Воспитательная система в коррекционном учреждении

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя

профессионально-трудового обучения

Куликовой Е.В.



Тема: «Воспитательная система в коррекционном учреждении»




Государственное казенное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья «Специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»

2015-2016 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ………………………………………

1.1 Методологические основы воспитательной работы в коррекционном учреждении.. ……………………………................................................................

1.2. Принципы и методы воспитания детей с ОВЗ ………………………….…


II. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КОРРЕКЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ …………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………


ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………..


3


4


4

7



9


11


14





ВВЕДЕНИЕ

А.С. Макаренко сказал: «… там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, тем не может быть никакого воспитательного процесса».

Сегодня практически общепризнанным является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть признано только в рамках организованной воспитательной системы, так как именно в этом случае школа предстаёт как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

Воспитательное воздействие на ребенка непрерывно, но оно изменяется в зависимости от социальных требований общества к семье, школе. Оно изменяется и в зависимости от возрастных особенностей учащихся, различных житейских ситуаций. Одни и те же средства и методы воспитательного воздействия эффективны в одних ситуациях и малоэффективны в других, к тому же следует учитывать специфику особых потребностей детей с ОВЗ. Как справедливо подчеркивал А.С.Макаренко, "человек не воспитывается по частям". Единство и целостность развития личности ученика требуют единства и целостности подхода как к обучению, так и к воспитанию. Этим и обусловлена актуальность темы.



I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 Методологические основы воспитательной работы в коррекционном учреждении.

Воспитание (от рус. «питание» и приставки «вос», что означает - «воспоить», «воскормить») - процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.

В современной педагогике существует множество определений и трактовок понятия «воспитания»:

  • Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, развитие у школьника способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека (Н.Н. Щуркова)

  • Воспитание - процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей (Н.М Таланчук)

  • Воспитание - это педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий развития человека (М.И. Рожков)

  • Воспитание - процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е.В. Бондаревская)

  • Воспитание - это социально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения (О.С. Газман)

  • Воспитание - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника (В.П. Созонов)

  • Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности (Л.И. Новикова)

В основе воспитания в коррекционной школе лежит деятельностный подход с опорой на индивидуальность и психофизические особенности каждого ребёнка. Школа воспитывает гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к природе, Родине, семье, формирует здоровый образ жизни. Продукт воспитательной деятельности участников воспитательного процесса (ожидаемый результат) можно представить в виде образа выпускника образовательного учреждения, который обладает следующими базовыми качествами личности: трудолюбие, правовая культура, самодисциплина и самокритичность, доброта, отзывчивость и толерантность, культура поведения, здоровый образ жизни, самостоятельность, патриотизм.

Особенности воспитательного процесса проявляются в его противоречивости. Движущей силой воспитательного процесса являются внутренние противоречия: между социальными задачами, которые выдвигает перед школьниками педагог, и их возможностями; между внешними влияниями и внутренними устремлениями школьников; между притязаниями учащихся и их реальными возможностями; между потребностями ученика и способами их удовлетворения. Часть перечисленных противоречий относится к противоречивым стремлениям самого школьника, а другая часть - к деятельности педагога.

Помимо внутренних противоречий на воспитательный процесс оказывают влияние внешние противоречия - между целенаправленным воспитательным процессом и стихийными влияниями среды, которые не всегда бывают благоприятными, и пр. Эти противоречия не являются ведущими, но они в какой-то мере могут ослабить воспитательное воздействие педагога на учеников.

Своеобразие психического развития детей с ОВЗ обусловливает особенности процесса их воспитания.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в коррекционной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит первая особенность воспитания детей с ОВЗ.

Второй особенностью воспитания детей с ОВЗ является опора на потенциальные возможности ребенка, на его здоровые силы, вера в возможности преодоления отставания в развитии. Воспитание правильного отношения к своему дефекту, жизненного оптимизма делает жизнь ребенка радостной, мобилизует волю и жизненную активность.

Третьей особенностью воспитания детей с ОВЗ является его практическая направленность, широкое использование разнообразных видов деятельности. В процессе трудовой, игровой, познавательной деятельности дети с ОВЗ овладевают навыками организации и планирования, учатся входить в широкое общение с окружающими. Деятельность, в которой участвуют школьники, должна быть не только воспитывающей, но и коррекционной.

Четвертой особенностью воспитания детей с ОВЗ является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Знание причин, вызывающих те или иные особенности поведения или характера ребенка, помогает выбрать средства и методы воспитания каждого.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что воспитание детей с ОВЗ опирается не только на общие закономерности, но и на знание особенностей развития этих детей.

Также важным для понимания сущности процесса воспитания детей с ОВЗ является осознание цели воспитания.

В условиях демократизации школы встает вопрос о реальном осуществлении идеи всестороннего развития личности. Речь идет о создании условий для развития творческих способностей и гармоничного развития каждого.

Выдвижение в качестве цели воспитания всесторонне развитого ребенка предполагает, что решение задач умственного, нравственного, идейно-политического, трудового, физического и эстетического воспитания опирается на знание особенностей развития этих детей и направлено на преодоление последствий дефекта.

Воспитание детей с ОВЗ носит комплексный характер. Главное в нем - это единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Комплексность воспитания детей с ОВЗ предполагает единство воспитательного воздействия всех подсистем внешней среды (общественно-политической, производственно-экономической, социально-бытовой, культурной и природно-экологической), а также ближайшего окружения ребенка (микросреды). Содержание воспитания детей с ОВЗ предполагает органическую связь всех направлений работы (формирования патриотизма, трудолюбия, нравственности, общественной активности, физического и эстетического развития).

Выбор мер воспитательного воздействия требует сочетания различных групп методов, направленных на формирование поведения, сознания, чувств человека. Только комплексный подход к решению всех аспектов воспитательной работы дает желаемый результат.












1.2 Принципы и методы воспитания детей с ОВЗ.

Принципы воспитания - руководящие положения, которые определяют содержание и методы воспитания. Сами принципы определяются задачами воспитания и особенностями развития школьников с ОВЗ. Воспитательная работа коррекционного учреждения должна базироваться на следующих принципах;

  • Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. Становление ребёнка субъектом - это не момент воспитания, а суть его. Субъектные позиции педагога и воспитанников, их самостоятельность в постановке целей, выборе содержания и способов осуществления своей деятельности необходимы для компетентного, личностно значимого и активного участия педагогов и детей в целостном педагогическом процессе.

  • Принцип воспитания детей в коллективе. Раскрывается через веру в силы ребёнка, когда со стороны педагогов создаётся ситуация выбора, самостоятельности в принятии решений и через наполнение содержания целостного педагогического процесса решением нравственно-этических и жизненно - смысловых проблем.

  • Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка. Учитывая и развивая индивидуальные особенности школьников, учитель выходит на безусловное уважение личности ребёнка: уважение независимо от социального престижа, роли и социального положения родителей.

  • Принцип единства педагогических требований школы, семьи и общественности. Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Учитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Только при комплексной, взаимосвязанной реализации вышеперечисленных принципов воспитания, можем говорить о наличии воспитательной системы в коррекционном учреждении, о целостном единстве процесса воспитания.

Также, говоря о воспитательной системе коррекционного учреждения, не можем не сказать о методах воспитания. Методы воспитания - это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с целью формирования у них положительных черт личности.

Учитывая особенности развития детей с ОВЗ и современные требования общества к воспитанию подрастающего поколения, предлагается следующая классификация методов воспитания:

  • Информационные методы - беседа (общественно-политическая, этическая и эстетическая); рассказ педагога; разъяснение; просмотр фильма; чтение газет, книг; педагогическое требование; пример.

  • Практически-действенные методы - методы приучения и упражнения; организации общественно полезной деятельности; воспитывающие ситуации, игра.

  • Стимулирующие методы воспитания - поощрение и наказание.

Таким образом, в процессе воспитания детей с ОВЗ используются методы, выделенные общей педагогикой, но при этом учитываются особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание без активизации ребенка не может выполнить своей ведущей роли в его развитии. Будучи внешним фактором, воспитание влияет на развитие через его внутренние условия, среди которых главное место занимают активность и собственные силы ребенка.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К.Д.Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».





II. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КОРРЕКЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Воспитательная система в коррекционном учреждении является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей.

Воспитательная система может включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система коррекционного учреждения тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом. Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.

В структуре воспитательной системы коррекционного учреждения следует выделить четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение. Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». К основным функциям управления воспитательной системой коррекционного учреждения относятся: - диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; - обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов); - организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса; - организация сотрудничества школы, семьи и общественности; - гуманизация отношений между взрослыми и детьми. Содержание воспитательной системы включает два аспекта: - совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания; - различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.

Организация воспитательной системы коррекционного учреждения- это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д. Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей.

Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспитанников коррекционного учреждения. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой воспитательной системе. Первый этап - становление системы. Его главная цель - выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На этом этапе происходит разработка концепции будущей воспитательной системы, осуществляется педагогический поиск, зарождаются традиции, апробируются и корректируются инновационные идеи, нарабатываются педагогические технологии. Формируется большинство элементов системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны. Взаимодействие с внешней средой чаще всего имеет стихийный характер. Одним из главных условий успеха на этом этапе является достаточно быстрое системообразование, позволяющее добиться первых позитивных результатов, пусть небольших, но очевидных. Второй этап - отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов самоуправления.

Определяются приоритетные направления работы и основные (системообразующие) виды деятельности, закрепляются традиции. Отсеиваются малоэффективные способы деятельности, совершенствуются наиболее эффективные педагогические технологии. Третий этап - окончательное оформление системы. Коллектив представляет собой содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. На этом этапе воспитательная система эффективно решает задачи формирования свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности. Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконечно, поскольку в системе происходят изменения, обусловленные тем, что периодически обновляется контингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, прекращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы и дезинтеграции её элементов. Выходом из кризисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

« Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием»

В коррекционных образовательных учреждениях активизировалась инициатива и творческий настрой, идет поиск нового содержания, новых методик, новых организационных форм воспитания. Инновационный подход в организации воспитательной работы специальной (коррекционной) школе - интернат повлёк за собой изменение приоритетов в деятельности подходов всех уровней.

Дети и подростки, воспитывающиеся в специальной (коррекционной) школе - интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Учащиеся коррекционной школы - интерната отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному.

Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Поэтому приоритетное направление заняла воспитательная работа, в связи, с чем возникает проблема планирования её деятельности и ставит задачу создания системы инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат, которая позволит на высоком современном уровне развивать и социализировать наших воспитанников.

Ребенок формируется не только под влиянием школы, а и под влиянием окружающей его социальной среды, где много негативных явлений, вызывающих любопытство, непредсказуемо влияющих на него. Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителей к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. Семья - это важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.

Семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.

В детстве каждый человек проходит материнскую школу любви и ласки, учится отличать хорошие поступки от дурных. В семье у ребенка формируются ориентации, направленные на определенные социальные ценности, появляется представление о цели в жизни. В школу приходит семилетний человек, у которого есть свои представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания школьника. В итоге получается, что школа с ее воспитательной системой, творческими делами, гуманистическими отношениями, классической культурой вступает в конкуренцию с яркой, пестрой, необычной средой с ее запредельными моральными и ультрасовременными ценностями. И в этом поединке она не всегда оказывается победителем.

Поэтому проблема приспособления среды к нуждам детства сейчас, пожалуй, наиболее актуальна. Последнее достигается за счет усиления внимания к учреждениям дополнительного образования, детским организациям, введением должностей социальных педагогов и психологов, за счет открытия разного характера консультационных центров. Конечно, изолировать детей от реальной среды нельзя. Но можно объединить воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы, ввести некоторые позитивного плана события, явления, происходящие в окружающем мире, в жизнь самого школьного коллектива. За счет освоения среды, окружающей школу, того позитивного, что в ней есть можно сделать эффективной ее воспитательную систему. То есть, необходимо создавать и расширять воспитательное пространство образовательного учреждения.

Особенностью педагогического труда является то, что индивидуальные усилия отдельных учителей не принесут желаемого успеха, если они не согласованы с действиями всего педагогического коллектива. Именно он объединяет в единый воспитательный комплекс общие и индивидуальные усилия педагогов, направленные на достижение общих целей.

Школа как государственное учреждение призвана осуществлять всестороннее развитие личности. Этот процесс предполагает высокое чувство ответственности всех педагогов за воспитание каждого учащегося, проявляющееся в единстве их действий и требований. А.С. Макаренко считал, что единство ответственности всех учителей школы за воспитание каждого учащегося предполагает, прежде всего, единство их требований. Воспитание, утверждал А.С.Макаренко, может быть делом только коллектива воспитателей, не имеющих право ни на какую отдельную от коллектива методику воспитательной работы. Там, где у педагогического коллектива нет единого тона, там, по существу, нет коллектива, а следовательно, не может быть никакого воспитательного процесса.

«Ребенок - активная сила, долженствующая и несущая в себе чувство ответственности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить и одухотворить в каждом эту человеческую силу - способности, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. И если маленький комочек жизни, которого тысячелетия труда превратили в одаренного властелина мира и собственной судьбы, все же вырастет не человеком в полном смысле этого слова, то повинно в этом общество. Причем основная доля вины ложится на того, для кого воспитание, творение человека является профессией, специальностью, - на учителя», - писал В.А.Сухомлинский.






ЛИТЕРАТУРА


  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: window.edu.ru.

  2. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008.

  3. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по непедагогич. спец. / В.А. Сластенин, В.П. Каширин; Междунар. Академия наук пед. образов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 478 с.: ил.

  4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

  5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.

  6. Худенко ЕД., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей, М.: АРКТИ, 2008. - 312 с.

© 2010-2022