Методическое пособие Нравственная и правовая культура как основа развития гражданственности на занятиях начальной военной подготовки

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Методическое пособие "Нравственная и правовая культура как основа развития гражданственности на занятиях начальной военной подготовки"  предназначено для учителей общеобразовательных школ ,лицеев и ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі Солтүстік

Қазақстан облысы әкімдігінің «Петропавл қаласынын машина жасау колледжі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение «Машиностроительный

колледж города Петропавловска» акимата Североазахстанской

области министрества образования и науки Республики Казахстан








Методическое пособие


ТЕМА: Нравственная и правовая культура как основа развития гражданственности на занятиях начальной военной подготовки


















Петропавловск,2014

Введение

Образование в современном мире выступает важнейшим фактором государственной безопасности и социальной стабильности.

В законодательных и нормативных актах, регламентирующих процессы управления образовательной системой Республики Казахстан, в числе ведущих закономерно выдвигается задача демократизации образования, без решения которой невозможно построение и развитие гражданского общества, создание условий для всестороннего личностного развития. В этих условиях неизмеримо возрастает роль обновления и создания социально-педагогических программ и проектов, направленных на формирование гражданственности как общенациональной ценности. Показательно в данном отношении то, что воспитание гражданственности и любви к Родине выступает одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Как показывает анализ современной педагогической литературы (А.В.Беляев, С.А.Галкин, Н.В.Мазыкина, А.Ф.Никитин, Н.А.Савотина, И.В.Суколенов, Г.Н.Филонов и др.) реальный потенциал гражданственности межсубъектных отношений может быть достигнут и действенно раскрыт в процессе гармоничного взаимодействия, на основе общепринятых норм права и морали, государственных и общественных институтов, обеспечивающих формирование гражданского общества.

Формирование гражданской культуры личности требует переориентации всей системы образования на новую гражданскую парадигму, предполагающую приоритетность гражданского знания как социокультурного компонента общего и профессионального образования. Гражданская культура - это синтез многообразных видов деятельности человека, она является ведущим звеном общей культуры, системы духовных и моральных ценностей.

Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное воспитание детей в учебном заведении - систематическая и целенаправленная деятельность педагогов по формированию у детей патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Республики Казахстан.

Нравственная и правовая культура, являясь критериями качества правовой и духовно-нравственной жизни, оказывает существенное влияние на происходящие в Казахстане социально-политические процессы: правотворчество, реализацию законов, функционирование механизма государства, принципы и методы деятельности органов власти, формирование правосознания, культурного пространства, уровень жизни населения.


1 Развитие гражданственности студентов как педагогическая проблема

1.1 Сущность и понятие «гражданственности» в современной науке и практике

Анализ основных исследований по проблеме гражданственности в широком системном культурно-историческом контексте показывает, что впервые в педагогике гражданское воспитание выступило в качестве специального предмета изучения в начале XX века в работе немецкого педагога и философа Георга Кершенштейнера «Понятие гражданского воспитания», который предложил программу воспитания гражданских качеств людей в процессе обучения и производительного труда.

В работах Л.И. Петражицкого, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского подчеркивалась важность освоения подрастающими поколениями основных элементов социального опыта в процессе и в результате вовлечения молодых людей в общественные отношения, в общественно-необходимую деятельность, сопряженную с формированием гражданского сознания, гражданских убеждений, взглядов, отношений к явлениям жизни и людям. В трудах современных ученых (Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляева, В.А. Баркалова, А.С. Гаязова, И.М. Дуранова, Т.Б. Журавлевой, А.В. Иващенко, Б.Т. Лихачева, В.Н. Маркина, Н.Д. Никандрова, И.В. Суколенова, В.А. Сластенина, Н.М. Таланчука, Г.Н. Филонова и др.) воспитание гражданственности также рассматривается как формирование важного интегративного личностного качества.

Педагогические воззрения на природу гражданственности и её воспитание формировались в русле мировой науки на каждом историческом этапе её развития, в частности: философии средневековья (Аврелий, Августин, Фома Аквинский и др.); эпохи Возрождения (Э. Роттердамский, М. Монтень и др.); эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо и др.); материалистических учений конца XIX века (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.); а также в русле психологических направлений: индивидуальной психологии (А. Адлер, К. Хорни); психологии экзистенциальной (Р. Мэй, В.Франкл); психологии гуманистической (А. Маслоу, К. Роджерс); психологии когнитивной (Ж. Пиаже, Г. Олпорт); психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг); психологии поведения (Дж. Уотсон, Э.Толмен); психологии социальных ролей (Э. Берн, М. Холл); психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев) и др. Эти воззрения отражали основные позиции, равно как основные взгляды представителей разных наук на гражданское воспитание, которые выделяли специфичные для каждой из наук особенности как самого феномена гражданственности, так и процесса гражданского воспитания.

Анализ процесса становления феномена гражданственности свидетельствует о том, что исследователи акцентируют внимание на личностных аспектах развития человека как гражданина и отражают определенный уровень его социального развития.

По мнению Николаев Г.Г. формирование гражданственности как актуальной педагогической задачи современности соотносится с общей концепцией развития личности. В процессе гражданского воспитания она выделяет три этапа:

1. Развитие познавательных функций личности, позволяющих получать знания и формировать представления об условиях жизнедеятельности в условиях гражданского общества и государства.

2. Становление системы отношений к себе как к личности, к себе как к гражданину, к гражданскому обществу и государству, к гражданским правам и обязанностям.

3. Проявление личностью гражданских качеств как устойчивого психического образования, необходимого для успешной адаптации и личностного роста [2].

Гражданственность отражает жизнь человека как гражданина с ее условиями, ориентирует на выявление ценностно-смысловой регуляции поведения, особенностей личного, гражданского и профессионального становления.

Представим сущность рассматриваемых понятий в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ базовых понятий исследования


Понятие

Автор

Определение

Гражданин

Е.А. Казаева

[3, с. 52].

- человек, идентифицирующий себя по определенным признакам с обществом и государством, поддерживающий и развивающий устойчивые культурные связи, проявляющиеся во взаимных правах и обязанностях и способствующие поступательному развитию как личности, так и общества и государства в целом.

Гражданин

Рябкова Н.Г.

[4, с.58].

-гражданин - не только лицо, наделенное совокупностью прав и обязанностей в соответствии с законами государства, частью которого он является, но и сознательный член общества, заботящийся о его благе, осознающий ответственность передним, обладающий гражданскими качествами.

Гражданин

А.П. Жигадло

[5, с. 126].

-личность, имеющая право на собственное знание, волеизъявление, благо и ответственная перед обществом и государством. Человек становится гражданином в силу и по мере развития самосознания, постижения духа своего народа.

Гражданствен-ность

Л.Н. Боголюбов

[7, с. 12].

- умение реализовывать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан; способность к диалогу с властными структурами, понимание юридических и моральных обязанностей перед обществом и государством; критическое и преобразующее отношение к социальной действительности.

Гражданствен-ность

В.А. Сластенин

[8, с. 306].

- интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Гражданствен-ность

Г.Ф. Гаврилычева

[9, с. 87].

- считала, что личность немыслима вне нации, без осознания консолидирующей роли народа, ибо его национальное самосознание зиждется на ощущении и понимании сокровенной причастности к многонациональной родине и чувстве ответственности за ее судьбу.

Гражданская позиция

Г.А. Федотова

[10, с. 30].

- интегративная система отношений к государству, праву, обществу и себе.

Гражданская позиция

А.В. Комаров

[11, с. 44].

- совокупность исходных, базисных оценок и отношений .

Гражданская позиция

Н.Ю. Дьяченко

[12, с. 37].

- интегративная характеристика личности .

Гражданская позиция

Э.Ф. Зеер

[13, с. 67].

- социальный или идейно-нравственный критерий сформированности личности.

Гражданская позиция

А.Я. Данилюк

[14, с. 30].

- внутренняя установка, ориентация на определенную линию гражданского поведения, отражающая субъективное отношение к обществу и государству.

Гражданская позиция

О.Н. Прокопец,

Л.И. Судакова,

И.В. Молодцова

[15, с. 11].

- интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, эмоционально-нравственных характеристик, проявляющихся в конкретных делах и поступках.

Гражданская позиция

Т.А. Михейкина

[16, с. 20].

- динамически формирующаяся и развивающаяся совокупность качеств личности гражданина.

В настоящее время важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе, с новыми ценностями, взглядами на жизнь, в связи с демократизацией и гуманизацией. Для этого каждому члену общества нужны знания, умения и навыки, определяющие отношение к обществу, а также сформированность демократических принципов и их реализация в общении, желании и готовности осуществлять социально полезные действия.

Гражданственность является приоритетной ценностью, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достичь человеческого совершенства.

Таким образом, в период обучения в колледже следует стремиться к развитию в каждом студенте гражданских качеств, определяющих меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Это предполагает воспитание высокого уровня самосознания, самоуважения, собственного достоинства, независимости суждений, способности к ориентировке в мире духовных ценностей и ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки и т.д. Воспитание гражданственности как интегративного качества личности позволяет человеку ощущать себя социально, нравственно, юридически и политически дееспособным.

1.2 Нравственная и правовая культура как основа развития гражданственности студентов колледжа.

Нравственно-правовая культура - это продукт нравственно-правовой деятельности студентов. Она включает в себя системную характеристику правовых и нравственных явлений, концентрацию нравственно-правовых взглядов, целостность реально функционирующей и развивающейся системы воспитания [17].

Уровень культуры обусловлен не только познанием, он является результатом деятельности в целом. Нравственно-правовая культура - это прежде всего степень овладения моралью и правом в его общественно-значимой деятельности. Она выражается в нравственных и правовых идеях, политическом развитии людей, их нравственно-правовых отношениях.

Принято выделять два уровня нравственно-правовой культуры: творческий и личностный. Это означает, что уровень культурности обусловлен не только познанием, но является результатом деятельности в целом.

Она имеет определенные структурные составляющие:

- знание и понимание принципов и норм морали и права;

- уважение к праву и морали;

- убежденность в справедливости законов и норм; привычка соблюдать нравственно-правовой порядок [18].

Нравственная культура - умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения [19].

Гражданско-патриотическая, правовая культура и поликультурность должна формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять негативным проявлениям в молодежной среде.

В этом виде воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, поликультурное направления воспитания. В основе поликультурного воспитания лежит Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Особое место должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, истории обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и т.д., то ведет к воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру [20].

Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.

Другое образовательное требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.

Гражданско-правовое образование в школе является важнейшим направлением воспитания и развития у старшеклассников гражданственности, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания.

К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у школьников лучших личностных черт и качеств. Воспитание таких жизненно важных черт как доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, этические нормы поведения в семье и в обществе.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

Показателями уровня патриотического воспитания школьников являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.

Активная жизненная позиция старшеклассника, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

Формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в колледже и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни колледжа и нашего демократизирующегося казахского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания молодежи, система гражданско-правового воспитания старшеклассников в школе должна охватывать весь период их обучения [21].

В результате гражданско-правового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважительное отношение к старшим, любовь к семье и др.

В условиях демократизации казахстанского общества большое значение имеет формирование поликультурной личности, ориентированной на познание своей традиции, ценностное отношение и уважение к культуре других народов, умение строить отношения с людьми, основанных на взаимном доверии и признания ценностей, особенностей национальной и общечеловеческой культуры.

Духовно-нравственная культура предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества. Воспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры казахстанского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную казахстанскую интеллигенцию всегда отличало высокое осознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура [22].

Интеллигентность является мерой культуры и воспитанности человека. Подлинно культурный человек - это свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний принципов и категорий нравственной культуры (обал, канагат, сауап, добро, любовь, добродетельность, и др.), убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека [23; 24].












2. Методический аспект развития нравственной и правовой культуры на занятиях НВП

2.1 Анализ программных требований по предмету НВП

Основанием для организации и проведения начальной военной подготовки молодежи в организациях образования Республики Казахстан являются:

Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, от 30 августа 1995 г. № 2441; от 11.06.01 г. № 207-И «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования»; от 14 ноября 1995 г. № 2635 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» и др.

Положение о начальной военной подготовке молодежи, утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2013 г. № 118 «Правил подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы начальной военной подготовки».

Совместный приказ Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан от 14 сентября 1998 г. № 490, Министерства обороны Республики Казахстан от 14 сентября 1998 г. № 166, Председателя Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 14 сентября 1998 г. № 198 «О совершенствовании изучения начальной военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях Республики Казахстан».

Приказ Министерства образования и науки от 28 сентября 2009 г. № 653 «О внесении дополнений в учебную программу начальной военной подготовки».

Начальная военная подготовка является составной частью государственной системы подготовки граждан Республики Казахстан к военной службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Начальная военная подготовка является обязательным предметом изучения учащейся молодежи допризывного и призывного возраста в общеобразовательных школах всех типов, средних специальных учебных заведениях (колледжах) и профессионально-технических школах (профессиональных школах) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Начальная военная подготовка молодежи проводится в целях:

-изучения молодежью положений Конституции Республики Казахстан, основ обороны государства;

-изучения роли Вооруженных Сил Республики Казахстан, их характера и особенностей, значения воинской службы как почетной обязанности граждан Республики Казахстан, основных требований военной присяги, уставов Вооруженных Сил Республики Казахстан;

-ознакомление с вооружением и военной техникой воинских частей, с размещением и жизнью личного состава;

-приобретения необходимых военных знаний и практических навыков;

-освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.

Военно-патриотическое воспитание тесно увязывается с начальной военной подготовкой и должно способствовать лучшему овладению молодежью военным делом, средствами и способами защиты в чрезвычайных ситуациях. [25].

На изучение начальной военной подготовки общеобразовательных колледжах отводится 68 учебных часов на учебный год.

Занятия по начальной военной подготовке проводятся в объеме 2 -х часов в неделю во время всего периода обучения.

Начальная военная подготовка осуществляется как на теоретических, так и на практических занятиях. Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Практические занятия направлены на закрепление изучаемого материала с использованием вооружения и военно-технического имущества, приборов и другого оборудования.

Содержание и структура учебного предмета включает вводное занятие, главы по основам военного дела, гражданской обороне и медицинских знаний.

При проведении вводного занятия особое внимание обращается на роль подготовки молодежи к военной службе и защите Республики Казахстан, на необходимость концентрации моральных, нравственных, психологических и физических сил для выполнения требований учебной программы начальной военной подготовки.

Основы военного дела являются базовой частью учебной программы начальной военной подготовки, и состоит из следующих глав:

- Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан;

- Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан;

- Тактическая подготовка;

- Огневая подготовка;

- Строевая подготовка;

- Военная топография [25].

Современные уроки НВП в коллежде направлены на:

Формирование образовательных компетенций на уроках НВП, основанных на главных целях общего образования, в том числе:

- Ценностно-смысловые компетенции. Т.е. прослушивая цикл уроков, студенты определяют для себя жизненные ценности и приоритеты, связанные с понятием Родины, гражданского долга, патриотизма. Данная группа компетенций связана с мировоззрением учащегося, его самоориентированием в окружающем мире, осознанием своего предназначения в этом мире, осознанием своей роли и цели в жизни, выбором жизненных приоритетов. Данные компетенции вырабатывают самоопределение студента в его учебной и внеклассной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория также связана с ценностно-смысловыми компетенциями. Это же можно сказать о будущем планировании жизнедеятельности студента.

- Общекультурные компетенции связаны с формированием духовно-нравственных основ жизни. Эти компетенции также формируются в цикле уроков, связанных с историей становления государственности Казахстана, историей ВОВ и т.д. Общекультурные компетенции студента связаны с его самоориентированием в рамках общечеловеческой культуры с учетом национальных особенностей культуры. Это формирование и развитие духовно-нравственных основ жизни конкретного учащегося и его окружения, человечества в целом. Это возведение во главу угла семейных ценностей, культурных традиций его народа. Это ознакомление студента с различными общественными и социальными явлениями, осознания роли науки и религии в жизни человека, опыт освоения студентом научной картины мира в динамике его прогрессивного развития. Умение анализировать явления от местных локальных до явлений всечеловеческого масштаба. В данной группе компетенций особенно видна роль начальной военной подготовки в связи с такими науками, как история, обществознание, религиоведение, литература.

- Учебно-познавательные компетенции. Данная группа компетенций связана с познавательной деятельностью студента на уроке НВП, где присутствуют элементы логической деятельности студента, общеучебной деятельности в соотношении с реальными познаваемыми объектами. То есть студент формирует креативные навыки продуктивной деятельности; поставленный в условия проблемной ситуации ему приходится добывать знания, опираясь на реальный опыт, на эвристические методы решения проблем, принимать решения в нестандартных ситуациях. К учебно-познавательным компетенциям относятся понятия: организация целеполагания, анализ, оценка, самооценка деятельности, планирование деятельности, рефлексия.

- Информационные компетенции. Это современные компетенции, основанные на использовании современных информационно- коммуникационных технологий, а также владение современным техническим оборудованием, присутствующим в учебных заведения (интерактивная доска, персональный компьютер, лингафонное оборудование, принтер, Интернет и так далее). Информационные компетенции - это умением работать с информацией, умение ее находить, анализировать, отделять главное от второстепенного, систематизировать, преобразовывать в соответствии с поставленной целью, сохранять и уметь сделать ее презентацию. Данные компетенции очень важны на уроках НВП, так как обеспечивают навыки деятельности студента в отношении информации, касающейся окружающего его мира. То есть в данном случае мы снова сталкиваемся с прикладной ролью предмета НВП, который является связующим звеном между студентом и окружающим его миром.

- Коммуникативные компетенции. Освоение коммуникативных компетенций также важно для студента, для его социализации в современном мире. В понятие коммуникативных компетенций входят: навыки работы в коллективе, умение сотрудничать, знание языков, умение дискутировать, быть толерантным, умение избегать конфликтов и находить выход из конфликтной ситуации.

- Социально-трудовые компетенции также тесно связаны с реальной жизнью студента. Это осознание студента себя в роли гражданина страны, участника коллектива колледжа, владение социальными ролями. Социально трудовые компетенции проявляют себя в области семейных отношений, в области профессионального ориентирования, в области экономики и права. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития студента. Формирование этих компетенций регулируется конкретными интересами и возможностями студента, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [26].

2.2 Современные подходы формирования нравственной и правовой культуры студентов на уроках НВП

Курс начальной военной подготовки был и остается важной составляющей образовательного процесса. Как и любой другой урок, урок НВП должен быть современным, ярким, насыщенным, запоминающимся и для студента и для преподавателя. Готовясь к очередному уроку, продумывая его этапы, любой преподаватель заранее продумывает методы и формы проведения урока, элементы педагогических технологий, которые он будет применять, какие компетенции он предполагает выработать у студентов в процессе урока (цикла уроков), каков будет метод общения и управления классом в процессе урока (классный менеджмент) и так далее. Все эти понятия подчиняются целям урока и вытекающим из них задачам урока. Качественный урок - это хорошо продуманный урок, оформленный в поурочный план. Урок НВП имеет свои особые характеристики в сравнении с другими уроками колледжского цикла, а именно, в отличие от таких предметов, как, например, математика, химия, он пригодится студенту не столько в его будущей профессии, сколько в повседневной жизни, нынешней и будущей. Урок НВП имеет скорее прикладной характер. На его прикладном характере будут основываться цели урока, и эта его особенность является связующей нитью урока НВП со всеми остальными предметами.

Современная методика преподавания НВП должна включать в себя не только нестандартный, творческий урок, но и обширную внеклассную деятельность, кружковую работу.

В процессе проведения уроков НВП целесообразно использовать новые подходы к преподаванию начальной военной подготовки:

  1. Применение инновационно-коммуникационных технологий, в том числе презентаций, интерактивной доски, возможностей мультимедиа, дистанционные конференции, конкурсы и т.д.

  2. Структуризация индивидуальной образовательной траектории каждого студента, т.е. выстраивание индивидуальной работы с каждым студентом, исходя из его возможностей, потребностей, интереса и т.д. Т.е. что это значит? Не каждому студенту дано, к примеру, быстро и четко разбирать автомат Калашникова. Для меня это означает лишь то, что я должен, исходя из интересов студента, подобрать ему такой вид деятельности, где он может полностью себя проявить и раскрыть, стать лидером именно в этой конкретной сфере. В этом и есть смысл, на мой взгляд, личностно-ориентированного обучения, о котором мы столько говорим.

  3. Важность использования рефлексивного осмысления студентами на уроках патриотического воспитания. То есть, студент должен понять, для чего это ему нужно, где он сможет это использовать, какая от этого польза, что нового и полезного он узнал для себя, с какими трудностями он столкнулся, как эти трудности были преодолены и т.д. Нужно отметить, что данный метод еще мало практикуется преподавателями. И, тем не менее, мы должны четко осознавать, что владение данной методикой помогает нам выявить ошибки, промахи, недостатки, а также и положительные моменты, что позволит в будущем скорректировать свою деятельность.

  4. Внеклассная работа, как одна из форм патриотического воспитания студентов, в т.ч. встречи студентов с ветеранами-афганцами, проведение тематических мероприятий о ВОВ, походы, соревнования по военно-прикладным видам спорта, туристические поездки к местам боевой славы, участие в слетах ЮИД, конкурс песни и строя и т.д.

  5. Участие в международных дистанционных конкурсах, в том числе в дистанционных эвристических олимпиадах по военному делу.

  6. Применение на уроках эвристических заданий.

Немного о целесообразности внедрения ИКТ на уроках начальной военной подготовки, их важности в формировании компетенций студента. Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у студентов, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у студентов познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между различными предметами -естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе:

- Рост уровня самостоятельности и самодеятельности студентов на уроке;

- Положительное отношение студентов к предмету НВП, к преподавателю, друг к другу;

- Обозначение объективной направленности деятельности студентов на развитие своей личности;

- Появление и рост у студентов познавательного интереса;

- Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.

Для эффективного формирования нравственной и правовой культуры студентов на уроках НВП предлагаю использовать интерактивные методы обучения.

Спектр интерактивных методов чрезвычайно широк. По целевой ориентации среди них могут быть выделены:

- дидактические, позволяющие сформировать познавательные практические умения, организовать различные виды учебной деятельности;

- воспитывающие, направленные на развитие нравственно-этических, волевых и других качеств обучаемых;

- контролирующие, ориентированные на реализацию контрольно-оценочной функции.

Методологической основой интерактивных методов является теория познания. Учебная проблема может быть выражена в форме задания, которое прежде всего активизирует его познавательную деятельность, например тренинг, дискуссия, деловая и дидактическая игра, презентация, составление кейса, разработка индивидуального и группового проектов и т.д.

Высшей степенью активности и познавательной самостоятельности обучаемых в процессе овладения языком, речью является формирование навыков исследовательской работы. Получив исследовательскую задачу студенты оказываются перед необходимостью самостоятельно поставить проблему по данной задаче, анализировать, разрешать ее. Помощь преподавателя здесь состоит в руководстве познавательной деятельностью студентов. Личность преподавателя является также мотивационным фактором. Поэтому благодаря интерактивным методам обучения преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Методы обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия студентов и преподавателя в процессе обучения.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с препродавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Рассмотрим некоторые интерактивные методы обучения:

1. Творческие задания. Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда - бесчисленное множество) «правильных ответов». Часто «правильный ответ» неизвестен даже педагогу. Примерами творческих заданий могут служить: подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках, решение проблемы, обсуждение дискуссионного вопроса. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует студентов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех студентов образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

- не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

- является практическим и полезным для студентов;

- связано с жизнью студентов;

- вызывает интерес у студентов;

- максимально служит целям обучения.

Если студенты не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения (например, сделать подборку статей из газет по определенной тематике), а затем все более сложные задания. Ступени роста студентов участники одного семинара описали следующим образом:

- сначала - простой исполнитель ролей (простых - средних по сложности - сложных);

- затем - режиссер, который может сам участвовать в распределении ролей, а не только в их исполнении;

- в заключение - еще и сценарист, принимающий участие в написании сценария занятия.

Каждая ступень требует определенной зрелости от студента, но в то же время предоставляет творческую свободу, наделяет большим смыслом и интересом весь процесс обучения, а поэтому бывает максимально эффективной.

Например, при использовании метода «студент в роли преподавателя» студент является и сценаристом, и режиссером, и исполнителем роли. Эффект такого занятия для студента трудно переоценить. В то же время не все студенты готовы быть сценаристами. Для некоторых студентов максимальной задачей может быть качественное исполнение простых ролей.

2. Работа в малых группах. Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.

В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую студенты не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один-вдвоем-все вместе» для быстрого взаимодействия.

Одним из способов дать им возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение «наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет «наблюдателей» дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. «Наблюдатели» должны отмечать признаки определенного поведения, заранее описанного преподавателем, и определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме.

В ходе работы группы «наблюдателям» стоит обращать внимание на следующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблемными:

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом студентов, включая туда сильных, средних и слабых студентов, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Студенты проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между студентами.

Способы распределения студентов по группам: существует множество способов распределения студентов по учебным группам. Вот лишь некоторые из них:

- возможно заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы. В этом случае преподаватель контролирует состав группы.

- наиболее простой способ произвольного распределения - попросить студентов рассчитаться «на первый-второй...» по числу групп (например, если во взводе 28 человек, а Вы хотите разбить его на группы примерно по 5 человек, то Вы можете создать 6 групп, причем 2 из них получатся по 4 человека). После расчета первые номера образуют первую группу, вторые - вторую и так далее. Вместо номеров можно использовать цвета, времена года, страны и т.д.;

- по позиции (или желанию) студентов.

- объединение в четверки две ближайшие пары, повернуть стулья студентов, сидящих за нечетной партой. Возможно, до начала занятия расставить столы и стулья таким образом, чтобы студенты сразу образовали нужные группы.

Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствует достижению студентами мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем студентам поработать с разными людьми и узнать их.

При работе в малой группе студенты могут выполнять следующие роли:

- Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

- Регистратор (записывает результаты работы);

- Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

- Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);

- Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

- Наблюдатель (см. роль наблюдателя выше, п. 2; кроме того, наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

- Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, студентов следует поменять ролями.

3. Студент в роли преподавателя. Этот прием - своеобразная ролевая игра. Она применяется в различных ситуациях. Студент может подготовить рассказ о новом материале, выступить в роли организатора интерактивного упражнения, заменив педагога. Как видно из «Пирамиды обучения», этот прием является одним из самых эффективных средств обучения. Во многих колледжах в определенный день старшекурсники идут во все младшие курсы колледжа и проводят там занятия.

Однако прием «студент в роли преподавателя» требует серьезной подготовки студента и определенных способностей, поэтому не все студенты смогут выполнить такую нагрузку (хотя грамотное распределение ролей при использовании этого метода может вовлечь всех студентов). Частным и более щадящим случаем приема «студент в роли преподавателя» служит метод «каждый учит каждого».

4. Каждый учит каждого. Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что студенты учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга - это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. (см. также «Пирамиду обучения»). Студенты также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность студентам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с однокурсниками.

При проведении предварительно готовятся карточки по количеству участников (можно приготовить карточки с запасом). На карточках можно написать определения понятий, описание концепций, факты, т.е. ту информацию, которая является предметом изучения. Информации должно быть немного - до 3-4 предложений. Содержание карточек может повторяться.

При проведении необходимо раздать по одной карточке каждому участнику, попросить их внимательно прочитать текст. При этом необходимо убедиться в том, что все студенты понимают смысл текста.

Принцип этого метода - каждый попеременно является студентом и преподавателем.

Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал (спросить, что непонятно, и попросить его пересказать суть новой информации).

Каждый участник свободно передвигается по аудитории. Встретив другого участника, он спрашивает, известно ли собеседнику то определение, понятие, которое записано в карточке первого участника; если известно, то первый участник просит второго объяснить это определение (понятие) и сравнивает с объяснением в своей карточке. Если ответа нет или ответ требует уточнений, первый участник сам сообщает определение из карточки и просит второго своими словами повторить новую информацию.

Затем участники меняются ролями. Теперь первый участник выступает в качестве студента, а второй - спрашивает или объясняет ему новый материал из своей карточки.

Беседа каждой пары продолжается 2-3 минуты.

Затем участники расходятся и встречаются с другими студентами, образуя новые пары.

Задача участника - обучить как можно больше людей и самому усвоить как можно больше информации.

Объявляется начало упражнения (если число студентов нечетное, преподаватель сам тоже участвует в игре).

Подведение итогов. Преподаватель опрашивает нескольких студентов. Можно предложить кому-нибудь из студентов обобщить всю информации или ее часть в форме связного рассказа. Целесообразно записать ответы на доске в форме плана усвоения нового материала (опорного конспекта) с последующим перенесением в тетрадь.

5. Займи позицию (Шкала мнений). Этот метод - хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать студентам возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его можно также использовать в конце урока для оценки понимания студентами данной темы.

Рассматривая полярные позиции по дискуссионной проблеме, студенты:

- знакомятся с альтернативными позициями;

- прогнозируют, какие последствия для общества и для отдельных людей будут иметь индивидуальные позиции и политические решения;

- на практике используют умение отстаивать свою позицию;

- на практике учатся выслушивать мнения других;

- получают дополнительные знания по теме.

Порядок проведения: предварительно формулируется дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы.

При проведении преподаватель задает аудитории дискуссионный вопрос и дает студентам время подумать над их позицией по этому вопросу, затем просит отдельных или всех студентов подойти к «шкале мнений» и занять позицию - т.е. встать у соответствующего их мнению варианта ответа.

Преподаватель объясняет правила упражнения:

- уточните свою позицию (например: «я за смертную казнь, но только в исключительных случаях»);

- объясните, почему вы заняли эту позицию;

- при ответе можно использовать ПОПС - формулу: позиция - обоснование - пример - следствие;

- каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции;

- в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.

Можно использовать прием парафраза (активного слушания). Преподаватель просит участников, занимающих разные позиции, повторить, как они поняли аргументы другой стороны.

Подведение итогов.

1. Оцениваются аргументы участников (особенно это полезно сделать в том случае, если только часть студентов занимала позицию; в этом случае оценку должны давать другие студенты). При оценке участников просят назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны, а также те аргументы, которые остаются обоснованными, заставляют более глубоко задуматься, волнуют студентов.

2. Анализируются количественное соотношение сторонников разных позиций, сравнивается это соотношение с общественным мнением.

3. Обсуждается, при каких условиях возможно изменение позиции.

В заключение преподаватель должен рассмотреть возможные последствия позиций.



Заключение


Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Одной из главных задач является формирование у подрастающего поколения нравственной и правовой культуры как основы развития гражданственности на занятиях НВП. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов лучших личностных черт и качеств. Воспитание таких жизненно важных черт как доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, этические нормы поведения в семье и в обществе.

Критериями эффективности учебно-воспитательной работы по формированию гражданственности у старшекурсников являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

В свете этих задач повышается значимость развития гражданственности молодежи, так как именно гражданственность должна внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.





Список использованной литературы:


1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 // pm.kz

2. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. (13. 00. 01) - Екатеринбург, 1999. - 23 с.

3. Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего преподавателя. - М.: Сфера, 2010. - 440 с.

4. Рябкова Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: Монография. - Петропавловск-Камчатский, 1998. - 311 с.

5. Жигадло А.П. Строить гражданское общество // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 126.

6. Гражданин России: отечественные традиции образования и современность: материалы форума (23-24 августа 2007 г) / Сост. А.В. Колобов, Н.А. Гоголин, Л.А. Минаева. - Пермь, 2007. - 287 с.

7. Боголюбов Л.Н. Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - № 4. - С. 17-22.

8. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений . - М.: Академия, 2002. - 576 с.

9. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3-9; № 4. - С. 3-7.

10. Федотова Г.А. Формирование гражданской позиции студентов технического вуза: Монография. - Великий Новгород, 2009. - 136 с.

11. Комаров А.В. Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников в историко-краеведческой деятельности: из опыта экспериментальной работы // Право в школе. - 2006. - № 3. - С. 61-62.

12 . Дьяченко Н.Ю. Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения сегодняшней школы // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2006. - № 6. - С. 6-7.

13. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург: РГППУ, 2002. - 126 с.

14. Данилюк А.Я. Роль образования в формировании гражданского общества // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 42-70.

15. Молодцова И.В. Становление гражданской позиции старших подростков: автореф канд. пед. наук. - Красноярск, 2007. - 22 с.

16. Михейкина Т.А. Формирование гражданской позиции старшеклассников интернатных учреждений. Автореферат на соискание канд. пед. Наук. - Саранск, 2009. - 21 с.

17. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Педагогика, 1988. - 240 с.

18. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. - М.: Просвещение, 1967. - 430 с.

19. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. - М.: Наука, 1994. - 380 с.

20. Чудный B.C. Система военно-патриотического воспитания студентов старших классов во внеклассной и внешкольной работе. - М., 1968. - 200с.

21. Иванов В.Н. Военно-патриотическое воспитание личного состава Вооруженных сил. Опыт, проблемы и пути их разрешения, 1985-1991 гг. : автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1996. - 22 с.

22. Волокитин А.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Военно-профессиональная ориентация студентов 10-11 классов // под ред. А. А. Волокитина. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.

23. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание студентов на занятиях по начальной военной подготовке. - М.: Просвещение, 1985. - 239 с.

24. Злыгостев Ю.К. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи во внеурочной и внешкольной работе. - М., 1986.- 141с.

25. Аманжолов К.Р., Тасбулатов А.Б., Майхиев Д.К. Начальная военная подготовка. Программы для 10-11 классов общеобразовательной школы. - Алматы: Казахская академия образования им. Ы. Алтынсарина, 2006. - 50 с.




1


© 2010-2022