- Преподавателю
- Классному руководителю
- Урок гражданственности. Государственные символы России
Урок гражданственности. Государственные символы России
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мышкина И.Д. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок гражданственности.
«Государственные символы России».
Цели: познакомить детей с понятием «символ» и официальными государственными символами России - флагом, гербом, гимном; формируя позицию гражданина России, активизируя познавательную деятельность, воспитывая чувства патриотизма и любви к родине.
Оборудование: герб России, флаг России, гимн России (плакаты),
карточки для групповой работы,
карточки с текстом для читающих детей,
цветные карандаши - фломастеры,
таблицы на доску,
карта России,
музыкальная запись гимна России.
Ход занятия.
-
Организационный момент.
-
Целеполагание.
У. - посмотрите на доску, прочитайте таблицы и постарайтесь соединить название с определением.
У. - о чём мы будем говорить сегодня?
У. - как назвать одним словом герб, флаг, гимн (символы).
-
Формирование знаний, умений, навыков:
а) вступительная беседа
У. - что такое символ?
С символами ты встречаешься в жизни постоянно. Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это - условное обозначение какого-либо понятия.
К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, ты сразу понимаешь: это больница. На светофоре загорелся зелёный человечек - это означает, что путь для пешехода свободен. Всё это - символы.
Свои собственные символы (флаг, герб и гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества…
б) практическая работа в группе (6 групп).
Придумай и нарисуй символы, которыми можно обозначить следующие понятия:
Остановка автобуса
Выгул собак запрещён
Книжный магазин
Лесная зона
Идёт урок
Перемена
в) подведение итогов.
Анализ. Выставка достижений.
-
Знакомство с изображениями и анализ символов России.
У. - ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН - это официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.
ГЕРБ России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства.
Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображён щит.
ФЛАГ, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.
Кремль - место работы Президента Российской Федерации. Когда Президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России. Флаг России состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная.
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый - благородство, синий - честность, красный - смелость.
ГИМН - это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна обычно встают. государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований.
-
Музыкальная пауза - прослушивание гимна России (стоя).
-
Закрепление полученных знаний.
а) прослушивание выступлений читающих детей.
Карточка 1: Наше отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её, потому что здесь мы родились, всё вокруг для нас родное. А матушкой - потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережёт нас.
Карточка 2: В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ вёлся на языке символов - сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом. Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука - геральдика.
Карточка 3: Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Пётр 1. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу - мир физический (природный), красный; выше - небесный, голубой; ещё выше - мир Божественный, белый.
Карточка 4: Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси всё самое красивое называли красным: красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.
Карточка 5: Рассказывают: в одном царстве - государстве поселился в озере огромный змей. каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребёнка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьём в руках и пронзил чудище. Конь растоптал змея. Этим всадником был святой воин Георгий Победоносец.
б) беседа по вопросам.
-
Что такое символ?
-
Назовите три государственных символа?
-
Назовите страну, в которой мы живём?
-
Как мы называем Россию по-другому? Почему?
-
Кто является Президентом Российской Федерации?
-
Кто изображён на гербе России?
-
Что можете сказать об орле?
-
Какого цвета полосы на флаге России?
-
Что они обозначают?
-
В каких случаях исполняют гимн России?
-
Назовите авторов стихов и музыки гимна России?
-
Практическая работа по группам.
1 группа:
-
Отметь на карте России красным карандашом, хотя бы приблизительно, место (город, село), где ты родился. Это - твоя малая родина.
-
Вспомни, как зовут Президента Российской Федерации. Если ты умеешь писать, напиши его имя, фамилию, отчество.
-
Почему мы называем Россию нашим отечеством, нашей Родиной? Почему мы зовём Россию матушкой? Какие народы живут в России?
2 группа:
-
Раскрась герб России.
-
Закончи определение:
Щит - это вооружение древнего воина, предназначенное для_____________________________________________________________________
-
Что ты знаешь об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу.
Орёл - гордый, свободный _________________________________________________
3 группа:
-
Раскрась флаг России.
-
Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?
Белый - ________________________________________________________________
Синий - ________________________________________________________________
Красный - ______________________________________________________________
-
Какое значение на Руси имел красный цвет?
4 группа:
-
Автор характеризует Россию такими словами: священная, любимая, родная. Какие из этих слов выражают любовь поэта к Родине?
________________________________________________________________________________
-
Какие слова выражают чувство гордости за Родину?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
-
Какие поэтические слова нашёл автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
-
Россия названа в тексте гимна державой, страной, Отчизной. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?
5 группа:
-
Почему говорят: «Москва - сердце России»?
-
Как ты понимаешь слова: «Говорят в Москве, а слушают по всей стране»?
-
Кто такой Георгий Победоносец? Почему он изображён на гербе Москвы?
-
Нарисуй иллюстрацию.
6 группа:
-
Россия - наша Родина. С чего начинается Родина?
-
Нарисуй свою малую родину. Это могут быть твой город или посёлок, твой дом или улица, твоя семья или друзья.
Подпиши свой рисунок.
-
Подведение итогов. Выставка достижений.
Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдётся в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля, леса. Любители расскажут о древнем московском Кремле, о регалиях - знаках царской власти: скипетре, державе, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут: Красную площадь, Покровский собор, храм Христа Спасителя. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом. Каждый по-своему будет прав.
Для любого государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно, с 19века. С этого времени символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно.
Первым из триады государственных символов в России возник герб, затем, почти спустя 200 лет, появился государственный флаг и в 19веке был узаконен государственный гимн России.