Поэтический салон В гостях у зимушки-зимы

Данная методическая разработка поможет систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях, формировать экологическую культуру, включающую знания о природе, взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, развивать мыслительную деятельность посредством заучивания стихотворений; развивать у детей интерес к познавательной деятельности через поэтические произведения русских поэтов о зиме и зимних явлениях, воспитывать интерес к природе, бережное отношение к лесным обитателям. Ребята познакомятся с...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Задачи:

Обучающая: Формировать экологическую культуру, включающую знания о природе, взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.

Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность посредством заучивания стихотворений; развивать интерес к познавательной деятельности, используя приём мнемонического плана (через поэтические произведения о зиме и зимних явлениях).

Воспитательная: Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к лесным обитателям.

Оформление:

  1. Книжная выставка "Зимние мотивы".

  2. Рисунки детей.

  3. Иллюстрации художников И.Шишкина, К.Ф. Юона, К.Коровина.

  4. Фигурные карточки в виде снеговиков с загадками о зиме, птицах, животных, в виде ёлочек- приметы.

Оборудование:

-Ноутбук с записями песен и мелодий о зиме: П.И.Чайковский «Времена года», «У природы нет плохой погоды».

-Диск с мультфильмом «Зима в Простоквашино».

Предварительная работа:

-Разучивание стихов о зиме.

-Рисование на тему «Идёт волшебница- зима»

Ход:

-Ребята, тему нашего занятия вы определите сами, отгадав загадку:

Дел у меня немного - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня… (зима).

- Сегодня на литературном вечере послушаем стихи русских поэтов о зиме, отгадаем кроссворд, загадки о птицах и животных, рассмотрим картины русских художников. Наконец-то мы дождались зимы! Чистый, белый снежок, сугробы, белоснежный покров на земле - все это так поднимает настроение!

Сегодня наш литературный вечер будет посвящён удивительному времени года - зиме.
Послушайте стихотворение Вяземского "Зима". Читает….. (Звучит музыка Чайковского «Времена года», на фоне музыки звучат стихи).

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица - душа.

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, зимушка- зима!

- Стихотворение Никитина «Встреча зимы» читает…..

Здравствуй, гостья- зима! Просим милости к нам-

Песни севера петь по лесам и полям.

Есть раздолье у нас- где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам, и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, пусть мороз твой трещит:

Наша юная кровь на морозе горит.

Здравствуй, гостья- зима!

Просим милости к нам- песни севера петь по лесам и полям.

-Зиму поприветствовали, вспомните и назовите зимние месяцы.

Назовите-ка, ребятки.
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год!

-О каком месяце говорится? (Декабрь).

- С наступлением декабря под теплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. Спит в берлоге медведь; в прудах и реках спят лягушки, рыбы; спят, зарывшись в глубоком снегу, глухари. Да как не заснуть в такое время! Ведь декабрь - месяц с самыми длинными ночами и короткими днями.

- Начинает календарь месяц с именем каким?…(Январь).

- Январь - году начало, зиме середка. Земля, вода и лес, все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Морозы стоят лютые, трескучие. Вам в теплых шубах хорошо, а вот птицам в лесу холодно и голодно. Но у них особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица в январские морозы производит на свет крошечных и слепых медвежат, хоть и сама всю зиму ничего не ест, а их кормит своим молоком.

- Белой вьюги вьется шаль, весь в снегу пришел какой месяц?…(Февраль).

- Февраль - последний, самый холодный месяц зимы. Месяц лютого голода, тощают все звери. Кончаются припасы у зверей и в норах, и в подземных кладовых. В это время воют вьюги. После дневной оттепели ночью бывает сильный мороз, и покрывается снег ледяной коркой - настом. В феврале зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.

-Вспомним народные приметы о зиме. Их прочитают... (приметы написаны на фигурных карточках в виде елочек):

  • Дым столбом - к морозу.

  • Много звёзд на небе- к морозу.

  • Много снега - много хлеба.

-Как вы думаете, какая у нас зима? (Холодная, снежная, красивая, пушистая, морозная). Если присмотреться, она и студёная, и с оттепелью, с метелями, и с капелью, снежная. Наша зима у поэтов, музыкантов, художников - красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. А.С.Пушкин написал о зиме, что она холодная, спокойная, величественная. Отрывок из романа "Евгений Онегин" читает…

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл,

И вот сама идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами среди полей, среди холмов.

Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз… И рады мы проказам матушки- зимы!

-Зиму недаром называют волшебницей, она одевает природу в невиданные наряды. Стихотворение С.Есенина «Белая берёза» читает….

Белая дерёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распушились кисти белой бахромой.

И стоит берёза с сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Физминутка «Зимний вечер»

Вечер зимний в небе синем (встают со стульев)
Звезды синие зажег(встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней(потряхивают руками)
На приснеженный снежок (медленно садятся).

- Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

- Назовите зимующих птиц (воробьи, галки, синицы, свиристели, снегири).

Отгадайте загадки о птицах, зимующих в наших краях "Птицы - наши друзья" (Загадки)

  • Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдёт приют. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. (снегирь)

  • Кто в беретке ярко- красной, в чёрной курточке атласной? Ни на кого он не глядит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

  • Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

  • Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)

(детям предлагаются подсказки - на слайдах картинки с изображением птиц).

- Стихотворение Яшина «Покормите птиц зимой» читает….

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.

- Трудно приходится птицам в зимние холода. Ребята, никто из вас не должен остаться равнодушным к "братьям нашим меньшим". Обязательно смастерите с помощью родителей, бабушек и дедушек или старших братьев и сестер кормушки, их легко сделать из коробок из-под молока или пластиковых бутылок. Насыпьте птицам хлебные крошки, крупу или семечки, положите кусочки сала, и весной птицы отблагодарят вас весёлым пением.

- Предлагаю отгадать загадки о зиме (фигурные карточки в виде снеговиков с загадками):

  • На дворе горой, в доме- горой. (снег)

  • Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою. (сосулька)

  • Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

  • Скатерть бела весь свет одела. (снег)

  • Невидимкой, осторожно, он является ко мне.

И рисует как художник он узоры на окне. (мороз)

  • В белом бархате деревня- и заборы, и деревья.

А как ветер нападёт, этот бархат опадёт. (иней)

  • Морковка белая всю зиму росла.

Солнышко пригрело и морковку съело. (сосулька)

  • С неба звёздочка упала белая, хрустальная.

Я рукой её поймала, а она растаяла. (снежинка)

  • Он всё время занят делом- он не может зря идти.

Он идёт и красит белым всё, что видит на пути. (снег)

- Закройте глаза, протяните вперёд ладошки (разложить снежинки и снежки). Откройте глаза. На ладошках у вас снежинки и снежки. Те, у кого на ладошке снежинка- проходят к столу, будут отгадывать кроссворд "Зимушка-зима" (отгадывают дети, обучающиеся по ООП), у кого на ладошках снежок- отгадывают загадки.

-(вопрос группе со снежками): Как вы думаете, зимой все звери впадают в спячку? Каких животных можно встретить зимой на лесной поляне мы узнаем, отгадав загадки на тему "Лесные жители":

  • Всех зверей она хитрей, шуба рыжая при ней. Пышный хвост- её краса, это хитрая... (лиса)

  • Не барашек, и не кот, носит шубу целый год. Шуба серая для лета, для зимы- другого цвета. (заяц)

  • Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный. (волк)

  • Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

  • Летом бродит без дороги между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос (медведь)

(Самопроверка правильности отгадывания кроссворда при сопоставлении со слайдом).

-Зима в стихах разная: красивая, холодная и солнечная, мрачная и веселая. На нашей книжной выставке представлены книги о зиме, их можно взять в библиотеке и почитать.

Зиму изображали на своих картинах и знаменитые художники. Обратите внимание на слайды- картина И.Шишкина "Зима", автор следующей картины Юон, картина называется "Конец зимы. Полдень", К.А. Коровин "Зимой" (показ репродукций картин художников). Природа на картинах художников красивая, волшебная. (обратить внимание ребят на их собственные рисунки).

- Стихотворение Ивана Молчанова- Сибирского "Снежная песенка" читает…

Снег пошел, снег пошел - это очень хорошо!
Снег пушистый, беленький закружился в ельнике.
Все на улицу, друзья, дома нам сидеть нельзя.
Мы из снега слепим деда, будем бегать до обеда.
Снег пошел, снег пошел - это очень хорошо!

- Чем можно заниматься зимой на улице? Во что играть? (играть в снежки, лепить снежную бабу или снеговика, строить снежную крепость, кататься на санках, коньках, лыжах…) Что может быть интереснее зимних игр!

-Вместе со мной проговорим скороговорку сначала медленно, а затем быстрее:

«Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках».

Физминутка «Зимой»

Как интересно нам зимой! (показать большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитировать катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитировать лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одеть» лыжи, «взять» палки, «ходьба на лыжах»)

Потом все встали на коньки, (изобразить катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показать большим пальцем вверх).

- Предлагаю вам игру "Что мы делаем зимой?"

Что мы делаем зимой, дай, дружок, ты нам ответ.
Слушайте внимательно, отвечая "да" иль "нет".
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
С Дедом Морозом танцуем?
Друзья, не устали еще отвечать?
Ну, что ж, тогда всего доброго вам.

-Наша встреча подошла к концу. Что нового узнали? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.) Подойдите к коробочке, возьмите одну снежинку. Кому заниматься было интересно, кто узнал что- то новое, - поднимите снежинку вверх. Кому не было интересно- не поднимайте. (Звучит мелодия песни «У природы нет плохой погоды»)

Закончить встречу мне хочется словами из песни "У природы нет плохой погоды", слова к которой написал известный режиссер Эльдар Рязанов:

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода - благодать,
Снег ли, дождь - любое время года,
Надо благодарно принимать.

- В заключении занятия предлагаю пройти в кинозал, посмотреть мультфильм "Зима в Простоквашино".









© 2010-2022