Разработка классного часа «Дети войны»

В результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с негативных позиций исторического прошлого нашей Родины. У многих представителей молодого поколения, которое выросло в эти годы, сформировалось не всегда объективное представление о событиях, происходивших в нашей стране, и людях - участниках этих событий. В связи с этим проблема  патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Пожалуй, только школа остается единственным местом, где воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов. Патриотическое воспитание было и должно оставаться одним из основных направлений воспитательной работы школы.    Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Героическая борьба, подв...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ СОШ с.Новофёдоровское

МР Стерлитамакский район

Республика Башкортостан





РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

на тему:

«ДЕТИ ВОЙНЫ»





Подготовила Алимбаева Фирузя Ринатовна











Классный час на тему «Дети войны».

(с приглашением ветерана педагогического труда

Купцовой Е.Ф.)


Цель проведения: развитие творческих инициатив по формированию гражданской позиции и патриотизма; воспитание способности чувствовать, сопереживать, слушать окружающих.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

План

  1. Чтение текстов из книги С.А. Алексиевич «Последние свидетели» о воспоминаниях людей, чьи детские годы застала Великая Отечественная война.

  2. Беседа с учащимися по содержанию текстов.

  3. «Знаешь ли ты …» (правовые нормы по дополнительной защите детей в условиях вооружённого конфликта).

  4. Рассказ Купцовой Е.Ф. о своем военном детстве.

Методические материалы к классному часу:

I. Воспоминания людей, кого Великая Отечественная война застала детьми.

1 . …Девочка я ленинградская… Из Ленинграда нас вывезли на Урал, в город Карпинск. Вывезли всю нашу школу. В Карпинске мы сразу бросились в парк, мы не гуляли в парке, мы его ели. Особенно любили лиственницу, ее пушистые иголочки - это такая вкуснятина! У маленьких сосенок объедали молодые побеги, щипали траву. С блокады я знаю всю съедобную траву, в карпинском парке было много кислицы, так называемой заячьей капусты. Это сорок второй год, на Урале тоже голодно было. А в детдоме у нас только ленинградские дети, которых нельзя было накормить, нас долго не могли накормить.

Не помню, кто первый в детдоме увидел… немцев. Когда я увидела первого пленного, то я уж знала, что работают они за городом на угольных копях. До сегодняшнего дня не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому, именно к ленинградскому?

Когда я его увидела, он ничего не говорил. У нас только кончился обед, и я, видно, еще пахла обедом. Он стоял возле меня, нюхал воздух, и у него непроизвольно двигалась челюсть, она как-будто что-то жевала, а он пробовал держать её руками. Останавливать. А она двигалась и двигалась. Я совершенно не могла видеть голодного человека. Не могла на него смотреть. У нас у всех это было как болезнь. Побежала и позвала девочек, у кого-то остался кусочек хлеба, мы отдали ему этот кусочек хлеба.

Он благодарил:

- Данке шен… Данке шен…

Мы уже знали, когда они приходили. Выбегали с тем, у кого что находилось. Когда я дежурила на кухне, я оставляла им весь свой кусочек хлеба; вечером выскребывала кастрюли. Все девочки что-нибудь им оставляли, а оставляли ли мальчишки, не помню. Мальчишки наши были постоянно голодные, им все время не хватало еды. Воспитательницы нас ругали, потому что и у девочек случались голодные обмороки.

В сорок третьем они уже к нам не приходили. В сорок третьем стало легче, Урал уже не так голодал. В детдоме был настоящий хлеб, давали вдоволь каши. Но я до сих пор не могу видеть голодного человека…

Первый год в Карпинске мы не замечали природу, всё, что было природой, вызывало в нас одно желание - попробовать: съедобное ли оно? И только через год я увидела, какая красивая уральская природа. Какие дикие ели, высокие травы, целые леса черёмухи. Какие там закаты! Я стала рисовать. Красок не было, рисовала карандашом. Рисовала открытки, мы посылали их своим родителям в Ленинград. Больше всего любила рисовать черёмуху. Карпинск пах черёмухой. Он, мне кажется, и сейчас так пахнет.

Уже который год преследует желание - съездить туда. Невероятно хочется увидеть: стоит ли наш детдом - здание было деревянное? Уцелел ли в новой жизни?..

2. …Папа наш помогал партизанам, а когда нас освободили ушёл на фронт. Уже без него мне сшили первое платье за войну. Сшила его мама из портянок, они были белые, их покрасили чернилами. На один рукав чернил не хватило. А мне хотелось показать подружкам новое платье. И я встала в калитке боком, то есть хороший рукав показывала, а плохой прятала к дому. Мне казалось, что я такая красивая!

В школе впереди меня сидела девочка Аня. У неё погибли отец с матерью. Они жили с бабушкой. Они были беженцы из-под Смоленска. Школа ей купила пальто, валенки и блестящие галоши. Учительница принесла и положила всё это ей на парту. А мы сидели притихшие, потому что ни у кого из нас не было ни таких валенок, ни такого пальто. Мы завидовали. Кто-то из мальчишек толкнул Аню и сказал: «Повезло как!» Она сидела, сидела, а потом заплакала. Плакала навзрыд все четыре урока.

Когда вернулся с фронта отец, все пришли смотреть на нашего папу… Первой пришла эта девочка…

(Эти тексты принадлежат перу белорусской писательницы Светланы Александровны Алексиевич (род. в 1948 г.) и взяты из книги «Последние свидетели»)

II. Вопросы для беседы с учащимися (показать слайды с Интернет - ресурсов):

  1. К первому тексту.

а) Что говорят о блокадной жизни строчки: «Особенно любили лиственницу, её пушистые иголочки - это такая вкуснятина!»

б) Как ты думаешь, почему ленинградская девочка «совершенно не могла видеть голодного человека»?

в) Понятно ли тебе, почему ленинградские девочки подкармливали голодных пленных? Разделяешь ли ты их позицию?

2. Ко второму тексту.

а) Что такое портянки? Из какого материала обычно их делают? Какого они бывают размера? Как ты думаешь, сколько портянок понадобилось для того, чтобы сшить платье? Почему так запечатлелось в памяти рассказчицы воспоминание именно о том, из чего и как было сшито платье?

б) Почему дети завидовали Ане?

в) Как ты думаешь, почему Аня первой пришла посмотреть на вернувшегося с фронта отца своей одноклассницы?

3. К обоим текстам.

а) Каким, судя по воспоминаниям, воспринимают рассказчицы своё военное детство: светлым, мрачным, грустным, безоблачным, беспросветным, трагическим, добрым, жестоким? Ты можешь подобрать своё собственное определение.

б) Какие ассоциации со словом д е т с т в о могли бы быть у детей из книги С. Алексиевич? Какие испытания пришлось пережить этим детям?

4. Как тебе кажется, каково содержание правовых норм по дополнительной защите детей в условиях вооружённого конфликта?

III. Знаешь ли ты…

Чтобы уменьшить страдания детей во время вооруженного конфликта, ряд норм международного гуманитарного права обязывают воюющие стороны защищать их.

Что же подразумевается под этой защитой? Прежде всего, как и все гражданские лица, дети имеют право на гуманное обращение. (Вспомни, что это означает.) В то же время, учитывая, что дети в силу своего возраста являются наиболее уязвимой частью гражданского населения, в международном гуманитарном праве есть специальные положения, обеспечивающие защиту детей, не достигшие 15 лет. Так, например, воюющие стороны должны эвакуировать детей во время военных действий в безопасные места; разрешить свободный пропуск посылок с продуктами питания, одеждой, медицинскими средствами; создать условия для содержания и воспитания осиротевших детей и детей, потерявших связь со своей семьей. Дети, оказавшиеся во власти стороны противника, должны быть защищены от любых форм произвола. Им должны быть созданы необходимые условия для жизни, воспитания и образования (например, запрещается разлучать членов семьи, забирать детей у матерей, чтобы отдать их в другую семью, изменять фамилию, гражданство ребенка, направлять детей на принудительные работы; воспитание осиротевших детей должно быть поручено людям тех же культурных традиций, что и сами дети; ребенок должен иметь возможность посещать школу, получать медицинскую помошь).

IV. Рассказ Купцовой Е.Ф. о своем военном детстве.

Ваш вопрос тронул моё сердце и вернул к детству. Вы спрашиваете, помню ли я о годах войны. Как же, война - моё детство, мои школьные годы. Эти 4 года забыть невозможно. Каждый день военного времени - это одна страница истории нашей страны.

Родилась я в д. Барановка Киргиз-Миякинского района Башкирской АССР. Когда началась Великая Отечественная война, мне не было и семи лет. Моего отца, Филиппа Лазоревича, забрали на фронт в первый же день войны. Ни его одного, на фронт ушли все мужчины и юноши деревни старше 18лет. Деревня опустела.

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры.

На пороге едва замаячили

и ушли за солдатом солдат…

Нас с мамой осталось четверо детей. Я была самая старшая. Моему брату Николаю было 5 лет, сестре Тамаре 3 года, а младшему Анатолию 11 месяцев. Осенью 1941 года я пошла учится в первый класс. Школа была совсем рядом от нашего дома.

Война… Война - это 20 часов работы в день. Это урожай, выросший на солёном от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Все тяжести войны легли на плечи стариков, женщин, подростков и детей, стариков в деревне было всего 5. Война была для них тяжёлым испытанием. Они пахали, сеяли, убирали урожай, косили сено, ухаживали за колхозными коровами, быками. В эти суровые дни женщины стали и трактористами, и животноводами, заменили отца, брата и мужа. На весь колхоз был один трактор, на деревню - одна лошадь. Колхозные поля пахали на быках. С полей слышались и песни, и частушки. Наверное, женщины утешали себя песней, преодолевая трудности и поднимая свой дух. У нас был огород 80 сотых. Мы его не забросили, выращивали картофель и другие овощи, пахали на корове. Выдавали муку по 100 грамм на грудного ребёнка. В годы войны мы не голодали. А ведь были семьи, где от голода умирали маленькие дети. Часто приходилось слышать, что в чьей-то семье умер ребёнок от болезни или голода.

Из младших школьников (7-11 лет) организовали бригаду, которая весной, летом и осенью помогала колхозу. Мы занимались прополкой. Из детей 12-15 лет тоже была создана бригада, которая помогала взрослым во время посевной, сенокоса и уборки урожая.

Ежедневно каждая семья ждала почтальона. С фронта приходили треугольные солдатские письма, приходили и похоронки, чуть ли не каждый день. То с одного, то с другого конца деревни был слышен плач. Мы тоже три раза получали похоронки на отца. Но после каждой похоронки с госпитали от отца приходили письма.

Летом моя мама, Евдокия Макаровна, с утра до вечера работала в колхозе. Готовить дрова на зиму времени не хватало. Зимой мы с мамой ходили в лес собирать сухие ветки и деревья. Привозили на санях. На улице стоял мороз. Мама заносила чурбак домой, и мы с ней внутри дома пилили его. У меня сил было мало. Поработаем немного, и я останавливаюсь. Мама смотрит на меня, а на глазах слёзы. Иногда отвернётся от меня и плачет. Тогда я не понимала, какие горькие были мамины слёзы…

О Победе я услышала в школе. Верхом на лошади к школе прискакал человек и что-то сказал нашей учительнице. Это был посланый из сельского совета, который находился в соседней деревне Семашкино. Учительница, моя двоюродная сестра, Зыкова Елена Васильевна, забежала радостная и сообщила всем ученикам о Великой Победе. В тот день не учились, отпустили детей домой.

Мой отец пришёл с войны 22 августа 1945 года. Их привезли в райцентр. В этот день он остался ночевать у своей племянницы Фроси. На другой день к нам домой зашёл односельчанин, от него мы узнали, что возвращается наш отец. Мать в это время была на сенокосе. Луг находился на расстоянии трёх километров от деревни. Я побежала к маме и сообщила радостную весть. Услышал её и бригадир, он дал нам колхозную лошадь, запряжённую телегой. Мы поехали на встречу к отцу. Отец на телегу не сел, так и дошёл домой пешком. Он пожалел лошадь, больно уж она была тощая, худая. К приезду отца нас в семье осталось меньше. Маленький Толик умер от скарлатины в том же злополучном 1941 году.

Долгожданный День Победы настал. Но война унесла жизнь двадцати миллионов людей. Теперь мы ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем - жизнь и праздники в нашей жизни, - мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, работал и выживал в тех условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. Спасибо им за чистое небо, за мир, за свободу. Ваше поколение узнает о горьком победном пути по сбивчивым трудным рассказам тех, кто перенёс ужасы войны. Вы должны помнить о той боли, что перенесла наша страна, ценить мир.

Земля рождает людей маленькими и беспомощными, это потом жизнь, воспитание, среда, обстоятельства формируют характер, нравственные качества. Люди моего поколения тоже не смогли сформироваться сами собой, развитию их морального облика, становлению человеческого характера в огромной степени содействовала война. Именно она изо дня в день, из года в год закладывала в нас трудолюбие, мужество, патриотизм.

Е. Богат в своих раздумьях о человеке, времени, мире писал, что все мы рождаемся в определённом времени и существуем в нём, как космонавт в корабле, летящем сквозь бездну. Надо понимать это время, делая жизнь более совершенной. Но надо и уметь выходить порой из корабля в открытый космос.… Надо уметь жить в Большом Времени.

Разработка классного часа «Дети войны»

30.09.1981г.

Педколлектив Ашкадарской восьмилетней школы.

Первый ряд, справа вторая Купцова Е.Ф.





© 2010-2022