Интеллектуальная игра Умники и умницы (методическая разработка+презентация)

Описание работы: интеллектуальная игра предназначена для проведения преподавателями общеобразовательных дисциплин недели ПЦК для студентов 1 курсов, а также игру можно использовать на внеклассных мероприятиях первокурсников с целью совершенствования знаний по общеобразовательным дисциплинам и повышения мотивации обучающихся к изучению дисциплин. Мероприятие проходит в учебной аудитории организации в форме соревнования между двумя и более командами. Игра начинается и заканчивается линейками, на к...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интеллектуальная игра Умники и умницы (методическая разработка+презентация)




Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«КОСТРОМСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Интеллектуальная игра Умники и умницы (методическая разработка+презентация)


Жуйкова Е.С.




Методическая разработка

интеллектуальной игры


«УМНИКИ И УМНИЦЫ»












Кострома 2015

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» предназначена для обучающихся 1 курсов. В организации и проведении ее принимают участие преподаватель и обучающиеся старших курсов, в качестве помощников ведущего и членов жюри.

Цель проведения викторины: повышение мотивации изучения общеобразовательных дисциплин; развитие внимания и логического мышления обучающихся интегрировать знания из различных областей наук; воспитание у студентов интереса к активной познавательной деятельности.

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии

Председатель Гоглева Ю.С.

Протокол №___от «__»________2015г.

Рецензент:

Лебедева Е.Н. - преподаватель высшей категории, ОГБПОУ «Костромской лесомеханический колледж»

Жуйкова Е.С. «Умники и умницы»: интеллектуальная игра - методическая разработка. - Кострома, 2015. - 13с .









ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж»,2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ. 6

Подготовка к игре 6

Рекомендации по работе с презентацией 6

Рекомендации к вступительному слову ведущего. 7

Правила игры (инструктаж) 7

Структура игры 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 10

ЛИТЕРАТУРА 14


ВВЕДЕНИЕ

Описание работы: интеллектуальная игра предназначена для проведения преподавателями общеобразовательных дисциплин недели ПЦК для студентов 1 курсов, а также игру можно использовать на внеклассных мероприятиях первокурсников с целью совершенствования знаний по общеобразовательным дисциплинам и повышения мотивации обучающихся к изучению дисциплин. Мероприятие проходит в учебной аудитории организации в форме соревнования между двумя и более командами. Игра начинается и заканчивается линейками, на которых поясняются правила игры, производится награждение победителей.

Цели интеллектуальной игры:

  • повышение мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин;

  • развитие внимания и логического мышления обучающихся;

Задачи интеллектуальной игры:

  • расширять кругозор обучающихся.

  • формировать способность интегрировать знания из различных областей наук;

  • развивать познавательный интерес к общеобразовательным предметам.

  • воспитывать толерантное отношение друг к другу через формирование умений работать в коллективе

Оборудование: компьютер, проектор, экран, цветные прямоугольники (45см), презентация игры, плакаты с высказываниями известных людей (по возможности).

Одной из форм внеклассной работы по общеобразовательным дисциплинам является проведение недели предметно-цикловой комиссии (ПЦК). Я считаю, что неделя ПЦК помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон.

Праздники, вечера, ролевые игры, викторины, презентации, помогают расширять кругозор, применять умения и навыки студентов. Проекты, конкурсы, интеллектуальные игры помогают почувствовать успешность каждому обучающемуся.

Проведение интеллектуальных игр по общеобразовательным дисциплинам повышает мотивацию к изучаемым предметам, стимулирует обучающихся к решению заданий. Игра вызывает интеллектуальный интерес: хочется догадаться, сделать задание раньше других.

Думаю, что игра развивает самостоятельность обучающихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, развивает логическое мышление, способствует углублению знаний.


ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ.

Подготовка к игре

За неделю до проведения игры формируются команды. От каждой группы первокурсников выбирается команда интеллектуалов в составе 5-6 человек. Студентам заранее сообщается, что викторина охватывает все общеобразовательные предметы. Подготовка к игре способствует поиску новых знаний и проявлению интереса к познавательной деятельности.

В каждой команде выбирается капитан команды. Название команды удобно сформировать исходя из специальности, на которой обучаются студенты. Например, «команда бухгалтеров», «команда дизайнеров», «команда строителей» и т.п. Если на одной специальности несколько групп первокурсников, то можно придумать свои названия команд.

В качестве ведущего выступает преподаватель.

В качестве жюри выступают студенты-старшекурсники. Численный состав жюри определяется числом команд, участвующих в игре. То есть, если в игре участвует две команды, то в состав жюри входит 2 старшекурсника. Каждый старшекурсник будет закреплен за одной из команд. К работе в жюри можно привлечь слабых старшекурсников: игра создает для них ситуацию успеха, дает возможность актуализировать знания, полученные на первом курсе, развивает внимательность.

Для оценивания команд готовятся прямоугольники 2 цветов (например, красные и зеленые). Достаточно по 50 штук каждого цвета. К их изготовлению можно привлечь также отстающих студентов.

Изготавливаются плакаты с высказываниями известных людей об уме и интеллекте1. К подборке таких высказываний и оформлению плакатов можно привлекать членов жюри.

Составляется презентация с вопросами2 разного уровня. В составлении вопросов принимают участие, как преподаватели общеобразовательных дисциплин, так и студенты (инициативная группа). По каждой дисциплине составляется:

  • 5 легких вопросов, которые не вызовут большой сложности для ответа, такие вопросы должны повышать интерес к игре.

  • 5 вопросов - более сложных, которые способны заставить студентов задуматься и даже посовещаться. Такие вопросы актуализируют полученные ранее знания.

  • 1 вопрос - более сложный для категории «Кот в мешке». Вопрос можно взять произвольный за рамками общеобразовательной программы, который окажет побуждающее действие к ознакомлению с этим материалом в дальнейшем.

Необходимо подготовить дипломы командам за участие и победу в игре.

Рекомендации по работе с презентацией

Использование ИКТ на мероприятии позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся. При работе с презентацией необходимо учитывать:

  • 2 слайд - рабочее поле игры. Для выбора вопроса необходимо нажать один раз на номер вопроса в соответствующей категории;

  • для получения ответа на странице вопроса необходимо нажать один раз мышкой в любой пустой части листа (второе нажатие Вас переведет в следующий вопрос викторины).

  • Для возврата в меню вопросов нужно нажать категорию вопроса;

  • вопросы, которые были использованы, исчезают с экрана;

  • по окончании игры нажать кнопку EXIT.

Рекомендации к вступительному слову ведущего.

Вступительное слово ведущего начинается с названия игры и ее целей.

Далее ведущий акцентирует внимание студентов на плакаты мыслителей об интеллекте и уме и просит команды выбрать для себя эпиграф. Далее каждая команда представляет себя и поясняет выбор своего эпиграфа для игры. Такое действие заставляет студентов задуматься и осмыслить данные высказывания, применить их по отношению к себе.

После представления команд, ведущий представляет членов жюри, подчеркивая, что они строгие, но справедливые.

Правила игры (инструктаж)

Викторина содержит вопросы по 8 дисциплинам: математика, история, информатика, география, литература, русский язык, химия и биология. По каждой дисциплине можно ответить на 10 вопросов. Вопросы с 1 по 5 более легкие и правильный ответ на них дает команде 1 балл. Вопросы с 6 по 10 более сложные и за каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Вопросы из категории «Кот в мешке» могут быть по любой из дисциплин и наиболее сложные, за каждый правильный ответ команда получает по 3 балла.

Команды отвечают на вопросы по очереди. Право первого хода определяется жребием. Каждая команда отвечает на одинаковое количество вопросов. Время совещания на каждый вопрос ограничено 30 сек. Если команда не имеет ответа на вопрос или отвечает неправильно, то она не получает баллов. В таком случае дается возможность ответить другой команде, у которой есть ответ (время на совещание не дается). Ответ на вопрос противника дает команде только один балл. Время игры ограничено 30 мин.

Команда сама решает, на какие вопросы она будет отвечать, и сама выбирает уровень сложности. Тактика может быть разной: идти по легкому пути и зарабатывать по 1 баллу, или брать сложные вопросы и получать при правильных ответах больше баллов, но при этом нести потери, если ответы будут неправильные.

Если команда заработала 1 балл, то она получает красный прямоугольник, если 2 балла - зеленый прямоугольник, если 3 балла - то красный и зеленый прямоугольник. Прямоугольники раздают члены жюри.

По окончании игры команда считает количество полученных прямоугольников в присутствии члена жюри и считает количество набранных баллов.

Структура игры

  1. Вступительное слово ведущего. Представление команд и их капитанов. Представление жюри. (5 мин)

  2. Инструктаж по правилам игры и критериям оценки. (5 мин)

  3. Игра: жеребьевка, поочередные ответы на выбранные вопросы. (30 мин)

  4. Подведение итогов игры. (2 мин)

  5. Награждение победителей. (3 мин)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика применения данной игры показала, что, как правило, за 1 игру обучающие с интересом отвечают на 50-60 вопросов викторины. К концу игры интерес повышается, и у ребят всегда возникает желание ответить на оставшиеся вопросы игры, уже за рамками мероприятия; возникает желание принять участие в игре еще раз. Поэтому игру можно проводить два-три раза в год, что повысит мотивацию к изучению общеобразовательных дисциплин в рамках программы профессионального образовательного учреждения.

Данную игру можно использовать также и в рамках одного предмета и в рамках изучения специальных дисциплин. В качестве категорий вопросов можно брать конкретные темы или разделы предметов.

Например:

  • в математике - «Тригонометрия», «Планиметрия», «Стереометрия», «Функции и их свойства», «Теория вероятности», «История математики» и т.п.

  • в информатике - «Языки программирования», «Текстовый редактор WORD», «Табличный процессор EXCEL», «Устройство ПК», «Защита информации» и т.п.

  • в географии - «Россия в современном мире», «Население мира», «Природные ресурсы мира», «Сельское хозяйство», «Промышленность», «Политическая карта мира» и т.п.

  • в истории - «История Древнего Рима», «История древней Греции», «Россия XX века», «Россия XIX века», «Киевская Русь» «Вторая мировая война» «Цари и боги» и т.п.

При составлении вопросов можно изменять их количественный состав, но необходимо соблюдать соотношение между числом легких, сложных и очень сложных вопросов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Высказывания известных людей об уме и интеллекте:


  1. Величие человека - в его способности мыслить.

Паскаль


  1. Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.

Рене Декарт


  1. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель


  1. Умы бывают трех видов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.

Макиавелли Николо


  1. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.

В.И.Ленин


  1. Человеческий ум воспитывается учением и мышлением.

Цицерон


  1. Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое.

И.А. Крылов


  1. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Леонардо Да Винчи


  1. Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Л.Н.Толстой




ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Примерные вопросы для интеллектуальной викторины

Русский язык и культура речи:

  1. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (малина)

  2. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волк)

  3. «Дом» женского рода (изба, хата)

  4. «Машина» мужского рода (автомобиль)

  5. Скажите по латыни шар, если для нас это школьное пособие для урока географии. (глобус)

  6. Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. (маэстро)

  7. Поставьте ударение в слове БЕНЗОПРОВОД (последний слог)

  8. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. С помощью каких наречий? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  9. Подберите слово или словосочетание, объясняющее фразеологизм, пришедший в русский язык из античной мифологии: «Ахиллесова пята» (уязвимое место)

  10. Скажите по-французски «тряпка», если для нас это тонкая шёлковая ткань для красивых платьев. (шифон)

Литература

  1. Кто из героев А.С. Пушкина в известном его романе обладал следующими чертами:

Воображением безмятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным? (Татьяна)

  1. Автор романа «Война и мир»? (Л.Н.Толстой)

  2. Кто из русских богатырей победил Тугарина Змеевича? (Алеша Попович)

  3. Автор комедии в стихах «Горе от ума»? (А.С.Грибоедов)

  4. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. Автор? (А.И.Крылов)

  1. Я достаю из широких штанин

дубликатом бесценного груза.

Читайте, завидуйте, я - гражданин

Советского союза.

Автор строк? (Маяковский)

  1. Автор повести «Гранатовый браслет». (Куприн Александр Иванович)

  2. Самый известный роман М.А. Булгакова. (Мастер и Маргарита)

  3. Какой писатель в молодости выступал под псевдонимом «Врач без пациентов»? (Чехов Антон Павлович)

  4. Самая издаваемая книга в мире? (Библия)

Математика

  1. Как по-другому называется показатель степени? (логарифм)

  2. Первая русская женщина - математик? (С.В. Ковалевская)

  3. Что есть общего у равнобедренного треугольника и степени? (основание)

  4. Мне служит головой вершина, а то, что вы считаете ногами, все называют сторонами. (угол)

  5. Сколько тупых углов в квадрате? (в квадрате нет тупых углов)

  6. В переводе с греческого этот раздел математики называют «измерением треугольников»? (тригонометрия)

  7. Скорость изменения функции? (производная)

  8. Какой многоугольник называют правильным? (у которого все стороны и углы равны)

  9. Вася печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 рубль за пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше и на сколько? (в первый день на 1 руб.)

  10. Какова особенность графика четной функции? (он симметричен относительно оси OY)

История

  1. От чего по преданию погиб князь Олег? (от укуса змеи)

  2. Куда ты ведешь нас?...

Не видно ни зги!...

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега,

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути.

О какой исторической личности идет речь? (Иван Сусанин)

  1. Название реки, где русские войска разбили шведов? (Нева)

  2. Её жизнь закончилась на костре... (Жанна д'Арк)

  3. Дата начала Великой Отечественной Войны. (22 июня 1941 г)

  4. Какую фамилию носил Петр I? (Романов)

  5. Подобно Петру I и Екатерине II Иван III получил от современников прозвище Великий. Именно при нем появилось слово Россия и несуществующая птица. Какая? (двуглавый орел)

  6. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»? (Александр Невский)

  7. Выдающийся борец против рабства в Америке, сын бедного фермера, проживший нелегкую жизнь, избранный в 1860 г. Президентом США. Был убит в 1865 году в театральной ложе. (Авраам Линкольн)

  8. Первый властелин единого Китая Цинь Ши-хуанди провел много реформ, связанных с укреплением своей власти. По его приказу построили более 700 дворцов. Грандиозным проектом стало сооружение гробницы императора. Вершиной строительной техники Китая этого периода стало сооружение, видимое из космоса. Назовите это сооружение. (Великая китайская стена)

Химия

  1. Вещество образующееся при грозе, аллотропное видоизменение кислорода (озон)

  2. Жидкий металл (ртуть)

  3. Я - металл серебристый и легкий.

И зовусь самолетный металл

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (алюминий)

  1. Эта кислота находится в желудке у человека, а при ее недостатке ее употребляют как лекарство (соляная)

  2. Самый главный элемент всех органических веществ (углерод)

  3. Водный раствор этого вещества с массовой долей 10% называют нашатырным спиртом. (аммиак)

  4. Самый легкий газ. (водород)

  5. Вещество, ускоряющее химические реакции. (катализатор)

  6. Формула соли, которую мы используем постоянно в быту. (NaCl)

  7. Металл, реагент реакции Вюрца. (натрий)

Биология

  1. Наука о клетке. (цитология)

  2. Фамилия ученого - отца генетики. (Мендель)

  3. Организму он опора, но его страшнее нет. Он в ужастиках встречается. Называется - …. (скелет)

  4. Пора и нам, ребята,

Над i расставить точки.

В системе выделения

Важнейший орган…. (почки)

  1. Зеленый пигмент отвечающий за фотосинтез. (хлорофилл)

  2. Процесс слияния мужской и женской половых клеток. (оплодотворение)

  3. Как называется деление половых клеток. (мейоз)

  4. Внезапное изменение генов, хромосом и числа хромосом. (мутация)

  5. Элементарная единица всего живого (клетка)

  6. Индивидуальное развитие организмов …(онтогенез)

География

  1. Столица Великобритании. (Лондон)

  2. Назовите три страны, которые лидируют по численности населения в мире. (Китай, Индия, США)

  3. Форма правления, при которой вся власть находится в одних руках и передается по наследству (монархия)

  4. Переселение людей с одного места жительства на другое. (миграция)

  5. Страна - мировой лидер по добыче нефти. (Саудовская Аравия)

  6. Назовите две европейские островные страны, отличающиеся в названии одной буквой. (Ирландия, Исландия)

  7. Как называется канал, который разделяет Северную и Южную Америку. (Панамский канал)

  8. Единственная развитая страна в Африке. (ЮАР - Южная Африканская республика)

  9. Данная горная система в Южной Америке самая длинная в мире. её протяженность составляет 9 тыс. км. Назовите название этих гор. (Анды)

  10. Нет в мире такой реки, к которой бы примыкало столько государств - 9. Эта река вторая по длине в Европе. Назовите реку. (Дунай)

Информатика

  1. Самая маленькая единица информации? (бит)

  2. Во что превращается указатель мыши в windows ХР, когда компьютер занят выполнением какой либо задачи. (песочные часы)

  3. Из какого устройства ПК информация поступает в процессор. (ОЗУ - оперативное запоминающее устройство)

  4. Как называется устройство для вывода изображения на бумагу? (принтер)

  5. Разгадайте ребус

Интеллектуальная игра Умники и умницы (методическая разработка+презентация) (сервер)


  1. В Польше этот символ называют «кошечка», в Турции «роза», в России? (собака)

  2. Как называется устройства для ввода в компьютер изображения с бумаги? (сканер)

  3. В каком ЗУ ПК информация не исчезает после выключения ПК из сети? (ПЗУ - постоянное запоминающее устройство, винчестер)

  4. Где на компьютерной клавиатуре спряталась клавиша справка, или help? (F1)

  5. Отгадайте ребус. (Дисплей)

Интеллектуальная игра Умники и умницы (методическая разработка+презентация)

Кот в Мешке

  1. Что получится, если соединить два металла - медь и олово? (бронза)

  2. Как узнать какая дробь больше Интеллектуальная игра Умники и умницы (методическая разработка+презентация) , не приводя их к общему знаменателю? Пояснить. (Интеллектуальная игра Умники и умницы (методическая разработка+презентация) так как до 1 не хватает Интеллектуальная игра Умники и умницы (методическая разработка+презентация) )

  3. Какая земля никогда не состарится? (Новая)

  4. Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение. (изомеры)

  5. Царь, не раз жалел, что «родился великим князем». Владел французским, немецким, английским и польскими языками, реформатор, «освободитель», его жизнь оборвал террористический акт. (Александр II)

  6. Кто придумал Гарри Поттера? (Джоан Роулинг)

  7. Какая железнодорожная программа есть в ОС Windows? (проводник)

  8. В каком городе поставлен памятник букве Ё? (Ульяновск)


ЛИТЕРАТУРА

  1. Математика: Учебное пособие для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ В.Ф.Бутузов, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин и др. - М.:Просвещение, 1995 - 223 с.:ил.-ISBN 5-09-005109-7

  2. Перельман Я.И. Живая математика, М.,1970, 160 стр. с илл.

  3. Курганский С.М. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы. изд. Bako, 2014г, 288стр. ISBN 978-5-408-02057-7

1 Приложение1: высказывания известных людей об уме и интеллекте

2 Приложение2: Примерный перечень вопросов для интеллектуальной игры


© 2010-2022