Педагогический консилиум по теме «Преемственность в обучении начального и основного звена»

Педагогический  консилиум  по  теме  «Преемственность  в  обучении начального и основного звена». Проблема:-педагогическая (большое число учителей, предметов, требований, технологий);   Цель : 1.Ознакомление с психолого-педагогической характеристикой учащихся. 2.Формулировка проблем. 3.Обсуждение и принятие комплекса мер по сокращению сроков адаптации учеников для создания максимально благоприятных условий для самореализации личностей учащихся.     Участники: 1.Учителя начальных классов. 2.Класс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический консилиум по теме «Преемственность в обучении начального и основного звена».

Проблема:

-педагогическая (большое число учителей, предметов, требований, технологий);

-психологическая (смена процесса ведущей деятельности. Формирование новой социальной позиции).

Цель :

1.Ознакомление с психолого-педагогической характеристикой учащихся.

2.Формулировка проблем.

3.Обсуждение и принятие комплекса мер по сокращению сроков адаптации учеников для создания максимально благоприятных условий для самореализации личностей учащихся.

Участники:

1.Учителя начальных классов.

2.Классные руководители 5-х классов.

3.Учителя-предметники.

4.Педагог-психолог.

5.Валеолог, социальный педагог.

6.Администрация.

Подготовительная работа.

1.Общее знакомство с классом, наблюдение.

2.Подготовка карты-характеристики психологом, учителями начальных классов.

3.Подбор психолого-педагогической литературы по теме.

Ход.

1.Целевая установка.

2.Выступление психолога с результатами диагностики.

3.Первые впечатления об обучающихся 5-х классов учителей-предметников.

4.Выступления учителей начальных классов с материалами наблюдений. Формулировка проблем.

5.Выработка комплекса мер по сокращению сроков адаптации учащихся.

Форма: «Круглый стол»

Материалы: презентация с методическими рекомендациями по проблеме адаптации, цветные кружки.

Доклад о проблемах адаптационного периода

Любой учитель скажет, что пятый класс - сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

- возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;

- возросший объем работ как на уроке, так и дома;

- новые требования к урокам и новые учителя;

- необходимость много работать самостоятельно и т.д.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов

Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.

Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми - одно из главнейших условий успешной адаптации.

Возрастные и психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретение чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка

Внешне это проявляется по разному, иногда через отчуждение - стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками.

Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходит

дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Рекомендации .

Очень важно в этот период набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его поведение, а только знания.

Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.

Выступление учителей начальных классов об особенностях своих бывших классных коллективов, указали кому из учеников надо уделить внимание в первую очередь, каким детям нужен индивидуальный подход, кто из учащихся может стать опорой классному руководителю, кого дети считали лидерами, кого отвергали и т. д. Познакомили с социальным составом семей, рассказали о своих трудностях в работе с отдельными семьями и детьми.

Учителя -предметники поделились своими наблюдениями, обменялись мнениями и впечатлениями о подготовке учащихся, рассказали о трудностях в работе. Было отмечено, что программа нач. школы и среднего звена не всегда имеет плавного перехода, детям и учителям приходится сталкиваться с отсутствием преемственности в программе между начальной и средней школой.

Рекомендации педагогического консилиума

I.Классным руководителям:

1.Изучение личных дел обучающихся, медицинских карт.

2.Ознакомление обучающихся с Едиными требованиями для учащихся в школе и контроль за соблюдением этих требований.

3.Проведение классных часов знакомства, индивидуальные беседы и т.д.

4.Участие в проведении диагностики для отслеживания прохождения адаптации за эмоциональным состоянием учеников, своевременное, оперативное информирование членов педагогического коллектива, администрацию о возникающих проблемах.

II.Учителям начальных классов:

1.Посещение уроков с целью наблюдения за процессом адаптации учеников к новым условиям обучения.

III.Учителям-предметникам:

1.Соблюдение единого подхода в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2.Создание условий для формирования положительной мотивации обучающихся:

-постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;

-создание ситуации успеха;

-избежание отрицательных отметок в Iтриместре.

3.Соблюдение в соответствии с СаНПиН объема домашних заданий, проведение физкультминуток.

4.Использование рекомендаций методкабинета, представленных в помощь учителю.

IV.Педагогу-психологу:

1.Индивидуальные консультации для учащихся, учителей, родителей.

2.Анализ дозировки объема домашних заданий.

4.Посещение уроков с целью психологического анализа уроков.

V.Заместителям директора по УВР и ВР:

1.Ритуальность при переходе в основное звено

2.Посещение уроков.

Рефлексия (нарисовать рожицу настроения на кружке)


© 2010-2022