Классный час «Соловки как место трагедии и подвига»

конспект классного часа "Соловки как место трагедии и подвига". Форма проведения - Устный литературно-публицистический журнал.Целевая аудитория - восьмой, девятый класс. Цели и задачи: ·        сохранение памяти о жертвах политических репрессий и преступлениях советского государства против человечности; ·        разоблачение мифологических представлений об СССР как государстве и обществе социальной справедливости; ·        утверждение силы духа образованной личности в борьбе против моральной и п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»









Конспект классного часа

«Соловки как место трагедии и подвига»









Автор:

Старковская Анна Николаевна-

























Конспект классного часа по теме:

«Соловки как место трагедии и подвига». (1 слайд)



Цели и задачи:

  • сохранение памяти о жертвах политических репрессий и преступлениях советского государства против человечности;

  • разоблачение мифологических представлений об СССР как государстве и обществе социальной справедливости;

  • утверждение силы духа образованной личности в борьбе против моральной и правовой несправедливости.

Форма проведения: Устный литературно-публицистический журнал.

Возраст обучающихся: 8 - 9 класс

Хронометраж занятия: 45 минут.

Оборудование: Компьютер и медиа-проектор для представления слайдов, музыкальное оформление

Ход занятия: (2 слайд)

«На Соловках я понял, что каждый человек - человек…»

Д.С.Лихачев

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Скажите, что вы знаете о Соловках? (ответы учащихся)

Звучит колокольный звон.

II. Основная часть

Вступительное слово учителя

По иронии судьбы место подвижничества великих русских святых - Соловецкие острова в Белом море - в годы большевистских репрессий стало местом мученичества для миллионов невинно осужденных людей, насильственно помещенных в нечеловеческие условия, из которых вела только одна дорога - к смерти.

(3 слайд) В 1923 году на островах организуется карательное учреждение - Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). В начале 1937 года они были преобразованы в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Трагический смысл и зловещее звучание аббревиатуры последнего названия сполна отразил судьбу заключенных

Звучит «Земля русская. Секира русским святым»

Слово ученика: (4 слайд) Земля, овеянная преданием… В XV веке монах Кирилло-Белозерского монастыря по имени Савватий, ставший отшельником, отплыл на пустынную соловецкую землю вместе со своим сподвижником - монахом Германом. (5 слайд) Поселились они возле Секирной Горы, воздвигли крест, поставили келью.

Звучит Бетховен. «Увертюра. Эгмонт»

Слово ученика: Но спустя века невероятный изгиб воображения руководителей нового советского государства превратил святую землю Соловков в один из самых страшных лагерей смерти. (6 слайд) Над древним Преображенским собором был водружен красный флаг, по стенам расставлены конвойные, а внутри был устроен настоящий ад.

(7 слайд) Был то место когда-то святым,

Ныне УСЛОНом оно управляется,

«Лагерем» громко оно называется,

«Каторгой» тихо клянут его люди.

Слово ученика: (8 слайд) Первые узники Соловецких лагерей особого назначения прибыли на разоренный остров в 1922 году. Это были в подавляющем большинстве офицеры Белых армий, дворяне, монахи, (9 слайд) священники, интеллигенты.

Слово ученика: (10 слайд) Начиналась перекличка. Начальник, вернее, «владыка» острова тов. Ногтев и его помощник Васьков сверяли списки. Приветствие к заключенным: «Здорово, грачи!» сопровождалось пояснением: (11 слайд ) «…у нас здесь власть не советская, а соловецкая!»

Слово ученика: (12 слайд) Каторжное население Соловков в первые годы их существования колебалось от 15 до 25 тысяч. За зиму тысяч семь-восемь умирало от цинги, туберкулеза и истощения. Во время сыпнотифозной эпидемии 1926-27 гг. умерло больше половины заключенных. С открытием навигации в конце мая ежегодно начинали приходить пополнения, и к ноябрю норма предыдущего года превышалась. (13 слайд) Такова была повседневная жизнь людей, по большей части без вины оказавшихся в заключении, сокрытая от «нового поколения советских граждан».

Слово учителя: (14 слайд) По прибытии на Соловки заключённых распределяли по ротам: 1-ая рота - «привилегированная», состоявшая из командиров и начальников; 2-ая рота; 3-я рота - канцелярская;… 6-ая рота - «сторожевая», состоявшая в основном из священников, монахов, епископов. Им поручалась работа, для которой нужна была честность (сторожить склады, выдавать посылки и т.п.); 7-ая рота - артистическая; 9-я рота- карцер; из всех рот 13-я была самой большой и самой страшной; 16-я рота - кладбище… (Д.Лихачев)

Слово ученика: (15слайд)Из всех рот тринадцатая была самой большой и самой страшной. Туда прибывали вновь прибывавшие этапы. Там их муштровали, чтобы сломить всякое желание сопротивляться или протестовать, и направляли на тяжелые физические работы. (16 слайд) Все прибывающие на Соловки обязаны были пробыть в тринадцатой роте не менее трех месяцев. Называлась рота «карантинной». (Д.Лихачев «Воспоминания»)

Звучит Рахманинов «Вокализ»

Слово ученика: (17 слайд) Из письма Виталия Сергеевича Снежина:

Дорогая Катя!

Если бы ты знала, как я безумно соскучился о тебе! Я жив и здоров. Но ты не убивайся и не печалься слишком. Лучше, если только в состоянии, ты соберись и пришли мне посылку. Видишь, когда я преодолел свою щепетильность и стыдливость: значит действительно теперь нуждаюсь в помощи. Пришли самое необходимое: сухарей 5-6 кило, сахару столько же, сала и масла. Можешь, конечно, прислать и больше - это на твое усмотрение. И напиши о том, как ты живешь, что поделываешь. Может быть судьба еще сжалится и выйдя на свободу я еще увижусь с тобой. Хочется верить, конечно, во все лучшее. Да, еще забыл сказать - пришли денег сколько можешь хотя бы рублей 20.

Звучит фрагмент «Реквиема» Моцарта 7. Lacrimosa

Слово учителя: (18 слайд) Статья 58

Статья 58.1a.

Измена родине, т.е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача венной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу караются - высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок десять лет с конфискацией всего имущества.

(19 слайд) «Людей расстреливали днем. Что ж, нельзя было ночью, тихо? А зачем же тихо? - тогда и пуля пропадает зря. В дневной густоте пуля имеет воспитательное значение. Она сражает как бы десяток за раз».

Слово ученика: (20 слайд) Секирка. Гибельное слово. Это значит - Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. (21 слайд) Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант - как бы удержаться. Если же свалится - надзиратели подскакивают и бьют его. Либо выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести - и сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).

Слово ученика: (22 слайд) А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом - «на пеньки», это значит - голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают - то комары справятся сами. Еще - целые роты в снег кладут за провинность. Еще - в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так.

(23 слайд) Хороши по весне комары,

Чуден вид от Секирой горы.

И от разных ударных работ

Здоровеет веселый народ.

Звучит Бетховен Симфония №9

Слово учителя: (24 слайд) И, все же, дух человеческий сильнее. На волосок от смерти, люди находили в себе силы жить, защищая душу, ум, сердце, изо всех сил сопротивляясь нравственному угнетению и психологическим пыткам, куда более тяжелым, чем физическое принуждение.

(25 слайд) Актеры, как свидетельствовал Б. Ширяев, «встрепенулись» первыми, по-своему пытаясь приспособиться к нечеловеческим условиям жизни, и тут же организовали профессиональный театр «ХЛАМ». Скрытая ирония, а иногда и явная сатира в рамках сценария были единственной возможностью выразить отношение к происходящему. Зрителями «ХЛАМА» было не только лагерное начальство и солдаты охраны (возможно, их завтрашние убийцы), но и их соузники. - (26 слайд) Для многих людей это был тогда единственный способ, хотя бы на несколько часов, очутиться в условиях относительной свободы, почувствовать: «они - тоже люди!».

Слово ученика: Театр на каторге - экзамен на право считать себя человеком. Восстановление в этом отнятом праве.

(27 слайд) Огни рампы, вспыхнувшие в монашеской трапезной, творили своё чудо преображения. На сцене из поваленных шкафов их свет превращал заурядного актёра Арманова только в могущественного миллиардера Детердинга, но на скамьях зрителей он претворял в людей отчаявшихся ими быть… (Б.Ширяев)

Слово учителя: (28 слайд)Борис Глубоковский, в прошлом актер театра Таирова, развернул на Соловках бурную деятельность. Он возглавлял журнал «Соловецкие острова», лагерный театр, поставил замечательный спектакль «Соловецкое обозрение», для которого написал десятки текстов на мелодии из оперетты «Жрица огня»: «Соловки открыл монах Савватий, Был наш остров нелюдим и пуст...»

«Соловецкое обозрение» продолжалось более 3 часов и завершалось финальной песней «Соловецкие огоньки», которую заключенные пели в темноте с фонариками в руках: «Соблюдая кодекс трудовой, Охраняет нас милый конвой, И гоняет с зари до зари Нас с высокой Секирной горы...»

(29 слайд) Песни, звучавшие в спектакле, были иронические, высмеивающие намерения начальства изобразить лагерь как исправительное заведение, ставившее цель перевоспитать заключенных: «И от нежной, душистой трески Соловчане не знают тоски...»

А заканчивалось представление тем, что «Когда-нибудь снежной зимой Мы сберемся веселой толпой, И начнут вспоминать старики Соловки, Соловки, Соловки». (Д.Лихачев)

Слово ученика: (30 слайд) Из письма Л.С.Лихачева: "С Соловецких островов мне удалось вывезти две тетради. Вторую тетрадь я вывез сам уже с Беломорско-Балтийского канала, куда был переведен с Соловков. На канале я был железнодорожным диспетчером и освобождался в 1932 году без всякого обыска. В этой второй тетради было немало записей лагерного фольклора.

Слово ученика: (31 слайд) Разумеется, заключенным, которые были на общих работах в лесу, на торфяных разработках, в этих ужасных условиях было не до фольклора. Спрашивать их об этом было нелепо, даже кощунственно. Фольклор Соловков существовал только в пределах самого монастыря, где были более сносные условия в силу показухи, или, как говорили зэки, "туфты", которую устраивало начальство для гостей. Прежде всего, это были песни. Песни разные. Вроде такой:

(32слайд) В Фонарном переулке труп убитого нашли.

Он был в кожаной тужурке с большой раной на груди...

Он лежит и не дышит на холодной земле.

Двадцать девять ран имеет на усталой голове...

Слово ученика: (33 слайд) Примеру актеров последовали и ученые. Среди них были крупнейшие специалисты, целая Академия! Собираясь при соблюдении строгой секретности, они делали доклады исключительно ценные, выбирая, как правило, темы междисциплинарные - интересные для всех, или же связанные с решением фундаментальных и методологических проблем науки. Чудом выжившие участники этих семинаров гордились в последующем тем, что «лагерное образование» дало им едва ли не больше, нежели университетское…(34 слайд) То же происходило и в отношении чтения. В местной библиотеке оказались книги, давно изъятые на «материке» как «вредные» и «контрреволюционные» и списанные сюда для обреченных на смерть. И так, в системе, ставшей воплощением изощренных наклонностей люмпенизированных типов вроде Васькова и Ногтева, ….читалось и обсуждалось то, что было абсолютно невозможно читать и обсуждать на «свободе».

Слово ученика: (35 слайд) Вспоминает Юрий Чирков:

«Ещё в тюрьме я принял железное решение: каждый день я должен что-то закладывать в голову и в сердце.

Последние дни пребывания в пересылочном пункте я изучал с инженером Питкевичем геометрию, инженер Шведов восхищал рассказами о Париже. Авиаконструктор Павел Альбертович Ивенсен рассказывал о межпланетных ракетах.

Слово ученика: (36 слайд) «В марте 1924 года вышел отпечатанный на машинке в 15 экземплярах журнал «СЛОН» - официальное издание управления Соловецкими лагерями особого назначения. В ноябре того же года журнал уже стал печататься в типографии тиражом 120 экземпляров. В январе 1925 года журнал получил название «Соловецкие острова», тираж его вырос до 200 экземпляров, с 1929 года он распространяется повсеместно, причем по подписке.

III. Заключение

Звучит Мусоргский «Богатырские ворота»

Слово учителя: (37 слайд) Вплоть до начала 30-х годов Соловки оставались одновременно и образцово- показательным лагерем, и лагерем смерти. В 1939 году Соловецкую тюрьму особого назначения ликвидировали. Трудоспособных заключённых разбросали по сибирским лагерям, а больных и стариков на барже «Клара» отправили в Белое море. Ходили слухи, что её затопили вместе с людьми. По другой версии, пассажиров оставили умирать на заполярном архипелаге Новая Земля.

Из лагерей Новой Земли никто не вернулся.

Задачу любыми средствами извести всех, так называемых «врагов народа» соловецкие власти выполнили. Из 84 тысяч человек, прошедших через Соловки, 43 тысячи погибло.

Лагерь на Соловках одна из трагических страниц истории России. Но ни одна политическая система не может сломить Человека. Горестный дух несломленных людей Соловков живуч и по сей день. Это он позволяет через годы сохранить веру в менталитет нации и надежду на демократическое будущее, в котором вам может быть посчастливится жить.

III. Заключение.


Литература и источники:

Д.С.Лихачев. Избранное. Воспоминания. - СПб., 1997.

Есть всюду свет… Человек в тоталитарном обществе. Хрестоматия для старшеклассников. - М., Возвращение, 2001. Сост. С.Виленский.

Ширяев Б. Неугасимая лампада. - Изд. Сретенского монастыря, 1998.

Дмитрий Лихачев. О Соловках 1928-1931 г.г. "Место под нарами".)

solovky.ru/cgi-bin/test.cgi

solovki.net/galery/

solovki.ca/camp_20/20_01.htm

sakharov-center.ru/asfcd/auth/default.htm



© 2010-2022