Классный час о правах ребёнка

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час о правах ребенка

в 1- 4 классах 1 сентября

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению 1 сентября 2010 года

единого классного часа

к двадцатилетию со дня присоединения Российской Федерации

к Конвенции ООН о правах ребенка

По предложению Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации П.А. Астахова, поддержанного министерством образования и науки Российской Федерации, 1 сентября в школах Нижегородской области проводится единый правовой классный час, приуроченнный к 20-летию ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка.

"Знание ребенком своих прав, умение ими пользоваться, а также реализация права ребенка на участие в защите своих прав способствуют развитию системы защиты прав детей", - говорится в телеграмме П. Астахова к министру образования и науки РФ А. Фурсенко.

Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государ­ ства и гражданского общества в России, потребовавших формирования вы­ сокого уровня готовности гражданина к осознанному поведению в форми­ рующемся правовом пространстве Российской Федерации.

Единый классный час призван:

- акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на во­просах становления правового пространства России;

- способствовать определению учащимися своего отношение к праву как общественной ценности;

- помочь школьникам в составлении собственных представлений о со­ временных правовых и моральных ценностях общества;

- способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности;

- продолжить работу по ознакомлению учащихся с информационными и иными возможности для дальнейшего непрерывного правового самообра­зования.

При организации классного часа важно исходить не только из возрастных особенностей учащихся, специфики сло­ жившегося классного коллектива, но из уровня их знакомства с правом.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности проведения единого классного часа правовых знаний, является доступ учащихся и педагогов к пра­вовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах школы и районных библиотек, и Интернет-ресурсам.

При определении содержания, форм и методики проведения единого Дня правовых знаний важно учитывать следующее:

- необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме;

- целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизнен­ных ситуаций.

Освоение правового пространства России учащимися наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. По­ этому при возможности к проведению единого классного часа правовых знаний надо привлекать родителей учащихся, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных государственных органов, общественных орга­низаций. Учитывая пожелания Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации, предлагаем к 1 сентября в образовательных учреждениях разместить тексты уставов, правил внутреннего распорядка детских образовательных учреждений, органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), которые защищают права ребенка.

Необходимо, чтобы детям были доступны не только контакты с представителями органов образования, но и комиссий по делам несовершеннолетних, подразделений ОВД по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты, региональным уполномоченным по правам ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области - Барабанова Светлана Васильевна. Адрес: 603082 . г. Н.Новгород, Кремль, корп.2, оф.86; тел. (831) 439 06 05, (831)419 73 55; e-mail: [email protected]

О тематике бесед по Конвенции о правах ребенка с учащимися

начальной школы

При определении тематики бесед для единого классного часа учитывались рекомендации по проведению дня правовых знаний по теме «Конвенция ООН о правах ребёнка»департамента образования г.Москвы, разработанные сотрудниками Московского института открытого образования

Определяя тему беседы на классном часе с учащимися начальной школы, важно исхо­дить из следующих задач правового просвещения, образования и воспитания

знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами соци­альных норм и основными правами ребенка;

понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);

приобретение первоначального опыта регулирования детских от­ ношений, отношений со взрослыми, старшими;

знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в частности - правила дорожного движения); этические правила и нормы (на­ пример, правила поведения в общественных местах, в образовательном уч­ реждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкрет­ного образовательного учреждения;

получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).

На основании учета этих задач, содержания Конвенции о правах ребен­ ка, ее отражении в вышеназванной программе, темами бесед могут быть следующие:

1 класс

- «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Моде­лирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защища­ет.

- «Наш класс». Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права уча­ щихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка правил поведения в классе.

- «Я и мои друзья». Дружба. Все мы - разные. Конвенция о правах ре­ бенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом.

2 класс

- «Наша школа». Конвенция о правах ребенка о праве на образование.
Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы - основ­
ной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся.

Встреча с руководителями образовательного учреждения.

- «Дом, в котором я живу». Право на выбор места жительства. Конвен­ ция о правах ребенка о праве на неприкосновенность жилища. Защита прав ребенка на жилище в российском законодательстве. Ответственность семьи за создание условий для развития ребенка. Распределение обязанностей по дому. Домашние праздники.

- «Я и моя семья». Конвенция о правах ребенка о праве детей на семей­ ную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Защищенность. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «За помощью обращаться...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Встреча с юристом (ра­ботником органов опеки и попечительства или др. организаций).

3 класс

- «Идем в гости». Конвенция о правах ребенка о праве на семейные связи. Мои родственники. Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.

- «На экскурсии». Конвенция о правах ребенка о праве на отдых и до­ суг. Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего го­рода. Встреча с экскурсоводом. Правила поведения на экскурсии.

4 класс

- «Я - гражданин России». Конвенция о правах ребенка о праве на гражданство. Что значит быть гражданином? Наша Родина - Российская Фе­ дерация. Правила жизни в стране - законы. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.

- «Защита прав ребенка». Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ре­ бенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с юристом (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, проку­ ратура и т.д.).


© 2010-2022