Методичка по воспитательной работе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»















Взаимодействие участников воспитательного процесса.














Выполнила: О. В. Абдалова









2013 год

Содержание Стр.

  1. Взаимодействие участников воспитательного процесса. Сущность, основные характеристики взаимодействия. 3

  2. Типы взаимодействия. 6

  3. Пути развития взаимодействия педагогов и обучающихся. 11

  4. Особенности взаимодействия школьников разного возраста. 16

  5. Взаимодействие педагогов и родителей. Педагоги, родители, обучающиеся: проблемы сотрудничества. 19

Список литературы.































1. Взаимодействие участников воспитательного процесса. Сущность, основные характеристики взаимодействия.

Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осуществления преемственности поколений. Передаче опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействие людей: конкретное поведение, с одной стороны, и подражание этому поведению - с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и «присвоить» его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений,

В школьном коллективе идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную школу. Коллектив, имеющий свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов и учащихся, а также процессом передачи опыта. Так, в школе, где сохраняется сотрудничество старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.

В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет, по крайней мере, в двух направлениях: в процессе взаимодействия педагогов и обучающихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги, являются носителями культурного наследия, традиций в школе, но станет ли это достоянием младших поколений - за­висит от характера взаимодействия педагогов и обучающихся.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информация, полученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.

Взаимодействие педагогов и обучающихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и обучающимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и обучающихся. В то же время стиль отношений педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников необходимо рассматривать развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов и обучающихся, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усилению их влияния друг на друга.

Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость - феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа. При оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием лично­сти педагогов и школьников, степенью достижения результа­тов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

- по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

- по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

- по взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

- по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

- по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в школьном коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педагогического процесса.





2. Типы взаимодействия.

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для классификации.

Взаимодействия выделяют, прежде всего, по субъекту и объект - субъекту:

- личность - личность (ученик - ученик, педагог - уче­ник, педагог - педагог, педагог - родитель и т.д.);

- коллектив - коллектив (коллектив младших - коллек­тив старших, класс - класс, ученический коллектив - педа­гогический коллектив и т.д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т. д.

Отмечают прямое и косвенное взаимодействие.

Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное же направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду. Например, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.

Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

- содержание деятельности (взаимодействие в учебной, трудовой, эстетической и другой деятельности);

- наличие цели или ее отсутствие - во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно называется целенаправленным; либо цель может отсутствовать, и тогда говорят о стихийном взаимодействии;

- степень управляемости - управляемое, полууправляемое, неуправляемое; управляемое - целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое - это также целенаправленное взаимодействие, но обратная связь используется от случая к случаю; неуправляемое - это стихийное взаимодействие;

- тип взаимосвязи - «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект - субъектные отношения, активность с обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» - активность с одной стороны.

В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Была взята за основу классификации характер взаимодействия, выделяется при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация (таблица 1).

Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель - ученик, ученик - ученик, педагог - педагог и т.д. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Таблица 1

№ п/п

Тип взаимодействия.

Отношение к интересам друг друга.

Наличие осознавае­мой общей цели совместной деятельности.

Субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимо­действии.

Сотрудничество

Взаимноположительное

+

С - С

    Диалог

    Взаимноположительное

    -

    С - С

      Опека

      Взаимноположительное

      -

      С - О

        Подавление

        Односторонне положительное

        -

        С - О

          Соглашение

          Нейтральное

          +

          С - С

            Конфронтация

            Отрицательное

            -

            С - С

              Индифферентность (полная или частичная)

              Нейтральное

              -

              С - С

              Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей работе.

              Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

              Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса.

              В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и приемлемым, если, например, между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.

              Опека - это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта. И таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающий потребительский характер. Сущность данного типа взаимодействия определяет И.П.Иванов: «У ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к передатчикам готового опыта - более или менее требовательным, добрым, справедливым, а к себе как к более или менее заинтересованным, способным, самостоятельным. Односторонне-потребительская позиция воспитанников является основной причиной живучести потребительской психологии. Школьники привыкают, прежде всего, получать готовый опыт, избирательно относиться к нему, а потому и к окружающему миру как к источнику большей или меньшей пользы, прежде всего для себя».

              Подавление - достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

              Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодействия. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив. Проявление данного типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других - деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру, чувство собственного превосходства. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, что учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать человеку с авторитарным стилем поведения.

              Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

              Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп, коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

              Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

              Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

              Конфликты могут возникать в связи с противоречием:

              а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом;

              б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов;

              в) связанным с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

              Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то может развиваться как неконструктивный, так и конструктивный конфликт. Неконструктивный он тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений3.

              Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние отдельного человека. Конфликт требует обязательного разрешения и может идти в различных направлениях и переходить в соперничество, конфронтацию, сопровождающуюся открытой борьбой за свои интересы. Сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-соглашение, которое заключается в урегулировании разногласий через взаимные уступки и договоренности; приспособление, подавление, связанные с тем, что одна сторона поступается своими интересами. При определенных условиях конфликт может выполнять интегративную функцию и сплачивать членов коллектива, побуждать их к поиску продуктивных решений проблем.

              Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог, имеющие большие воспитательные возможности, целесообразно рассматривать как универсальные. В конкретной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жесткие требования. Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участников процесса.




              3. Пути развития взаимодействия педагогов и обучающихся.

              Важнейший путь развития сотрудничества участников воспитательного процесса - организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

              - сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

              - осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;

              - создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

              - позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

              Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотруднического взаимодействия является методика организации коллективной творческой деятельности.

              Коллективная творческая деятельность позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.

              Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и обучающихся связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Для того чтобы успешно строить взаимоотношения с детьми, педагогу необходимо:

              - знание их возрастных особенностей, потребностей, намерений;

              - индивидуальных возможностей, склонностей и интересов;

              - воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности детей к участию в той или иной деятельности (беспомощность детей часто принимается за безответственность);

              - уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между обучающимися и педагогами;

              - факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива;

              - своих собственных возможностей.

              Информация по данным вопросам очень изменчива и требует постоянного изучения, при этом педагогу важно получать сведения по каждому вопросу от разных сторон (других педагогов, детей, родителей), из разных источников (из общения, в деятельности со своими товарищами, учителями, наедине с самим собой).

              Отношение школьников к педагогам также определяется их информированностью об учителе. Самой доступной для них является информация об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, которую дети распознают достаточно быстро, хотя иногда для этого требуется много времени. Надо учитывать, что мнение об учителе, которое трудно бывает опровергнуть, может передаваться от старших учеников. Как и педагогам, детям тоже важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в учителе, однако рамки учебного времени ограничивают возможность решения этой проблемы. Необходимо создание специальных ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга.

              Знания друг о друге должны быть не просто зафиксированы, а осознаны и поняты. Понять другого человека - значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их. Это не означает, что нужно соглашаться с действиями партнера и одобрять их. Понимание другого человека, даже при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение, убедительно построить свою аргументацию и склонить партнера на свою сторону. Говорят, что понять - значит простить. С этим можно было бы согласиться, если подчеркнуть, что прощение не должно переходить в попустительство. Известно, что ученики с большим уважением относятся к строгим, требовательным учителям, поэтому понять другого человека - это значит увидеть в нем личность и с учетом его особенностей проявлять к нему необходимую требовательность.

              Взаимопонимание предполагает заинтересованное и доброжелательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, педагогами и обучающимися формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на уроке и вне него. При этом существенное значение имеет не только знание и понимание особенностей друг друга, но и осмысление конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит решать сообща. Взаимопонимание в данном случае характеризуется способностью взаимодействующих сторон договориться, прийти к согласию. Для этого и педагогам, и обучающимся полезно помнить о следующих правилах: необходимо уметь выслушать другую сторону, не перебивая и не возражая; не игнорировать мнение других, будто бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения по существу; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, своих предложений без достаточного аргументирования, без выявления бесспорных преимуществ выдвинутой позиции, без терпеливого и уважительного выслушивания другой стороны, ее доказательств. Педагоги допускают и даже стимулируют честную борьбу различных мнений, радуясь успеху любых предложений, от кого бы они ни исходили, охотно признавая чью-то правоту и радуясь общим достижениям.

              В школьных коллективах проводится ряд специально организованных мероприятий, которые способствуют взаимопознанию и взаимопониманию педагогов и обучающихся, ускоряют эти процессы.

              Примером этого может быть беседа «Мир наших увлечений». Каждый ученик рассказывает о своем любимом занятии, а затем классный руководитель знакомит детей со своими увлечениями. Много может быть интересных и неожиданных моментов и для школьников, и для педагогов на этой неформальной встрече. Полезно провести подобный разговор с участием всех педагогов, работающих в данном классном коллективе, и детей со своими родителями.

              Различные встречи-диалоги, встречи дискуссии между педагогами и обучающимися стали традицией в школах, где взрослые и дети обсуждают волнующие их вопросы в области литературы, политики, этики и эстетики. Это позволяет лучше понимать друг друга и в других видах деятельности.

              Достижения, лучшие стороны и качества педагога раскрывают творческие отчеты, которые полезно проводить с участием школьников. Сами дети могут представить в творческой форме деятельность учителя, его профессиональный портрет, наиболее удачные, по мнению детей, идеи, подходы, методические находки учителя.

              Поменяться ролями, встать на место ученика и наоборот - необходимо, чтобы лучше понять друг друга. Так, в новой роли оказываются школьники в дни дублера. Можно спорить об их целесообразности, но совершенно очевидно, что в данной ситуации учителя в своем ученике увидят себя, а школьник поймет хотя бы некоторые трудности и проблемы нелегкого учительского труда и, может быть, по-другому посмотрит на своих педагогов. Нужно находить и возможность включать обучающихся в учебно-воспитательный процесс в качестве учителей и воспитателей не только в праздники, но и в повседневной жизни школы.

              Целесообразно продумать систему мер, которые обеспечивают доброжелательные отношения между педагогами, детьми, родителями и создают ситуации «равноправия» между всеми участниками воспитательного процесса. Так, например, наряду с днем учителя сделать традиционным в школе день ученика, праздник родителей или праздник семьи. Ряд вопросов, которые касаются жизнедеятельности школьного коллектива или первичного объединения, нужно обсуждать «на равных» педагогам, обучающимся и родителям. Например, при планировании работы школы, класса, конкретного дела необходимо предоставить возможность участия в этом всем желающим, взрослым и детям.

              Для организации повседневной работы коллектива, конкретных дел, решения проблемы могут создаваться органы самоуправления, в которые «на равных» войдут педагоги, обучающиеся, родители. Важно стимулировать формирование советов дел, творческих групп, состоящих из взрослых и детей, старших и младших.

              Развитию сотруднических отношений между педагогами и обучающимися способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники.

              Педагогу всегда приятно внимание, признание своих воспитанников, а проявление заботы, чуткого отношения к детям со стороны педагога особенно важно, потому что становится образцом для подражания. Эмоциональному подкреплению отношений между педагогами и обучающимися способствуют сюрпризы, подарки, поздравления в праздники и дни рождения. Было бы замечательно, если бы учитель начинал урок с поздравления ученика, добившегося успехов в олимпиаде, конкурсе или спортивном соревновании, или включил в урок сюрприз для детей в связи с каким-либо школьным, классным или другим важным событием.

              Трудно осуществить сотрудничество педагогов и обучающихся и добиться высокой его эффективности, если взаимодействующие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из самых слабых сторон выпускников педвуза, часто встречающейся трудностью является установление контактов с детьми, правильных взаимоотношений с отдельными школьниками и коллективами детей.

              Администрации школы, педагогическому коллективу целесообразно продумать систему подготовки педагогов и обучающихся к взаимодействию друг с другом. В содержании подготовки нужно предусмотреть единство следующих направлений:

              - психологическая подготовка, которая заключается в формировании убеждения о необходимости сотрудничества педагогов и детей, стремления к совместной деятельности и общению членов коллектива;

              - теоретическая подготовка, которая в основе своей осуществляется в педагогическом заведении и предполагает рассмотрение на новом уровне влияния различных условий на характер, стиль, способы взаимодействия и поведения педагога, а также вопросов психологических особенностей детей, взаимоотношений в коллективе;

              - практическая подготовка, направленная на вооружение педагогов навыками и умениями совместного планирования, организации и подведения итогов совместной деятельности в детском коллективе, а также конкретными технологиями, например проведением «мозговой атаки», организации обсуждения проблемного вопроса, диалога с учеником, выхода из конфликта и т. д.

              Все направления подготовки взаимосвязаны, и любая правильно организованная форма может способствовать психологической подготовке педагога. Важно, чтобы методика занятий была обучающей, давала образцы организации сотрудничества членов коллектива.

              Формированию коммуникативных умений и навыков общения, совместной деятельности в коллективе способствуют деловые и продуктивные игры, тренинг общения или тренинг по принятию решения в проблемной ситуации.

              Целесообразно предусмотреть обсуждение проблем взаимодействия на методическом объединении классных руководителей (воспитателей), где есть возможность учесть возрастную специфику взаимодействия с детьми.

              Чтобы взаимодействие было успешным, к совместной деятельности надо готовить не только педагогов, но и школьников. Если в школе проводится планирование, важно предусмотреть обсуждение этого вопроса и с педагогами, и с детьми или хотя бы с активом обучающихся. С педагогами пойдет речь об их позиции, роли, действиях и процессе планирования, о способах привлечения обучающихся к поиску дел, создании ситуаций для проявления творчества детей. С активом школьников будут обсуждаться вопросы организации коллективного планирования, привлечения к этому процессу педагогов школы, родителей, тактичного поведения школьников в процессе коллективного поиска. В ряде случаев полезно совместное обсуждение педагогами и школьниками предстоящих дел, роли в них членов коллектива, взрослых и детей.

              Целесообразно предусмотреть и проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий с обучающимися о взаимоотношениях между людьми, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создание воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.

              Особенность психологической и практической подготовки заключается в том, что она осуществляется не только в специально организованных формах, но всем построением, ходом, опытом школьной жизни. Ее многообразие позволяет педагогам и школьникам постоянно учиться взаимодействию, сотрудничеству в конкретных делах.

              Наиболее эффективным способом вооружения навыками совместной деятельности и общения, развития коммуникативных умений является правильно организованная деятельность в педагогическом коллективе, которая в значительной мере определяется стилем управления в школе. Замечено, что характер взаимодействия администрации и педагогов проецируется на взаимоотношения педагогов со школьниками, поэтому важнейший путь осуществления сотрудничества в школьном коллективе - это демократический стиль управления школой.

              Управление школой - это также и управление взаимодействием членов школьного коллектива, которое осуществляется на разных уровнях: в школе в целом и в первичном коллективе. Также можно говорить об управлении взаимодействием педагогов и обучающихся, взаимодействием в педагогическом и ученическом коллективах. Для каждого из этих уровней целесообразно определить членов администрации, педагогическо­го коллектива, которые целенаправленно организуют соответствующую совместную деятельность членов коллектива, педагогов и обучающихся.







              4. Особенности взаимодействия школьников разного возраста.

              В системе связей школьного коллектива ведущим является взаимодействие педагогов и обучающихся, которое выступает в качестве интегрирующего фактора всех внутришкольных отношений. В то же время формирование положительного опыта взаимодействия педагогов и детей не решает в полной мере проблемы подготовки школьников к системе социальных отношений. В существующем многообразии человеческих связей самым распространенным является взаимодействие человека с людьми разного возраста, а самыми многочисленными в обществе - разновозрастные объединения. Это взаимодействие имеет место в семье, во всех производственных и учебных коллективах, формирует опыт многообразных отношений, способствует развитию важнейших нравственных качеств, освоению культурных ценностей, расширяет диапазон освоения детьми различных социальных ролей.

              Неформальные разновозрастные объединения детей, которые возникают в школе и вне ее, действуют зачастую стихийно и поэтому не достигают намеченных результатов, а иногда приобретают даже асоциальную направленность или, сталкиваясь с множеством препятствий, не имея знаний и опыта для их преодоления и оказываясь вне поля зрения педагогов, прекращают свое существование.

              В этой связи очень важно грамотно осуществлять регулирование взаимодействием детей разного возраста.

              В условиях школы могут формироваться временные и постоянные разновозрастные объединения (РВО). Основой для возникновения РВО является конкретная деятельность, постоянное или временное дело. Опыт школ показывает, что разновозрастные коллективы могут быть с относительно постоянным составом школьников и педагогов, но возможно создание и временных объединений. В одних видах деятельности РВО формируются из всех обучающихся школы, в других - из представителей 5-11-х или 8-11-х классов. В одни объединения входят и педагоги и обучающиеся, в другие - только школьники.

              В ряде школ получили распространение разновозрастные коллективы с относительно постоянным составом. По количественному составу и принципам комплектования они разнообразны. В больших средних школах создаются так называемые содружества, в которые входят два-три класса обучающихся разного возраста. Они объединяют от 50 до 90 детей, причем, внутри содружества создаются постоянные и временные РВО для организации конкретной работы, проведения различных мероприятий.

              Наряду с межклассными объединениями в школе формируются РВО с учетом пожеланий, интересов, способностей и склонностей детей: клубы, кружки, отряды, студии, агитбригады, которые могут объединять педагогов и обучающихся разного возраста. Естественно возникающий разновозрастный состав этих коллективов благоприятно влияет на осуществление преемственности в работе и обеспечивает тесную связь объединений по интересам с общешкольным коллективом.

              Важное место в структуре школьного коллектива занимают постоянные объединения, сформированные с учетом содержания и характера общественной деятельности (штабы, советы, комиссии, отряды) для выполнения конкретной систематической работы, например штаб (совет) трудовых дел.

              Часто создаются временные разновозрастные объединения для подготовки различных школьных мероприятий: торжеств, поздравлений, оказания помощи окружающим людям или для выполнения работы, требующей специальных умений и навыков. Аналогичные объединения, организованные благодаря А.С. Макаренко, называли сводными отрядами.

              Эффективным способом организации межвозрастного общения в рамках школьного коллектива являются так называемые комплексные общешкольные (ключевые) дела. Они сочетают в себе разнообразное содержание и формы организации. Комплексные дела предоставляют большие возможности для взаимодействия школьников на всех этапах деятельности. В них могут участвовать все классные и другие первичные объединения, что способствует межколлективному и межвозрастному общению. Подготовка и проведение этих дел может сопровождаться формированием различных типов временных разновозрастных объединений.

              Во многих школьных коллективах действует разновозрастные органы самоуправления: постоянные (совет старшеклассников, совет музея) и временные (советы дел, комиссии), в которые часто входят педагоги и обучающиеся разного возраста. В таких объединениях, прежде всего, формируются деловые отношения старших и младших, осуществляется преемственное освоение и обогащение опыта организаторской деятельности. В школах распространены профильные объединения (штабы, советы, отряды), которые являются организаторами дел на конкретных направлениях работы. В них входят представители от многих классов, педагоги, а иногда и родители. Например, организаторы учебной работы объединяются в штаб «Знание». В этом случае достигается единство действий в первичных коллективах по данному направлению, решения органа самоуправления становятся достоянием членов коллектива. В то же время через представителей первичные коллективы могут выразить свое мнение. На сборах профильного органа самоуправления педагоги и обучающиеся обсуждают планы, ближайшие дела, договариваются о взаимодействии, помощи и поддержке между собой и коллективами, характере взаимодействия старших и младших при организации работы.

              Таким образом, в зависимости от назначения, характера и условий деятельности, в которую включаются педагоги и дети, могут формироваться различные разновозрастные объединения. В целях раскрытия возможностей и развития важнейших сторон личности ребенка, постепенного расширения и обогащения сферы его общения, а также формирования многогранных отношений в школьном коллективе полезно предусмотреть и создать условия вхождения детей в постоянные и временные объединения, сформированные по различным принципам.

              Организуя и регулируя взаимодействие обучающихся в разновозрастных группах, важно руководствоваться рядом требований:

              а) Обеспечивать интеграцию и дифференциацию социальных интересов подростков в разновозрастной группе. Объединяет детей общий интерес, конкретное нужное и полезное для всех участников дело. С другой стороны, взаимодействие участников группы развивается, обогащается, если в совместной деятельности каждый может проявить свою индивидуальность, удовлетворить личные потребности, развить свои способности. Поэтому важно отбирать привлекательные для детей разного возраста содержание и формы совместной деятельности, добиваться присвоения общей цели совместной работы каждым участником деятельности, раскрывая значимость действий школьника для достижения общего результата и развития его личности, осуществления личных планов; стимулировать проявление ребенком своей индивидуальности в групповой деятельности.

              б) Обеспечивать вариативность выбора форм взаимодействия старших и младших. Это означает постоянное обновление содержания форм совместной деятельности школьников разного возраста, добровольное включение детей во все сферы социальных отношений, создание различных типов объединений, учет возрастной субкультуры детей.

              в) Предоставлять детям возможность выбора и выполнения разных ролей (старшего и младшего, ведущего и ведомого, лидера-организатора и рядового участника, а также педагогических, экономических, нравственных ролей и т. д.); обеспечивать постоянное расширение диапазона, сменяемость социальных ролей, выполняемых детьми в разновозрастных объединениях, разграничение ролей, функций старших и младших при организации совместной деятельности.

              г) Отношения между участниками в разновозрастной группе должны быть, с одной стороны, референтными для личности, а с другой - не должно допускаться подавление личности в этой группе независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет школьник. Это обеспечивает психологическую защищенность ребенка, комфортные условия для участников взаимодействия, успешное развитие социальных отношений в объединении. При формировании разновозрастных групп не обходимо учитывать особенности возраста, межличностные отношения подростков, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции; включать детей в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию устремлений каждого, утверждение его достоинства, признание товарищами. Важно создавать специальные ситуации, позволяющие подростку проявлять независимость своих суждений, выражать свою собственную позицию, точку зрения; предупреждать конфликты между ними и не допускать подавления и ущемления личного достоинства.

              д) Стимулировать саморазвитие и самоорганизацию жизнедеятельности разновозрастной группы школьников, добровольность объединения детей; предоставлять школьникам возможность самим решать вопросы организации жизнедеятельности разновозрастных групп, стимулировать инициативу, творчество, самодеятельность детей; развивать самоуправление в разновозрастной группе.

              Наиболее эффективными средствами, побуждающими старших и младших к сотрудничеству и творчеству, являются: неформальная обстановка, отсутствие регламентации, свободный, добровольный выбор детьми видов и форм деятельности, проблемные ситуации, отражающие интересы и потребности обучающихся, игровые и соревновательные элементы.

              Контакты детей разного возраста стимулирует проведение сюжетно-ролевых игр, организаторами которых могут быть старшеклассники. Важно, чтобы старшие школьники были способны к установлению сотрудничества с младшими, что достигается специальной подготовкой обучающихся к организаторской деятельности и педагогическим регулированием совместной деятельности детей разного возраста.

              5. Взаимодействие педагогов и родителей. Педагоги, родители, обучающиеся: проблемы сотрудничества.

              Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

              Следовательно, целесообразно значительную часть воспита­тельной работы организовывать одновременно с обучающимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

              Формирование сотрудничества между обучающимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

              Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

              В то же время значительная часть родителей - непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

              Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

              Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

              Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:

              - Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.

              - Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

              - В чем школа может помочь родителям, чем родители могут помочь школе, педагогам?

              - Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать? Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

              - Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

              - Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

              Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

              Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

              Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

              Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания - включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.

              Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

              В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.

              Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.

              Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

              Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

              Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов совету дела, педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

              Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

              Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями обучающихся, трудностями семейного общения.

              Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

              Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

              Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих обучающихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых занятий педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни дома.

              Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.

              Собрание отцов «Роль отца в воспитании детей».

              Цель собрания: повысить ответственность отцов за воспитание детей, привлечь их к организации воспитательной работы в классе.

              Подготовка:

              1. Анализ сочинений обучающихся «Как я провел выходной день».

              2. Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.

              3. Анализ анкеты обучающихся, в которой предлагалось продолжить фразы:

              -В свободное время я люблю...

              -Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, - это...

              -Мне интересно общаться...

              -Если б я был папой, то...

              4. Оформление результатов различных видов деятельности обучающихся.

              5. Выпуск газет «Наши папы», в которых рассказано о профессиях отцов, их увлечениях.

              6. Составление списка литературы по проблеме воспитания детей в семье, о роли отца в этом процессе.

              План проведения игры:

              1.Вступительное слово о цели собрания, причинах его проведения.

              2.Выступления двух отцов о своем участии в воспитании ребенка.

              3.Анализ классным руководителем результатов анкетирования обучающихся:

              а) сколько обучающихся стремится к общению с отцом;

              б) о чем мечтают дети, что они ждут от своих отцов. (Зачитываются некоторые анкеты).

              4. Анализ сочинений обучающихся «Как я провел (а) свой выходной день»:

              а) сколько отцов приняло участие в организации выходного дня, провело его вместе с детьми;

              б) воспитательная эффективность, полезность способа общения в выходной день.

              5.Классный руководитель зачитывает некоторые сочинения.

              6.Распределение отцов в группы. Предлагаются вопросы для последовательного обсуждения в микроколлективах. Мнения высказываются представителями групп и всеми желающими.

              Вопросы:

              -Какие выводы вы сделали для себя после сообщения результатов анкетирования и сообщений обучающихся?

              -Какова роль отца в воспитании ребенка?

              -Что вы считаете необходимым изменить в своем общении с детьми?

              -Какие трудности вы испытываете в воспитании детей? Можно ли их преодолеть и как?

              -Какое участие в организации жизни класса могут принять отцы?

              7. На основе предложений, составленных классным руководителем, отцы определяют и письменно фиксируют форму своего участия в жизни класса, воспитательной работе с детьми.

              8. Знакомство с творческими работами обучающихся, достижениями детей в различных видах деятельности.

              9. Предложения, прозвучавшие в ходе коллективного обсуждения, включаются в решение собрания.

              10. Подведение итогов собрания.

              Коллективные и групповые формы взаимодействия реализуются с помощью индивидуальных форм. К ним относят: беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.

              Родительское собрание "Взгляд в успешное будущее".

              Цель: Расширить представления обучающихся и их родителей о различных профессиях.

              Оформление: мультимедийная установка, буклеты и брошюры с ЦЗН, выставка книг, презентации профессий, слайды.

              Ход собрания

              I. Вступительное слово классного руководителя.

              - Здравствуйте, уважаемые родители, учащиеся и гости! Тема сегодняшнего родительского собрания "Взгляд в успешное будущее". Собрание наше необычное. Его мы решили провести вместе с детьми.

              А как вы думаете: «От чего зависит успешное будущее?»

              Ученики и родители высказывают свое мнение. Правильно. Но мы сегодня поговорим о профессиях и попытаемся определить, как правильно сделать свой выбор.

              Я думаю, что тема нашего разговора будет актуальной, потому что через некоторое время наши дети покинут стены школы. И перед родителями, и перед учащимися встанет вопрос: куда пойти учиться? Первое, что надо решить - это какой путь избрать: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях: техникумах, колледжах, профессионально-технических училищах?

              Многим ребятам пока трудно определиться в каком учебном заведении дальше обучаться, какую профессию выбрать, т. е. они не знают, кем хотят стать. И я думаю, что это родительское собрание поможет больше узнать о мире профессий.

              Для этого мы разделились на 2 группы: на обучающихся и на родителей.

              Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии - это совет родителей? А кто считает, что главное - личный интерес вашего ребенка?

              Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Нет "интересных" и "неинтересных" профессий. Давайте подумаем: что такое профессия? Высказывание родителей и учеников.

              II. Выступление родителей.

              Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

              Сразу все не умеет делать никто. Сделать хороший выбор - значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: "нужно", "смогу", "хочу".

              Мир профессий обширен и многообразен. Число профессий неодинаково в разных странах. В мире насчитывается около 40 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии меняют названия, приобретая современное звучание. В России согласно "Единому тарифно-квалификационному справочнику" насчитывается более 7000 названий профессий, хотя спросом пользуются несколько сот. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

              Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

              Во-первых, чтобы профессия была интересной.

              Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.

              В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

              Педагог-психолог.

              В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются. "Медиапленнер", "Криэнтор", "бренд-менеджер" привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет, особенно у людей старшего поколения. Откуда появились новые профессии и что же означают незнакомые названия? С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производителя возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы он стал узнаваемым и раскупаемым. Появились специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке: супервайзеры, мерчендайзеры, промоутеры, менджеры по рекламе. На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России. Поэтому недавно появившиеся специалисты выходят на российский рынок с уже готовыми иноземными названиями. В современных экономических условиях потребителя большой выбор. Чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специальности, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии. Выбирая себе профессию, молодые люди часто не представляют себе то, насколько они сами пригодны для этой профессии, так как они считают свою пригодность чем-то само собой разумеющимся. А некоторые думают об этом долго и мучительно. Но нередко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть неправильное представление о самих себе. Итак, профессий много. Знать их все невозможно. Точно определить свою годность к той или иной профессии тоже трудно. Так как же быть? Для начала попытайтесь определить, какая сфера человеческой деятельности наиболее для вас привлекательна. Для какой сферы есть необходимые задатки, способности? Вам предлагается выполнить задание теста на профессиональную ориентацию. (Учащиеся работают с тестами).

              Классный руководитель.

              Прежде, чем выбрать себе профессию, полезно побольше узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях. Во-первых, можно попросить рассказать об интересующих вас профессиях знающих людей. Во-вторых, можно прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать работать самому. Я предлагаю Вам посмотреть презентации учащихся, которые они подготовили совместно со своими родителями.

              Презентации обучающихся.

              Конкурс "Игровая разминка".

              На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П.

              Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающие на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

              Классный руководитель.

              Самое главное при выборе профессии - определить, какие из качественных сторон профессии для Вас более желанны, важны. Главное - выбрать профессию, которая будет соответствовать вашим интересам и склонностям, личностным особенностям, способностям. Можно даже попытаться сформулировать, что именно в характере человека помогает ему добиться успеха. Это, прежде всего: упорное утверждение своей личности. Способность контактировать с окружающими Физическая выносливость. Психическая гармония, которая обеспечивает завидное здоровье. Особая "гибкость". Человек, рожденный для удачи, всегда точно понимает, когда надо признать свое поражение или пойти на разумный компромисс.

              Конкурс "Профессиональные качества".

              Задание: Перечислить качества, присущие следующим профессиям: врач, учитель, юрист, экономист.

              Классный руководитель.

              Давайте выясним, насколько вы много узнали о мире профессий. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

              Игра "Характеристика профессий".

              Например, характеристика - самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

              1. самая зеленая профессия (садовник, лесник),

              2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар),

              3. самая волосатая (парикмахер),

              4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя),

              5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург),

              6. самая смешная (клоун),

              7. самая общительная (учитель, журналист),

              8. самая серьезная (атомщик),

              9. самая умная (ученый, профессор),

              10. самая белая (врач),

              11. самая зубастая (стоматолог),

              12. самая начитанная (библиотекарь),

              13. самая требовательная (тренер),

              14. самая высокая (монтажник-высотник),

              15. самая быстрая (гонщик),

              16. самая техническая (инженер-конструктор),

              17. самая свободная (художник),

              18. самая смелая (милиционер),

              19. самая школьная (учитель),

              20. самая опасная (пожарный, спасатель).

              Классный руководитель.

              Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию. Человек выбирает свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

              Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3 - х факторов:

              1. Хочу: интересы, мечты о профессии, мотивация, склонности, ценностные ориентации.

              Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбирает не любимую профессию?

              Ответы детей

              Педагог: Да, действительно, все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким - либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».

              2. Могу: Это задатки. Способности, характер, темперамент, здоровье.

              Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере.

              Ответы учеников.

              Педагог: Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия некачественно. А, профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.

              3. Надо: Потребность общества в данной профессии.

              Вопрос к ученикам.

              Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, что из этого может получиться?

              Ответы учеников.

              Педагог.

              Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.

              Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей):

              • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.

              • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.

              • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).

              • Произнося "Я хочу", знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.

              • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.

              • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.

              • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.

              • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.

              • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.

              • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.

              • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.

              Конкурс "Профессиональные пословицы и поговорки".

              Раздаются конверты с пословицами о труде. Пословицы разделены на две части. Необходимо каждому началу пословицы найти правильное продолжение.

              1. Кто труд любит, долго спать не будет.

              2. Работа да руки - надежные в людях поруки.

              3. Золото познается в огне, человек - в труде.

              4. Не то забота, что много работы, а то забота, как нет её.

              5. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

              6. Кто мало говорит, тот больше делает.

              Классный руководитель.

              Ребята перед вами открываются большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас по жизненному пути. Выбирай любую, но не забывай, что от тебя зависит, будет твой труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным.

              Рефлексия. Скажите, пожалуйста:

              - Что нового узнали?

              - Что было особенно интересно?

              - О чем хотелось бы узнать?

              Думаю, что сегодняшнее мероприятие будет для всех полезным и поможет определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха!

              Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.







              Список литературы:


              1. Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. - М.: Педа­гогика, 1986. - С. 7-8.

              2. См.: Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвеще­ние, 1990. - С. 29-30.

              3. Психология: Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - С. 174-175.


              © 2010-2022