- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аванесова С.В. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образование Белореченский район посёлок Верхневеденеевский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №15 посёлка Верхневеденеевского
муниципального образования Белореченский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол
№ 10 от 29 августа 2014года
Председатель педсовета
______________ Домский Г.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по общеинтелектуальному направлению
Кружок «Экскурсионная деятельность»
Классы: 5
Учитель: Аванесова С.В.
Количество часов - 34ч (1 час в неделю)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
-
Пояснительная записка
Актуальность
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС ООО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование - 2020» меняются требования к образовательным результатам в школе: целью школьного образования становится формирование у школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей - любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Экскурсионная деятельность».
Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.
Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей места посещения, его истории и литературы.
Программа «Экскурсионная деятельность» по общеинтеллектуальному направлению введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа пятого класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ ООШ 15 п. Верхневеденеевского
Программа «Экскурсионная деятельность» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы «Экскурсионная деятельность» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий
-
для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности;
-
для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.
Задачи:
-
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
-
Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
-
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
-
Воспитать у школьников чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию;
-
Приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
-
Совершенствовать нравственное и физическое развитие детей и подростков.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Программа «Экскурсионная деятельность» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Экскурсионная деятельность» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами внеурочной деятельности, результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО.
Внешние связи и партнерство:
- краеведческий музей г. Горячий Ключ
- краеведческий музей г. Белореченска
- краеведческий музей г. Майкопа
- мечеть города Майкопа
- православный храм города Майкопа
- школьная библиотека
- библиотека х.Долгогусева
- планетарий станицы Ярославской
2.Учебно- тематический план
№ урока
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Всего
В том числе
ауди-торные
внеа-уди-торные
l.
Реки и водоёмы Кубани
5
3
2
Обучающиеся должны знать:
Наличие самых крупных рек и водоёмов Кубани, обитателей населяющих их.
Обучающиеся должны уметь:
Фиксировать информацию об окружающем мире
Разбираться в ключевых экологических проблемах
1
Реки и водоёмы Краснодарского края
1
1
2
Животные водоёмов
1
1
3
Экскурсия на водоём
1
1
4
Подводный мир рек
1
1
5
Экскурсия на реку Белая
1
1
2.
Растительный и животный мир Кубани
5
3
2
Обучающиеся должны знать:
Многообразие животного и растительного мира Кубани
Обучающиеся должны уметь:
Видеть красоту окружающей природы Различать съедобные и ядовитые грибы.
Бережно относится ко всему живому на земле
6
Деревья и растения Кубани
1
1
7
Животный мир Краснодарского края
1
1
8
Разнообразный мир грибов
1
1
9
Насекомые вокруг нас
1
1
10
Экскурсия в лес
1
3.
Наша малая Родина- Белореченск
6
5
1
Обучающиеся должны знать:
Историю возникновения станицы Белореченской;
Биографии людей, прославивших Белореченскую землю как в ВОВ, так и в последующие годы
Обучающиеся должны уметь:
Ориентироваться в окружающем мире; устанавливать причинно- следственные связи
11
История земли Белореченской
1
1
12
Белореченск в годы ВОВ
1
1
13
Люди, прославившие Белореченский район
1
1
14
Современный Белореченск
1
1
15
Экскурсия в краеведческий музей города Белореченска
1
1
16
Анализ экскурсии
1
1
4
Наши добрые соседи- Адыгея
8
6
2
Обучающиеся должны знать:
Географическое положение Адыгеи, традиции и обычаи народов, проживающих на территории Адыгейской республики; роль туризма в введении здорового образа жизни.
Обучающиеся должны уметь:
Толерантно относится к людям другой национальности, уважать их обычаи, традиций, а также их вероисповедование
17
Традиции и обычаи народов республики Адыгеи.
1
1
18
Природа и географическое положение республики
1
1
19
Туристический отдых
1
1
20
Современные будни Адыгеи
1
1
21
Столица Адыгеи- Майкоп
1
1
22
Экскурсия в краеведческий музей города Майкопа
1
1
23
Экскурсия в мечеть и православный храм города Майкопа
1
1
24
Анализ проведённых экскурсий
1
1
5
Город минеральных источников- Горячий Ключ
5
4
1
Обучающиеся должны знать:
Назначение городов- курортов Краснодарского края; знакомство с санаториями города Горячий Ключ
роль занятий спортом в оздоровлении нации
Обучающиеся должны уметь:
Социально адаптироваться в детском коллективе, раскрывать свой интеллектуальный потенциал при общении со своими сверстниками и взрослыми
25
Кубань-край курортов и санаториев
1
1
26
Здоровый образ жизни
1
1
27
Сочи- город олимпийских объектов
1
1
28
Санатории и лечебницы Горячего Ключа
1
1
29
Экскурсия в Горячий Ключ «Знакомство с городом»
1
1
6
Открытый мир космоса.
2
1
1
Обучающиеся должны знать:
Строение Солнечной системы и нашей вселенной
Обучающиеся должны уметь:
Бережно относится к нашему дому, под названием Земля
30
Знакомство с нашей вселенной
1
1
31
Экскурсия в планетарий ст. Ярославская
1
1
7
Обобщение
3
1
2
Обучающиеся должны знать:
План работы и структуру оформления проектных работ
Обучающиеся должны уметь:
Творчески выполнять любую работу; пользоваться библиотечным фондом и информацией технических средств.
32-33
Выполнение проектных работ
2
2
34
Защита проектных работ
1
1
ИТОГО
34
23
11
3.Содержание программы.
Реки и водоёмы Кубани- 5ч. Реки и водоёмы Краснодарского края. Животные водоёмов. Подводный мир рек. Экскурсия на водоём. Экскурсия на реку Белая.
Наша малая Родина- Белореченск- 6ч. История земли Белореченской. Белореченск в годы ВОВ. Люди, прославившие Белореченский район. Современный Белореченск. Экскурсия в краеведческий музей города Белореченска.
Наши добрые соседи- Адыгея- 8ч. Традиции и обычаи народов республики Адыгеи. Природа и географическое положение республики. Туристический отдых. Современные будни. Адыгеи Столица Адыгеи- Майкоп. Экскурсия в краеведческий музей города Майкопа. Экскурсия в мечеть и православный храм города Майкопа.
Город минеральных источников- Горячий Ключ- 5ч. Кубань-край курортов и санаториев. Здоровый образ жизни. Сочи- город олимпийских объектов. Санатории и лечебницы Горячего Ключа. Экскурсия в Горячий Ключ «Знакомство с городом».
Открытый мир космоса- 2ч. Знакомство с нашей вселенной. Экскурсия в планетарий ст. Ярославская
Обобщение- 3ч. Выполнение проектных работ. Защита проектных работ
4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экскурсионная деятельность»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учащихся
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ 15. Содержание программы внеурочной деятельности «Экскурсионная деятельность», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Экскурсионная деятельность» можно считать следующее:
-
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
-
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-
предвосхищать результат.
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
-
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
-
ставить и формулировать проблемы;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
-
установление причинно-следственных связей;
-
разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.
-
ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
-
социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя в определенных социальных ролях.
-
решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
5.Формы и виды контроля
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные формы и методы, взаимно дополняющие друг друга ( тестовые материалы, проектные работы, анализ и оценка экскурсий, наблюдения)
Методы текущего контроля: наблюдения за работой учащихся, устный фронтальный опрос, беседа
Итоговая работа: проектная работа, к которой предъявляются следующие требования: 1)оформление; 2) содержание; 3) индивидуальный подход.
6. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения
Количество
-
Библиотечный фонд
1
Фокин С.П. «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков» - М: Новая школа, 1994.
2
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. "Экология и мир: Методическое пособие" - М: Новая школа, 1994
3
Державина Т.Б. «Экскурсии в природу» - М:Мнемозина, 2010
4
Бабенко В.Г. «Материалы к урокам - экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002
Г.А.Морозкина «История земли Белореченской»- Майкоп, 2004
-
Технические средства обучения
1
классная доска с набором магнитов для крепления таблиц и рисунков
2
Интерактивная доска
3
персональный компьютер
4
мультимедийный проектор
-
Экранно- звуковые пособия
1
Презентации
Животные водоёмов
Животный мир Краснодарского края
Люди, прославившие Белореченский район
Традиции и обычаи народов республики Адыгеи.
Современные будни Адыгеи
Сочи- город олимпийских объектов
2
Видеофильмы
Подводный мир рек
Разнообразный мир грибов
Столица Адыгеи- Майкоп
Знакомство с нашей вселенной
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УР
Писковая И.Н.
28 августа 2014 года
Муниципальное образование Белореченский район посёлок Верхневеденеевский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 15 посёлка Верхневеденеевского
муниципального образования Белореченский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по общеинтелектуальному направлению
Кружок «Экскурсионная деятельность»
Класс 5
Учитель Аванесова Светлана Валентиновна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы, разработанной
Аванесовой Светланой Валентиновной
№ урока
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Форма занятий
Дата
Всего
В том числе
I группа
II группа
ауди-торные
внеа-уди-торные
l.
Реки и водоёмы Кубани
5
3
2
1
Реки и водоёмы Краснодарского края
1
1
беседа
04.09
01.09
2
Животные водоёмов
1
1
презентация
11.09
08.09
3
Экскурсия на водоём
1
1
экскурсия
18.09
15.09
4
Подводный мир рек
1
1
видеофильм
25.09
22.09
5
Экскурсия на реку Белая
1
1
экскурсия
02.10
29.09
2.
Растительный и животный мир Кубани
5
3
2
6
Деревья и растения Кубани
1
1
сбор гербария
09.10
06.10
7
Животный мир Краснодарского края
1
1
презентация
16.10
13.10
8
Разнообразный мир грибов
1
1
видеофильм
23.10
20.10
9
Насекомые вокруг нас
1
1
экскурсия
30.10
27.10
10
Экскурсия в лес
1
экскурсия
13.11
10.11
3.
Наша малая Родина- Белореченск
6
5
1
11
История земли Белореченской
1
1
беседа
20.11
17.11
12
Белореченск в годы ВОВ
1
1
Чтение книги
27.11
24.11
13
Люди, прославившие Белореченский район
1
1
презентация
04.12
01.12
14
Современный Белореченск
1
1
беседа
11.12
08.12
15
Экскурсия в краеведческий музей города Белореченска
1
1
экскурсия
18.12
15.12
16
Анализ экскурсии
1
1
защита проектных работ
25.12
22.12
4
Наши добрые соседи- Адыгея
8
6
2
17
Традиции и обычаи народов республики Адыгеи.
1
1
презентация
15.01
12.01
18
Природа и географическое положение республики
1
1
беседа
22.01
19.01
19
Туристический отдых
1
1
беседа
29.01
26.01
20
Современные будни Адыгеи
1
1
презентация
05.02
02.02
21
Столица Адыгеи- Майкоп
1
1
видеофильм
12.02
02.02
22
Экскурсия в краеведческий музей города Майкопа
1
1
экскурсия
19.02
09.02
23
Экскурсия в мечеть и православный храм города Майкопа
1
1
экскурсия
26.02
16.02
24
Анализ проведённых экскурсий
1
1
Защита проектных работ
05.03
02.03
5
Город минеральных источников- Горячий Ключ
5
4
1
25
Кубань-край курортов и санаториев
1
1
презентация
12.03
09.03
26
Здоровый образ жизни
1
1
беседа
19.03
16.03
27
Сочи- город олимпийских объектов
1
1
презентация
02.04
06.04
28
Санатории и лечебницы Горячего Ключа
1
1
беседа
09.04
13.04
29
Экскурсия в Горячий Ключ «Знакомство с городом»
1
1
экскурсия
16.04
27.04
6
Открытый мир космоса.
2
1
1
30
Знакомство с нашей вселенной
1
1
видеофильм
23.04
04.05
31
Экскурсия в планетарий ст. Ярославская
1
1
экскурсия
30.04
04.05
7
Обобщение
3
1
2
32-33
Выполнение проектных работ
2
2
07.05
14.05
11.05
18.05
34
Защита проектных работ
1
1
Защита проектных работ
21.05
25.05
ИТОГО
34
23
11