Педагогический проект

Представляю вашему вниманию педагогический проект «Формирование базовых национальных ценностей у младших школьников». В основу духовно-нравственного  развития и воспитания положены базовые национальные ценности.  Это— основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ




Зачётная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ИБ

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

8-12.04.13г./22-26.04.2013г.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

« Формирование базовых национальных ценностей

у младших школьников »


Автор проекта:

Жданова Светлана Валентиновна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Кошки ,

Самарской области.



2013 г.










Содержание



  1. Актуальность.

  2. Анализ ситуации.

  3. Цель и задачи.

  4. Этапы реализации:

  5. Система работы с учащимися, родителями.

  6. Предполагаемые результаты.

  7. Механизм оценки результатов (диагностика).

  8. Дальнейшее развитие проекта.

  9. Приложение.

  10. Список использованных источников.



















Проект « Моя родословная »


Актуальность проекта.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания

являются базовые национальные ценности.

Базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребенка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легко привить детям понятие исторического времени.

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии, формирует умения и навыки детей и взрослых в учении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня, формирует коммуникативные умения детей записывать воспоминания родственников, работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Цель проекта:

Формирование понимания базовой национальной ценности, как семья, важности семьи для человека; элементарных представлений о родословной, о генеалогическом древе.

(Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи; понять важность семьи для каждого человека.)

Задачи проекта:

1.Формировать у учащихся уважительное отноше­ние к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

2.Обобщить биографические данные родных, составить генеалогическое древо, изучить традиции и увлечения семьи; научить видеть историю «вокруг себя»;

3.Способствовать близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей, повышению культурного уровня; узнать историю возникновения имен, отчеств и фамилий, степени родства, профессии предков.

Участники : ученики 3 в класса , родители , учитель.



Планируемые результаты.

Ученики пополнят и закрепят знания по истории, этнографии. Работа в этом направлении способствует активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.

Родители получат массу советов и рецептов по составлению родословных, осознают значимость этой работы. У них появится гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.

Ученики расширят свой кругозор. У них разовьётся интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствует также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе станут более дружными и получат навыки бесконфликтного общения.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ценностное отношение к России, своему народу, своей семье, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Программа реализации проекта.

1.Классное родительское собрание на тему «Моя семья»

2.Анкета для родителей «Обычаи и традиции семьи»

3.Классный час « История моей фамилии»

4.Конкурс рисунков «Моя семья»

5.Выпуск газеты « Узнай меня!»

6.Составление генеалогического дерева. Творческое оформление работы.

7.Подбор пословиц, поговорок о семье.

8.Составление ребусов о семье.

9.Семейные реликвии.

10.Презентации исследовательских работ.

11.Классный час «Моя родословная»



  1. Диагностика.

Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников - положительная динамика роста позитивных отношений к семейным ценностям.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Ерина, Л.И. Цацинская

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «-» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ - - + + + + - - -». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.



Анкета для родителей!

Уважаемые родители!

В целях совершенствования нашей работы и для установления сотрудничества мы просим вас заполнить эту анкету.

1. Оказывали ли вы помощь своему ребенку в работе над проектом?

да

нет

не знали о проекте

2. Нужны ли были вам консультации для помощи детям?

да

нет

не знаю

3. Хотели бы вы, чтобы дети продолжили такую работу?

да

нет

не знаю

4. Понравился ли вашему ребенку проект?



да

нет

не знаю

Ваши предложения и советы:

Дальнейшее развитие проекта.


1. В 4 классе продолжить работу над проектом.

2. Расширять кругозор учащихся.

3. Развивать интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.

4. Воспитывать чувство гордости за семью, любовь и уважение к родителям.

5. Развивать навыки бесконфликтного общения.


Приложение:


Анкета и результаты анкетирования:

(в анкетировании приняло участие 25 учащихся)

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

1) хорошие - 13 3) нормальные - 4

2) отличные - 5 4) не очень хорошие - 3

2. Считаете ли вы свою семью дружной?

1) да - 23 2) не совсем

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

1) праздники - 9 5) праздники и поездки - 2

2) ужин в кругу семьи - 4 6) не знаю - 5

3) поездки - 1 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин - 1

4) всё, многое - 2

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно - 12 4) когда как - 1

2) часто - 4 5) редко - 4

3) как получится - 1 6) всегда - 3

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

1) каждый занимается своим делом - 5 8) смотрим TV передачи - 3

2) всё (всё понемногу, всем, много чем) - 5 9) общаемся - 2

3) обсуждаем учёбу - 1 10) вместе проводим досуг - 2

4) занимаемся трудом и ходим летом на участок - 1 11) читаем - 1

5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы - 1 12) шутим, смеёмся - 1

6) занимаемся семейно - бытовым трудом -1 13) отдыхаем - 1,

7) делимся впечатлениями - 1

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) редко - 16 2) иногда - 6 3) нет - 3

7. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов родителей?

1) редко, иногда - 10 4) не ссорятся - 1

2) нет - 7 5) не знаю - 1

3) да - 5 6) частенько - 1

8. Что значит для вас семья? Какую роль она играет в вашей жизни?

1) много для чего - 10 5) Это и есть моя жизнь - 1

2) большая, важная, главная, огромная - 8 6) для поддержки, общения, и чтобы иметь

3) не знаю - 4 близких - 1

4) Как для чего? Что за вопрос? - 1

9. Кого бы вы поставили на первое место в своей семье?

1) мама - 13 3) все одинаковые - 6 5) не знаю

2) папа - 3 4) дедушка, бабушка - 1

10. Какая семья считается счастливой?

1) где есть взаимопонимание - 11 5) моя - 2

2) не знаю - 5 6) когда много друзей, денег и нет ссор - 1

3) много вариантов - 2 7) где нет ссор - 1

4) где 1 или 2 ребёнка - 2 8) когда родители не пьют - 1

11. Надо ли наказывать детей?

1) иногда - 11 4) смотря за что - 2

2) нет - 8 5) если провинятся - 1

3) да - 2 6) За что? - 1

12. За что надо наказывать?

1) за враньё - 9 6) много за что - 1

2) за учёбу, поведение, враньё - 4 7) за провинности - 1

3) не знаю - 5 8) какая провинность, такое и наказание - 1

4) за плохое поведение - 2 9) за то, что он курит или очень плохо учиться - 1

5) за главное - 1

13. Как надо наказывать?

1) запретами - 6 5) запретами и морально - 2

2) морально - 7 6) в угол ставить - 1

3) не наказывать - 6 7) не знаю - 1

4) много способов - 2

14. Надо ли поощрять детей и за что?

1) да - 16 6) за помощь по дому - 2

2) за учёбу - 3 7) за учёбу и помощь по дому - 1

3) не знаю - 2 8) нет - 2

15. Какие должны быть родители?

1) хорошие - 5 7) не знаю - 1

2) добрые - 4 8) понимающие, добрые, умные, в меру строгие - 3

3) понимающие - 4 9) строгие - 1

4) как мои - 2 10) добрые и непьющие - 1

5) добрые и понимающие - 2 11) добрые и нормальные - 1

6) какие есть - 1

16. Какими должны быть дети?

1) хорошими - 4 6) такими же, как родители - 2

2) нормальными - 4 7) послушными и умными - 2

3) послушными - 4 8) послушными, понимающими - 1

4) умными - 3 9) уважающими родителей - 1

5) не знаю - 3 10) не такими, как я - 1




Список использованных источников:



  1. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования.


  1. Коротов Е.В. Твоя родословная. Кто ты? - Волгоград: Перемена, 1999

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Москва. Русский язык 1986

  3. «Ономастикон. Древнерусские времена, прозвища, фамилии» С.Б. Веселовский

  4. ufolog.ru/names/publication/2

  5. fotki.yandex.ru/openclass.ru/node/210179

  6. openclass.ru/node/210179



© 2010-2022