Методическая разработка классного часа «Взаимоотношения в семье»

Молодые люди, шагнув после школы в мир взрослых, сталкиваются со многими проблемами - тут и недопонимание изменившихся социальных ролей, и меняющиеся ориентиры общества и серьезная проблема создания собственной семьи. В чем секрет счастливой семьи? Эти и другие вопросы рассматриваются в методической разработке классного часа, предназначенной для обсуждения данной темы в старших классах. Данная работа предлагается для использования классными руководителями по приоритетным направлениям «Нравственн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа для старшеклассников «Взаимоотношения в семье»

Автор: Панченко Марина Викторовна, преподаватель химии МОУ СОШ № 18 г. Комсомольска-на-Амуре

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов

Форма проведения: классный час

Цели:

  1. Содействие процессу формирования у учащихся понятия «счастливая семья».

  2. Содействие процессу личностного развития, ответственного отношения к семейном ценностям, готовности брать ответственность за близких.

  3. Изучение психологических закономерностей и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы гармоничного взаимоотношения в семье.

Задачи:

  1. Формирование понятия семьи как одного из важнейших звеньев в цепи истории.

  2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для

развития и нравственного формирования личности каждого учащегося.

  1. Преодоление и предупреждение семейных конфликтов.

Аннотация: Молодые люди, шагнув после школы в мир взрослых, сталкиваются со многими проблемами - тут и недопонимание изменившихся социальных ролей, и меняющиеся ориентиры общества и серьезная проблема создания собственной семьи. В чем секрет счастливой семьи? Эти и другие вопросы рассматриваются в методической разработке классного часа, предназначенной для обсуждения данной темы в старших классах.

Данная работа предлагается для использования классными руководителями по приоритетным направлениям «Нравственность» и «Семья». В ней, в частности, использовались материалы известных бестселлеров «Язык взаимоотношений » авторов Алан и Барбара Пиз и «Успешный брак», авторы Джудит С. Уоллерстайн и Сандра Блейксли.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент, мотивация, введение.

Цели:

  1. Знакомство с проблемой.

  2. Совместная выработка правил общения для обсуждения данной темы:

- уважать друг друга;

- с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

- если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

- если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Что для каждого из вас означает слово СЕМЬЯ. Для кого-то это мама,

папа, братья или сестры, для кого-то это бабушка или дедушка, а для кого-то это друзья, с которыми вы делите жизненное пространство.

Но все-таки каждый из вас уже думает о том, что когда-нибудь у вас будет своя семья, свой родной близкий человек, с которым вы бы хотели пойти рука об руку по жизни.

Чтобы взаимоотношения в семье были более радостными, комфортными, что бы людей связывали между собой не только кровные узы и взаимные обязательства, а действительно были общие интересы, цели, что бы они действительно были дружественными необходимо потрудиться. И конечно, особенно молодым семьям необходимо многому учиться, чтобы молодые не кричали друг другу «Почему ты меня не понимаешь?».

  1. Опрос аудитории. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «твоя семья»?

Цели:

  1. Определить положение старшеклассника в семье, его проблемы и внутреннее состояние.

  2. Возможность проведения по результатам опроса тематических консультаций по проблемам, которые волнуют многих. Например, проблема общения в семье.

  1. Беседа на тему: Что вы вкладываете в понятие счастливая семья?

Цель:

  1. Формирование умения высказывать свое мнение и рассуждать на заданную тему.

Счастливая семья - одно из средств укрытия от одиночества в переполненных городах, убежище от стресса . Она защита от распада личности, в современном мире, где большинство людей общаются больше с машинами, чем с людьми. Счастливая и дружная семья помогает справится с отрицательными эмоциями, когда человек вынужден подчиняться желаниям и требованиям других людей. В счастливой семье процветают взаимопонимание, юмор, ощущается связь с прошлым и заинтересованность в будущем.

  1. Опрос аудитории. По каким причинам, на ваш взгляд, многие семьи, особенно молодые, распадаются?

(класс непроизвольно делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу).

Цели:

  1. Вовлечение учащихся в обсуждение проблем.

  2. Формирование умения выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения.

Цитата Льва Толстого из романа «Анна Каренина» о семьях:

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». На психологическое состояние современной семьи сильно сказываются такие ситуационные факторы, как деньги, здоровье и успехи по службе. Но самое главное - если в семье отсутствуют дружественные взаимоотношения, общие убеждения, то даже семьи с большим стажем могут быть несчастливыми.

  1. Беседа на тему: Как построить счастливую семью.

Цели:

  1. Показать учащимся значимость нравственных законов жизни для построения семейного очага.

  2. Формировать умения быть объективным к себе и другим, проявлять терпение и терпимость, умения сопереживать.

Большинство опрошенных молодых жителей Хабаровска (90%) назвали три, на их взгляд составляющие семейного счастья:

- любовь;

- рождение здоровых и желанных детей;

- наличие собственного жилья;

Психологи определили девять задач, которые необходимо решить молодым, чтобы их брак был успешным:

- Эмоционально отделиться от родительской семьи и полностью посвятить себя своему браку, в то же время стараться по-новому установить взаимоотношения с семьями родителей. Необходимо, что бы родители поняли, что вы теперь уже не только их сын, но и чей-то муж, не только дочь, но и жена.

- Сблизиться с партнером, создать что-то общее, но не нарушать при этом автономии личности партнера.

- Быть готовым принять родительскую ношу и стойко перенести появление Его Величества Ребенка. Одновременно не следует забывать собственные супружеские взаимоотношения.

- Быть способным справиться и преодолеть жизненные кризисы, сохранив духовную связь с партнером перед лицом неприятностей.

- Создать безопасное пространство для выражения гнева, недовольства и конфликта.

- Поддерживать полноценные сексуальные отношения и защищать их от служебных и семейных обязанностей.

- Сохранять чувство юмора и не принимать все близко к сердцу, избегать скуки.

- Оказывать поддержку друг другу, подбадривать и защищать

- Сохранять романтику отношений, несмотря на печальные изменения в реальной жизни, вызванные временем.

Но не всегда ожидания молодых оправдываются. Статистика говорит следующее: молодые семьи стали неустойчивыми, конфликтными, малодетными или даже бездетными. Конфликты возникают по разным причинам, о них мы поговорим позже. Но вот алкоголизм и наркомания, распространенные в молодежной среде делает бесперспективной любую семью.

  1. Опрос аудитории. Какую роль играют конфликты в семейной жизни ?

Цели:

  1. Рассмотрение темы, интересующих учащихся, решение возникших в к проблем посредством их обсуждения.

  2. Формирование умения быть откровенными друг с другом и близкими людьми, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации.

(Презентация «Конфликт как социальный феномен»).

Часто бывает так молодые люди женились по любви, но как только началась совместная семейная жизнь, начались конфликты, взаимные претензии, недопонимание.

А суть проста: мужчины и женщины отличаются друг от друга. Они не лучше и не хуже друг друга - они разные. Мужчины и женщины любой расы, воспитанные в любой культуре и среде, постоянно оспаривают мнение, поведение, отношения и убеждения друг друга. Как говорят ученые практически общее что у них есть - это то, что они особи одного вида.

Например, мальчишки критикуют девочек за болтливость, а девушки, наоборот, за то что парни невнимательны и не умеют слушать. Или например, если девушка заблудилась, она попросит показать дорогу, с точки зрения мужчины, это проявление непростительной слабости. Он лучше часами будет колесить по городу.

Древние правила, которые обеспечивали выживание семьи были следующие. Успех мужчины измерялся способностью найти добычу, убить и принести домой. Он был защитник и добытчик. Ему и в голову не приходило вынести мусор из пещеры или сменить пеленки у ребенка.

Роль женщины так же была очевидной. Она должна была воспитывать детей и она была хранительницей очага. Никто не ждал, что она пойдет на охоту, будет сражаться с врагами или менять электрические лампочки в пещере.

После еды мужчины рассаживались вокруг очага, глазели в огонь, играли в игры, рассказывали истории. Таков был доисторический вариант телевизора с дистанционным переключением каналов или компьютер, которым мужчина отгораживался от окружающей обстановки. Женщина ухаживала за детьми и заодно следила, что бы мужчина был сыт и как следует отдохнул, что бы завтра опять идти за мамонтом. Каждый ценил труд другого: мужчина не считался ленивым, и женщина не упрекала его в том, что он превратил ее в прислугу.

Но старый порядок нарушился. Выживание семьи не зависит теперь только от мужчины. Теперь люди создают семью не для выживания, мы ищем в семье любовь, сочувствие и спокойствие.

То есть наступили новые правила жизни и где можно им научиться?

Современному мужчине нет нужды ловить свой обед. Сейчас мужчины используют свою врожденную способность для того, что бы играть в компьютерные игры, в футбол, заниматься любым видом спорта, связанным с преследованием и поражением цели. Но он, по прежнему, остается добытчиком и должен время от времени приносить домой мамонта. Повсеместные опросы показали, что 70-80% мужчин утверждают, что наиболее важной их частью все-таки является работа, и 70-80% женщин превыше всего ставят семью. Почему такие разные показатели. Ответ очевиден опять - мы разные. Мужчина всегда соизмеряет себя по своей работе и достижениям, самооценка женщины зависит от личных отношений. И в современной семье, традиционной, мужчина прежде всего добывает хлеб и решает проблемы. Женщина защищает очаг, ее роль обеспечить выживание детей.

Отсюда вывод;

Если мужчина несчастлив на работе, он не может заниматься личными отношениями в семье.

Если женщина несчастлива в семье, то она не может сконцентрироваться на своей работе.

Испытывая стресс женщина, обычно хочет выговориться, а еще лучше поесть шоколада и походить по магазинам.

Мужчина, чтобы решить свою проблему хочет молча ее обдумать, посидеть на камне и поглазеть в огонь. Чтобы снять стресс, мужчины либо прибегают к спиртному, либо нападают на соседей. Для женщины мужчина выглядит незаботливым и агрессивным, а она для него надоедливой и несерьезной. Такое восприятие друг друга есть отражение различной организации мозга. Но понимание этих объективных различий поможет вам избавиться от лишних стрессов, позволит давать не столь жесткую оценку друг другу.

  1. Заключение.

В современном мире нас окружает немало неразрешимых проблем. Однако вы в состоянии построить свою будущую семейную жизнь. Ведь дом это наше последнее прибежище. В любом социологическом опросе всегда на первое место у людей выходит семья. Не дружба, не работа, не деньги. Нам нужна поддержка, поощрение и уверенность в том не только тогда, когда мы преуспеваем, но и тогда когда мы терпим поражение. И все это вы сможете найти создав успешную, счастливую семью.


  1. Рефлексия.

Цели.

  1. Осознание пройденного на классном часе, сбор в «общую копилку» замеченного, обдуманного, понятого каждым.

  2. Выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Учащимся раздается карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались…

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Я хочу предложить тему следующего классного часа…

Литература

  1. Уоллерстайн Дж. С., Блейскли С. Успешный брак / Пер. с англ. Зинина - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

  2. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2000.

  3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М, 2001.

Интернет ресурсы

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

  2. pugachova.ucoz.ru›…celi_i…klassnogo_rukovoditelja…

  3. Учебно-методический кабинет

ped-kopilka.ru›Классному руководителю›Тематические классные часы


© 2010-2022