Статья Место школы в культуре Санкт-Петербурга

Выступление на августовском педагогическом совете. О месте школы в культуре Санкт-Петербурга. Гражданское образование как необходимая составная часть образовательного процесса. Суждено ли ХХI веку стать веком гуманитарной культуры и какие проблемы возникают в связи с гуманитаризацией образования? Проблема, связанная с определением ценностной основы взаимоотношений субъектов образовательной деятельности. Наша школа нуждается в ярком нравственном примере- примере ответственного отношения к своему ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Место школы в культуре Санкт- Петербурга.

А что такое гражданин ?

Отечества достойный сын.

( Н.А.Некрасов)

Несколько последних лет проводится политика модернизации школьного образования, основной целью которой является создание условий для становления базовой культуры личности, то есть культуры жизненного (личностного и профессионального) самоопределения учащихся. Выбор пути достижения образовательного стандарта каждого ребенка зависит от его личных особенностей. Поэтому вопрос о соотношении свободы, дифференциации, селекции образования как ключевой характеристики его демократизации является достаточно важным .

Одной из главных целей модернизации, несомненно, является гуманизация образования: «все - от личности, все - для развития личности, удовлетворения ее потребностей».

Важное место в решении задач гуманизации отводится системе воспитательной работы в школе, годовому кругу праздников, традиционным урокам нравственности.

Так, в ноябре каждого учебного года в нашей школе проводятся традиционные Лихачевские чтения.

28 ноября 2006 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева ( 1906-1999 ). В этой связи президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ, объявляющий этот год в стране Годом гуманитарных наук , культуры и образования - Годом Д.С.Лихачева.

« Жизнь-это драгоценнейший дар , он дается не зря : не для мелочей , не для собирания мебели и устройства своей квартиры , не для покупки машин . Он дается для какой-то огромной, великой цели . Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лет . И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить созидательную деятельность . Она может быть продолжена в маленьких областях и в больших областях , в очень престижных и в не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро , накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря. » - ответил на вопрос : в чем Вы видите смысл жизни ? Д.С.Лихачев на встрече в Останкино в 1980 году.

Вся долгая жизнь ученого явилась подтверждением этих слов. Он умер 30 сентября 1999 г. , всего лишь около месяца не дожив до 93 лет

23 мая 2001 года подписан Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина « Об увековечивании памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева ».

Масштаб личности этого человека, длина прожитого им таковы, что вспоминая о нем, думаешь о судьбе России на протяжении ХХ столетия.

Почти ровесник века , Д.С.Лихачев испытал на себе крутые повороты судьбы, до конца испил чашу страданий и потрясений , через которые прошел весь наш народ. И в то же время это была счастливая жизнь : он достиг пика своей академической карьеры и был признан как великий ученый и гражданин не только в нашей стране, но и за рубежом.

Для Лихачева патриотизм был не абстрактным понятием, а выражал, прежде всего, кровную привязанность человека к своей « малой родине», любовь к краеведению, воспитывающую по его словам « духовную оседлость» . Д.С.Лихачев был , в подлинном смысле этого слова , « ревнителем просвещения».

Он одним из первых на заре перестройки заговорил о необходимости гуманитаризации образования и воспитания.

Из уст в уста передавалась его знаменитая фраза :

« Интеллигенция есть категория нравственная…а потому интеллигентом притвориться нельзя» .

Встает вопрос : « Суждено ли ХХ1 веку стать веком гуманитарной культуры » и какие проблемы возникают в связи с гуманитаризацией образования ?

Образование понимается как способ становления человека в культуре. И с этих позиций одной из центральных проблем является соотношение свободы и ответственности.

Не случайно Франкл в своей книге « Человек в поисках смысла» рассказывает о том, как он хотел обратиться к правительству США с предложением установить на западном побережье Статую Ответственности , в противоположность высящейся на восточном берегу Статуе Свободы , потому что именно в этих полярностях человек и существует как человек.

Итак, идея гуманистического образования , а также необходимость гуманизации системы образования для последующей модернизации неразрывно связаны со школой , обладающей гражданскими правами. Что это значит ?


  1. Создание основы ценностей под девизом : терпимость и этика ответственности;

  2. Гласность в новой системе обучения и успеваемости под девизом : требование и поддержка личной инициативы;

  3. Глобализация и европеизация образования по формуле : культурное разнообразие в единстве.

Образование, решая поставленные задачи, не должно расщеплять единую цель воспитания российской школы: формировать « нового человека »гражданского общества.

« … Образование, подчиненное задачам воспитания… возрождение репутации человека как чего-то высшего , которым должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах, то, что нам нужно в ХХ1 веке » - Д.С.Лихачев.

Господствующая у нас идея образования, которая охватывает и среднюю, и высшую школу , и даже дошкольную систему, является принципиально ошибочной , потому что она приравнивает среднюю школу к высшей, и задачей средней школы оказывается то, что и дало название Министерству, Академии- образование !

Образование есть не что иное , как процесс передачи и усвоения знаний. И если в высшей школе действительно освоение наук является главной целью ( сюда приходят сложившиеся взрослые люди, будущие специалисты) , то для средней школы образование не может стать главной целью.

Мы очень гордимся уровнем нашего образования , тем, что наши молодые программисты востребованы в США, и умалчиваем о том, что выпускники нашей современной школы являются гуманитарно невежественными людьми - они не знают историю, не умеют грамотно писать и говорить, не знакомы с великой русской литературой и искусством.

Это не вина их, а беда, но мы почему -то не связываем такое положение дел с ситуацией в школе. Вспомните массовые хулиганства в Москве, движение скинхедов в Санкт-Петербурге- культурной столице России, избиение иностранных студентов, увлечение наркотиками, царящее на улицах хамство , сквернословие, которое стало нормальным явлением жизни.

Кстати, не могу не привести еще одно высказывание Лихачева :

« Вернейший способ узнать человека- его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, что он говорит ».

Но ведь все они : скинхеды, неофашисты, хулиганы - выпускники наших школ !

Разумеется, экономическая система образования обеспечивается недостаточно , но, представьте себе, что средств на образование будет дано в 3 раза больше. Изменит ли это положение дел ? .

Главная проблема нашего образования заключается в том, что ,

изгнав из школы коммунистическую систему воспитания , мы вообще лишили ее ( школу) воспитательной функции. И сегодня некоторые руководители Министерства и Академии говорят : «Воспитание- это не дело школы , дело школы - образование…

Воспитание - это дело семьи..»

Но надо смотреть правде в глаза : современная семья лишена возможности полноценного воспитания детей. Вместо семьи роль воспитателя в доме выполняет телевидение.

А оно наше ТВ, невзирая на положительные и отрицательные стороны с точки зрения взрослых людей, с педагогической точки зрения ведет преступную политику.

Насилие и убийство стало некоей нормальной формой разрешения противоречий в жизни. ТВ пропагандирует, что деньги- высшая ценность, реклама- хозяйка, имеющая право прерывать любые речи (разве что, кроме речей Президента ) , а сумма денежного выигрыша- критерий в интеллектуальных играх.

До тех пор пока будет сохраняться такое положение, никакие экономические меры проблемы школы не решат.

Школа должна противопоставить свое нравственное воздействие тому влиянию, которое оказывает ТВ на умы подрастающего поколения.

И питерской школе здесь отводится главная роль , ибо здесь зародилась русская интеллигенция , недаром даже москвичи признают Санкт- Петербург культурной столицей России.

Петербург- это не только архитектура, фасады домов и тротуары. Хорошо, когда красят дома и мостят дороги.

Но Санкт-Петербург- это, прежде всего, петербуржцы, а петербуржцами не рождаются. Петербуржцев воспитывает , вернее должна воспитывать петербургская школа !

Дань памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева может и должна состоять , прежде всего, в том, чтобы вернуть С.-Петербургской школе значение приоритетного направления в политике властей СПБ, так как именно культура определяет действительную ценность Петербурга, если рассматривать его место в истории России, а сегодня, пожалуй, можно сказать и всего мира.

Д.С.Лихачев неоднократно обращал внимание на то, что в современной школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан России. И здесь важна систематическая работа , а не подмена отдельными « воспитательными » мероприятиями. Очевидно , что от роста сознательности и социальной активности граждан России , в первую очередь, молодежи в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.

И потому, как никогда актуальны сегодня слова Н.А. Некрасова :

А что такое гражданин ?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас - купцов , кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан !

В заключение добавлю несколько слов. Наша школа нуждается в ярком нравственном примере - примере ответственного отношения в своему делу , своей жизни, судьбам Родины.

Модернизация школьного образования не может быть сведена к организации профильного обучения в старших классах, введению ЕГЭ , информатизации учебного процесса Ее главный смысл состоит в реформировании отношений педагогов и учащихся, школы и родителей, учителей и школьной администрации, наконец, руководителей школ и органов управления образованием. Основой этих отношений должны стать нормы права и нормы морали.

Давайте начнем с самих себя . Вот выдержки из « неписанных учительских законов »:

1.Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть !

2.Если он живет во вражде - учится агрессивности.

3.Высмеивают- становится замкнутым.

4.Растет в упреках - учится жить с постоянным чувством вины.

И наоборот :

! Ребенка подбадривают - он учится верить в себя.

! Хвалят - он учится быть благодарным.

! Растет в атмосфере терпимости - учится понимать других, быть справедливым и верить в людей !

Хотелось бы, чтобы первый урок стал стартом учебного года, на протяжении которого эти нормы будут соблюдаться всеми и всегда.

Сегодня гражданское образование становится необходимой составной частью образовательного процесса в российской школе.

( из выступления на августовском педагогическом совете школы № 84)


© 2010-2022