Статья «Дисграфия и дислексия учащихся I ступени»

Дорогие родители. Уважаемые взрослые.Если ваш ребенок пишет и не может научиться бегло читать? Внимание! Задумайтесь - в чем причина всего? Неужели это всегда связано с ленью? Давайте мы с вами сначала обратим внимание на то, какие ошибки характерны для вашего ребенка? Что это? Быть может это ошибки из-за незнания правил ? А может это пропуски букв, а может замены одних букв на другие ? А бывает даже - правила учит, а применить их не в силах?? Много проблем приносят родителям и педагогам нарушен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тираспольская средняя общеобразовательная школа №3»








Статья на тему:


«Дисграфия и дислексия учащихся I ступени»

Подготовила: И.М.Салкуцан,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МОУ «ТСШ№3 им.А.П.Чехова

г.Тирасполь, Приднестровье



г. Тирасполь
2014



Если ваш ребенок делает много ошибок при письме и никак не может научиться хорошо читать, задумайтесь, всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью. В первую очередь стоит обратить внимание на характер ошибок, которые допускает ученик.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые «глупые» пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может - правила учит-учит, а вовремя применить их не может? Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям и учителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80% проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают, нужно обратиться к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дислексия.

В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и появлений нарушений. Нужно запомнить, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Что же такое - эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует, оно отвечает за логическое мышление. Именно здесь происходит аналитическая работа мозга, в том числе - обучение чтению и письму. Нарушение в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.

Правое полушарие отвечает за интуицию и творческое мышление, например - за музыкальные способности или общительность человека. Частично дислексия проявляется в обычных для «плохого» ученика симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Многие часто навешивают на учеников ярлыки «тупица», «неспособный» и тому подобное, но не стоит падать духом, возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.

Знаменитыми дислексиками были такие знаменитые люди как: Джорж Буш, Леонардо Да Винчи, Агата Кристи, Петр I, Исаак Ньютон, Наполеон Бонапарт, Владимир Маяковский и многие другие.

Нарушения письменной речи также тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называют дисграфия - нарушение письма. Причина возникновения дисграфии - нарушение отдельных компонентов речи. При этом интеллект у детей может быть не нарушен. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р - л, б - п, в - ф, м - н и т.д. Встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц- щ, ш- щ, ш- и; путает верхние - нижние элементы букв б - д.

-Смешение графически сходных букв. п - т, у - и, о - а, Пример: белка - делка.

-Ошибки обозначения границ предложения. Ученик не пишет заглавную букв, не ставит точку.

-Пропуски букв, обозначающие согласные звуки. Пропускает буквы в начале, в середине и в конце слова. Пример: дрожит - дожит; миска - иска.

-Пропуск букв, обозначающие гласные. Пропуск ударных и безударных гласных. Пример: склеил - склил

-Ошибки обозначения границ слов. Написано слитно несколько слов или наоборот раздельное написание частей слова. Пример: Птичница кормит - Птичницакормит

Смешение букв, обозначающие парные звонкие и глухие согласные. Пример: зорька - сорька, собака - сопага

Пропуски слогов. Пример: магазины - маганы
Вставки букв. Пример: январь - янмварь
Смешение букв, обозначающие шипящие и свистящие согласные. Пример: сушит - сусит,

Дисграфия сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ученик, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

Больше дисграфических ошибок встречаются в диктантах. Хотя, не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд упражнений и рекомендаций по работе с детьми - дисграфиками.

Для устранения дисграфических ошибок можно использовать следующие формы работы:

- Словарные, слуховые, зрительные диктанты.

- Тексты с пропущенными буквами, деформированные предложения.

1) Ежедневно в течение 5 минут(не больше) ребенок в любом тексте(кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву- а- зачеркнуть, а букву- о- обвести. Можно давать парные согласные. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (при условии ежедневных занятий) улучшается качество письма.

2) Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Пишите тексты по 150-200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой или фиолетовой ручкой (не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Таким образом у него будет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки и написать правильно.

3) Составление предложения по данным словосочетаниям, по опорным словам. Составление слов из разрозненных букв.















Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. logoped18.ru/logopedist/profilaktika-disgrafii-i-disleksii-u-mladshikh-shkolnikov.php
2. logoped18.ru/logopedist/artikulyatsionnaya-gimnastika.php
3. logoped18.ru/literatura-po-logopedii/literatura-po-logopeda-01.php

4. logoped-sfera.ru/differenciaciya-zvukov-s-z-podgotovitelnaya-k-shkole-gruppa.html







© 2010-2022