Мастер-класс на тему Диагноcтика в начальной школе

Мастер-класс на тему: "Педагогическая диагностика как результат успешного обучения". Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагности­ки личностных и метапредметных результатов. Данная разработка поможет учителю организова...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс на тему Диагноcтика в начальной школе.Мастер-класс на тему Диагноcтика в начальной школе.Мастер-класс на тему Диагноcтика в начальной школе.Мастер-класс на тему Диагноcтика в начальной школе.Мастер-класс:

«Педагогическая диагностика как условие успешного обучения»



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагностики личностных и метапредметных результатов.

Очень незначительная часть педагогов владеют практическими навыками диагностики универсальных учебных действий. А подавляющее большинство не осознают до конца какие возможности открывают для нас диагностические исследования.

Диагностика - это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Основными задачами диагностики является:

1. Выяснение состояния развитости соответствующего умения.

2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных воздействий.

4. Определение перспектив развития умения.

5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы

6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

Мы можем выделить следующие виды диагностики

  • полная

  • промежуточная

  • частичная

  • предварительная

  • итоговая

Диагностика может проводиться в форме тестирования, диагностические материалы могут быть представлены виде тестов открытого и закрытого характера.

Каждый тест должен состоять из двух вариантов, одинаковых по трудности.

- Как вы думаете, что дают результаты диагностики учителю?

Результаты диагностики дают возможность учителю:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.

- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.

Цель нашего практического занятия: научиться составлять диагностику из разработанных заданий, оценивать диагностические работы, обрабатывать полученную информацию, анализировать и корректировать педагогическую деятельность.

В рамках нашего практического занятия мы с вами остановимся на выборе заданий для диагностики познавательных УУД.

Задания для диагностики можно брать из разных источников: учебник, дидактический материал, интернет, придумать самостоятельно.

За основу мы взяли задания для диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования по образовательной системе «Школа 2100».

В процессе диагностики нам необходимо проверить следующие умения:

  1. Проверить умение определять, какая информация нужна для решения задачи.

  2. Проверить умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

  3. Проверить умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.

  4. Проверить умение сравнивать и группировать факты и явления.

  5. Проверить умение определять причины явлений и событий.

  6. Проверить умение делать выводы на основе обобщения знаний.

Для дальнейшей работы нам необходимо пять рабочих групп (формируем предварительно). Ваша задача из предложенных заданий и, исходя из проверяемых умений, составить диагностическую работу.

1. Практическая работа - группе дан «скелет» диагностики (по умениям) и задания. Вам необходимо соотнести задания и проверяемые умения (на выполнение не более 3-х минут).

В результате вы получили диагностическую работу для проверки познавательных УУД (Приложение 1) - можете сверить с эталоном.

- У всех совпадает? (нет - исправьте ошибки)

2. Диагностическая работа готова и сейчас нам необходимо разработать инструкции по проведению и рекомендации по оценке заданий и работы в целом. В целях экономии времени я вам раздам инструкции по выполнению работы. Сама работа у вас уже есть - что необходимо сделать? Правильно выполнить. Время на выполнение работы - 2 минуты. (Раздать жюри диагностику).

3. Следующий шаг - проверка и оценивание работы. Перед вами ключи для проверки диагностики, проверьте свои работы и поставьте баллы, количество баллов выставляется по КАЖДОМУ заданию.

4. Ну, вроде бы и все. Однако, начинается самое интересное! Нам нужно обработать результаты диагностики и определить, какие умения у ребенка уже сформированы, а над какими еще нужно работать.

Для анализа результатов предусмотрена таблица (она лежит у вас на столах). Приложение 2.

Занесите результаты в таблицу. Когда учитель проверит и занесет данные в таблицу Эксель у него получится вот такой результат

Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путём сопоставления результатов каждого ученика с его собственными предыдущими результатами. Для этого учитель может составить диаграмму формирования умений на каждого ученика.

Для анализа сформированности умений класса в целом составим следующие диаграммы:

На этой диаграмме мы можем увидеть сформированность умений у конкретного ученика

А что можно определить по этой диаграмме?

Что даст нам эта информация?

Да, действительно. При помощи диагностики мы можем определить на формирование каких умений нам нужно обратить особое внимание и подобрать необходимые педагогические технологии и приемы. Именно с этой целью я и начала разработку данного методического пособия, в котором я подобрала наиболее эффективные приемы формирования умений.

Итак, в результате проделанной работы у нас получилась диагностика по проверке познавательных универсальных учебных действий.

Спасибо за внимание, удачи и успехов всем!

© 2010-2022