Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход в

обучении и воспитании.


И воспитание, и образование едины.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л. Толстой.


В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Термин «личностно-ориентированный подход» получил в настоящее время в среде среднего профессионального образования широкое распространение. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической и профессиональной деятельности, так как в основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого обучающегося, ведь как сказал А. Краковский: «Решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития и судьба».

С 2011 года я была назначена куратором группы 267 по профессии «сварщик». В группе 22 обучающихся: из них местных - 16, иногородних - 6 человек, воспитываются в полной семье- 13, одна мама - 7, воспитанием занимается отец - 1 и опекаемый - 1. Не секрет, что воспитательная работа сложна и многообразна, но, вместе тем, и очень интересна, т.к. это воспитание идет в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, техникуме и в семье, это своего рода самовоспитание и перевоспитание, а значит многообразная работа.

Планируя свою работу на 1 курсе, мною были поставлены задачи по воспитанию общественной активности обучающихся, сознательного отношения к учебе и поручениям. Была разработана анкета, чтобы понять, что представляет собой каждый студент. По результатам анкетирования был составлен план работы, запланированы темы для классных часов, индивидуальные беседы и консультации, тематика родительских собраний. Данный вид работы помогал мне раскрыть суть каждого ребенка, но главной задачей стало - сплотить всю группу в коллектив и выявить актив группы.

За второй год жизни в коллективе ребята сдружились, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» стала легче и интересней, потому что на самом деле, все дети по-своему сложные, не смотря на то, что они очень активные, непосредственные и открытые. Сейчас уже группа в целом с активной жизненной позицией, хорошим творческим потенциалом, результат - мы участвовали практически во всех мероприятиях техникума - это традиционный КВН, «Новогодний огонек», «Путь к сердцу солдата», День матери, фото-выставка «Мир моими глазами», открытие ресурсного центра, традиционные субботники, где во всех этих мероприятиях активное участие принимали Белов И, Иванченко Н., Фаустов А., Качалкин Р., Мертин А., Ястребов К., Долгушев И. - это те ребята, которых вы видите на сцене. При проведении открытого урока «История Олимпийских и Паралимпийских игр» 1 сентября для первокурсников и их родителей, сами ребята подбирали стихи, помогали в подборе материала для презентации. Но, как правило, в подростковом возрасте сложно создать дружный коллектив, ребята пришли из разных школ, уже почти с сформировавшимся характером и моей задачей было сплотить их всех, поэтому в мероприятиях, в которых я была ответственна как преподаватель или классный руководитель, старалась вовлечь всех студентов, кто-то пел на сцене, кто-то помогал за сценой, но все были задействованы.

Все мероприятия посещали родители, с которыми поддерживается тесная связь и работа в одном направлении - воспитание обучающихся и поддержка куратора, преподавателей в техникуме. На мой взгляд, устарела форма общения техникума и семьи, так как все родительские собрания, как правило, представляют собой монолог классного руководителя, в котором он рассказывает об успеваемости или поведении ребенка. В группе было проведено 5 родительских собраний, на 1 собрании был избран родительский комитет, в который вошли - Долгов Петр Петрович, Долгушева Лариса Васильевна, дедушка Лободы Сергея - Геннадий Максимович, Мертина Лариса Николаевна и Костенко Ольга Анатольевна. Родительский комитет активно принимает участие и помогает в организационных вопросах, при проведении классных часов, где разбирались поведение и успеваемость отдельных учащихся, также была оказана помощь в подготовке к итоговой аттестации. Я старалась так построить форму проведения, чтобы у родителей появилось желание посещать техникум, так как очень часто родителям бывает стыдно за своих детей, а некоторые могут иметь различные обиды, в связи с этим собрание построено и настроено было не на обвинительную атмосферу, а напротив - доверительную. Мною была подготовлена презентация о жизни в техникуме, зная особенности семейного микроклимата использовала психолого-педагогический подход, в основу которого легли сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания ребят; взаимного доверия. Средняя посещаемость родителями классных собраний 80-85%.

Большая работа проводилась на развитие творческих способностей, самостоятельности и самореализации учащихся. Итогом этой работы стала победа Качалкина Руслана в заочном Всероссийском конкурсе, а затем и участие во Всероссийской конференции, которая проходила в г. Москва, результатом стал диплом 2 степени и публикация статьи в сборнике тезисов.

Используя личностно-ориентированный подход, за время обучения никто из учащихся не был задержан по Закону 1539 и не было ни одного правонарушения.

Как говорил Сухомлинский: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.
Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания».



© 2010-2022