Работа с учащимися «Группы риска»

Социальный педагог – именно тот, кто  может помочь ребенку пройти процесс сложной социализации. Не так давно я увлеклась идеей привнести в свою социально-педагогическую деятельность привлекательную для учащихся методику, в основу которой положен принцип  «Равный – Равному». Источником знаний для ученика при таком подходе служит не профессиональный учитель, а такой же ученик, уже получивший знания в какой-то области.            Ценное зерно для воплощения своих замыслов я нашла в набирающем силу ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с учащимися «Группы риска» и подростками, находящимися в социально-опасном положении


Педагогическая поддержка включает в себя следующее:


  • изучение среды, в которой находится ребенок;

  • выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность детей;

  • выявление педагогических проблем ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно;

  • установление с ним договорных отношений;

  • привлечение к решению проблемы преподавателей и других специалистов;

  • консультирование преподавателей и других лиц, взаимодействующих с ребенком;

  • совместный анализ результатов решения возникшей педагогической проблемы.

Задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Если это не удается, тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, т.е. самостоятельно разработать технологию своей деятельности.


Алгоритм действий

Алгоритм работы с несовершеннолетними предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного и делинквентного поведения.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы

В зависимости от типа поведения определяется круг взаимодействия - постановка на учет в школе, в районной КДНиЗП, в ПДН. Вся информация первоначально поступает социальному педагогу от учителей, классного руководителя, педагога-психолога. Совет профилактики рассматривает представление на ученика при его устойчивом отклоняющемся поведении. Специальным положением определен порядок постановки подростка на внутришкольный учет, составление индивидуального плана работы по адаптации и реабилитации учащегося с привлечение служб школы и села. Вся работа с ним отражается в дневнике наблюдения. При постановке учащегося на учет в КДНиЗП составляется комплексная программа профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей.

Социально - педагогические технологии

До 2012 года в работе с детьми «Группы риска» преимущественно использовались традиционные технологии:

  • метод консультирования

  • метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации, метод анкетирования

  • формы бесед, рейдов в семью.

С приобретением опыта работы у меня появилась потребность использовать инновационные технологии взаимодействия с подростками:

  • групповые и индивидуальные технологии

  • обучающие технологии

  • активные формы: ролевые и деловые игры, дискуссии

  • технологии проектной деятельности

  • методы социальной профилактики (превентивные программы)

Изучая современные социально-педагогические технологии, позволяющие эффективно решать задачи социальной профилактики, социальной адаптации, остановилась на программе А.Г. Макеевой «Не допустить беды», на основе которой была составлена дополнительная образовательная программа индивидуально-групповых занятий «Познай себя».

Цель программы «Познай себя»: создание условий для формирования у подростков «группы риска» личного опыта деятельности, направленной на личностно-значимое и социально-приемлемое самоопределение. Программа объединила учащихся «Группы риска» 6-8 классов и реализовывалась в 2012 - 2013 учебном году.

В 2013 году я, увлеклась идеей привнести в свою социально-педагогическую деятельность новую, эффективную, привлекательную для учащихся методику, в основу которой положена технология «Равный - Равному». Источником знаний для ученика при таком подходе служит не профессиональный учитель, а такой же ученик, уже получивший знания в какой-то области. Ими стали школьники из волонтёрского отряда «Альтернатива», создателем которого я являюсь.

Три года назад, пытаясь объединить ребят-энтузиастов в добровольческий отряд вокруг главной идеи: пропаганда ЗОЖ среди сверстников и профилактика пагубных привычек, - я хорошо понимала, что волонтер сам должен принять этот жизненный принцип, стать носителем идеи, прежде чем её распространять. Нам удалось создать такую творческую, сплочённую команду единомышленников с активной жизненной позицией.

Сегодня за плечами волонтёров множество интересных акций, ярчайших мероприятий, конкурсов и проектов. А в этом учебном году они попробовали себя ещё в одном направлении. Совместными усилиями психолога, социального педагога в школе стартовала комплексная программа по формированию навыков здорового образа жизни у подростков «Всё, что тебя касается», разработанная Российской некоммерческой организацией - Фонд «Здоровье и Развитие».

В результате школе сложилась собственная модель организации работы с учащимися «Группы риска». Социальный педагог и педагог психолог еженедельно проводят занятия, содержание которых раскрывают темы: «Искусство общения», «Жизненные ценности», «Мужчина и женщина» и др. В программе рассматриваются различные аспекты здоровья подростков: физическое, психическое, нравственное, репродуктивное в их непосредственной связи и взаимовлиянии.

В занятиях участвуют одновременно учащиеся из «Группы риска», в СОП и ребята из волонтерского отряда «Альтернатива» (в равном количественном отношении). Все учащиеся старше 13 лет.

Как правило, дети «Группы риска», менее творчески проявляют себя в классных и школьных мероприятиях, стараются быть незаметными, а если выделяются, то не с лучшей стороны. По-другому им проявить себя сложно. Совместная деятельность с волонтерами позволяет ребятам с отклоняющимся поведением учиться проявлять себя с положительной стороны, быть более воспитанными, творческими. На занятиях они усваивают другой стиль поведения, отличный от того, который бытует в их кругу. Общение проходит в доброжелательной манере, без запретов, замечаний, нареканий, нравоучений, да и подростки «Группы риска», не позволяют себе грубостей, конфликтов, что в повседневной жизни имеет место.

Наши занятия начались недавно. О результатах говорить рано, но уже понятно, что работа по программе «Всё, что тебя касается» помогает вывести на новый уровень организацию индивидуально-групповой работы.

Так как в занятиях с удовольствием участвуют и дети «Группы риска», и волонтёры перед теми и другими открываются новые горизонты, возможность попробовать себя в совершенно неизвестных ранее ролях, в неожиданных ситуациях.

Внедрение инновационных технологий в деятельность социального педагога позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, обеспечивает экономию сил и средств, способствует эффективности в решении задач.

Занятость учащихся «Группы риска»

В школе в рамках программы развития «Школа - 2015» в последние три года увеличилось число форм внеурочной деятельности, способных заинтересовать подростков с отклоняющимся поведением своей новизной.

Это спортивный клуб «Виктория», волонтёрский отряд «Альтернатива», кружки в начальной школе в рамках ФГОС и др.

Как социальный педагог использую эти новые возможности для широкого вовлечения учащихся «Группы риска» во все эти объединения. Тесно сотрудничаю с их руководителями с целью повышения охвата ребят социально значимыми, творческими, спортивными проектами. Особенно большую помощь оказывает содружество волонтёрской команды и клуба «Виктория», давшее школе большое количество интереснейших мероприятий. В них постоянно вовлекаются абсолютно все «трудные» подростки. Более того, у ребят повышается самооценка, формируется активная жизненная позиция, меняются их межличностные отношения в коллективе.

Благодаря внедрению новых технологий, системной работе всех заинтересованных служб удалось прийти к 100% охвату учащихся «Группы риска»

Отслеживаю занятость подростков и в летний период, стараясь наполнить их досуг полезными и интересными делами.

Работа с учащимися «Группы риска»

Данные лета 2013 года:


  • 58% учащихся, состоящих на ВШУ посещали лагерь с дневным пребыванием при школе

  • 12% были трудоустроены

  • 30% занимались в кружках дома культуры.

Результаты

  • 100% охват подростков «Группы риска» внеурочной деятельностью;

  • снижение числа семей и учащихся, находящихся в социально опасном положении;

  • проявление активной жизненной позиции учащимися «Группы риска», участие в социальных проектах и массовых мероприятиях школы, села;

  • 100% занятость подростков «Группы риска» в летнее время;

  • отсутствие правонарушений в летний период.

© 2010-2022