Мониторинг в работе классного руководителя

"Описание материала: "Мониторинг, "диагностика – "это "изучение "состояния "и "эффективности "им "трудоемкой "деятельности "учителя "и "его "коллег. "Проблема "мониторинга "воспитанности "ученика "является "очень "сложной. "В "работе "над "ним "надо "учитывать "три "основных "вопроса: "ЧТО? "КАК? "ЗАЧЕМ? "Что "же "следует "изучать "в "личности "школьника?  "По "мнению "исследователей, "можно "выделить "1842 "качества "личности "человека, "среди "них "в "конечном "итоге "можно "выделить "четыре: ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг в работе классного руководителя.

…чтобы воспитать человека во всех отношениях,

надо знать его во всех отношениях.

К.Д. Ушинский.

Со словом мониторинг мы сталкиваемся в педагогической деятельности в настоящее время практически каждый день. Над составлением мониторинга воспитанности каждого ученика наша школа работает уже в течение нескольких лет. Мониторинг, диагностика - это изучение состояния и эффективности учебного и воспитательного процессов в классе. Необходимость отслеживания мониторинга объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах учебного и воспитательного процессов ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной им трудоемкой деятельности учителя и его коллег.

Учитывая предыдущий опыт работы с классом, у меня сложился определенный подход к данной проблеме. Ведь центральная часть деятельности классного руководителя - это изучение личности каждого школьника. Но здесь возникает трудность, связанная с подходом к эталону воспитанного ученика. А эталон ученика - это всесторонне развитая личность, которая формируется во взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Различные пути воспитания - это, в свою очередь, пути педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка. Но дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность? Достигнут ли дети эталона? Неизвестно. Ведь каждый ребенок индивидуален и лучше проявляет себя только в чем-то одном - кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом развитии и т.д.

Проблема мониторинга воспитанности ученика является очень сложной. В работе над ним надо учитывать три основных вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

Что же следует изучать в личности школьника? По мнению исследователей, можно выделить 1842 качества личности человека, среди них в конечном итоге можно выделить четыре: коллективизм, гуманность, трудолюбие и честность. Структура целостной личности состоит из соединения сформированного сознания и потребностей и способностей человека в ведущих видах деятельности.

Следовательно, изучать надо ЛИЧНОСТЬ ученика, т.е. пытаться понять его, его интересы и стремления, характер, семейные условия, которые оказывают на него влияние, его дружеское окружение и т.д.

Определять направления диагностики личности учащихся класса можно по-разному. Я руководствовалась в этом учебном году планом воспитательной работы и анализом деятельности прошлого учебного года, т.к. по степени реализации прошлогодних целей можно судить об уровне сформированности у учащихся тех или иных качеств личности. Поэтому одной из главных задач нынешнего года было продолжение работы по формированию качеств каждого ученика в зависимости от его личностных особенностей, интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных и психологических особенностей. Сложность работы заключалось в том, что на ¼ мой класс состоял из пришедших из других школ ребят. Поэтому немаловажно было выяснение их степени включённости в новый коллектив.

Любая диагностика подразумевает проведение работы в три этапа:

  1. начальный (связанный с планированием работы в классном коллективе);

  2. текущий (корректирующий);

  3. итоговый (обобщающий).

Так, в качестве проведения начального этапа диагностики воспитанности использую следующие методы:

  1. Социометрия (изучение уровня межличностных отношений в классе) - позволяет узнать степень включенности каждого ребенка в коллектив и удовлетворенность его общением.

  2. Анкетирование детей, в которое, помимо традиционных вопросов, включаю следующие вопросы: твои интересы; чем можешь поделиться с одноклассниками; какие недостатки собственной личности можешь назвать; умеешь ли ты с ними справляться самостоятельно; чем хочешь заниматься в активе класса (и хочешь ли вообще быть включенным в этот актив).

  3. Анкетирование родителей с целью выяснения особенностей семейного воспитания, совместных интересов детей и родителей (и существуют ли они), проблем в воспитании детей, нахождение путей выхода их трудных ситуаций и т.д.

  4. Совмещение анкет родителей и детей, знакомство с такими материалами на родительском собрании, что позволяет родителям по-новому взглянуть на своего ребенка и на взаимоотношения с ним. Ведь подчас родители не подозревают, что таится в душе у ребенка.

  5. Работа по заполнению уровня воспитанности в плане воспитательной работы с целью выявления уровня воспитанности, под которым подразумевается степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом низкие оценки в общей массе качеств не остаются незамеченными - и общий результат тоже будет ниже.

Всё это позволяет более грамотно составиться план работы с учащимися в течение года.

Текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует классного руководителя на изменения, которые происходят в учениках в течение года, а также позволяет проверить правильность ранее принятых решений. Это своего рода первичная проверка, она помогает точно и быстро корректировать свою деятельность, совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной деятельности. Именно на данном этапе я имею возможность реагировать на изменения уровня воспитанности и тем самым обеспечивать возможность более активного участия детей в работе класса. Достигается это следующими приемами.

  1. Опросы - выявление ценностной ориентации учеников, их позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и самим себе. Так, в этом учебном году проводила в классе анкету на тему «Урок глазами ученика» с целью выяснения того, что нравится детям в школе, что нет; что помогает или мешает им учиться.

  2. Наблюдение (с определенной целью), которое не должно использоваться в отрыве от других методов, оно обязательно должно иметь этап анализа.

  3. Беседа - в доступной форме, можно с группой учащихся, одним учеником или всем классом, требует сопоставления с анализом наблюдений.

  4. Анкетирование - в этом году по вопросам долга, культуры общения и т.д.

  5. Дискуссия (в этом возрасте редко) в этом году проводилась на тему «Дружный ли наш класс».

  6. Отслеживание результатов деятельности каждого ученика - его участия в классных и общешкольных делах, отсюда выяснение рейтинга его активности. Соответственно объявление благодарностей с записью в дневник за лучшие успехи.

  7. Беседы с учителями и родителями (индивидуально и в группах).

Итоговая диагностика также может проводиться в разных формах, используются вышеназванные методы анкет, опроса (что получилось, что нет; достигнуты ли желаемые результаты; что изменилось в тебе за год), наблюдение, повторное проведение социометрии и исследование уровня воспитанности, сравнение результатов с началом года. Так, в этом учебном году в целом уровень воспитанности класса стал выше, но у отдельных учащихся результаты стали хуже, хотя этот результат нельзя считать объективным, т.к. это оттого, что они в течение года в полной мере проявили свои личностные качества (в основном, новые ученики).

Для чего мы всё это делаем?

Во-первых, для того, чтобы проанализировать работу по мониторингу воспитанности в этом году и грамотно построить план работы на следующий год. Во-вторых, для того, чтобы выявить болевые точки в личности каждого ребенка и класса в целом и наметить пути устранения их в будущем. В-третьих (и это, но мой взгляд, главное), для того, чтобы побуждать детей к саморазвитию и самовоспитанию. Ведь давно известна истина, что научить нельзя, можно только научиться, так и воспитать нельзя, человек может самовоспитаться, надо лишь направить его в нужное русло: учиться грамотно изменять свою личность, приучать верно оценивать поступки и деятельности себя самого и других людей.

Таким образом, эффективное воспитание и обучение, формирующее культурную, образованную, творчески активную личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученик и постоянного отслеживания его личного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения к саморазвитию.

Если говорить в целом о мониторинге в работе классного руководителя, то здесь необходимо представить составные части моего исследования. Мониторинговый портфель классного руководителя у меня объединен в разделы, что позволяет более целостно видеть личность каждого ребенка в классе, знать подход к нему, суметь понять и защитить.

Первый раздел - это социальный мониторинг. Он содержит информацию о детях и семьях класса, проблемах семей и родителей, занятости во внешкольных учреждениях. Здесь же собраны статистические данные класса (прибывшие и выбывшие), список детей с нарушением состояния здоровья (начиная с 1 класса), графики посещаемости уроков, сопоставление числа пропусков по болезни, уважительной причине и без причины. Так же проводится учет участия ребят класса в жизни класса и школы, что потом помогает в определении рейтинга каждого ученика к конкурсу «Ученик года» и проведению итогового совместного с родителями классного часа в конце учебного года.

Социальный мониторинг включает в себя подразделы. Во-первых, это занятость учащихся в профилях и ремеслах (графическая информация о занятости в профилях, ремеслах и спецкурсах, результаты анкетирования об изменении предмета во втором полугодии, журнал посещаемости и оплаты курсов). Во-вторых, олимпиадное участие. В этом подразделе отслеживаю выбор предметов в олимпиадном движении, сдачу работ (заочные олимпиады), здесь же находится сводная ведомость баллов и мест по всем олимпиадам года (что удобно для занесения результатов в конце года в зачетные книжки ребят). В-третьих, учебные рейтинги, которые в течение года вывешиваются в классном уголке для ребят. Это рейтинг успеваемости по циклам в сопоставлении с предыдущим годом и циклами (средний балл цикла), показатели успеваемости (качественный анализ), уровневая дифференциация класса (как в потоках).

Следующий раздел - родительский мониторинг. Он включает графики образовательного уровня и занятости родителей класса, здесь же содержится информация о родительском комитете класса и его плане работы на год, темы и протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Здесь же находится ведомость проверки дневников учащихся родителями (используется на родительских собраниях, характеризует отношение родителей к контролю за ребенком). Отслеживается сдача денежных средств на развитие школы, дежурство родительской общественности по микрорайону школы, а также участие родителей в жизни класса и школы.

Педагогический мониторинг, с одной стороны, содержит сведения о педколлективе класса: стаж и категория учителей, работающих с детьми, анализ посещений уроков классным руководителем. Собраны здесь и сведения и сопоставительные графики проверки ОУУН, итоги тестирования по ЗУНам и по отдельным предметам в течение года.

Еще один раздел мониторинга - психологический. Сюда включены результаты анкетирований, опросов, проведенных классным руководителем в течение учебного года: по преемственности, диагностика уровней воспитанности, совмещение анкет родителей и детей об отношении к школе, учебе, ребенку, социометрия и другие. Большую помощь в заполнении этой части мониторинга оказывает школьный психолог: в конце учебного года была собрана и обработана информация об уровнях учебной деятельности, целях и мотивах учения, творческих способностях детей, проведена диагностика познавательной сферы и межличностных отношений в классе. Все это полезно и применимо для составления плана воспитательной работы на новый учебный год, написания характеристики класса или отдельного ученика. А также это незаменимая информация для родителей на первом собрании в новом учебном году.

Кроме того, мониторинг содержат различные приложения: это анкеты родителей и учащихся, заявления, тетради посещения семей и бесед с родителями и учениками класса. Здесь же хранятся наиболее интересные работы учеников, планы и сценарии классных мероприятий, методическая копилка возможных дел.

Считаю составление мониторингового портфеля классного руководителя необходимым звеном его работы. В качестве правильности выбранной формы, субъектов и приемов исследования можно привести диагностические разработки ученых. В частности, доктор педагогических наук Н.Ф. Маслова предлагает изучать процесс и результаты развития личности ребенка по следующей схеме:

  1. Сбор общих сведений о школьнике.

  2. Выявление основных характерологических особенностей школьника.

  3. Выявление основных реакций школьника на различный тон и характер обращения к нему.

  4. Определение способности школьника руководить своими чувствами, желаниями, потребностями.

  5. Изучение самооценки ученика, умение анализировать им свои поступки и видеть себя со стороны.

  6. Выявление общего кругозора школьника, отношения к искусству.

  7. Выявление отношения к учебному труду.

  8. Выявление отношения к физическому труду.

  9. Определение наиболее выраженных специальных способностей школьника (профили).

  10. Особенности общения школьника.

  11. Проявление нравственных качеств в поступках и поведении ребенка.

  12. Выявление общей направленности и уровня притязаний.

  13. Выявление особенностей темперамента.


© 2010-2022