянного пребывания детей организована деятельность воспитанников по самообслуживанию, обеспечивающая формирование у них навыков личной гигиены.

Трудовое воспитание и профориентация

Главными задачами профессионального самоопределения и трудового воспитания являются: развитие и подготовка добросовестного, ответственного отношения к разным видам трудовой и познавательной деятельности, профессиональное просвещение и консультирование учащихся и воспитанников о доступных видах специальностей, накопление профессионального опыта, как условия выполнения важнейших обязанностей человека.

При организации трудового воспитания детей с нарушениями зрения особое внимание следует уделять подготовке к сознательному выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями, рекомендациями врача, уровнем развития компенсаторных возможностей, с учётом той или иной востребованности в регионе.

Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности в условиях зрительного дефекта; подготовка к выбору профессии, адекватной способностям, состояние зрения и здоровья слепых и слабовидящих; накопление опыта и способов общественно полезной трудовой деятельности; формирование умений применять теоретические знания на практике; развитие способностей к творчеству - все эти задачи профессионального самоопределения и трудового воспитания могут быть решены только посредством систематической, хорошо организованной предметно-практической деятельности воспитанников. Однако именно в этом кроются специфические особенности воспитания детей с нарушениями зрения. Трудовые операции при дефекте зрения выполняются с частичным зрительным контролем или без него. Для приобретения воспитанниками потребностей в труде и самостоятельности при зрительной недостаточности необходима хорошая организация бытового труда. Чтобы ребёнок овладел им, ему необходимо обучиться приёмам, используя при этом специальную методику с рациональным применением остаточного зрения, если оно имеется, нередко на основе кожно-кинестезических действий без опоры на зрение.

Поддержание в детях ответственного отношения к самообслуживанию, желание заниматься бытовым трудом требует сделать этот труд повседневным, посильным, систематическим, с соблюдением дозировки и очерёдности выполнения неприятных для некоторых детей бытовых работ.

Трудовое воспитание тесно связано как с трудовым обучением, так и со всей воспитательной работой.

Воспитательная работа по всем этим направлениям должна осуществляться в определённой системе и учителем, и воспитателем. Только тогда главная цель воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности общества в будущем - будет достигнута.

Программа воспитательной работы в поможет воспитателю организовать работу в классе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в школе является важным звеном в становлении личности школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Методы, приёмы, средства и формы воспитательной работы

детей с нарушениями зрения

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

В основу классификации положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания:

  • Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

  • Методы организации деятельности, опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

  • Методы стимулирования деятельности и поведения

(мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Методические приёмы - это конкретное проявление определённого метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчёркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. При воспитании детей с нарушениями зрения необходимо использовать специальные приёмы, обеспечивающие применяемые общепедагогических методов с учётом особенностей состояния зрительных функций.

Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности: труд, игра, предметы, вещи (игрушки, компьютеры), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы.

Формы воспитательной работы: вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников, экскурсия, встреча с интересными людьми, конкурс, выставка поделок или сочинений, дискуссия и т.д.

Оценка результатов воспитания

Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированности коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и прочее. Уровень воспитанности определяется методами диагностики.

Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в классе.

Логика воспитания в классе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

О воспитанности учащихся класса можно судить, учитывая требования к воспитанности среднего звена:

- отношение к учебе (желание учиться и добывать знания, усидчивость, активность, дисциплинированность, желание проявить свои учебные умения во внеучебной деятельности (участие в познавательных конкурсах, олимпиадах и т.д.);

- отношение к труду (добросовестность и старательность в труде, привычка доводить начатое дело до конца, ответственность за выполненное дело, бережное отношение к труду других людей);

- отношение к природе (бережное отношение к природе, ответственность за сохранение окружающей среды, участие в мероприятиях природоохранного характера, в т.ч. в уборке территории);

- отношение к школе (уважительное отношение к традициям и обычаям школьной жизни, желание защищать честь школы, соблюдение санитарно-гигиенических норм в школе, Устава школы и внутреннего распорядка школы - интерната);

- отношение к другим (вежливость в отношении младших и старших, дружелюбие, толерантность, милосердие, самоконтроль в поведении);

- отношение к себе (адекватная оценка, умение видеть в себе недостатки, признавать свои ошибки, стремление самосовершенствоваться);

- стремление к здоровому образу жизни (неприятие алкоголя, курения, отрицательное отношение к дурным привычкам сверстников, занятие спортом).

Уровень воспитанности устанавливается по трём степеням: высокий, средний и низкий.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Учебно-тематический план воспитательной работы


№ п /п

Разделы и темы

1 четверть

2 четверть

3

четверть

4

четверть

1.1.

Раздел 1. Личностное развитие.

Урок гражданственности.


1час




1.2.

Губернский Совет. Выборы актива класса.

1час




1.3.

Культура мира. Образование в разных странах.

1час




1.4.

«Символика моей страны».

1час




1.5.

«Дорогие мои старики». Общешкольное мероприятие.

1час




1.6.

Мы составляем наш автопортрет. Час творчества.

2часа




1.7

Губернский Совет. Итоги первой четверти.

1час




1.8

День согласия и примерения.



1 час



1.9


Учимся управлять. Игра -эксперимент.


1 час



1.10

Из истории образования слепых в Ульяновской области.


1 час



1.11

«Встреча поколений». Круглый стол.


1 час



1.12


Читательская конференция «Радуга для друга»


1час



1.13

Ты живешь среди людей. (Основы этической культуры.)


1час




1.14

Губернский совет. Итоги второй четверти.


1час




1.15

Знаю ли я себя? Беседа с элементами игрового тренинга.



1час



1.16

Грамоте учиться- всегда пригодится. Познавательная игра.



1час


1.17

Я, мои успехи и неудачи. Тренинговое занятие.



1час



1.18

«Путешествие по стране Сообразим-Вообразим.» Игра- конкурс.



1час


1.19

Разговор откровений «Мы и наши привычки».



1час


1.20

«Воинская честь». Огонек к 23 февраля и 8 Марта.



2 часа


1.21

На кого бы я хотел быть похожим. Круглый стол.




1час

1.22

«Мифы и звезды». Игровая программа.




1час


1.23

Подвигу жить в веках! Устный журнал.




1час


1.24

Урок памяти. «Чернобыльская катастрофа». Видеофильм.




1час


1.25

Итоги 3 четверти. Губернский Совет.




1час


1.26

«1 апреля - День юмора и смеха».

Клубный час.




1час

1.27

Урок мужества. «Прикоснись к подвигу сердцем».




1час


1.28

«В газетах и журналах пишут о том, что…».




1час


1.29

«Детство, опаленное войной». Классный час.




1час


1.30

«Вот и стали на год мы взрослей!» «Повторяем ППД».

Игра-викторина. Классный огонек.




1час


2.1

Раздел 2. «Охрана здоровья и физическое развитие детей».

Клубный час. Здоровые дети в здоровой семье.



1час











2.2

О пользе здоровой пищи. Беседа.

Профилактика простудных заболеваний.

Правильное питание- залог здоровья.

3 часа




2.3

Школьная спартакиада. «Воля к победе».

1час




2.4

Значение режима дня в жизни школьника.

1час




2.5

Спортивный час

1час




2.6

«Веселые старты» (на прогулке).

1час




2.7

Правила поведения при чрезвычайных ситуациях.



1час




2.8

«Поверь в себя» Спортивные соревнования.


1час



2.9

Пути решения конфликных ситуации. Презентация.


1час



2.10

Гигиена и ее значение.


1час




2.11

Моя прическа. (здоровые волосы, правила ухода за ними)


1час




2.12

«Зимние забавы». Экскурсия.


1час



2.13

ЗОЖ. Наркотики. Информационно-познавательная беседа с презентацией.


1час



2.14

«Безвредного табака нет». Объяснительная беседа с просмотром видеоматериалов



1час


2.15

Я и моя безопасность.



1час


2.16

Спортивный час (на прогулке).



1час


2.17

«Проводы зимы».



1час


2.18

Курить и пить- здоровью вредить



1час


2.19

Лекарственные растения. Игра викторина.



1час


2.20

«День здоровья»

(по плану школы)



1час


2.21

«Наркомания-путь в бездну». Презентация.



1час


2.22

«Чистая атмосфера - здоровый организм».



1час


2.23

Подвижные игры «Смех и здоровье»




1час

2.24

«Авитаминоз и плохое самочувствие». Классный час




1час

2.25

Биологические добавки. Просмотр док. Фильма.




1час

2.26

«Загар - польза или вред?» Диспут.




1час

2.27

«Мое здоровье - мое богатство».




1час

2.28

«День здоровья».




1час

2.29

«Безопасное колесо».




1час

3.1

Раздел 3. «Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание».

«Учимся чистоте и порядку».




5 часов




3часа








5часов

3.2

Сбор семян разных цветов.

2 часа




3.3

Уборка пришкольного участка.

2часа

1час



3.4

«Экономия в домашнем хозяйстве». Коррекционно-реабилитационный курс


1час



3.5

«Мои жизненные планы: перспективы и возможности».


1час



3.6

«Уроки самообслуживания и чистоты».



7часов

1час

3.7

«Ремонт и хранение зимней одежды».



1час


3.8

Занятия коррекционно-реабилитационного курса.



1час


3.9

«Уход за комнатными растениями».




1час

3.10

Работа на пришкольном участке, цветнике.




2 часа

4.1

Раздел 4. «Творческое воображение и мышление».

«Бабье лето - что это такое?» Клубный час.



1час




4.2

«День красоты». Составление икебан.

2часа




4.3

«Пословица недаром молвится». Клубный час.

1час




4.4

Праздничный концерт ко Дню Учителя.

1час




4.5

«Мир вокруг нас. Конвенция о правах ребенка». Клубный час.

1час




4.6

Конкурс «Осенний букет»

1час




4.7

Мероприятие в рамках недели математики

«Поле чудес».

1час




4.8

«Век живи - век учись». Мероприятие в рамках недели русского языка. Инсценировка.


1час



4.9

Открытие декады инвалидов. Школьная линейка.


1час



4.10

Занятия коррекционно-реабилитационного курса.


1час

4часа

4часа

4.11

«Мир удивительного вальса».


1час



4.12

«Исцеление чтением».


1час



4.13

«Здравствуй, Новый год!»


2часа



4.14

«Здравствуй, Старый Новый год!» Викторина.



1час


4.15

День влюбленных. Развлекательная программа.



1час


4.16

«Ученик года-2015». Общешкольный конкурс.



1час


4.17

«Мы гордимся вами…» Творческая мастерская.



1час


4.18

«Счастливый случай».

Клубный час.



1час


4.19

«Космонавтика». Викторина.




1час

4.20

«Экскурсия к Обелиску Славы».




1час

4.21

«Тропинками родного края». Заочное путешествие.




1час

4.22

«Я и моя семья». Клубный час.




1час

4.23

«Наши именинники». Огонек.

1час

1час

1час

1час

5.1

Раздел 5. Эстетическое воспитание.

«Осенний парк». Экскурсия.



1час




5.2

«Делаем эмблемы для спортивной команды класса». КТД.

1час






5.3

Оформляем поздравительную газету ко Дню Учителя. Творческая мастерская.

1час




5.4

«Дни рождения». Чаепитие.

2часа

2часа

2часа

1час

5.5

Занятия коррекционно-реабилитационного курса

«Хочу знать и уметь».

1час

1час

2часа

3часа

5.6

«Мы - брайлисты». Изготовление поделки.

1час




5.7

«Мир на кончиках пальцев». Творческий вечер юных музыкантов.


1час



5.8

КТД «Давай сделаем класс красивым и нарядным!»


1час



5.9

«1 января - день памяти былинного богатыря Ильи Муромца». Клубный час.



1час


5.10

«Молодежные субкультуры»

Презентация.



1час


5.11

Экскурсия в музей архитектуры и градостроительства.



1час


5.12

Посещение театральной постановки (Ульяновский театр драмы им. И.А. Гончарова).



1час


5.13

«Браво, мальчики!»

Конкурсная, игровая программа.



1час


5.14

Праздничный концерт ко Дню 8 Марта.



1час


5.15

Праздник последнего звонка. Развлекательная программа в парке «Молодежный».




2часа

Итого:

39

33

44

40

Содержание воспитательной работы

Раздел 1. Личностное развитие.

1.1 Урок гражданственности. «Я - старшеклассник». Кодекс чести старшеклассника.

  1. Губернский Совет. Выборы органов классного самоуправления. Обязанности по секторам.

  2. «Путешествие по городу прав». (Деловая игра). Что такое правосудие? Причины правонарушений. Нравственные законы. Конкурс пословиц и поговорок на нравственные темы. Анализ предложенных ситуаций. Викторина «Права литературных героев. Задание Ш. Холмса».

1.4 «Символика моей страны». Герб. Гимн. Флаг.

1.5 «Дорогие мои старики». Организация поздравительной почты и оформление открыток.

  1. «Когда меня нет-заметно ли это?». Понятие «доверие». Причины недоверия. Анализ предложенных ситуаций.

  2. Губернский Совет «Как принять помощь другого?» Понятия взаимовыручки и взаимопомощи. Анализ предложенных ситуаций.

  3. Ситуационная игра «Я плохо схожусь с людьми».

1.9 Способен ли я к волевому усилию? Тестирование «Являюсь ли я волевым человеком?»

1.10 «Из истории образования слепых в Ульяновской области». Первые образовательные учреждения для слепых в нашей области: 1906г.- с. Ховрино Карсунский уезд; 1934-36гг.- Ульяновск, К.Либнехта, бывшая Лесинная; 1948г. - с. Зимницы Старокулатнинского р-на; 1949г - с. Новоспасское; 1954г.- с.Канадей; 1968г.- с. Цильна; 1998г.- Ульяновск.

1.11 «Не хочу» и «Надо». Понятие ответственности. Примеры ответственного и безответственного поведения. Работа с карточками. Обсуждение пословицы «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Признание ошибки. Релаксация.

1.12 «Как формируется характер?». Анкетирование «Акцентуация личности»

1.13 «Подарки в моей семье». Семейные традиции. Эмоции членов семьи. Изготовление сувениров из бросового материала.

1.14 «На поэтической волне». В. Тухтияров. Ознакомление с жизнью и творчеством незрячего поэта. Выбор стихов для конкурса.

1.15 «Губернский Совет». Итоги второй четверти. Напутственные слова воспитанникам перед каникулами о ПДД.

1.16 «Умеешь ли ты выбирать и дарить подарки?». Этика семейных отношений. Работа с карточками (духовная опора, семейный совет, глава семьи, нравственный климат в семье, эмоции членов семьи). Обсуждение пословиц о подарках.

1.17 «Сервировка праздничного стола». Упражнение в правильном использовании столовых приборов.

1.18 «День Сталинградской битвы». Героическое прошлое страны. Сталинградская битва - коренной перелом в Великой Отечественной войне. Демонстрация фильма «Оборона Сталинграда».

1.19 «Как сказать нет и отстоять свое мнение?». Предварительный просмотр видеоматериалов с предварительной постановкой проблемы: «Что бы ты посоветовал сделать герою, чтобы…».

1.20«Воинская честь». Воинский этикет. Возникновение традиции отдавания воинской чести. Верность присяге. Воинское приветствие.

1.21 «Ученик года - 2013». Губернский Совет: выбор участников конкурса. Отбор материала. Обсуждение визитки, домашнего задания.

1.22 «8 Марта - Международный женский день». История празднования праздника. Задание по группам: собрать «рассыпавшиеся» пословицы о женщине и объяснить их значение. Просмотр презентации «Любовь. Какая она?»

1.23 «Влюбленность, увлечение, любовь». Презентация с использованием мультимедийного комплекса.

1.24 Коррекционно-реабилитационный курс.

(См. рабочую программу коррекционно-реабилитационного курса).

  1. Итоги 3 четверти. Губернский Совет.

  2. «1 апреля - День юмора и смеха». Шутки, розыгрыши, конкурсы.

1.27 «12-апреля День космонавтики». Демонстрация видеофильма.

  1. «В газетах и журналах пишут о том, что…» Обсуждение статей.

1.29 «Детство, опаленное войной». О детях, героически сражавшихся в годы Великой Отечественной войны.

1.30«Вот и стали на год мы взрослей». «Повторяем ППД». Итоги года. Напутственные слова и пожелания друг другу.

Раздел 2. «Охрана здоровья и физическое развитие детей».

2.1 «Мои физические показатели, их связь со здоровьем». Ознакомление с нормативами физических показателей. Рекомендации специалистов.

2.2 Занятия коррекционно-реабилитационного курса.

(См. рабочую программу курса).

2.3 Школьная спартакиада. «Воля к победе». Подготовка эмблемы и девиза спортивной команды.

2.4 Занятия коррекционно-реабилитационного курса.

(См. рабочую программу курса).

2.5 «Наш сон». Сон - основа хорошего самочувствия.

2.6 «Веселые старты. Спортивные игры и развлечения с мячом.

2.7 «Суд над вредными привычками». Ролевая игра. Презентация.

2.8 «Поверь в себя». Спортивные соревнования в рамках декады инвалидов.

2.9 «Что такое активный отдых?» Пассивный и активный отдых. Виды активного отдыха.

2.10 «Тропа здоровья» (по плану школы).

2.11 Занятия коррекционно-реабилитационного курса.

(См. рабочую программу курса).

2.12 «Зимние забавы». Экскурсия. Развлечения со снегом.

2.13 «Алкогольная зависимость и здоровье». Оформление плаката.

2.14 «Губительная сигарета». Состав сигарет. Вредное воздействие на различные системы организма смол и никотина. Объяснительная беседа по просмотренным видеоматериалам.

2.15 «Что такое ВИЧ - инфицированные люди?» Причины и способы заражения.

2.16 Спортивный час (на прогулке). Физические упражнения, бег, эстафеты.

2.17 «Проводы зимы». Развлечения, соревнования, эстафеты.

2.18 «Гигиена подростка». Зачем нужна гигиена? Возраст и запах. Физиологические изменения в организме. План гигиенических процедур для подростков. О дезодорантах и антиперспирантах.

2.19 «Против наркотиков». Презентация.

2.20 День здоровья (по плану школы). Укрепление костно-мышечной системы.

«Авитаминоз и плохое самочувствие» Понятие авитаминоза, причины его возникновения и пути преодоления.

2.21 «Наркомания-путь в бездну». Упражнение на развитие зрительной памяти. Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением. Анкетирование, программированные задания.

2.22 «Чистая атмосфера - здоровый организм».

2.23 Подвижные игры. «Смех и здоровье»

2.24 «Авитаминоз и плохое самочувствие» Понятие авитаминоза, причины его возникновения и пути преодоления.

2.25 «Умею ли я отдыхать?» Отдых - смена деятельности. Виды отдыха. Активный и пассивный отдых. Польза для человека активного отдыха. Примеры активного отдыха. Хобби.

2.26 Подвижные игры народов мира. Швеция «Проворные мотальщики»

2.27 «Мое здоровье - мое богатство». Составляющие здоровья. 1 страница: «Здоровье не купишь, его разум дает»; 2 страница: «Коктейль здоровья» (о пользе витаминов); 3 страница: «Хорошее настроение» (об эмоциональной сфере, благотворно влияющей на здоровье человека); 4 страница: «Аппарат вредных привычек».

2.28 «День здоровья». Спортивные соревнования по плану школы.

2.29 «Безопасное колесо». 1 этап: викторина «Знатоки ППД»; 2 этап: «Медицинская помощь»; 3 этап: фигурное вождение велосипеда. Я в мире профессий». Анкетирование.

Раздел 3. «Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание».

3.1. «Учимся чистоте и порядку». Генеральная уборка. Отработка алгоритма выполнения влажной уборки.

3.2 «Я в мире профессий». Анкетирование.

3.3«Цена товара и его качество». Коррекционно-реабилитационный курс

«Я в мире людей».

3.4 «Экономия в домашнем хозяйстве». Коррекционно-реабилитационный курс

«Я в мире людей».

3.5 «Мои жизненные планы: перспективы и возможности». Жизненный план. Жизненный путь. Жизненные перспективы. Жизненная цель. Жизненные задачи. Индивидуальность. Правила выбора профессии. Адекватная оценка своих возможностей в соответствии с избираемой профессией.

3.6 «Уроки самообслуживания и чистоты». Отработка навыков выполнения влажной уборки.

3.7 «Ремонт и хранение зимней одежды». Правила чистки пуховика, перчаток, обуви. Народные средства и полезные советы хранения одежды.

3.8 Занятия коррекционно-реабилитационного курса «Я в мире людей». См. рабочую программу.

3.9 «Уход за комнатными растениями». Основные правила содержания комнатных растений: световой, температурный режимы. Необходимый инвентарь. Почва и пересадка цветов. Формирование внешнего вида. Гидропоника («работающая вода»).

3.10 «Работа на пришкольном участке, цветнике». Уход за рассадой цветов. Обработка почвы: вскапывание, подготовка грядок. Высадка рассады. ТБ при выполнении работ с граблями, лопатами.

Раздел 4. «Творческое воображение и мышление».

4.1«Бабье лет - что это такое?» Преддверие осени. Сроки и продолжительность. История. Приметы бабьего лета. Крылатые фразы о бабьем лете. Бабье лето в искусстве.

4.2 «День красоты». Составление икебан. Японская икебана. Растения для икебаны. Правила составления. Выбор вазы.

4.3«Пословица недаром молвится». Книга пословиц. Работа с карточками пословиц. Обсуждение пословиц. Пословицы, где встречаются цифры. Соотнесение рисунка и пословицы. Отгадывание пословицы.

4.4 Праздничный концерт ко Дню Учителя. Выступления учащихся с поздравлениями и пожеланиями.

4.5«Мир вокруг нас. Конвенция о правах ребенка». Международный документ. Проблемы, связанные с защитой прав детей. Презентация «Конвенция о правах ребенка». Схема «Права ребенка»: обеспечение, защита, участие. Обсуждение предложенных ситуаций. Вопросы для измерения «температуры» прав человека в нашей школе.

4.6 КТД. Выпуск газеты «Бульвар алгебры». Выбор теоретических сведений, интересных фактов. Работа по оформлению газеты со сканером и цветным принтером.

4.7 «Поле чудес». Знакомство с великими математиками. Исторические факты из области математики. Старинные задачи, ребусы.

4.8 «Век живи - век учись». «Мероприятие в рамках недели русского языка. Инсценировка.

4.9 Открытие декады инвалидов. Школьная линейка.

4.10 Занятия коррекционно-реабилитационного курса «Я в мире людей».

(См. рабочую программу).

4.11 «Мир удивительного вальса». Танцевальный вечер.

4.12 «Исцеление чтением». Библиотечные уроки: выдающиеся люди с нарушениями зрения, достигшие в жизни высот.

4.13«Здравствуй, Новый год!» Праздничные мероприятия, посвященные встрече Нового года. Дискотека.

4.14 «Здравствуй, Старый Новый год!». История празднования. Новогодние поздравления и пожелания. Розыгрыш призов.

4.15 День влюбленных. История празднования праздника. Вручение поздравительных «валентинок». Конкурсная программа.

4.16 «Ученик года-2013». Представление участников. Визитка. Домашнее задание, конкурс. Выступление группы поддержки.

4.17 «Мы гордимся вами…». 8 Марта - день борьбы за равноправие и независимость женщин. Презентация с музыкальным сопровождением. Праздничная программа.

4.18 «Счастливый случай». Презентация с вопросами из разных областей знаний.

4.19 «Космонавтика. Презентация с вопросами.

4.20 «Экскурсия к Обелиску Славы». История создания памятника. Возложение цветов.

4.21 «Тропинками родного края». Станции: географическая, историческая, литературная. Презентация с вопросами

4.22 «Я и моя семья». Происхождение слова «семья». Функции семьи. Правила жизни в семье. Традиции семьи. «Семейный альбом». Викторина «Мой дом - моя крепость». Конкурс «Сочини стихотворение, используя данные фразы». «Дом моей мечты».

4.23 Занятия коррекционно-реабилитационного курса Огонек «Наши именниники».

(См. рабочую программу).

Раздел 5. Эстетическое воспитание.

5.1 «Осенний парк». Прогулка. Коллективное наблюдение за изменениями в природе. Стихи, загадки про осень.

5.2 «Делаем эмблемы для спортивной команды класса». Придумывание изготовление: название команды, девиз и эмблема.

5.3 «Оформляем поздравительную газету ко Дню Учителя». Подготовка необходимого материала. Поиск образцов в Интернете. Выполнение задуманного.

5.4 «Дни рождения наших ребят». Сервировка стола. Правила поведения за столом. Навыки доброжелательного общения. Поздравления и пожелания имениннику. Развлекательная программа с конкурсами и играми.

5.5 Занятия коррекционно-реабилитационного курса «Я в мире людей».

5.6 «Мы-брайлисты». Изготовление поделки. Выбор и подготовка материала. Последовательность выполнения. ТБ работы с режущими предметами. Оформление поделки. 5.7 «Мир на кончиках пальцев». Творческий вечер юных музыкантов.

5.8 КТД «Давай сделаем класс красивым и нарядным!» Оформление классной комнаты ажурными изображениями.

5.9 «1 января - день памяти былинного богатыря Ильи Муромца». Презентация.

5.10 «Молодежные субкультуры». Ознакомление с модными молодежными неформальными объединениями и определение их роли в обществе: хиппи, готы и др.

5.11 Экскурсия в музей архитектуры и градостроительства. Правила поведения в общественных местах. Осмотр экспозиции музея.

5.12 Посещение театральной постановки (Ульяновский театр драмы им. И.А. Гончарова). Занятие коррекционно-реабилитационного курса «Я в мире людей».

5.13 «Браво, мальчики!» Подготовка визитки участника, эмблемы и девиза. Участие в конкурсе.

5.14 Праздничный концерт ко Дню 8 Марта. Выступления учащихся с поздравлениями и пожеланиями.

5.15 Праздник последнего звонка. Развлекательная программа в парке


Мониторинги воспитательной работы

Приложение№1

Сводный лист данных

изучения уровня воспитанности ______класса

Фамилия

Имя

учащегося

Долг и ответственность

Бережливость

Дисциплинирован-ность

Отношение к учебе

Отношение к труду

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

Честность и правдивость

Простота и скромность

Культурный уровень

Уровень воспитанности

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




Всего в классе______учеников

_____ чел. имеют высокий уровень

_____ чел. имеют хороший уровень

_____ чел. имеют средний уровень

_____ чел. имеет низкий уровень

Дата:_____________г.

Классный руководитель:_______________

Воспитатель: ________________________

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическая

(сумма баллов делится на 10)

5,0-4,5 - высокий уровень

4,5-3,9 - хороший уровень

3,8-2,9 - средний уровень

2,8-2,0 - низкий уровень

Приложение №2

Методика

изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(разработана доцентом А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

О - совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

















Приложение № 3

Методика

изучения удовлетворенности родителей работой педагога

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)


Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с учителем нашего

ребенка.

4 3 2 1 0

Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

Учитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

Педагог заботится о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Учитель создает условия для проявления и развития способности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Обработка результатов теста.

Удовлетворенность родителей работой педагога (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога.

Анкета для родителей

1. Устраивает ли вас стиль взаимоотношений вашего ребенка с учителем?

2. Пользуется ли учитель уважением среди учащихся?

3. Учитель вашего ребенка доброжелателен, справедлив, тактичен?

4. Учитель обладает хорошими манерами поведения?

5. Вы всегда можете рассчитывать на помощь учителя?

6. У вас были конфликты с учителем?

7. На уроках ваши дети получают полноценные знания?

8. Учитель обыкновенно оценивает вашего ребенка?

9. Придя домой, ваш ребенок рассказывает о том, как прошел день в школе?







Приложение № 4

Методика

определения уровня развития самоуправления

в ученическом коллективе (проф.М.И. Рожков)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал ещё лучше.

4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

4 3 2 1 0 6. У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

43210 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

4 3 2 1 0 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед коллективом школы.

4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.

4 3 2 1 0 18. Удовлетворён отношением моих товарищей к другим классам.

4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4 3 2 1 0 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4 3 2 1 0 24. Осознаю всю ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение смысловых кодов: 4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

Обработка результатов.

При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1. включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);

2. организованность классного коллектива (5-8);

3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);

4. включённость класса в дела общешкольного коллектива (13-16);

5. отношения класса с другими ученическими общностями (17-20);

6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21-24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное количество баллов, которое может опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трёх блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0.5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний; если больше 0,8 - высокий.

Учебно-методический комплекс реализации программы


  • Закон Российской Федерации «Об образовании».- Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006. ( Кодексы и законы России).

  • Конвенция о правах ребёнка.. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (Вступила в силу 2 сентября 1990.

  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 3июля 1998.

  • Федеральный закон от 2 июня 1999, № 248-СФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (1февраля 2005 г.)

  • Письмо МО РФ от 27 июня 2003, № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.

  • Е.Д. Худенко Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.- М.: «АРКТИ», 2006.

  • В.З.Денискина Содержание работы воспитателя с учащимися начальных классов школ для детей с нарушением зрения. Верхняя Пышма, 1997.

  • С.Ю. Прохорова. Здоровье сберегающие образовательные технологии в начальной школе. Ульяновск, ИПК, 2005.

  • Г.В. Никулина. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушением. СПб.: КАРО, 2006.

  • Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. М.: Изд. Дом « Новый учебник», 2003.

  • К. Фопель. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000.

  • Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

  • Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.

  • Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /
    А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. -
    2005. ~№3.- С. 59-60.

  • Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. Унив, 2004.

  • Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

  • Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
    сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.унив, 2005.




© 2010-2022