Внеклассное мероприятие Я гражданин России

Сценарии мероприятий по направлению «Я – гражданин России» «Фотографии моей Родины» (Для проведения этого классного часа нужно на последнем родительском собрании в первом классе дать задание, принести 1 сентября фотографии детей из тех мест, в которых они побывают на летних каникулах. Фотографироваться обязательно на фоне природы: Лес, ручей, море, река, ключ, горы, цветок, животное, пасека и так далее. Должны быть подписи с названием сел, деревень, городов России, название рек, лесов, заповедни...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарии мероприятий по направлению «Я - гражданин России»

«Фотографии моей Родины»

(Для проведения этого классного часа нужно на последнем родительском собрании в первом классе дать задание, принести 1 сентября фотографии детей из тех мест, в которых они побывают на летних каникулах. Фотографироваться обязательно на фоне природы: Лес, ручей, море, река, ключ, горы, цветок, животное, пасека и так далее. Должны быть подписи с названием сел, деревень, городов России, название рек, лесов, заповедников писать тоже.)

На доске висит плакат со словами М. Шолохова: «Милая светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы - с тобой».

Ведущий: В этом году летом мне довелось побывать в селе Гремячье, которое находится под Воронежем. Расположено оно в пойме реки Дон, который в этом месте петляет и изгибается, словно гигантская змея. С обеих сторон реки тянутся заливные луга. А на них растет множество луговых цветов. Вот перед вами фотографии этих мест. Словно огромный ковер раскинула природа, и глаз радует пестрота ярких красок. Каких только цветов здесь нет! А какой запах стоит над лугом! Гудят шмели, прыгают кузнечики, ползают и никого не боятся божьи коровки… Это место не является моей родиной. Потому что я родилась в селе с красивым названием Любостань в Курской области. Но это место напоминает мне мою малую Родину. И сразу вспоминаются строки, написанные Юрием Яковлевым (текст написан маркером крупными буквами на листах ватмана, читают дети.):

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

… Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью».

(Исполнение песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)

Учитель: На выставке «Фотографии моей Родины» вы разместили очень много интересных снимков, которые передают красоту и неповторимость родной природы, особенности и отличительные черты сел, деревень, поселков и городов. Перед вами висит карта России, вы будете называть место, где вы были с откуда привезли эти замечательные фотографии, а я постараюсь эти места показать на карте нашей Родины.

(Дети 5-6 человек выходят по очереди и рассказывают, что изображено на фотографиях, описывают природу. Подобрать те фото, на которых изображена природа и есть хотя бы одна сосна или ель.)

Учитель: Многие писатели и поэты о своих наблюдениях за природой пишут в книгах, которые мы с вами с удовольствием читаем и мысленно представляем то, что они описывают. Прочитайте отрывок из рассказа Н. Сладкова «Елочка».

«Осенью в лесу показалась маленькая елочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась.

Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала елочку тонкими золотыми рыбками. С клена упали на деревце красивые звездочки. Елочка раскинула свои лапки. А деревья ей подарки несли».

- Как вы думаете, как автор относится к этой маленькой елочке?

- При помощи каких слов он смог передать свое отношение к ней?

- Чему он вас хотел бы научить? (Бережному отношению к природе, уметь видеть необычное, красивое в лесу.)

Учитель: Кто еще готов рассказать о многообразии нашей Родины? (Выступают еще несколько детей.)

Учитель: А какие учебные предметы, которые вы изучаете в школе, помогают вам знакомиться с нашей Родиной? (Выслушать ответы детей: ИЗО, музыка, литературное чтение, русский язык. Ознакомление с окружающим миром.)

Ученица читает стихотворение М. Семкиной.

Посмотри, мой юный друг.

И увидишь ты вокруг

Небо светлоголубое.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Травы роса умывает,

Речка. Лес, цветы, поля -сердцу милая земля.

Ученик: Нам в любое время года

Красоту дарит природа

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов и чистых рек,

Без лесов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережем

Наш природный щедрый дом!

Учитель: О природе родного края, архитектуре городов и поселков собрано много материала в различных книгах, отображено на картинах великих художников. Вот перед вами их работы: величественные соборы и церкви, здания. И везде присутствут природа. Продолжим наше заочное знакомство с теми местами, где вы побывали летом. Кто продолжит? (Выступают дети.)

Учитель: А какие пословицы о Родине вы знаете?

- Велика святорусская земля, а везде солнышко.

- Родная землица и во сне снится.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- Каждому свой край сладок.

- Дома и стены помогают.

- Родной куст и зайцу дорог.

- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

- Своя земля и в горсти мила.

(Вновь дети рассказывают, из каких мест привезли фотографии.)

Ученица читает стихотворение И. Дружинина.

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке.

Не причини природе зла.

… Иди к земле хорошим другом,

Ее защитником иди.

Чтоб только пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

Учитель: А кто из вас привез фотографии с дачи? Расскажите, чем вы занимались, когда жили там, какая природа вас окружала.

Учитель: Сегодня мы побывали заочно во многих уголках нашей необъятной России, увидели на снимках ее небольшие кусочки пространства. Какое впечатление у вас осталось от этой встречи? Появилось ли у вас желание увидеть воочию эти места? А как вы думаете, много ли в нашей стране таких красивых мест?

- Поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин сто лет тому назад написал Стихотворение «Моя Родина - Россия». (Ученики читают по одному четверостишию.)

Как не гордиться мне тобой.

О родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим, я.

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса.

Как хороша ты в теплый день

На прзднике весны,

Среди приветных деревень

Рордимой стороны.

Как бодро дишится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине.

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

Учитель: Наше мероприятие закончено, мы подвели итоги, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь.

День птиц

Плакат: Охранять природу - охранять Родину.

(Исполняется песня о птицах.)

Учитель: Определить тему нашего сегодняшнего классного часа вы сможете, отгадав загадки.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.

(Скворечник)

Непоседа пестрая
птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится.

Угадали? Это … (Птица)

- Так о ком же мы будем говорить?

- А как вы думаете, почему наш классный час посвящен нашим пернатым друзьям?

- Вы высказали несколько мнений, насколько вы верно высказали свои мысли, мы узнаем при подведении итогов классного часа.

Ученица: Весна! Прозрачная зелень первых листьев, чистые стволы берез, запах еще не совсем просохшей земли, разноголосый птичий гомон слышится вокруг. Сотни птиц поют, кричат, щебечут одновременно. Они радуются наступлению весны и возвращению на родину. Мы рады их возвращению

1 ученик: Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любые времена года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

2 ученик: Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я -

Здравствуй, Родина моя!

3 ученик: На нашей планете живут

Чудесные созданья,

Они летают и поют

И Землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На Земле вдруг пропадут?

(Выслушать ответы и предположения детей.)

4 ученик: Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

И обгложут ветки, почки.

Вот что будет, если птицы

Все исчезнут-пропадут.

Учитель: Итак, птицы охраняют растения от вредных насекомых, которые уничтожают зелень. А какую роль в жизни природы имеет растительность и деревья? Добавить материал из Балинской. И Наша Родина.(Вырабатывают кислород, без которого невозможна жизнь на нашей планете.)

- А чего еще лишится Земля, если пропадут все птицы?

5 ученик: И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки щебетанья,

Чик-чирика воробья.

Учитель: Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете.

- А кому из вас привелось услышать пение птиц очень ранним утром? Какое впечатление у вас осталось от этого птичьего концерта? (После ответов детей включить фонограмму записи пения птиц в утреннем лесу.)

Учитель: А что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания?

- Птицы - единственные животные с перьями.

- Большинство птиц умеют летать.

- Птицы бывают перелетными и зимующими.

- Птицы бывают домашние и дикие.

- Птицы - теплокровные животные.

- Птицы питаются, насекомыми, семенами растений, мышами, червяками, зерновыми, рыбой и так далее.

- Птицы бывают хищными и нехищными.

- Птицы селятся в лесах, парках, садах.

- Птицы гнезда вьют на траве, кустарниках, деревьях, в норках береговых откосов. И так далее.

Учитель: Радует, что вы много знаете о птицах. Есть целая наука, которая подробно изучает жизнь и повадки птиц. Она называется орнитология, а ученых зовут орнитологами. До сих пор ученых интересуют многие до конца не раскрытые тайны уникального поведен Ия птиц. Но на один интересный вопрос: «Зачем птицы поют?» - ответ найден.

Для птиц весенние песни - это очень серьезное и важное значение. Поют лишь самцы. Весной возвращается домой маленький певун и во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду питаться и растить птенцов.»

Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и иное значение. Будущий папа подыскивает подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов.

- Давайте послушаем одну из таких песен. (Грамзапись песни соловья.)

- А о какой птице сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.

Днем спит,

ночью летает

и людей пугает.

(Сова)

(Заранее подготовленный ученик читает сообщение о совах и филинах.)

Ученик: Интересные создания совы. Живут по всей Земле, кроме Антарктики. Где только не встречаются: в лесах и пустынях, в тундре и на горах.

Самая большая сова - филин, размах крыльев у него может достигать до двух метров. Самая маленькая - североамериканский эльфовый сычик.

Очень красива полярная сова. Еще ее называют белой. Живет эта красавица в полярных широтах, населяет океанические острова и побережья, предпочитает открытые местности.

А мохнатый сыч водится в хвойных лесах. Активную жизнь ведет только ночью.

Сова - птица очень скрытная. Встречи с ней даже у орнитологов крайне редки.

В высокоствольных смешанных лесах поселяется воробьиный сычик.. Питается ое так же, как и большинство сов, мышевидными грызунами.

Все время стучит,

деревья долбит,

но их не калечит,

а лечит. (Дятел)

- Послушайте, как стучит дятел в лесу. (Грамзапись.) Работу какого инструмента этот стук вам напоминает? (Работу электрического отбойного молотка.)

- Какая из птиц с древнейших времен служит символом красоты, нежности и верности? (Лебедь)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

(Один из учеников делает доклад о жаворонке.)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бесторлковых попрыгушек. (Журавль)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

- А в какой сказке ласточка помогла маленькой девочке, попавшей в беду? («Дюймовочка»)

Учитель: Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются в музыке, в живописи, знают имена художников эпохи Возрождения, легенды и мифы Древней Греции и Рима, артистов эстрады и кино, назван Ия десятков заграничных городов… Но не знают название пролетевшей мимо птицы, названия растущего у дороги и цветка, не могут отличить кедр от пихты, … В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями они перелетали с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. И было этих голубей так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. С каждым годом редели голубиные стаи. И люди не прекратили на них охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя.

6 ученик: Мы безмерно богаты.

А наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых -

Просто диву даешься.

7 ученик: Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково

И, гляди, удивится:

8 ученик: Как же фауна, дескать,

Как же наше богатство -

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство.

9 ученик: Птичье царство? И только?

Ну, дрозды, ну, синички…

Где запомнить все клички.

Просто птички - и только!.

Учитель: Давайте перечислим название всех тех птиц, о которых вы слышали. Дети по очереди называют: колибри, малиновка, дрозд и так далее. Хорошо, если дети назовут хотя бы 30 - 40 птиц. Остальных по «Энциклопедии птиц» в двух томах называет учитель и рекомендует познакомиться с этой книгой и книгой «Птицы» из серии «Я познаю мир».)

Учитель: Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Наша страна очень серьезно относится к проблемам охраны птиц. Многие заводы и фабрики ведут переоборудование очистительных сооружений, чтобы меньше загрязнять отходами воду, почву и воздух. На месте вырубленных и сожженных лесов сажаю новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники. К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи, цвели цветы и пели песни птицы. А какую помощь птицам можете оказать вы?

- Вспомните слова Михаила Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.» (Звучит фонограмма песни «Человек» из кинофильма «Приключения Электроника».)

Летопись природы родного края

(Классный час проходит в форме научно-практической конференции. Учитель совместно с инициативной группой готовит материалы к нему заранее. Но предварительно на уроке ознакомления с окружающим миром познакомить детей с заповедными местами родного края, флорой и фауной, водоемами, на уроке внеклассного чтения ознакомить с писателями и поэтами своей области, города, на уроках музыки разучат песню. После окончания классного часа дети выходят на улицу и на территории образовательного учреждения сажают деревце, кустарник или разбивают клумбу из многолетних цветущих растений.)

(На фоне тихо звучащей музыки П. И. Чайковского «Времена года» говорят первые выступающие.)

Учитель: Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни, отдыха и трудовой деятельности. Человек - часть природы.

1 ученик: Чарами природы проникнута поэзия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,И. Бунина, Н. Некрасова, А. Кольцова, проза И. С. Тургенева, В. В. Бианки, К. Паустовского. Величие и красоту природы передают музыка П. И. Чайковского, живопись И. И. Шишкина, произведения многих других писателей, поэтов, композиторов, художников. (На классной доске открываются иллюстрации с картин художников-пейзажистов.)

2 ученик: Среди областей Центрального Черноземья Воронежская область - одна из самых богатых природными ресурсами и редкими природными достопримечательностями. Достаточно сказать, что на ее территории расположены два государственных заповедника - Воронежский и Хоперский. К ним можно причислить Каменную степь - этот широко известный памятник разумного воздействия человека на природу.

3 ученик: Непререкаема необходимость бережного отношения к природе. Красота, разнообразие и богатство природы, сохранение всех ее ценностей обеспечивается прежде всего созданием заповедников, организацией заказников и живых памятников природы.

4 ученик: Особо охраняемым природным территориям мы и посвятим наш классный час «Летопись природы родного края», а по окончании классного часа к нам подойдут наши родители и мы все вместе разобьем клумбу во дворе нашего образовательного учреждения. Ежегодно в нашей стране с 17 по 25 апреля проводится акция «Марш парков», которая призвана привлечь внимание общественности к особо охраняемым природным территориям, оказать практическую помощь в очистке территорий от мусора.

(Исполнение песни о родном крае «Правый, правый, правый берег Дона…»

5 ученик: Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

И темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

6 ученик: Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянно и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты быстро меняется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов животного мира и почти 100 видов птиц.

7 ученик: Сколько с планеты исчезло зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

Нельзя переделывать с ходу природу.

Она устоялась не с прошлого года.

И экосистема и биоценоз

Должны сохранять всегда и всерьез.

8 ученик: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы наше государство создает охраняемые территории, заповедники и заказники, национальные парки. Международный союз охраны природы начал целенаправленную работу по сбору данных о редких и исчезающих видах. В 1966 году собранные первые данные были опубликованы под названием «Красная книга фактов».

9 ученик: ДО 1915 года в России было несколько частных и общественных заповедников: Аскания-Нова, Лес-наВорске, Вайна, Кедровая падь. А в 1915 и 1916 годах были созданы первые государственные охотничьи (соболиные) заповедники Саянский и Баргузинский. (Показать на физической карте России.) Уже в древние времена люди создавали законы об охране природы. Историки обнаружили государственный закон об охране лесов царя Древнего Вавилона Хаммурапи. За две тысячи лет до нашей эры, то есть четыре тысячи лет тому назад, леса разбивались на отдельные участки и охранялись лесниками. Несколько столетий тому назад в Монголии закон Хабилая запрещал охоту на зверей и птиц в период размножения. А за 250 лет до нашей эры, то есть 2255 лет тому назад, закон индийского царя Ашоки запрещал убивать детенышей животных, не достигших шестимесячного возраста, беременных самок, а также целый ряд животных и птиц.

10 ученик: В зависимости от назначения и строгости режима охраны особо охраняемые природные территории делятся на следующие типы: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы…

Заповедник - это особо охраняемое законом пространство, полностью и навечно исключенное из любой хозяйственной деятельности, включая посещение людьми. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность. Слово о самом большом заповеднике нашей области предоставляется (называет фамилию, имя 11 ученика, подготовившего материал.)

11 ученик: Грустен мой городской современник…

Ты грустишь и молчишь отчего?

Приглашаю тебя в заповедник,

Ты входи без боязни в него.

Здесь ручей самый чистый струится,

Здесь листва, как старинная медь,

Здесь поют полным голосом птицы,

Ест горстями малину медведь.

И отсюда ты выйдешь добрее,

Мир зеленый всем сердцем любя.

И до самой дороги деревья

Как родного проводят тебя!

12 ученик: Заказник - это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном их использовании.

13 ученик: Национальный парк - обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, туризма, пропаганды экологических знаний. Но в целом по стране их очень мало, у нас в области их нет ни одного, к сожалении.

14 ученик: Памятники природы - отдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Ими могут быть очень старые деревья, необычный родник, водопад, скала, овраг с редкими видами растений и другие. В нашей области находится 155 памятников природы, некоторые из них знамениты на всю Россию. Это Шипов лес, Усманский бор, Теллермановская роща, Хреновской бор, Дивногорье. Об одном из них наш следующий рассказ.

15 ученик: В нынешнюю эпоху научно-технического прогресса, когда с каждым годом вовлекается все больше природных ресурсов и буквально на глазах меняется облик Земли, очень важно сохранить в неприкосновенном виде отдельные осоденно ценные уголки и объекты природы, которые бы долгие годы служили своеобразными эталонами наших природных богатств.

16 ученик: Берегите Землю,

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите.

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

Все доброе приемлю,

Только

Берегите

Эту Землю!

По плане знаний.

(Мероприятие проводится после того, как дети изучат на уроках ознакомления с окружающим миром темы «Путешествие по России» и «Страны мира».)

(Звучит песня о школе.)

Планета географическая.

Задание 1.

Командам вручаются контурные карты, например, России или стран Европы. Одновременно они получают конверты с карточками, на которых обозначены названия рек, озер, морей, океанов. Кто быстрее и точнее обозначит их на карте.

Задание 2.

Игроки получают конверты, в которых лежат вырезанные из цветной бумаги очертания некоторых государств ближнего зарубежья. Нужно поместить контурные очертания государств на принадлежащие им территории на политической карте.

Задание 3.

Напишите на карточках, какой город России назван в честь птицы и колючего животного (Воронеж), какой город в своем названии имеет множество птиц и суффикс СК (Курск)?

Задание 4.

В названиях каких российских городов есть слово «город» на русском или иностранном языке? (Калининград, Волгоград, Петербург, Екатеринбург. Оренбург, Нижний Новгород.)

Планета литературная.

Ведущий задает вопросы представителям обеих команд. Здесь учитывается быстрота и правильность ответов. Мы предлагаем вопросы по книге Николая Носова «Тук - тук - тук», которую дети предварительно должны были прочитать при подготовке к проведению мероприятия. Каждый отрывок желательно проинсценировать, для этого учитель может привлечь старшеклассников из своего предыдущего выпуска (8 класс).

  1. Как звали этого предусмотрительного мальчика и как называется рассказ?

«После чая мальчик запер дверь на крючок и еще веревкой за ручку привязал

- Чтоб не забрались разбойники, - говорит.

- Не бойся, - говорим мы, - никто не заберется.

- Я не боюсь. Так, на всякий случай. И ставни надо закрыть.»

(«Тук - тук - тук». Мишка)

  1. Из какого рассказа взяты эти строки о дружбе?

«- Ты ведь столько трудился из-за елки - зачем отдавать даром?

- Так ведь это не совсем даром, - говорю я. - Это так, ради дружбы. Дружба ведь дороже волшебного фонаря! Пусть это будет наша общая елка.»

(«Бенгальские огни».)

  1. В каком рассказе написан этот диалог?

- Знаешь, теперь выходит - я вор!

- Почему?

- Ну, я ведь чужой чемодан взял.

- Ты ведь по ошибке.

- Вор тоже может сказать, что он по ошибке.

- Тебе ведь никто не говорит, что ты вор.

- Не говорит, а ведь совестно. Может быть, тому человеку этот чемодан нужен. Я должен вернуть- Да как же ты найдешь этого человека?

- А я напишу записки, что нашел чемодан, и расклею по всему городу. Хозяин увидит записку и придет за своим чемоданом.»

(«Дружок»)

  1. Как звали этого мальчика и из какого рассказа взят абзац.

«Тут Нина Ивановна заметила одного самого маленького мальчика, который не кричал, не визжал, а тихо сидел на своем стульчике и со спокойной улыбкой смотрел на все это представление.»

(Славик Смирнов из рассказа «Бабушка Дина».)

  1. Как звали мальчиков и как назывался рассказ, из которого взяты эти строки?

«Бабушка прислонилась к калитке. Ноги у нее стали слабые. Она не знала, что скажет Ниночкиной маме о том, что Ниночка потерялась. Она хотела еще что-то спросить у Васи, но вдруг увидела на тротуаре двух мальчиков. Они быстро шагали по улице, а между ними семенила ногами маленькая девочка. Оба мальчика держали ее за руки, а она то и дело поджимала под себя ноги и, повиснув на руках у ребят, визжала от удовольствия. Вместе с ней смеялись и мальчики.»

(Валерик и Андрей, «И я помогаю».)

  1. В каком рассказе Н. Носова описывается эта печальная история с котом Мурзиком?

«Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ежика, и от этого Мурзик казался таким худым-худым, будто целую неделю ничего не ел.»

(«Карасик»)

  1. С кем и в каком рассказе приключилась эта история?

«Милиционер нагнулся и посмотрел под диван. Мальчик лежал ни жив ни мертв и во все глаза смотрел на милиционера. Милиционер даже свистнул от изумления:

- Так вот тут какой фокстерьер! Ты что под диван забрался, а? Ну-ка, вылезай, все равно попался!

- Не вылезу! - заревел мальчик.

- Почему?

- Вы меня в милицию заберете.

- За что?

- За старушку.

- За какую старушку?

- За которую я выстрелил, а она испугалась.

- Не пойму, про какую он тут старушку толкует? - сказал милиционер.

- Он на улице из пистолета стрелял, а мимо шла бабушка и испугалась, - объяснила Ира.»

(Сашка из рассказа «Саша».)

Планета ботаническая

Задание 1.

Заранее приготовлены два комплекта по 3 карточки и картинки с изображением цветов и злаков. Нужно заполнить клетки как можно быстрее: в одну карточку вписать растение из семейства злаковых, в другую - из семейства лилейных, в третью - из семейства сложноцветных.

(Ответы. Семейство злаковых - пырей, рожь, овес, рис, овсюг, они имеют семена в колосках. Семейство лилейных - лилия, гиацинт, нарцисс, гладиолус. Семейство сложноцветных - бодяг, одуванчик, ромашка, георгин.)

Задание 2.

Отгадывание загадок.

  1. Золотист он и усат,

В ста карманах у ребят. (Колос)

2. Встали в ряд богатыри,

Верно службу служат.

Голова у них внутри,

Борода снаружи. (Кукуруза)

  1. Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под ее мохнатой лапой

Светят матовые лампы. (Ландыш)

  1. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелек. (Одуванчик)

  1. На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

  1. Голова на ножке.

В голове горошки. (Мак или горох)

7. Долгоножка хвалится:

Я ли не красавица!

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня)

  1. Стоит он задумчивый

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнух)

Станция математическая.

Из белых листов бумаги вырезать пять одинаковых разверток куба, пять разверток параллелепипеда и одну трехгранную пирамиду, склеить и из геометрических тел сложить интересную композицию. (Для подготовленных классов можно усложнить задание, предложив найти общую площадь всех тел.)

Станция спортивная.

Задание 1.

Изобразите альпинистов, которые поднимаются на Эверест.

Задание 2.

Представьте, что вы маленькие обезьянки и выполните соответствующие движения.

Задание 3.

Изобразите движения спортивного вальса.

Станция песенная.

Каждая команда изображает двух - трех эстрадных певцов под фонограмму с песней, исполняемой артистом, которого нужно изобразить. (Оценивается похожесть и правдоподобность.)

Станция развлекательная.

Конкурс на самый интересный анекдот о школьной жизни.

(Подведение итогов занятия. Обязательно провести рефлексию занятия: как вы думаете, какая основная цель была у нашего занятия? (Дети должны догадаться, что это - сплочение коллектива, возможность проявить свои способности и этим принести пользу своей команде.)

Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

Цель: Формировать у детей бережное отношение к природе.

Подготовка к проведению.

Дети заранее рисуют по правилам поведения в природе запрещающие знаки, рисуют иллюстрации на тему: «Планета Земля в опасности!», пишут сочинение на темы: «Может ли человек навредить природе?», «Во всех ли водоемах и реках можно купаться?», «Почему на Земле становится меньше растений?», «Наше дачное лето» и т.д.

Мероприятие строится на содержании стихотворения авторов Бургуновой Ирины и Шацких М.А. (школа № 40 г. Воронежа.)

Учитель: Мы с вами собрались поговорить сегодня о проблемах загрязнения окружающей среды. Что мы имеем в виду под понятием «окружающая среда»?

- Вы учили на уроке музыки песню об окружающей среде. Давайте ее исполним.

- Что означает слово «экология»? (В «Толковом словаре русского языка» написано, что «экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде».)

- Никогда еще отношения человека и природы не были столь драматичны, как в последние пятьдесят лет. Никогда еще не подвергалась природа и сама Земля таким жестоким испытаниям, как в последние десятилетия. Испытание атомной и водородной бомб, авария в Чернобыле, применение различного оружия, выхлопные газы, искусственные удобрения, из недр Земли выкачивается нефть и газ. Еще не известно, чем все это обернется человеку.

1 ученик: Выпал первый пушистый снег. Он одел Землю в белый наряд. Снег блестит, искрится, его белизна слепит глаза. Воздух кажется чистым и прозрачным. Прошло время. Снег растаял.

2 ученик: В лесу вся земля нарядилась в голубое цветочное покрывало. Это распустились подснежники. Травка светло-зелеными перышками пробивается к солнцу сквозь прошлогоднюю листву. Набухают почки. Озимые хлеба тоже дождались тепла и пошли в рост. Веселый щебет птиц поднимает настроение. Деревья в садах оделись в белоснежный наряд. Кругом полно насекомых, особенно пчел.

3 ученик: А летом все бушует и цветет. Белоствольные березки вдоль дорог весело шелестят зелеными листочками, в садах поспевают ягоды и фрукты. Ребята бегут в лес и на речку. Наступила осень, лес оделся в разноцветный наряд. В полях, словно часовые на посту, встают стога сена и соломы.

4 ученик: Эти прекрасные картины природы почти невозможно увидеть в нашем родном городе. А что же окружает нас?

5 ученик: Выпал снег. И улицы стали посыпать песком и солью. Соль разъедает дороги, способствует засорению почвы.

6 ученик: В домах включили отопление. Тепло подается по тепловым сетям. Для его получения сжигают тонны природного топлива. Большие клубы дыма выбрасываются неочищенными в атмосферу города, загрязняя ее. И никого не наказывают, что нет очистительных сооружений для уничтожения гари, копыти у углекислого газа.

7 ученик: А когда снег сошел, все улицы покрылись мусором: пакеты, бумага, бутылки и прочее. И если бы не субботники по уборке территории, то утонули бы все в этом мусоре.

8 ученик: С началом дачного сезона тысячи автомобилей устремляются за город, загазованность воздуха в городе и за его пределами резко возрастает из=за неисправности автомобилей и грузовиков.

9 ученик: Когда растаял лед на водохранилище и реках, то горы мусора, масляные пятна отправились в путешествие по воде. Кроме того, в связи с плохим финансовым положением заводов, очистка сточных вод ухудшилась.

10 ученик: Городские парки и скверы все больше приходят в упадок. За ними порой не ухаживают, да и деревья в них постепенно вырубают, застраивая различные павильоны и торговые комплексы.

11 ученик: И только наша классическая поэзия природы служит гуманистическому делу, показывая, какие взаимоотношения с природой должны быть у человека.

- Вы писали сочинения на различные темы, каждый выбрал тему. Которая ему более близка и понятна, а к своему сочинению нарисовали иллюстрации. Теперь у каждого из вас есть возможность защитить свой проект, который объединяет общая тема: «Планета Земля в опасности». (Дети читают сочинения, поясняют свои иллюстрации, вывешивают запрещающие знаки и отвечают на вопросы своих одноклассников по избранной для сочинения теме. На это отводится 15 - 20 минут.)

Учитель: О проблемах загрязнения окружающей среды ученица 9 класса вместе со своей учительницей написали стихотворение. У каждого из вас по одному четверостишию, прочитайте выразительно, передайте интонацией основную мысль и тревогу авторов.

Уж двадцать первый век идет,

Шагает по планете.

Но череда экопроблем

Растет и крепнет в свете.

Я расскажу лишь об одной

Проблеме необычной.

О почве поведу рассказ,

Для всех, казалось бы, привычной.

Мы безмерно богаты,

В нашей области, в селах

Почвы самые лучшие,

Их зовут - черноземы.

Но спросите любого,

Что о почве он знает,

Пусть ответит толково,

Плечи пусть не сжимает.

И простой горожанин,

Рассмотрев почву в целом,

Черноземы не сможет

Отличить грешным делом.

Что такое почва?

Каждый должен знать.

Без нее не смог бы

Никто существовать

Струится теплый пар от почвы,

Идет дыханье от земли,

И удивительная сила

Дает растениям расти.

Ту силу называют плодородием.

Способна почва обеспечивать, друзья,

Растения питанием минеральным,

Водой, а корни воздухом всегда.

Она звено круговорота,

Веществ, энергии, пойми.

И без нее животным разным

Приюта просто не найти.

Что с тобою происходит,

Многострадальная земля?

Попытаюсь разобраться

В твоих проблемах я.

Почвы захламили люди,

Куда ни брось свой взгляд:

Всюду горы мусора

На тебя глядят.

Сводят до последнего

Все леса вокруг,

Чтобы деградации

Был прочнее круг.

Причины деградации -

Ветер и вода.

Вот два важных фактора

Эрозии, друзья.

Смотрю на русский чернозем.

Как уберечь тебя, приятель,

Чтоб гумус ты не потерял

И мехсостав был твой приятен.

Тебя уродуют машины,

Растенья истощают мощь.

Тебе б органики немного,

Смогла б она тете помочь.

Тебя сдувают суховеи,

Овраги делает вода.

Лесных полосок насажденья

Помочь пытаются тогда.

Они поглощают воду быстро,

Уменьшают буйных ветров прыть.

Сажайте всюду вы деревья,

Чтоб черноземы сохранить..

Шаг твой необдуманный

Всюду, посмотри.

Гибнут почвы, реки,

Животные, травы, кусты.

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно по лугу шагали.

В нас молчало понятие «стой»,

Почву мы уплотняли ногами,

Не познав в суете городской
что цветам умирать помогали.

Почва стала намного плотней,

Меньше воздуха внутрь поступает.

Дышат плохо все клетки корней,

И растенье, увы, погибает.

Надо помнить всегда и везде -

По тропинкам одним нам дорога.

Так мы почву не уплотним

И структуру улучшим немного.

И на сердце тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним родную природу,

Что осталась в наследство народу.

Не хозяева вроде,

Так природу мы губим,

Хоть гордимся богатством

И страну свою любим.

Давайте все объединимся,

И почву станем охранять,

Чтоб и будущие поколенья

Могли, сеять, косить и пахать.

Ведущий: О чем авторы рассказали нам и о чем хотели предостеречь?

- А как вы думаете, кто-нибудь из великих классиков писал о земле?

- Какие строки стихотворений по этой теме вы помните?

1 ученик: Г. Державин, отрывок из стихотворения «Похвала сельской жизни».

Но садит он в саду своем

Кусты и овощи цветущи;

Иль диких древ, кривым ножом

Обрезав пни, и плод дающи

Черевья прививает к ним.

2 ученик: Ф. Тютчев.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

3 ученик: А. Кольцов.

Один я в темной тишине,

Оставив свой семейный круг,

С раздумьем сердца в глубине

Иду на освеженный луг;

На нем я с новою отрадой

Дышу вечернею прохладой,

И, с новой радостью земной,

Веду беседы я с луной…

  1. ученик: А. Кольцов.

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зернышку сготовим

Колыбель святую.

Его вспоит, вскормит

Мать-земля сырая;

Выйдет в поле травка -

Ну! Тащися, сивка!

Выйдет в поле травка -

Вырастет и колос,

Станет степь рядиться

В золотые ткани.

5 ученик: А. Кольцов.

Весною степь зеленая

Цветами вся разубрана,

Вся птичками летучими -

Певучими полным-полна.

  1. ученик: М. Лермонтов.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

  1. ученик: А. Жемчужников.

Чем дольше я смотрю, тем шире и сильнее

Все разрастается к тебе моя любовь…

…Землею пахнет!.. Я - твое, земля созданье, -

И нет иного мне милей благоуханья.

Учитель: Какова основная мысль всех этих отрывков из стихотворений?

- Давайте еще раз обобщим, как же должен человек относиться к природе, почве в том числе?

- Почему же мы - люди - восхищаемся красотой природы, а сами не соблюдаем даже элементарную чистоту по отношению к ней? Вытоптанные цветы, разбросанный мусор, сломанное деревце, прорывы нефтепроводов, утечка газа, промышленные выбросы в воздух, воду и землю, плохая питьевая вода, загрязненный воздух, которым мы дышим - эти «мелочи»уносят тысячи человеческих жизней, угрожают здоровью людей. Нам кажется, что ответственность перед будущим поколением за охрану окружающей среды лежит на каждом жителе нашей планеты, на каждом из нас с вами. Так давайте беречь нашу Землю и ее основное богатство - природу.


© 2010-2022