Статья Социально-педагогическая поддержка детей с девиацией поведения

"Описание материала: "В статье говорится о формах и методах социально-педагогической поддержки детей с девиацией поведения. Говорится о истоках проблем девиантности. Указаны некоторые результаты работ других авторов по данной теме. Рассмотрено понятие девиации, социально-педагогической поддержки. Указаны основные признаки отклоняющегося поведения, приведены наиболее известные классификации отклоняющегося поведения детей. Помимо этого, в работе приведены функции социально-педагогической подд...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ДЕВИАЦИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ

Шарабарина Христина Александровна

Любой человек стремится быть индивидуальностью, отличаться чем-либо от других. Это желание есть у каждого, но может быть выражено в разной мере. Однако, под индивидуальностью понимают положительное отличие человека от остальных. Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Основоположником девиантологии, науки о девиантности, считается Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году написал книгу «самоубийство», ставшую классической. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Девиация, в основном, несет в себе отрицательный характер, она требует решения и особого внимания. Девиантное поведение детей может нанести серьезный вред как обществу в целом, так и самим детям.

По мнению А. Коэна, девиантное поведение это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы».

Проблемами девиации детей занимаются Францева В.О, Тихонова Ю.В.В одном из своих исследований они отметили, что при анализе частоты распространения признаков девиаций у школьников было выявлено, что в ранней подростковой группе они отмечались реже, чем в возрасте от 7 до 10 лет. Помимо этого, Галич Г. О., Корчагина Л.Н., Тупарева Н.В. говорят, что современная педагогика осознала необходимость интеграции этой категории детей в массовую общеобразовательную школу, ведь развитие в обществе других позволяет лучше скорректировать отрицательное отклоняющееся поведение.

Данная проблема является важной, крайне необходимо выделить основные формы поддержки детям с девиацией поведения, что было сделано в этой статье. Поскольку девиантность - междисциплинарное понятие, сложно дать ему однозначную характеристику. Итак, выделим основные особенности девиантности:

1. Девиантность не соответствует социальным нормам.

2. Девиантность личности оценивается отрицательно.

3. Девиантность вредна не только самой личности, но и окружающим людям.

4. Девиантность имеет свойство повторяться.

5. Девиантность тесно связана с направленностью личности.

6. Рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Девиантность индивидуальна.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это такое устойчивое поведение личности, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм, причиняет реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.[1]

Для более полного понимания видов и характеристики девиации, мы приведем наиболее известные классификации девиантного поведения. По Иванову В.Н существуют [2]:

1. «Докриминогенный уровень» - мелкие проступки.

2. «Криминогенный уровень» - действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

Классификация В. В. Ковалева построена на трёх разных основаниях[3]:

1.Социально - психологическая: включает в себя противодисциплинарное поведение, асоциальное, противоправное, аутоагрессивное.

2.Клинико-психопатологическая.

3. Личностно-динамическая: «реакции», «развития» и «состояния».

Итак, введем понятие социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая поддержка детства - это вид деятельности, которая направлена на определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и дальнейшее образование.

Целями системы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением являются:

1.Формирование основной культуры личности и обеспечение детям равных условий для успешного интеллектуального и физического развития;

2.Развитие социальной активности личности.

Выделяют следующие функции поддержки девиантности детей:

1.Восстановительную, предполагающую восстановление тех качеств, которые преобладали у ребёнка до появления признаков девиантного поведения.

2.Компенсирующую, заключающеюся в формировании у ребёнка стремления компенсировать тот или иной недостаток.

3.Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ребёнка.

4.Развивающую, направленную на изменение мотивации детей с девиантным поведением, развитие творчества личности.

5.Защитную, способствущую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания «трудному» ребёнку.

6.Корректирующую, направленую на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения различных форм негативности.

7.Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в оказании помощи ребёнку [4].

Таким образом, все формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы комплексно предотвратить дальнейшее развитие девиантности. Очень важно направить активность ребенка в полезное русло. Этот комплексный подход является наилучшим решением проблемы девиантности детей.

Список литературы:

1.Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

2. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47-57.

3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина. 1981. 607 с.

4.Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. - М.: Дар, 2007.- 371 с.


© 2010-2022