Методические рекомендации по профилактике аддикции среди студенческой молодежи

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным фор­мам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще все­го как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому че­ловеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внима­ние, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выра­женную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтерес­ной, в сил...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

по профилактике аддикции среди студенческой молодежи.

Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер - в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.

Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.

  2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

  3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

  4. Стремление говорить неправду.

  5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.

  6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.

  7. Стереотипность, повторяемость поведения.

  8. Зависимость.

  9. Тревожность.

Аддиктивной личности претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими.

Объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих, формируют у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что неспособны «жить как люди». Однако, такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях - условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека.

Психофизиологическая суть аддиктивного поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Человек стремится к ярким настроениям и защите от тревог и страхов, как от внешних угроз, так и от глубиной неудовлетворённости собой, а поводов для особой радости всё нет и нет.

Вот тут-то на помощь и приходит подходящий аддиктивный агент, будь то алкоголь, марихуана или сигарета. Они помогают изменить тонус без особых усилий - только за счёт поглощения внешнего психоактивного средства.

Помогают лишь поначалу, тем самым приучая человека к привычному поведению, которое оказывается далее уже немыслимым без регулярного обращения к помощи аддиктивного агента.

Аддиктивный агент включается в информационно-энергетический метаболизм, становится незаменимым спутником жизни полюбившего и привыкшего к нему человека, который и не догадывается о том, что его преживание «свободы» лишь временно, и что начинается путь вниз, путь к формированию особого образа жизни, который именуется специалистами аддиктивным. Проблема зависимого поведения усугубляется склонностью человеческой психики к самозащите. Выработанные привычки дефектной адаптации, являющиеся зависимостями, охраняются нервной системой как её главное достояние, вне зависимости от того как к этим зависимостям относится сам человек.

Для обретения действительной свободы от аддиктивного агента, необходимо не просто принять окончательное и бесповоротное решение о радикальной трансформации всей жизни - необходимо приняться за пересмотр, ревизию, реструктуризацию всего комплекса привычек, ожиданий и отношений, за перемену всего того, что делает человека социальной личностью - ансамбля взаимодействия с другими людьми и способов реагирования на жизненные ситуации.

Истинная духовность, как общепринято считать, состоит в принятии решения быть - и стремление быть как можно свободнее, счастливее и радостнее и для себя и для других. И без окончательного такого жизнеутверждающего решения невозможно ни удержаться от зависимостей, ни освободиться.

Психологическая свобода, по мнению многих авторов, заключается в способности индивидуума самостоятельно сделать то, чего он хочет на самом деле без аддиктивных агентов. Существует свобода реализации (поступков), и свобода желаний (хотений, расположений, тяготений, предпочтений, приоритетов). Причина развития аддиктивного поведения заключается в неумении человека принимать решения и делать выбор. Умению же этому необходимо последовательно и методически грамотно обучаться, потому что генетически оно не наследуется, а должно быть приобретено подобно изучению грамоты или освоению арифметического счёта.

Зависимости - это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в плену.

Итак, зависимость замещает жизнь на ложное и временное ощущение удовлетворения, эйфории или представление о счастье, истинном смысле жизни, ввергая впоследствии человека в разочарование, депрессию. Поэтому необходима планомерная систематическая профилактическая работа с детьми, подростками, молодёжью, и разъяснительная и методическая работа с родителями, преподавателями и руководителями подростковых и молодёжных групп.

Лишь в активном направлении духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения мы сможем регулировать рост аддикции среди студенческой молодежи.

Педгог-психолог О.А. Рудюк

© 2010-2022