Формирование дружного классного коллектива

Формирование дружного классного коллектива.     Наверное, ничего нового не открою в воспитательной системе, но поделюсь несколькими наработками из опыта работы. Когда дети перешли в среднее звено и попали ко мне, прежде всего я постаралась определить, какие же они по отдельности, и как я смогу их сплотить в единое целое. Конечно, в младших классах многое закладывается, но, к сожалению, пришлось столкнуться с грубостью по отношению к одноклассникам, прослеживалась некая разобщенность класса, иногда у детей проявлялась немотивированная агре...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование дружного классного коллектива.

Камаева Ралия Тимеряновна, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 села Бакалы муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан.

Каждый ребенок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную позицию. Наша главная воспитательная задача-создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учебе - отличником или средним троечником - он индивидуальная школьная личность, именно в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, которая сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности.

Наверное, ничего нового не открою в воспитательной системе, но поделюсь несколькими наработками из опыта работы. Когда дети перешли в среднее звено и попали ко мне, прежде всего я постаралась определить, какие же они по отдельности, и как я смогу их сплотить в единое целое. Конечно, в младших классах многое закладывается, но, к сожалению, пришлось столкнуться с грубостью по отношению к одноклассникам, прослеживалась некая разобщенность класса, иногда у детей проявлялась немотивированная агрессия. В самом начале работы с ними я узнавала от учителя начальных классов и по своим эпизодическим наблюдениям. Чтобы узнать их лучше, я начала проводить анкетирования, тестирование, опросы. Призвала на помощь школьного психолога, которая поработала с отдельными учащимися. Приглашала для беседы некоторых родителей, которые, конечно же, склонны преувеличивать возможности своих детей. Опираясь на результаты вышеперечисленных методов, был составлен психологический портрет каждого ученика и всего класса. Диагностика показала, что необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика с целью снижения и нормализации уровня тревожности, повышения школьной мотивации, обеспечения личностного развития, улучшения успеваемости, психологического климата в классе. Прежде всего, выяснила, что для многих авторитет родителей является безусловным, поэтому в первую очередь наладила контакт с родителями, это довольно трудно, потому что они за 4 года учебы привыкли к методам работы учителя начальных классов. Уже в начале учебного года провела несколько родительских собраний, в том числе и совместно с детьми, чтобы все смогли понять, и уяснить особенности обучения в среднем звене, чтобы дети как можно менее болезненно прошли адаптационный период в 5 классе. Заручившись поддержкой родителей, приступила к второму этапу формирования дружного коллектива, в котором бы не было ссор, обид, оскорблений. Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы работы. Учитывая возможности детей, уже в первые дни были распределены поручения, к которым постарались уделить максимальное внимание. Установили традицию: в конце каждого учебного дня после уроков проводить пятиминутки, во время которых обсуждали произошедшие за день события, анализировали поведение каждого, давали оценки поступкам как своим, так и чужим. В начале было сложно, потому что дети привыкли после уроков уходить домой, но сейчас никто и не напоминает о необходимости работы после занятий. Такие пятиминутки воочию показывают промахи каждого, учат критически смотреть на свои поступки, реально оценить поведение остальных. Таким образом, мы добились того, что мнение коллектива очень важно, что не стоит отделяться от класса, а тем более противопоставлять себя обществу. Ученики во время учебы проявляют себя иначе, чем при общении при неформальной обстановке. Чтобы класс стал еще дружнее, мы начали устанавливать традиции именно своего класса, которые отличались бы от других классов. В первую очередь - это поздравление именинников, где мы преподносили небольшой подарок от класса, а именинник угощал сладостями. За эти годы все уже знают дни рождения своих одноклассников. На различные праздники принято проводить чаепития с играми, сюрпризами, которые сейчас организуют ответственные за культмассовую работу. Очень любят наши воспитанники совместные поездки с посещением интересных мест, изучением достопримечательностей. Так были организованы поездки в Ледовый Дворец в Актаныш (Татарстан), город Уу с посещением музеев, кинотеатра, цирка. Вроде бы ничего особенного, дети с родителями и за границу выезжают, но как выразилась одна воспитанница: "Сколько раз здесь бывала с родителями, а с классом, оказывается, интереснее". И родителей привлекла к тому, чтобы класс был как единое целое. Обычно родители встречаются только на классных и общешкольных собраниях, чтобы контакт установился тесный, начали организовывать совместные вылазки на природу, на лыжню, на пикники. Это еще сблизило коллектив, теперь уже дети знали и родителей своих одноклассников и начинали по-другому смотреть друг на друга. В течение всего учебного года веду работу с учителями-предметниками, посещаю уроки класса, веду учет посещенных уроков и с отчетом о работе детей на других уроках выступаю перед родителями. Также организую индивидуальные встречи родителей с отдельными предметниками. Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Этот момент тоже использую для сплочения классного коллектива. Стараемся участвовать на всех мероприятиях, турнирах, соревнованиях, проводимых как в школе, так и в районе. Ставим девизом не только участие, но и победу, чтобы ребята рука об руку могли поддержать честь класса. Наши усилия не прошли даром :и в 5, и в 6 классе мы признавались лучшим классом среди параллелей 5-6 классов, и в этом году мы надеемся на успех среди 7-8 классов. Сейчас каждый в классе осознает свое место в классном коллективе и понимает, что от его поведения и участия в делах класса зависит многое, в том числе и успех по итогам работы. И каждый старается не подвести товарища, обдумывает свои поступки с учетом того, как класс воспримет это действие. А ведь хорошо, когда ты чувствуешь ответственность за весь класс, а еще чувствуешь руку помощи одноклассника, Это, на мой взгляд, важно, потому что убережет от дурных поступков, потому что, прежде чем что-то совершить ученик подумает и о коллективе.

3

© 2010-2022