Классный час Русь Святая, храни веру православную

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Русь Святая, храни веру православную.

Цель: Формировать представление о православной вере.

Задачи: 1. Познакомить с историей становления православной Руси.

2. Воспитывать уважительное отношение к православным канонам и традициям.

3. Развивать устную речь обучающихся.

Оборудование: презентация

Ход занятия

Организационный момент

Вводная часть

Разберём основные понятия, над которыми мы будем задумываться.

Родина, культура, религия.

Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у учащимися тесно связаны.

С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»?

Эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими.

Основная часть

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Почему с такого явного отрицания (это утверждение путем отрицания) начинается наш разговор о культуре и религии?

(В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая большая страна в мире. Что Россия - страна с древней историей и с молодыми мечтами.

Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?

Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси-России?

А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна - Россия.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)

Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве - отечестве?

А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы - соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего - единая культура.

Физкультминутка

Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).

Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» - это синонимы? (Безусловно)

Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).

Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.

А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?

РОДИНА - это земля, история, законы общей жизни, культура.

Культура - сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие - это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы - в мире культуры.

Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?

Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?

Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие).

Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению - что бы началось?

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили? А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? Мы уже встречались с подобным утверждением? А как человек может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования).

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором абзаце данного отрывка).

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия - это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.

Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера - это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра?

Почему различия в культуре нужно непременно уважать?

Итог занятия

Дети образуют общий круг, в данном случае сохраняя деление по группам.

Каждая группа по одному для всех рассказывает, представляя свое понятие: родина, культура (Как следует относиться к различиям в культуре? Здесь ищем главные слова: терпимо, уважительно, толерантно, творчески); религия.

Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными?



© 2010-2022