«Твоё здоровье» программа по здоровьесбережению

«Твоё здоровье» - программа по здоровьесбережению для школьников 9-12 лет. Она нправлена на формирование у обучающихся устойчивых установок к здоровому образу жизни, навыкам сохранения здоровья. Кроме программы представлены приложения, в которых отражена деятельность классного руководителя (планирование работы в  данном направлении и тематика бесед с родителями), работа специалистов службы сопровождения: медицинского работника (план витаминизации), педагога-психолога (планирование занятий по фор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по здоровьесбережению

«Твоё здоровье»

для учащихся 10-12 лет



Пояснительная записка


Программа «Твое здоровье» является инструментом воспитательной работы в классе, основой обучения здоровому образу жизни.

В ходе реализации Программы осуществляется цель формирования навыков ЗОЖ у детей: повышение уровня психического и физического здоровья, формирования самоценности личного здоровья, отрицательного отношения к вредным привычкам, пропаганда ЗОЖ, социально-психологическая адаптация детей в обществе.

Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся. В составлении и реализации Программы принимали участие:

Тамбовцева Т. - главный педиатр городской детской поликлиники;

Долматова Е.Б. - фельдшер МСКОУ «Скош № 2»;

Глухова Л.В. - заместитель директора по УВР;

Потемкина С.В. - заместитель директора по УВР;

Швецова Н.А.- педагог-психолог.

Активными участниками реализации Программы являются учащиеся класса и их родители.

При подборе тематики классных часов, мероприятий, составлении плана работы основное внимание отдается вопросам формирования ЗОЖ, психологического здоровья личности.

В основу Программы положены принципы:

- целостности учебно-воспитательного процесса;

- взаимоуважения и сотрудничества;

- приобретение новых навыков и умений по формированию положительной мотивации на ЗОЖ;

- принцип максимальной активности в процессе обучения;

- принцип взаимодействия семьи и школы.

Методы, используемые в ходе реализации Программы:

- социологические;

- медико-биологические;

- психолого-педагогические.

Реализация Программы «Твое здоровье» - это управляемая планомерная система по воспитанию учащихся, в основе которой лежит социальное действие, направленное на решение проблемы и укрепление здоровья.

Результатом реализации Программы является определенный тип учащихся, которые воспринимают ЗОЖ как стиль поведения. Формируются навыки взаимоуважения, взаимопомощи, умение реально оценивать свои возможности, понимать ценность собственного здоровья и здоровья окружающих.

Классный коллектив 7 «Б» обучается по программе VII вида. Он сформирован в сентябре 2005 года. Дети в класс прибыли из разных школ города. В настоящее время в классе обучаются 4 детей: 9 мальчиков и 5 девочек. Дети разновозрастные (13-16 лет) с различным темпом обучения. Абсолютно здоровых детей нет.

Медицинский осмотр показал:

- нарушение осанки - 9 человек (58%);

- нарушение зрения - 1 человек (8%);

- ВСД - 1 человек (8%);

- СДВГ - 2 человек (13%);

- заболевания органов дыхания - 2 человека (17%);

- аллергические реакции на разные реагенты - 3 человека (25%);

- нарушения в работе ЖКТ - 2 человек (13%).

По результатам проведенного анкетирования:

- занимаются утренней гимнастикой самостоятельно - 58%;

- недостаточная продолжительность сна - 42%;

- пробовали курить - 17%;

- пробовали алкогольные напитки - 0%

- раздражительность - 33%;

- головные боли - 50%.

Все учащиеся записаны и посещают спортивные секции и кружки.

В течение 2007-2008 учебного года простудными заболеваниями болели 72% учащихся. В 2008-2009 учебном году этот показатель составил 66%, .

По характеристике социального паспорта семей в полных семьях проживают 28%, в неполных семьях 57%, воспитанники детского дома - 15%, 5 из многодетных семей.

Социальный заказ определяет одно из направлений работы школы и классного руководителя: привитие навыков ЗОЖ, профилактика заболеваний и социализации в обществе. Поэтому педагогом-психологом школы проводятся занятия для формирования и поддержания на оптимальном уровне психическое здоровье детей.

Программа рассчитана на срок 4 года (с 2007 по 2011г) и реализуется в несколько этапов.

  1. Изучение результатов медосмотра, медико-психолого-педагогических карт, изучение специальной литературы, оценка уровня осведомленности учащихся по ЗОЖ.

  2. Непосредственная реализация Программы комплексного сопровождения, воспитания и обучения учащихся ЗОЖ.

  3. Привлечение родителей, медицинских работников и других специалистов.

  4. Оценка полученных результатов.



Программа «Твое здоровье»


Цель: создание условий для формирования ЗОЖ; координация работы класса, школы, семьи, службы сопровождения, медицинских учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Задачи:

1 Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, профилактика заболеваний, травматизма.

2. Коррекция поведения воспитанников, выполнение нормативных требований по санитарно-гигиеническому режиму.

3. Воспитание у школьников активной жизненной позиции.

Программа «Твое здоровье» служит основой для коррекции поведения учащихся с ориентацией на ЗОЖ, способствует физическому и психическому развитию, вовлекает детей в спортивные секции, кружки, в участие в школьных, городских, областных соревнованиях, в специальной олимпиаде «Спешл Олимпикс», формирует у учащихся активную жизненную позицию, координирует работу с семьей и медицинскими учреждениями.

Программа предполагает:

- работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья;

- способность к стремлению осознанно вести здоровый образ жизни, соблюдать санитарно-гигиенический режим для поддержания здоровья, заниматься физкультурой и спортом, понимать себя;

- корректировать поведение в различных ситуациях.

Содержание деятельности:

  1. Оздоровительная среда:

- участие в работе спортивных секций и кружков;

- организация коррекционных занятий;

- организация спортивно-массовой работы школы;

- Дни здоровья, недели здоровья.

2. Комфортная пространственная среда:

- работа по организации системы витаминизации;

- дежурство по классу, влажная уборка в кабинетах и рекреациях здания;

- проведение санитарных дней.

3. Комфортная психологическая обстановка:

- индивидуальная и групповая работа с учащимися;

- выявление негативных факторов;

- совместная работа классного руководителя со специалистами службы сопровождения (своевременная диагностика, коррекция, профилактика, консультирование).

Результаты

Результатами реализации Программы «Твое здоровье» стали:

- активная жизненная позиция учащихся в вопросах ЗОЖ (100% занятость в спортивных секциях);

- оформление уголка здоровья;

- осведомленность в вопросах гигиены и профилактики болезней;

- участие в общешкольных мероприятиях по ЗОЖ (призовые места, дипломы - копии грамот прилагаются);

- участие в городской акции «Спасибо, не курю!» - I место (копии дипломов прилагаются);

- снижение уровня заболеваемости простудными болезнями.




Приложение 1

Ч А С Т У Ш К И


Мальчик курит и не знает,

Что он яд в себя вдыхает.

Лучше бы в спортзал пошел

И здоровье приобрел.

Баклеева Юлия

Коля, Коля, не кури -

Вредно для здоровья.

Лучше пей ты каждый день

Молоко коровье.

Колотыгин Александр

Говорили, говорили,

Чтоб мальчишки не курили,

А Андрюшка за углом

Подавился табаком.

Колотыгин Александр

Знай, курильщик, сигарета

Бьет не хуже пистолета.

Печень, рак, болезни мозга…

Стой, курильщик! Будет поздно!

Колотыгин Александр

Каждый это твердо знает,

И Минздрав предупреждает,

Что куренье - это вред

И приносит много бед.

Чинькова Витория

Если мне предложит вдруг

Сигарету лучший друг,

То в ответ я говорю:

«Нет, спасибо, не курю!»

Батурин Юрий


О себе ты позаботься,

Сигареты не кури.

Укрепляй свое здоровье,

В жизни верный путь найди.

Прокопов Евгений

Про куренье мы все знаем

И отлично понимаем:

Если будем мы курить,

Себя можем погубить.

Лазовский Максим

Сизый дым столбом стоит.

Что же это там горит?

«01» звонить не нужно -

Там мальчишки курят дружно.

Лазовский Максим

Сломай сигарету - она вечный враг,

Не стоит вступать с нею в дружбу.

Сломай и запомни одно навсегда:

Вредить себе дымом не нужно!

Шляпников Валентин

Губишь, губишь ты себя

От того, что куришь.

Забудь про сигарету,

А лучше съешь конфету!

Коваленко Светлана

Ты красавицей была,

Пока не закурила.

Стала ты теперь стара

И больше некрасива.

Коваленко Светлана

Кто покурит сигарет,

Тот не видит белый свет.

В голове один туман -

В сигаретах лишь обман.

Коваленко Светлана



Приложение 2


СОГЛАСОВАНО _______________ УТВЕРЖДАЮ________________

Фельдшер МСКОУ «Скош № 2» Директор МСКОУ «Скош № 2»

Долматова Е.Б. Стругов А.Г.



ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ВИТАМИНИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

8 «б» класс

2011-2012 уч. год



СРОКИ



МЕРОПРИЯТИЯ

Сентябрь

Фито-чай тонизирующий

Октябрь

Витаминизация (аскорбиновая кислота, по 1 драже 2 раза в день в течение 2 недель)

Ноябрь

Успокоительный сбор № 1 1 раз в день в течение 1 месяца; дибазол 0,001 1 раз в день в течение месяца

Декабрь

Чеснок свежий (дольками, в столовой); гематоген по 2 дольке 2 раза в день в течение 2-х недель

Январь

В период эпидемии гриппа - оксалиновая мазь 2 раза в день в носовые ходы 2 раза в день; витаминизация (Ревит 1 драже 1 раз в день в течение 2-х недель)

Февраль

Витаминизация. Настой шиповника 1 раз в день в течение месяца. Эхинацея (5 драже 1 раз в день в течение 3-х недель)

Март

Витаминизация (Ундевит по 1 драже в течение 2-х недель)

Апрель

Успокоительный сбор № 2 1 раз в день в течение месяца

Май

Гематоген 1 раз в день по 1 дольке в течение недели.





Приложение 3

Примерный план воспитательных мероприятий по здоровьесбережению


Работа с учащимися

Работа с родителями

Мероприятия

Ожидаемый результат

С е н т я б р ь

  1. Фитотерапия.

  2. Подбор материала для оформления уголка здоровья.

  3. Принятие правил и условий участия в конкурсе

1. Родительское собрание «Особенности физиологического и психического развития подростка.»

1. Сбор антропометрических данных.

2. Тестирование «Твое здоровье».

3. Старт соревнования «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года».

Принятие условий конкурса «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года».

О к т я б р ь

  1. Сбор материала по ЗОЖ, оформление странички здоровья в классном уголке.

  2. Составление плана участия в школьном конкурсе «Самый здоровый класс».

  3. Ведение физпауз на уроках.

  4. Участие в конкурсе рисунков «Скажи наркотикам «Нет!»

  1. Участие в подготовке и проведении мероприятий.

  2. Беседа по результатам антропометрического обследования.

  1. «Осенний кросс»;

  2. Игра-эстафета «Осенний марафон»;

  3. Классный час цикла «Твое здоровье»: «Что мы едим?»

  4. С-витаминизация.

  5. Поездка в НПО «Альтернатива»

  6. Конкурс рисунков «Внимание: Здоровое питание!»

  1. Воспитание дружбы и взаимопомощи, формирование активной жизненной позиции.

  2. Составление индивидуального плана работы с уч-ся по физическому совершенствованию.

  3. Принять участие в школьном и классном конкурсах рисунков.

Н о я б р ь

  1. Обновление странички здоровья в классном уголке.

  2. Подготовка агитбригады к выступлению «Как Хрюша хотел стать взрослым».

  1. Организация и проведение семейного утренника ко Дню матери.

  2. Встреча с медицинским работником школы: вакцинация против гриппа.

  1. Встреча с медицинским работником школы.

  2. участие в конкурсе «Скажи наркотикам «Нет!»

  3. Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Что мы пьем?»

  4. Успокоительный сбор (по плану витаминизации).

  1. Координирование работы учащихся, родителей и сотрудников школы.

  2. Воспитание у детей активной жизненной позиции, относительно ЗОЖ.

Д е к а б р ь

1. Выступление агитбригады «Как Хрюша хотел стать взрослым» для уч-ся начальной школы.

2. Беседа с социальным педагогом и медработником школы: последствия вредных привычек.

3. Медицинское обследование.

1. Родительское собрание «Здоровье подростка».

2. Участие родителей в подготовке и выступлении агитбригады.

3. Участие в организации поездки в г. Челябинск

1. Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Твое здоровье и курение».

2. Поездка в г. Челябинск: «Знакомьтесь - Челябинск!» с посещением музея военной техники, областного краеведческого музея и оранжереи.

3. Углубленный медосмотр детей.

4. Просмотр в/ф «Курите на здоровье».

5. Вакцинация против гриппа.

1. Взаимодействие родителей и работников школы.

2. Стимулирование успешной деятельности детей, формирование устойчивого поведения.

Я н в а р ь

  1. Сбор материала, подготовка к проведению кл.ч., беседа с медиком о режиме дня.

  2. Обновление странички Здоровья в классном уголке.

  1. Индивидуальные беседы и консультации.

  2. Привлечение родителей к организации активного отдыха детей в зимние каникулы.

  1. Классный час цикла «Твое здоровье»: «Твое здоровье и режим дня».

  2. Зимний день здоровья «Здравствуй, зимний лес!»

  3. Витаминизация (по отдельному плану).

  1. Снижение уровня заболеваемости за аналогичный период прошлого года.

  2. Формирование привычки к ЗОЖ.

Ф е в р а л ь

  1. Разучивание народных подвижных игр на воздухе.

  2. Участие в школьном многоборье ко Дню защитника Отечества.

  1. Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.

  2. Анкетирование родителей о состоянии здоровья ребенка.

  1. Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Твое здоровье и компьютер».

  2. Встреча с представителями общественной организации «Боевое братство».

  3. Многоборье ко Дню защитника Отечества.

  4. Витаминизация (по отдельному плану).

  1. Сплочение коллектива, позитивное отношение к спорту.

  2. Соблюдение правил гигиены при работе с компьютером.

М а р т

  1. Спортивные соревнования на воздухе.

  2. Сбор материала для подготовки к Неделе здоровья.

  3. Выпуск стенгазеты «Мы любим спорт».

  1. Родительское собрание «Здоровая семья».

  2. Привлечение родителей к оформлению газеты и проведению спортивного состязания.

  1. Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Спорт и физкультура на страже твоего здоровья».

  2. «Зарница».

  3. Рейд по проверке посещения уч-ся спортивных секций.

  4. Витаминизация (по отдельному плану).

  1. Участие в проведении Недели здоровья.

  2. Приобщение к систематическим занятиям физкультурой.

А п р е л ь

  1. Подготовка материала для странички Здоровья в классном уголке.

  2. Беседа с медработником о личной гигиене.

  3. Вакцинация от клещевого энцефалита.

1. Участие родителей в проведении мероприятий в рамках Недели здоровья.

1. Кл. час цикла «Твое здоровье»: «Твое здоровье и личная гигиена».

2. Неделя здоровья.

3. Спортивный праздник «Все на старт!»

4. Витаминизация (по отдельному плану).

1. Формирование активной позиции в отношении ЗОЖ.

М а й

  1. Однодневный поход с уч-ся и родителями.

  2. сбор материала за весь учебный год, сдача документации.

  1. Участие родителей в организации и проведении похода.

  2. Анализ работы родительского комитета.

  1. Кл час-викторина «Твое здоровье».

  2. Подведение итогов по программе «Твое здоровье».

  3. Подведение итогов участия класса в соревнованиях «Самый здоровый класс» и «Спортсмен года».

1. Выработка стойкой жизненной позиции по формированию навыков ЗОЖ.








Приложение 4

План психологических занятий по формированию жизненно важных навыков


Тема занятия

Цели и задачи

Упражнения

Примечание

1-4. Общение.

- Ознакомление с правилами работы группы;

- Формирование навыков конструктивного взаимодействия, ведения дискуссии;

- формирование умения чувствовать партнера;

- развитие навыков самопрезентации.

«Наша страна»;

«Карлсон сказал»;

«Литературный пересказ»;

«Комплимент»;

«Компот»;

«Конституция»;

«Корабль»;

«Зеркало и обезьяна»;

«Путаница»;

«Взаимодействие»»

«Пилка дров»;

«Сад камней»;

«Умение сказать «Нет!»;

Листки бумаги



Мел, веревка

Камешки разной величины

5-7. Развитие самооценки и понимания других.

- Формирование умения анализировать свои поступки, чувства, переживания;

- наблюдать и анализировать поступки, чувства и переживания других;

- ясно и конкретно выражать свои мысли;

- слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.

«Комплимент»;

«Зеркало»;

«Коршун и бабочка»;

«Перевоплощение»;

«Комплимент-сюрприз»;

«Психологический портрет»;

«Я такой же, как ты»;

«Ха» и «Ах»;

«Я не люблю»;

«На что похоже ваше настроение»;

«Руки»;

«Построение вслепую»;

«Я»

Зеркало

Вещи или предметы разног назначения

Тетрадь, ручка, карандаши

Бумага, карандаши

Платок

Тетрадь, карандаши

8-11. Эмоции и эмоциональные состояния.

- формирование представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях;

- развитие умения распознавать свое состояние и состояние партнера;

- формирование навыков саморегуляции;

- обучение приемам саморасслабления

«Комплимент»;

«Раскрась свои чувства»;

«Пульс»;

«Хоровод»;

«Пиктограммы»;

«Радость»;

«Ярость»;

«Самопохвала»;

«Внутренняя бесконечность»;

«Лесенка»;

«Куда уходит злость»;

«Грусть»; «Гнев»; «Печаль» и др. эмоции;

«Аплодисменты»

Бланки, карандаши, тест эмоций;

Секундомер

Муз. сопровождение

Карандаши, тетрадь

Изображение эмоции

Изображение эмоции

12-15. Развитие навыков принятия и исполнения решений.

- формирование умения вычленять и точно формулировать проблему;

-осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой;

- планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы;

- анализировать конечный результат в связи с исходной задачей.

«Комплимент»

«Незаконченные предложения»

«Сорви шапку»;

«Угадай, о ком мы говорим»;

«Литературный пересказ»;

«Программа самовоспитания»;

«Пальцы»;

«Рука к руке»;

«Ищем секрет»;

«Броуновское движение»;
»Хромая обезьяна»;

«Подарок другу»;

«Рассмеши партнера»;

«Связующая нить»;

Бланки с незаконченными предложениями;

Тетрадь, ручка


Листы бумаги, карандаши

Клубок ниток



Приложение 5



Тематика занятий с родителями

по формированию у детей активной жизненной позиции



  1. Как помочь ребенку стать уверенным.

  2. Учим детей заботиться о других.

  3. Учим и учимся делать вместе общие дела.

  4. Как научить ребенка выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор.

  5. Как научить ребенка решать проблемы.



© 2010-2022