Левитан - певец русской природы

Классный час из серии "Красота в картинах русских художников". В конспекте представлены: цели, предварительная работа к классному часу, обеспечение классного часа. В ходе классного часа обучающиеся знакомятся с жизнедеятельностью и творчеством русского художника. Дается описание многим картинам Исаака Левитана, раскрываются интересные случаи из его жизни. Классный час направлен на формирование у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к родной природе. Сценарий классного часа может б...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

«Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж»

(гБоу спо РО «нпгк»)

СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА



Дата проведения:

28.01.2014 г.

Тема:

«Левитан - певец русской природы» (из серии «Красота в картинах русских

художников»)

Куратор:

Батухова Елена Николаевна

Участники классного часа:

студенты группы 01.070602

Цели классного часа:

  • познакомить студентов с творчеством русского художника Левитана;

  • воспитывать у студентов любовь к русской живописи;

  • развивать у студентов чувство прекрасного;

  • способствовать формированию у студентов активной жизненной позиции по отношению к родной природе.

Предварительная подготовительная работа:

Студентам предлагаются различные задания:

  • поиск информации о художнике;

  • поиск репродукций картин - пейзажей;

  • подготовка сообщений - описание содержания картин;

  • подготовка слайдов: портрет художника, репродукции картин и др.;

  • подготовка презентации к классному часу.

Обеспечение классного часа:

  • сообщения студентов;

  • презентация содержания классного часа.


Ход проведения классного часа.


Ι. Организационный момент (слайды 1 - 3):

Вступительное слово куратора: 2014 год объявлен Годом Культуры. Несомненно, творческими людьми являются писатели, поэты, артисты и, конечно, художники. Вы будущие дизайнеры, а значит, тоже являетесь творческими людьми.

Сегодня на классном часе мы познакомимся с творчеством замечательного русского человека, великого художника, который в своих полотнах воспевал красоту русской природы - это Исаак Левитан.

ΙΙ. Левитан - певец русской природы.

Ведущий 1:

В те годы дальние, глухие

в сердцах царили сон и мгла,

Победоносцев над Россией

Простёр совиные крыла.

И не было ни дня ни ночи,

А только тень огромных крыл...

«Боялись громко говорить, посылать письма, читать книги, боялись помогать бедным, учить грамоте», - так рисовал впоследствии А.П. Чехов в своем «Человеке в футляре» жизнь в победоносцевской России.

Не один талант задохнулся в этом безвременье, не одна жизнь оборвалась трагически. У судьбы бывают баловни, любимцы. Художник Исаак Левитан, выросший в бедной еврейской семье, рано лишившийся отца и матери, был ее пасынком. Она подарила Левитану столько горя и страданий, что их с лихвой хватило бы на несколько человек. В конце концов, Левитан победил в единоборстве с нищетой, сумев отстоять свой талант.

Ведущий 2 (слайд 4-5):

Левитан в своих работах очень точно, может быть и сознательно, передавал общий тон в природе, что и давало ему возможность с необычайной правдивостью изображать моменты дня. Все его картины столь разнообразны по общему тону, что мы сразу видим, какой именно день и какой момент дня изображен художником.

Как-то в сумерках Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Незнакомка медленно шла к станции. Левитан не видел ее лица: оно было закрыто зонтиком. В неверном свете, когда она подняла зонтик, оно казалось ему красивым и знакомым. Левитан вернулся в каморку, лег. Чадила свеча, гудел дождь, на станции рыдали пьяные. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.

Этой же осенью Левитан написал «Осенний день. Сокольники». Эта поэтическая картина задумчивой и грустной осени - первое произведение художника, его серая и золотая осень, печальная, как русское небо, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

Стоишь перед картиной, смотришь. И постепенно возникает сложное чувство, пропитывающее картину нужной человеку грустью, вызывающее в нем тоску по природе.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

«Осенний день. Сокольники» - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие.

Ведущий 3 (слайд 6 - 9):

- Крокодил! - зовет Левитан Антона Чехова.

- Ау!

- В лес пора! - кричит Левитан. Он принес ему ружье. Собака Левитана Веста повизгивает от удовольствия. Вскоре они отправляются на охоту.

Так начинался день в Бабкине, даче русского писателя Антона Павловича Чехова. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились кто во что горазд, экспромтом сочиняли и разыгрывали шутливые пьески, писали веселые стихи:

А вот и флигель Левитана, Позвав к себе собаку Весту,

Художник милый здесь живет, Дает ей крынку молока.

Встает он очень - очень рано И тут же, не вставая с места,

И тотчас чай китайский пьет. Этюд он трогает слегка.

Шутливый тон, который поддерживал Чехов, надолго сохранился в их отношениях. Вечерами уходили в парк и «куролесили» до глубокой ночи. Антон Павлович в чалме и халате из двух простыней, с измазанным сажей лицом стрелял холостым зарядом в наряженного бедуином Левитана. Потом с песнями и шутками хоронили «убитого». На флигеле, где жил Левитан, повесили надпись «Ссудная касса купца Левитана», не раз устраивали шуточный суд над «ростовщиком».

Смеялись до упаду, разыгрывали друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан обидится и уйдет. Пропадет куда - то, дня два - три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Он страдает, чувствуя какую - то отчужденность.

Одинокий, не знавший теплой человеческой дружбы, Левитан всей душой «прилепился» к семье Чехова. Он любит Антона Павловича, мечтает жениться на его сестре Марии Павловне, крепко привязан к своему однокашнику Николаю Чехову.

Здесь, в Бабкине, словно оттаивает душа Левитана, будто куда - то не то ушла, не то притаилась левитановская грусть. Левитану работается легко, радостно. Он пишет картину «Вечер на пашне», создает свежие, солнечные полотна: «Мостик», «Первая зелень. Май», «К вечеру. Река Истра».

Ведущий 4: Исаак Левитан очень любил великую русскую реку Волгу. Сюда он приезжал рисовать свои удивительные пейзажи. Три года, проведенные на Волге, были заполнены мучительными и радостными поисками, чтобы потом историки живописи могли сказать знаменитую фразу: «Левитан открыл плес, а плес открыл Левитана.». Да, здесь Левитан нашел себя: на его полотнах появилось то неповторимое, что дало Чехову право назвать Левитана «королем среди всех современных пейзажистов». И этот коронованный им пейзажист, действительно, сотворил чудо! Душа, движения сердца отныне во всех его пейзажах.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви...

Великий певец русской природы, художник любил повторять стихи русского поэта Евгения Баратынского:

С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье...

«Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет,- говорил Левитан.- Какое это великое счастье!»

Ведущий 5 (слайд 10-14): Да, Левитан любил Волгу! Не раз приезжал он на волжские берега. Да вот беда - как он сюда не приедет, стоит ненастная погода. Хмурое небо, хмурая река, сердитый ветер нагоняет мелкие злые волны. Казалось бы, как трудно работать в такое ненастье! Но именно в эту пору и написал Левитан свои известные полотна, посвященные Волге: «После дождя», «Плес», «Вечер на Волге» и много других.

Но в одну их поездок выдался солнечный день. И Левитан увидел Волгу совсем другой. Он создал картину, которую назвал «Свежий ветер».

Легко становится на душе, когда смотришь на этот пейзаж. Краски -радостные, чистые. Голубое небо, синяя вода, расписные баржи, нарядный белый пароход.

Все здесь в движении. Перегоняя друг друга, плывут по реке тяжелые баржи. Навстречу им торопится юркий пароходик, оставляя за собой длинную струю дыма. Стая чаек то поднимается, то проносится над самой водой. Свежий ветер рябит воду, надувает парус, гонит по небу пушистые, взбитые, как пена, облака. Мы ощущаем движение и Деловую жизнь судоходной реки.

Картины Левитана требуют медленного рассмотрения. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дальше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

Картина «После дождя» была написана за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился.

В картине заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от падающих капель и пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, - он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

С улицы пахнет рогожами. Завтра - ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.

А вокруг городка день и ночь мокнут растрепанные ржаные поля.

Ведущий 6 (слайд 15) В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез почти сгнившая бревенчатая церквушка, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо.

Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

(слайд 16) На безлюдной дороге двое. Молодая красивая женщина в широкополой шляпе. Смуглое лицо контрастирует с белизной шляпы. Большие карие глаза. Темные вьющиеся волосы. В руках голубой зонтик. Софья Петровна Кувшинникова с Левитаном возвращаются домой. Она вместе с ним приехала на Волгу писать этюды… День клонился к вечеру.

- Мы не туда попали... Странно!..

- Да ведь это Владимирка, что ли? Смотрите - верстовой столб!..

- Навстречу шла старушка, повязана черным платком до самых глаз.

- Куда ведет дорога, бабушка?

- Какая? Владимирская?

- Спасибо, бабушка. Все ясно.

Старушка ушла. Левитан со спутницей стоят на развилке дороги, молчат,
глядят вперед.

Вслед за старушкой в черном платке уныло потянулась дорога. Фигура старушки становилась все меньше, вскоре черная точка совсем слилась с серовато - бурой дорогой и пропала где - то у самого горизонта. Днем и ночью, в жару и мороз, снежную пургу и дождь тянутся арестантские этапы по Владимирскому тракту... Окрики конвойных... Звон кандалов... Мерно, шаг за шагом идут люди из тюрьмы в тюрьму, на каторгу, на смерть...

Здесь все дышит горем, великой человеческой трагедией - трава, воздух, даже птицы, летающие над Владимиркой. Левитан нашел в себе силы, чтобы показать людям Владимирку. Он мог перевоплотиться в арестанта, которого невесть за что гонят по Владимирке, мог почувствовать тяжесть кандалов, услышать их звон, увидеть небо над дорогой… . Где то, у самого края земли, видна яркая полоска неба, там, видно, выглянуло из-за туч солнце. Что это, надежда? Нет. Пока дойдешь - свет пропадет, там такая же дорога, изматывающая последние силы, и небо такое же серое, как арестантский халат.

Левитан показывает, казалось бы, обыкновенную дорогу, проложенную по степи, под хмурым небом. Тихо. Ни живой души... Но человек стоит перед картиной и чувствует, именно чувствует сердцем своим, всем существом великую трагедию века...

Ведущий 1 (слайд 17): В нескольких верстах от Затишья было имение Берново, принадлежавшее баронессе Вульф. Левитан пришел как-то туда и заметил там старую плотину через реку. Его заинтересовал этот мотив. Баронесса рассказала ему трагическую легенду, передававшуюся об этой тихой заводи из уст в уста. Он услышал рассказ о трагедии, происшедшей у заброшенной мельницы и послужившей Пушкину для создания «Русалки». У мельника была красивая дочь Наташа, а у деда баронессы - очень красивый юноша. Молодые люди полюбили друг друга, но когда Наташа ждала ребенка, кто-то донес об их тайной любви барину-деспоту. И тот приказал юношу засечь до полусмерти, а потом отправить на всю жизнь в солдаты. Наташа с горя утопилась в омуте. Левитан слушал этот рассказ, и заброшенная плотина облекалась для него мрачной поэтичностью. Так была задумана картина «У омута». Глухой уголок леса у заброшенной плотины, который обычно стараются обойти стороной. Левитан прекрасно передал ту атмосферу таинственной и настороженной тишины, которой было окутано в представлении народа «гиблое место». Вечереет. И без того мрачный и дикий лес погружается в тени. Словно завороженные недвижимо стоят глубокие маслянистые воды, одинаково зловещие и в стоячем зеркале справа и в тревожной ряби слева. Золотистые отсветы заходящего солнца подчеркивают их бездонную черную глубину.

Бревенчатые мостики, доски, проложенные на берегу запруды, увлекают взгляд зрителя в жутковатую чащу леса, кажется, кто-то только что прошел по этим доскам и скрылся за кустами. Художник так хорошо сумел передать характер изображенной природы, что при взгляде на картину начинаешь испытывать смутное предчувствие какой-то беды, тревожную напряженность, жуткую таинственность, враждебную человеку, таящую гибель.

Ведущий 2 (слайд 18): Чем ближе к зрелости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

Картина «Золотая осень». «В багрец и золото» оделся лес. Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал: осень! Все празднично, нарядно. Воздух до того прозрачен, что видны дальние дали: за зеленой пашней - деревенька у самого горизонта. Краски свежи, ярки, радостны. А небо... Небо синее - синее. И легкие прозрачные облачка медленно проплывают. Речка - тихая, «словно вылита из стекла». Ни ветерка, ни движения в листве деревьев. Все замерло, притаилось... Почему? Не перед дождями ли, холодными туманами, порой увядания, тоскливой, не золотой, а тусклой серой осенью? Почему об этом вспоминается в «Золотой осени»? В левом углу картины видны на земле оравшие листья и березка уже наполовину оголена.

Ведущий 3 (слайд 19):

Каждый его пейзаж волновал зрителя. Секрет таился в таланте художника и его безмерной любви к русской природе. Но сам художник в эти годы был несчастен: он рано осиротел, его преследовали нищета и бесправие, ему приходилось бороться за существование и это, безусловно, сказывалось на его настроении, на настроении картин, которые он писал. Его душевному состоянию соответствует картина "Зимой в лесу. Волк" (есть и другая картина Левитана с названием "Зимой в лесу"). Эта картина написана художником в возрасте 25 лет. К тому времени он уже мастерски владел техникой пейзажа, понимал его "душу", мог передать лирику и выразить через пейзаж свои чувства, был довольно известным, но все еще продолжал сильно нуждаться и страдать.

На картине мы видим зимний лес, черный, голый, прозрачный, холодный. Белый снег, черные деревья, серое низкое небо, тонкие ветки кустарника, торчащие из-под снега - все выглядит безрадостным, печальным, унылым. Вдали лес более густой, стоит сплошной темной стеной. На переднем плане - опушка, редкие деревья, мощные черные стволы их производят удручающее впечатление. От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. И любовью - так грустят и печалятся о чем-то любимом, что не оставляет равнодушным.

Левитан дружил с другим художником-пейзажистом, Алексеем Степановым. В то время они много ездили вдвоем, искали материал для своих картин и даже жили вместе. В их картинах много похожего и различного. Например, Левитан больше любил "чистый пейзаж" - без присутствия в нем живых существ или людей. А Степанов очень любил выразить настроение через фигуры присутствующих в картине животных или людей. Этот художник был также выдающимся анималистом - он умел не просто точно нарисовать животное, но и придать ему характер. Особенно удавались ему волки. Ему нравилась дикая и немного страшная красота этих животных. Однажды на охоте - а Степанов был еще и хорошим охотником - он целился в волка и уже готов был выстрелить, но опустил ружье, пораженный красотой зверя.

Когда Левитан закончил свой пейзаж "Зимой в лесу", он показал его другу. Они оба видели, что картина удалась и все же ей не хватает еще одного акцента, чтобы усилить тему одиночества, отчаяния, тоски. И тогда мастер-анималист Степанов твердой рукой внес в пейзаж Левитана фигуру одинокого волка - сильного, матерого зверя, который также бессилен перед холодом и голодом, как и остальные. И картина стала называться "Зимой в лесу. Волк".

Ведущий 4 (слайд 20,21,22):

Левитан пишет «Цветущие яблони», «Папоротники в бору», «Летний вечер» (1900 г.). В картине «Летний вечер» описан простейший мотив - деревенская околица, освещенная солнцем. За ней - неширокое поле и ржавый лес. Но умелое композиционное построение, слегка скругленная линия горизонта, прекрасно переданное закатное сияние, золотящее поля и лес, заставляют нас понять, что деревенские задворки - прекраснейшее место на земле. Ворота из покосившихся жердей воспринимаются почти как некие Пропилеи, а дорога, ведущая из деревни к лесу - как путь в большой и прекрасный мир…

Художник без устали работает. Живет то в Москве, то на Волге, ездит за границу, возвращается и снова с кистью в руке где-нибудь на берегу безымянной речонки, или у околицы неказистой деревушки пишет, пишет...

Но сердца не хватило... Левитан знает, что болен, но не подает вида, чтобы не огорчать близких, друзей. Подавляя свои страдания, скрывая болезнь, беспокоится о Чехове, шлет ему письмо за письмом в Крым. О себе Левитан знает, что обречен, что его болезнь сердца неизлечима, но не выпускает из руки кисти. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. Он упорно борется с недугом, не сдается.

- Я много выстрадал, многое постиг, многому научился...- говорит он, надеясь по - новому взяться за работу. Но 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только сорок лет.

Исаак Ильич Левитан не стал певцом уныния, безнадежности и скорби. Восьмидесятые годы, годы безвременья, уходили в прошлое.

В 90-е годы в творчестве Левитана отразилась душа эпохи, внешне будничной, задумчивой и печальной, но таившей созревшие силы, новые грозы и бури.

ΙΙΙ. Итог классного часа.

Куратор:

- Как-то, выступая на товарищеском обеде передвижников по случаю открытия выставки, Левитан сказал: «Надо жить, и жить красиво». «Надо побороть свои страдания, надо пользоваться жизнью, ее светом, ее радостью, как блеском солнечного дня».

Левитан, как бы пробужденный, обратился к тому радостному, чем благодетельствует человека природа, и стал писать торжественные гимны земле, а не только смотреть на нее, как на будущую могилу. Он спешил создавать полотна, которые бы остались после него и могли соперничать с величественным бессмертием самой природы.

Он был слишком честен, чтобы не видеть народных страданий. Он стал певцом громадной нищей страны, певцом ее природы. Он смотрел на эту природу глазами измученного народа - в этом его художественная сила и в этом отчасти лежит разгадка его обаяния.

- Понравился ли вам классный час? Чем?

- Что нового о художнике вы сегодня узнали?

- Красота родной природы отражена в картинах и других художников. Подумайте, о ком из них вы хотели бы узнать больше, чем уже знаете.

Куратор гр. 01.070602 ______________ Е.Н. Батухова


© 2010-2022