Родительский лекторий на тему Организация трудового воспитания школьников, как процесс становления нравственно-правовой личности (1-11 классы)

Общешкольный родительский лекторий – это форма организации родительского всеобуча, просвещения по вопросам, связанным с воспитанием, развитием и обучение детей.Цель: способствовать осознанию родителями своей ответственности за трудовое воспитание детей, развитие и закреплении у ребенка в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-правового отношения к жизни и деятельности.
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Родительский лекторий по теме:

Организация трудового воспитания школьников, как процесс становления нравственно-правовой личности.







Авторская разработка

Токмаковой Людмилы Викторовны,

уполномоченный по защите прав

участников образовательных отношений

МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением

отдельных предметов» ЭМР Саратовской области














Энгельс

2015

Лекторий: Организация трудового воспитания школьников (ребенка), как процесс становления нравственно-правовой личности.

Общешкольный родительский лекторий - это форма организации родительского всеобуча, просвещения по вопросам, связанным с воспитанием, развитием и обучение детей.

Цель: способствовать осознанию родителями своей ответственности за трудовое воспитание детей, развитие и закреплении у ребенка в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-правового отношения к жизни и деятельности.

- Здравствуйте, уважаемые родители тема лектория " Организация трудового воспитания школьников (ребенка), как процесс становления правовой личности».

План.

I. Труд, как средство воспитания. Состояние воспитания трудовой культуры учащихся.

II. Влияние знания трудовых вопросов на жизнь детей. Привлечение детей к труду. Как руководить трудовой деятельностью ребенка.

III. Трудовое воспитания школьников (ребенка), как процесс становления правовой личности.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В.А. Сухомлинский

I. Труд, как средство воспитания. Состояние воспитания трудовой культуры учащихся.

Актуальность проблемы трудового воспитания школьников:

  1. Снижение интереса к труду.

  2. Отсутствие у школьников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.

  3. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.

  4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.

  5. В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем:


  • Насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность,

  • Чрезмерная регламентация действий ребёнка,

  • Угроза наказания за плохое отношение к труду,

  • Наказание трудом за плохое поведение,

  • Недовольство неумением ребёнка.

Трудовое воспитание - совместная деятельность, воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии.

В задачи трудового обучения и воспитания входят:

  • политехническая и начальная экономическая подготовка;

  • выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

  • формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем, ответственности и чувства долга;

  • подготовка к выбору профессии, профориентация.

Основными задачами трудового воспитания являются:

  • Формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности.

  • Развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, потребности в творческом труде.

  • Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

  • Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности.

  • Повышение уровня правосознания.

Трудовое воспитание начинается в семье с элементарных представлений о трудовых обязанностях. В результате трудовая деятельность должна стать для индивида естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое развитие личности учащегося (ребенка) - это формирование привычки к трудовому усилию. Эта привычка называется трудолюбием.

В школе, сложились такие виды труда учащихся: учебный труд, труд на уроках труда, в мастерских, в системе дополнительного образования; общественно полезный труд - самообслуживание в школе, ее благоустройство, а также двора дома, охрана природы, участие в деятельности социальных служб и благотворительных организаций; производительный труд - работа в сельскохозяйственной сфере, в лагерях труда и отдыха, на учебно-производственных комбинатах.

Надо помнить, что основной труд школьника умственный, учебный, и этому труду школа тоже обучает детей с первого класса. Производительный труд учащихся (работа по производству реального продукта, товара) не всегда имела и имеет место. Это вообще спорный вопрос, должны ли дети, подростки учиться и работать. В советской практике был отличный опыт А. Макаренко по организации производительного труда учащихся: в 60-70-е гг. были ученические бригады и даже заводы для школьников. Вряд ли сегодня это можно оценить однозначно. Правильно думать, что привлечение учащихся к производительному труду должно быть подчинено исключительно целям их воспитания, обучения и развития.

II. Влияние знания трудовых вопросов на жизнь детей. Привлечение детей к труду. Как руководить трудовой деятельностью ребенка.

На сегодняшний день использование детского труда регламентируется Законом «Об образовании» от 10.06.1992г. № 3266-1 (ч. 4. ст. 50.) и с 01.09.2012г. «Законом «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ч, 4 ст. 34), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999т, № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», СанПиН 2.4.2553-096 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 09.2009г. № 58, а также Типовым положением об учреждениях.

Согласно ч. 4 ст. 50 Закона «Об образовании» от 10.06.1992г. № 3266-1 (и ч. 4 ст. 34 Закона «Об образовании» от 29.12.2012г. « 273-Ф3) привлечение обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образам, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями). В случае, если добровольное согласие ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.

Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить привлекать к труду, в т. ч. дежурить по школе, классе, или принимать участие в летней трудовой практике и др.

Если же добровольное согласие на труд у образовательного учреждения имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, не допустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.
Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, то все, что находятся за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.

Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего по трудовому договору.

Согласно ст. 6.3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ с согласия одного из родителей (попечителей) и органа опеки и попечительства с учащимися, достигшим возраста четырнадцати лет, может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ст. 6.3 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности. В частности, работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа ее должна быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.
Применительно к СП 2.4.990-00 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и СП 4076-86 от 06.03.1986 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» для детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях трудовое обучение имеет не только учебно - воспитательное и оздоровительное значение, но и является важным средством компенсации и коррекции нарушенных функции.
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно полезном производительном труде являются незаменимыми факторами нравственного и интеллектуального развития н формирования личности. Овладение трудовыми навыками, привитие любви к определенной профессии имеет большое психологическое значение для последующего трудоустройства детей по окончании школы.

Привлечение детей к труду. Самообслуживание и выполнение обязанностей в семье - бытовой труд.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Поднеси!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Непременное условие положительного отношения к труду - его посильность. Как перегрузка, так и недогрузка формирует в равной степени отрицательное отношение детей к труду. Если задания посильны, школьник (ребенок) выполняет его с интересом.

Воспитанию желания трудиться помогают только те влияния, которые вызывают определенные эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, ее потребности и интересы. Такими внешними воздействиями оказываются поощрения взрослого: одобрение, похвала, показ образцов труда ребенка близким, товарищам.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Труд детей семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Как руководить трудовой деятельностью ребенка.

1. Определить для ребенка цель труда и мотивировать ее.

2. Показывать и объяснить приемы трудовой деятельности, дать советы, выдвинуть требования к технике, качеству выполнения, темпу работы.

3. Подключить ребенка к своему труду, подать пример добросовестного отношения к делу, помочь советом, вопросом, оказать практическую помощь в случае затруднения.

4. Оценить поведение ребенка, его трудовые умения, усилия с точки зрения качества выполненной работы, напомнить о цели, направленности труда.

5. Читать ребенку художественные произведения о труде взрослых, организовывать наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении, рассматривать картины, отражающие труд людей, беседовать с ребенком (все это важно для формирования представлений об общественной значимости труда человека, воспитания уважения к нему.)

III. Трудовое воспитания школьников (ребенка), как процесс становления правовой личности.

Воспитание в рамках воспитательной системы школы и семьи должно опираться на общечеловеческие ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:

Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.

Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.

Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.

Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.

Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.

Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы СЕМЬИ и школы.

Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:

- идея согласования ценностей поколений,

- идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,

- идея оптимально организованной деятельности школьников.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Родителям нужно помнить, что положительное эмоциональное отношение к труду закладывает основы трудолюбия - сложнейшего свойства личности. Чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его результативным, успешным, постоянно усложняющимся по содержанию и форме организации. Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи, детского сада и школы.

ВОСПИТАНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ТРУДОВОЕ

ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ

ПРАВОВОЕ

ВОСПИТАНИЕОсновными механизмами осуществления трудового воспитания и становления нравственно-правовой личности являются: развивающееся техническое мышление, разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственное отношение индивида к труду, общение в семье, трудовом коллективе на основе деловых взаимодействий и зависимостей.



Список использованной литературы:


1. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. -М:Педагогика, 1976.- 68 с.

2. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. - М.: Просвещение, 1982. - 336 с

3. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. - М.:Знание,1988. - 79с.

4. Бондаревская Е.В. Трудовое воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. - Ростов-н/Дону, 2006. - 110 с.

5. Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование Якутии - 2003 - № 2- с. 76 - 77

6. Воробьев А.И.теория и практика трудового воспитания учащихся в условиях реформы общеобразовательной школы. - Ташкент. "ФАН"., 2006. - 110 с.

7. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект - пособие для студентов педагогов и учителей. -М.: Педагогическое общество России. - 2002.-192 с.

8. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Министерство образования РС(Я), ИПКРО -Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. - 96с.

9. Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. - М:Политиздат, 1990. - 415с.

Электронные источники:

  1. ds-414.nios.ru/p73aa1.html

  2. floriy.ru/semiy/deti/kak-privlech-rebenka-k-trudu

  3. studopedia.net/5_62601_tema-pravovoe-vospitanie.html


© 2010-2022