Сценарий открытого классного часа о толерантности

Открытый классный час о толерантности подготовлен со студентами первого курса в форме "круглого стола" с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами. Цели проведения классного часа: познакомить студентов с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развивать умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; формировать у первокурсников толерантное мышление, уваж...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»

Домашнее задание. Работа по группам (работают 3 - 4 группы). Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности.

Цель: познакомить студентов с понятием «толерантность», с основными чертами то­лерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и пол­но познавать себя и других людей; развивать умения понимать чувства, настроения, моти­вы поведения других людей; формировать толерантное мышление обучающихся, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.

Форма проведения: час общения - «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Оборудование: видеоролик «Толерантность. Мы разные, но мы вместе», детали для солнца, «дерево толерантности» с набором листьев разного цвета, видеоролик с песнями «Аист на крыше» (Музыка Давида Тухманова, слова Анатолия Поперечного) и «Как прекрасен этот мир» (Музыка Давида Тухманова, слова Владимира Харитонова), музыка П.Чайковского «Времена года».

Ход классного часа

ЗВУЧИТ В ВИДЕОЗАПИСИ ПЕСНЯ «Аист на крыше»

Поговорим? О чём?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Что-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим, вдруг будет интересно.

1. Ведущий. Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА П.ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА», рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на све­те без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и бу­дет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума­лась Любовь.

? А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

? Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы).

Сегодня наш разговор посвящён толерантности.

ВИДЕОРОЛИК

?Что же такое толерантность? (Ответы).

♦ Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам, верованию, поведению.

♦ Прощение.

  • Стремление к полноценной реализации своих способностей.

  • Умение понимать и познавать других людей.

  • Уважение прав других.

  • Сострадание, милосердие.

  • Принятие другого человека таким, какой он есть.

  • Сотрудничество, дух партнёрства.

  • Уважение человеческого достоинства.

  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

  • Разрешение конфликтов ненасильственным путём.

  • Справедливость, милосердие.

  • Стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Попробуем вместе обобщить всё сказанное. Слово «толерантность» изобразим в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

2. Ведущий. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется впе­рёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать разме­реннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва наси­лия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессив­ности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодёжной среде наблюдается катаст­рофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увели­чиваться подростковая преступность. Растёт количество антиобщественных моло­дёжных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодёжь в экстремистские группировки.

Взгляните, там вон женщина идёт.

Толпа ей вслед: "Пьяньчуга, чё застыла?"

Никто её шатаний не поймёт:

Она вчера ребёнка схоронила.

А там сидит старик в лохмотьях старых.

Толпа вторит: "Ты бомж, иди работай!"

Им не понять: в глазах его усталых

Слепая и темнейшая дремота.

Там девочка, что вечно с телефоном.

Толпа своё: "Очнись! Ума ни грамма."

И всем плевать, что год с сердечным стоном

Она всё ждёт звонка пропавшей мамы.

Чтоб подлостей подобных избежать,

Не зная ситуаций - промолчите.

И прежде, чем кого-то осуждать,

Возьмите его жизнью проживите!

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и на­оборот...

СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему,-- сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдём от­сюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удер­жать её. Она решительно отдёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и при­близилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбну­лась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

?Почему молодой человек отказался помочь?

? Как бы вы поступили в этом случае?

? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

3. Ведущий. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя катего­ричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия со­циальной действительности в гораздо большей степени способствуют фор­мированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержа­нию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

4. Ведущий. Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет выбирать из предложенного списка основные чер­ты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, снисходительность

Пренебрежение

Любознательность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие, цинизм

Немотивированная агрессивность

Интолераптный путь характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорт­ности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным куль­турам, взглядам, традициям.

Итак, мы видим, что термин «толерантность» объёмен и многогранен.

5. Ведущий. В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдём следующие формулировки: «Толерантность означает уважение, принятие и пони­мание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­лений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, от­крытость, свобода мысли, совести и убеждений»; «Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного челове­ка не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счёт обогащения собственного опыта и вариативности ком­муникации с другими, отличными от нас».

Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно то, есть ли в нас стремление к толерантным взаимоотношениям.

6. Ведущий. Послушайте несколько советов по формированию толерантности.

  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.

  • Учитесь путём тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.

  • Становясь старше, всё больше внимания обращайте на появление и пре­одоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутрен­ней работы и активности.

  • Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

♦ Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

  • Не страдайте оттого, что не всё упорядочено, строго, правильно в окру­жающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.

  • Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.

  • Будьте реалистами, не ждите лёгкости в процессе позитивного самоизме­нения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.

  • Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только нега­тивному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).

  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой кон­фликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.

  • Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и пси­хологически не готовы их принять, это ваше право.

  • Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоцио­нальное состояние другого, верно истолковывать его поведение.

7. Проверка домашнего задания. Защита своей эмблемы толерантности.

8. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Студенты на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы педучилище стало «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в аудитории или рекреации. Преподаватели и студенты, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своём училище и не забывают о «Дне то­лерантности».

9. Ведущий. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выраже­ниям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны дру­гой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

10. Упражнение «Давайте пофантазируем...»

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совер­шенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.).

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?

  2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

  3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества.

11. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Студенты рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить».

Предлагаю каждому написать о каких-то трёх признаках, ко­торые отличают вас от других. Это может быть признание своих досто­инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но­сить позитивный характер.)

Студенты записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут). Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет от­гадывать, кто автор утверждений.

Ведущий собирает листочки и ещё раз отмечает положительные аспек­ты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, ес­ли это не удаётся сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.

Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче при­нимать инакость партнера. Однако, сохраняя свою индивидуальность, поступая по-своему, важно не нарушать права других людей, не подвергать их опасности.

12. Упражнение «Отличия»

Участники и ведущие садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас мы выполним такое упражнение. Я посмотрю на сво­его соседа (соседку) справа и скажу, чем мы с ним (с ней), по моему мнению, отли­чаемся друг от друга. Здесь я могу назвать как внешние, так и внутренние отличия. Затем я скажу, что я чувствую по этому поводу, как к этому отношусь. Когда я окончу, мой сосед скажет, чем он отличается от его соседа справа, и так далее, пока все не скажут».

Ведущий. Даже внутри своей группы мы выявили столько различий и столько разных чувств по поводу различий - и неприятных, и приятных, и нейтральных. А ведь бывает так, что в обществе к некоторым различиям принято относиться стереотипно, оди­наково: если мы разных национальностей, значит, ты хуже, если мы разных рели­гий, значит, ты хуже, если ты богаче, значит, ты хуже. Всегда помните: как отно­ситься к различиям, это только ваше дело, и никому не позволяйте навязывать вам стереотипное отношение.

В конце мне бы хотелось сказать, что наша группа - это маленькая семья. (СЛАЙД) И хо­телось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонима­ние, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

13. КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчиты­валось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем се­лом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чис­тота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился влады­ка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в гра­моте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули ста­рика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: - И мира тоже. (СЛАЙД)

14. Студентка читает стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

15. Ведущий. Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

♦ Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.

  • Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что мы из него вынесем в реальную жизнь, как изменим отноше­ния с людьми, с которыми встречаемся.

- Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждое твоё слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Не зли других и сам не злись,

Ведь мы не вечны в этом бренном мире.

Случилось если что - сдержись,

Умнее будь и улыбнись -

Холодной думай головой.

Ведь в мире всё закономерно:

Зло, излучённое тобой,

К тебе вернётся непременно!

О взаимодействии человека и общества замечательно сказал писатель Михаил Пришвин: «Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева». Множество людей, неповторимых индивидуальностей объединяются в общество. Чем прекраснее, благороднее каждый в отдельности, тем лучше общество в целом.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

16. Заключительное действие - «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кла­дут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают её к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Очень весело.

Хором: Все мы разные, и это здорово!






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Абозина Г.А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 88 - 92.

Алоева М.А. 100 идей для школьных друзей: внеклассная работа: 5 - 11 классы. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 283 с.

Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 41 - 44.

Бессонов А.Б., Иванов И.В. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность» // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 96 - 101.

Борсякова С.И., Жиренко О.Е. Классный час в 10 - 11 классе: Сценарии на основе современных технологий. - М.: 5 за знания, 2007. - 160 с.

Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 224 с.

Гревцева И.В. Классный час «Что такое толерантность?» // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 81 - 88.

Дик Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже. - Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 320 с.

Иванова Т.А., Борисоглебская Е.В. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 92 - 95.

Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3 - 8 классы. - Волгоград: Учитель, 2003. - 158 с.

Классные часы. 10 - 11 классы / Авт.-сост. А.М. Байбаков и др. - Волгоград: Учитель, 2006. - 135 с.

Классные часы. 11 класс / Сост. Н.И. Еременко. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. - 112 с.

Мастер-класс для заместителей директора школы по вопитательной работе: Организация и планирование работы. Из опыта работы школ г. Воронежа / Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. - м.: 5 за знания, 2006. - 240 с.

Патриотические воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие / Авт.-сост. О.А. Антуфьева, Ф.Т. Анатольевна, Л.А. Обухова. - Воронеж, 2006. - 166 с.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

Спутник классного руководителя. 10 - 11 классы/Сост. В.В. Шумилова, Т.Н. Мишарева, И.С. Сидорук. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127 с.

Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приёмы для индивидуальной и групповой работы // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 77 - 80.



Сценарий открытого классного часа о толерантности

РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»:

1. Принятие различных представлений: принятие отличающихся представлений других людей, например, в религиозных или политических вопросах и справедливости к людям, проводящим эти различные представления.

2. Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния).

3. Способность противостоять крайностям: способность организма выжить в чрезвычайных условиях (состояниях).

4. Это личная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

5. Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.

6. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятное воздействие.

7. Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чём говорят другие.

  3. Отстаивай своё мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументы.

  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  6. Стремись учитывать интересы других.

6. Качества толерантного человека.

А) У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Б) Давайте попробуем расшифровать слово толерантность

Т - терпение

О - общительность

Л - любовь

Е - единство

Р - радость

А - активность

Н - надёжность

Т - тактичность

Н - нравственность

О - отзывчивость

С - сострадание

Т - теплота (Ь)

7. Создание эмблемы.

Отобразите с помощью эмблемы свое виденье толерантности. Вашему вниманию предлагается несколько иллюстраций: радуга - радость, синее небо - чистота помыслов, голубь - мир, солнце с лучами - тепло и дружба.

12

© 2010-2022