- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Твоё здоровье» программа по здоровьесбережению
«Твоё здоровье» программа по здоровьесбережению
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Швецова Н.А. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа по здоровьесбережению
«Твоё здоровье»
для учащихся 10-12 лет
Пояснительная записка
Программа «Твое здоровье» является инструментом воспитательной работы в классе, основой обучения здоровому образу жизни.
В ходе реализации Программы осуществляется цель формирования навыков ЗОЖ у детей: повышение уровня психического и физического здоровья, формирования самоценности личного здоровья, отрицательного отношения к вредным привычкам, пропаганда ЗОЖ, социально-психологическая адаптация детей в обществе.
Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся. В составлении и реализации Программы принимали участие:
Тамбовцева Т. - главный педиатр городской детской поликлиники;
Долматова Е.Б. - фельдшер МСКОУ «Скош № 2»;
Глухова Л.В. - заместитель директора по УВР;
Потемкина С.В. - заместитель директора по УВР;
Швецова Н.А.- педагог-психолог.
Активными участниками реализации Программы являются учащиеся класса и их родители.
При подборе тематики классных часов, мероприятий, составлении плана работы основное внимание отдается вопросам формирования ЗОЖ, психологического здоровья личности.
В основу Программы положены принципы:
- целостности учебно-воспитательного процесса;
- взаимоуважения и сотрудничества;
- приобретение новых навыков и умений по формированию положительной мотивации на ЗОЖ;
- принцип максимальной активности в процессе обучения;
- принцип взаимодействия семьи и школы.
Методы, используемые в ходе реализации Программы:
- социологические;
- медико-биологические;
- психолого-педагогические.
Реализация Программы «Твое здоровье» - это управляемая планомерная система по воспитанию учащихся, в основе которой лежит социальное действие, направленное на решение проблемы и укрепление здоровья.
Результатом реализации Программы является определенный тип учащихся, которые воспринимают ЗОЖ как стиль поведения. Формируются навыки взаимоуважения, взаимопомощи, умение реально оценивать свои возможности, понимать ценность собственного здоровья и здоровья окружающих.
Классный коллектив 7 «Б» обучается по программе VII вида. Он сформирован в сентябре 2005 года. Дети в класс прибыли из разных школ города. В настоящее время в классе обучаются 4 детей: 9 мальчиков и 5 девочек. Дети разновозрастные (13-16 лет) с различным темпом обучения. Абсолютно здоровых детей нет.
Медицинский осмотр показал:
- нарушение осанки - 9 человек (58%);
- нарушение зрения - 1 человек (8%);
- ВСД - 1 человек (8%);
- СДВГ - 2 человек (13%);
- заболевания органов дыхания - 2 человека (17%);
- аллергические реакции на разные реагенты - 3 человека (25%);
- нарушения в работе ЖКТ - 2 человек (13%).
По результатам проведенного анкетирования:
- занимаются утренней гимнастикой самостоятельно - 58%;
- недостаточная продолжительность сна - 42%;
- пробовали курить - 17%;
- пробовали алкогольные напитки - 0%
- раздражительность - 33%;
- головные боли - 50%.
Все учащиеся записаны и посещают спортивные секции и кружки.
В течение 2007-2008 учебного года простудными заболеваниями болели 72% учащихся. В 2008-2009 учебном году этот показатель составил 66%, .
По характеристике социального паспорта семей в полных семьях проживают 28%, в неполных семьях 57%, воспитанники детского дома - 15%, 5 из многодетных семей.
Социальный заказ определяет одно из направлений работы школы и классного руководителя: привитие навыков ЗОЖ, профилактика заболеваний и социализации в обществе. Поэтому педагогом-психологом школы проводятся занятия для формирования и поддержания на оптимальном уровне психическое здоровье детей.
Программа рассчитана на срок 4 года (с 2007 по 2011г) и реализуется в несколько этапов.
-
Изучение результатов медосмотра, медико-психолого-педагогических карт, изучение специальной литературы, оценка уровня осведомленности учащихся по ЗОЖ.
-
Непосредственная реализация Программы комплексного сопровождения, воспитания и обучения учащихся ЗОЖ.
-
Привлечение родителей, медицинских работников и других специалистов.
-
Оценка полученных результатов.
Программа «Твое здоровье»
Цель: создание условий для формирования ЗОЖ; координация работы класса, школы, семьи, службы сопровождения, медицинских учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Задачи:
1 Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, профилактика заболеваний, травматизма.
2. Коррекция поведения воспитанников, выполнение нормативных требований по санитарно-гигиеническому режиму.
3. Воспитание у школьников активной жизненной позиции.
Программа «Твое здоровье» служит основой для коррекции поведения учащихся с ориентацией на ЗОЖ, способствует физическому и психическому развитию, вовлекает детей в спортивные секции, кружки, в участие в школьных, городских, областных соревнованиях, в специальной олимпиаде «Спешл Олимпикс», формирует у учащихся активную жизненную позицию, координирует работу с семьей и медицинскими учреждениями.
Программа предполагает:
- работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья;
- способность к стремлению осознанно вести здоровый образ жизни, соблюдать санитарно-гигиенический режим для поддержания здоровья, заниматься физкультурой и спортом, понимать себя;
- корректировать поведение в различных ситуациях.
Содержание деятельности:
-
Оздоровительная среда:
- участие в работе спортивных секций и кружков;
- организация коррекционных занятий;
- организация спортивно-массовой работы школы;
- Дни здоровья, недели здоровья.
2. Комфортная пространственная среда:
- работа по организации системы витаминизации;
- дежурство по классу, влажная уборка в кабинетах и рекреациях здания;
- проведение санитарных дней.
3. Комфортная психологическая обстановка:
- индивидуальная и групповая работа с учащимися;
- выявление негативных факторов;
- совместная работа классного руководителя со специалистами службы сопровождения (своевременная диагностика, коррекция, профилактика, консультирование).
Результаты
Результатами реализации Программы «Твое здоровье» стали:
- активная жизненная позиция учащихся в вопросах ЗОЖ (100% занятость в спортивных секциях);
- оформление уголка здоровья;
- осведомленность в вопросах гигиены и профилактики болезней;
- участие в общешкольных мероприятиях по ЗОЖ (призовые места, дипломы - копии грамот прилагаются);
- участие в городской акции «Спасибо, не курю!» - I место (копии дипломов прилагаются);
- снижение уровня заболеваемости простудными болезнями.
Приложение 1
Ч А С Т У Ш К И
Мальчик курит и не знает,
Что он яд в себя вдыхает.
Лучше бы в спортзал пошел
И здоровье приобрел.
Баклеева Юлия
Коля, Коля, не кури -
Вредно для здоровья.
Лучше пей ты каждый день
Молоко коровье.
Колотыгин Александр
Говорили, говорили,
Чтоб мальчишки не курили,
А Андрюшка за углом
Подавился табаком.
Колотыгин Александр
Знай, курильщик, сигарета
Бьет не хуже пистолета.
Печень, рак, болезни мозга…
Стой, курильщик! Будет поздно!
Колотыгин Александр
Каждый это твердо знает,
И Минздрав предупреждает,
Что куренье - это вред
И приносит много бед.
Чинькова Витория
Если мне предложит вдруг
Сигарету лучший друг,
То в ответ я говорю:
«Нет, спасибо, не курю!»
Батурин Юрий
О себе ты позаботься,
Сигареты не кури.
Укрепляй свое здоровье,
В жизни верный путь найди.
Прокопов Евгений
Про куренье мы все знаем
И отлично понимаем:
Если будем мы курить,
Себя можем погубить.
Лазовский Максим
Сизый дым столбом стоит.
Что же это там горит?
«01» звонить не нужно -
Там мальчишки курят дружно.
Лазовский Максим
Сломай сигарету - она вечный враг,
Не стоит вступать с нею в дружбу.
Сломай и запомни одно навсегда:
Вредить себе дымом не нужно!
Шляпников Валентин
Губишь, губишь ты себя
От того, что куришь.
Забудь про сигарету,
А лучше съешь конфету!
Коваленко Светлана
Ты красавицей была,
Пока не закурила.
Стала ты теперь стара
И больше некрасива.
Коваленко Светлана
Кто покурит сигарет,
Тот не видит белый свет.
В голове один туман -
В сигаретах лишь обман.
Коваленко Светлана
Приложение 2
СОГЛАСОВАНО _______________ УТВЕРЖДАЮ________________
Фельдшер МСКОУ «Скош № 2» Директор МСКОУ «Скош № 2»
Долматова Е.Б. Стругов А.Г.
ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ВИТАМИНИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
8 «б» класс
2011-2012 уч. год
СРОКИ
МЕРОПРИЯТИЯ
Сентябрь
Фито-чай тонизирующий
Октябрь
Витаминизация (аскорбиновая кислота, по 1 драже 2 раза в день в течение 2 недель)
Ноябрь
Успокоительный сбор № 1 1 раз в день в течение 1 месяца; дибазол 0,001 1 раз в день в течение месяца
Декабрь
Чеснок свежий (дольками, в столовой); гематоген по 2 дольке 2 раза в день в течение 2-х недель
Январь
В период эпидемии гриппа - оксалиновая мазь 2 раза в день в носовые ходы 2 раза в день; витаминизация (Ревит 1 драже 1 раз в день в течение 2-х недель)
Февраль
Витаминизация. Настой шиповника 1 раз в день в течение месяца. Эхинацея (5 драже 1 раз в день в течение 3-х недель)
Март
Витаминизация (Ундевит по 1 драже в течение 2-х недель)
Апрель
Успокоительный сбор № 2 1 раз в день в течение месяца
Май
Гематоген 1 раз в день по 1 дольке в течение недели.
Приложение 3
Примерный план воспитательных мероприятий по здоровьесбережению
Работа с учащимися
Работа с родителями
Мероприятия
Ожидаемый результат
С е н т я б р ь
-
Фитотерапия.
-
Подбор материала для оформления уголка здоровья.
-
Принятие правил и условий участия в конкурсе
1. Родительское собрание «Особенности физиологического и психического развития подростка.»
1. Сбор антропометрических данных.
2. Тестирование «Твое здоровье».
3. Старт соревнования «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года».
Принятие условий конкурса «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года».
О к т я б р ь
-
Сбор материала по ЗОЖ, оформление странички здоровья в классном уголке.
-
Составление плана участия в школьном конкурсе «Самый здоровый класс».
-
Ведение физпауз на уроках.
-
Участие в конкурсе рисунков «Скажи наркотикам «Нет!»
-
Участие в подготовке и проведении мероприятий.
-
Беседа по результатам антропометрического обследования.
-
«Осенний кросс»;
-
Игра-эстафета «Осенний марафон»;
-
Классный час цикла «Твое здоровье»: «Что мы едим?»
-
С-витаминизация.
-
Поездка в НПО «Альтернатива»
-
Конкурс рисунков «Внимание: Здоровое питание!»
-
Воспитание дружбы и взаимопомощи, формирование активной жизненной позиции.
-
Составление индивидуального плана работы с уч-ся по физическому совершенствованию.
-
Принять участие в школьном и классном конкурсах рисунков.
Н о я б р ь
-
Обновление странички здоровья в классном уголке.
-
Подготовка агитбригады к выступлению «Как Хрюша хотел стать взрослым».
-
Организация и проведение семейного утренника ко Дню матери.
-
Встреча с медицинским работником школы: вакцинация против гриппа.
-
Встреча с медицинским работником школы.
-
участие в конкурсе «Скажи наркотикам «Нет!»
-
Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Что мы пьем?»
-
Успокоительный сбор (по плану витаминизации).
-
Координирование работы учащихся, родителей и сотрудников школы.
-
Воспитание у детей активной жизненной позиции, относительно ЗОЖ.
Д е к а б р ь
1. Выступление агитбригады «Как Хрюша хотел стать взрослым» для уч-ся начальной школы.
2. Беседа с социальным педагогом и медработником школы: последствия вредных привычек.
3. Медицинское обследование.
1. Родительское собрание «Здоровье подростка».
2. Участие родителей в подготовке и выступлении агитбригады.
3. Участие в организации поездки в г. Челябинск
1. Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Твое здоровье и курение».
2. Поездка в г. Челябинск: «Знакомьтесь - Челябинск!» с посещением музея военной техники, областного краеведческого музея и оранжереи.
3. Углубленный медосмотр детей.
4. Просмотр в/ф «Курите на здоровье».
5. Вакцинация против гриппа.
1. Взаимодействие родителей и работников школы.
2. Стимулирование успешной деятельности детей, формирование устойчивого поведения.
Я н в а р ь
-
Сбор материала, подготовка к проведению кл.ч., беседа с медиком о режиме дня.
-
Обновление странички Здоровья в классном уголке.
-
Индивидуальные беседы и консультации.
-
Привлечение родителей к организации активного отдыха детей в зимние каникулы.
-
Классный час цикла «Твое здоровье»: «Твое здоровье и режим дня».
-
Зимний день здоровья «Здравствуй, зимний лес!»
-
Витаминизация (по отдельному плану).
-
Снижение уровня заболеваемости за аналогичный период прошлого года.
-
Формирование привычки к ЗОЖ.
Ф е в р а л ь
-
Разучивание народных подвижных игр на воздухе.
-
Участие в школьном многоборье ко Дню защитника Отечества.
-
Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.
-
Анкетирование родителей о состоянии здоровья ребенка.
-
Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Твое здоровье и компьютер».
-
Встреча с представителями общественной организации «Боевое братство».
-
Многоборье ко Дню защитника Отечества.
-
Витаминизация (по отдельному плану).
-
Сплочение коллектива, позитивное отношение к спорту.
-
Соблюдение правил гигиены при работе с компьютером.
М а р т
-
Спортивные соревнования на воздухе.
-
Сбор материала для подготовки к Неделе здоровья.
-
Выпуск стенгазеты «Мы любим спорт».
-
Родительское собрание «Здоровая семья».
-
Привлечение родителей к оформлению газеты и проведению спортивного состязания.
-
Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Спорт и физкультура на страже твоего здоровья».
-
«Зарница».
-
Рейд по проверке посещения уч-ся спортивных секций.
-
Витаминизация (по отдельному плану).
-
Участие в проведении Недели здоровья.
-
Приобщение к систематическим занятиям физкультурой.
А п р е л ь
-
Подготовка материала для странички Здоровья в классном уголке.
-
Беседа с медработником о личной гигиене.
-
Вакцинация от клещевого энцефалита.
1. Участие родителей в проведении мероприятий в рамках Недели здоровья.
1. Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Твое здоровье и личная гигиена».
2. Неделя здоровья.
3. Спортивный праздник «Все на старт!»
4. Витаминизация (по отдельному плану).
1. Формирование активной позиции в отношении ЗОЖ.
М а й
-
Однодневный поход с уч-ся и родителями.
-
сбор материала за весь учебный год, сдача документации.
-
Участие родителей в организации и проведении похода.
-
Анализ работы родительского комитета.
-
Кл час-викторина «Твое здоровье».
-
Подведение итогов по программе «Твое здоровье».
-
Подведение итогов участия класса в соревнованиях «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года».
1. Выработка стойкой жизненной позиции по формированию навыков ЗОЖ.
Приложение 4
План психологических занятий по формированию жизненно важных навыков
Тема занятия
Цели и задачи
Упражнения
Примечание
1-4. Общение.
- Ознакомление с правилами работы группы;
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия, ведения дискуссии;
- формирование умения чувствовать партнера;
- развитие навыков самопрезентации.
«Наша страна»;
«Карлсон сказал»;
«Литературный пересказ»;
«Комплимент»;
«Компот»;
«Конституция»;
«Корабль»;
«Зеркало и обезьяна»;
«Путаница»;
«Взаимодействие»»
«Пилка дров»;
«Сад камней»;
«Умение сказать «Нет!»;
Листки бумаги
Мел, веревка
Камешки разной величины
5-7. Развитие самооценки и понимания других.
- Формирование умения анализировать свои поступки, чувства, переживания;
- наблюдать и анализировать поступки, чувства и переживания других;
- ясно и конкретно выражать свои мысли;
- слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.
«Комплимент»;
«Зеркало»;
«Коршун и бабочка»;
«Перевоплощение»;
«Комплимент-сюрприз»;
«Психологический портрет»;
«Я такой же, как ты»;
«Ха» и «Ах»;
«Я не люблю»;
«На что похоже ваше настроение»;
«Руки»;
«Построение вслепую»;
«Я»
Зеркало
Вещи или предметы разног назначения
Тетрадь, ручка, карандаши
Бумага, карандаши
Платок
Тетрадь, карандаши
8-11. Эмоции и эмоциональные состояния.
- формирование представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях;
- развитие умения распознавать свое состояние и состояние партнера;
- формирование навыков саморегуляции;
- обучение приемам саморасслабления
«Комплимент»;
«Раскрась свои чувства»;
«Пульс»;
«Хоровод»;
«Пиктограммы»;
«Радость»;
«Ярость»;
«Самопохвала»;
«Внутренняя бесконечность»;
«Лесенка»;
«Куда уходит злость»;
«Грусть»; «Гнев»; «Печаль» и др. эмоции;
«Аплодисменты»
Бланки, карандаши, тест эмоций;
Секундомер
Муз. сопровождение
Карандаши, тетрадь
Изображение эмоции
Изображение эмоции
12-15. Развитие навыков принятия и исполнения решений.
- формирование умения вычленять и точно формулировать проблему;
-осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой;
- планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы;
- анализировать конечный результат в связи с исходной задачей.
«Комплимент»
«Незаконченные предложения»
«Сорви шапку»;
«Угадай, о ком мы говорим»;
«Литературный пересказ»;
«Программа самовоспитания»;
«Пальцы»;
«Рука к руке»;
«Ищем секрет»;
«Броуновское движение»;
»Хромая обезьяна»;
«Подарок другу»;
«Рассмеши партнера»;
«Связующая нить»;
Бланки с незаконченными предложениями;
Тетрадь, ручка
Листы бумаги, карандаши
Клубок ниток
Приложение 5
Тематика занятий с родителями
по формированию у детей активной жизненной позиции
-
Как помочь ребенку стать уверенным.
-
Учим детей заботиться о других.
-
Учим и учимся делать вместе общие дела.
-
Как научить ребенка выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор.
-
Как научить ребенка решать проблемы.