Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности

   Рабочая программа и календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление в 5 классе "Экскурсионная деятельность"            Программа «Экскурсионная деятельность» по общеинтеллектуальному направлению      введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельностиРабочая программа и КТП по внеурочной деятельности


Муниципальное образование Белореченский район посёлок Верхневеденеевский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №15 посёлка Верхневеденеевского

муниципального образования Белореченский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол

№ 10 от 29 августа 2014года

Председатель педсовета

______________ Домский Г.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по общеинтелектуальному направлению

Кружок «Экскурсионная деятельность»

Классы: 5

Учитель: Аванесова С.В.

Количество часов - 34ч (1 час в неделю)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.





  1. Пояснительная записка

Актуальность

В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС ООО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование - 2020» меняются требования к образовательным результатам в школе: целью школьного образования становится формирование у школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.

Одна из характерных и ярких черт детей - любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Экскурсионная деятельность».

Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей места посещения, его истории и литературы.

Программа «Экскурсионная деятельность» по общеинтеллектуальному направлению введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа пятого класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ ООШ 15 п. Верхневеденеевского

Программа «Экскурсионная деятельность» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Отличительными особенностями программы «Экскурсионная деятельность» являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель: создание условий

  1. для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности;

  2. для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.

Задачи:

  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

  • Воспитать у школьников чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию;

  • Приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;

  • Совершенствовать нравственное и физическое развитие детей и подростков.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Программа «Экскурсионная деятельность» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Экскурсионная деятельность» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами внеурочной деятельности, результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО.

Внешние связи и партнерство:

- краеведческий музей г. Горячий Ключ

- краеведческий музей г. Белореченска

- краеведческий музей г. Майкопа

- мечеть города Майкопа

- православный храм города Майкопа

- школьная библиотека

- библиотека х.Долгогусева

- планетарий станицы Ярославской

2.Учебно- тематический план

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего

В том числе

ауди-торные

внеа-уди-торные

l.

Реки и водоёмы Кубани

5

3

2

Обучающиеся должны знать:

Наличие самых крупных рек и водоёмов Кубани, обитателей населяющих их.

Обучающиеся должны уметь:

Фиксировать информацию об окружающем мире

Разбираться в ключевых экологических проблемах

1

Реки и водоёмы Краснодарского края

1

1


2

Животные водоёмов

1

1


3

Экскурсия на водоём

1


1

4

Подводный мир рек

1

1

5

Экскурсия на реку Белая

1


1

2.

Растительный и животный мир Кубани

5

3

2

Обучающиеся должны знать:

Многообразие животного и растительного мира Кубани

Обучающиеся должны уметь:

Видеть красоту окружающей природы Различать съедобные и ядовитые грибы.

Бережно относится ко всему живому на земле

6

Деревья и растения Кубани

1


1

7

Животный мир Краснодарского края

1

1

8

Разнообразный мир грибов

1

1

9

Насекомые вокруг нас

1


1

10

Экскурсия в лес


1

3.

Наша малая Родина- Белореченск

6

5

1

Обучающиеся должны знать:

Историю возникновения станицы Белореченской;

Биографии людей, прославивших Белореченскую землю как в ВОВ, так и в последующие годы

Обучающиеся должны уметь:

Ориентироваться в окружающем мире; устанавливать причинно- следственные связи

11

История земли Белореченской

1

1

12

Белореченск в годы ВОВ

1

1

13

Люди, прославившие Белореченский район

1

1

14

Современный Белореченск

1

1

15

Экскурсия в краеведческий музей города Белореченска

1

1

16

Анализ экскурсии

1

1

4

Наши добрые соседи- Адыгея

8

6

2

Обучающиеся должны знать:

Географическое положение Адыгеи, традиции и обычаи народов, проживающих на территории Адыгейской республики; роль туризма в введении здорового образа жизни.

Обучающиеся должны уметь:

Толерантно относится к людям другой национальности, уважать их обычаи, традиций, а также их вероисповедование

17

Традиции и обычаи народов республики Адыгеи.

1

1

18

Природа и географическое положение республики

1

1

19

Туристический отдых

1

1

20

Современные будни Адыгеи

1

1

21

Столица Адыгеи- Майкоп

1

1

22

Экскурсия в краеведческий музей города Майкопа

1

1

23

Экскурсия в мечеть и православный храм города Майкопа

1

1

24

Анализ проведённых экскурсий

1

1

5

Город минеральных источников- Горячий Ключ

5

4

1

Обучающиеся должны знать:

Назначение городов- курортов Краснодарского края; знакомство с санаториями города Горячий Ключ

роль занятий спортом в оздоровлении нации

Обучающиеся должны уметь:

Социально адаптироваться в детском коллективе, раскрывать свой интеллектуальный потенциал при общении со своими сверстниками и взрослыми

25

Кубань-край курортов и санаториев

1

1

26

Здоровый образ жизни

1

1

27

Сочи- город олимпийских объектов

1

1

28

Санатории и лечебницы Горячего Ключа

1

1

29

Экскурсия в Горячий Ключ «Знакомство с городом»

1

1

6

Открытый мир космоса.

2

1

1

Обучающиеся должны знать:

Строение Солнечной системы и нашей вселенной

Обучающиеся должны уметь:

Бережно относится к нашему дому, под названием Земля

30

Знакомство с нашей вселенной

1

1

31

Экскурсия в планетарий ст. Ярославская

1


1

7

Обобщение

3

1

2

Обучающиеся должны знать:

План работы и структуру оформления проектных работ

Обучающиеся должны уметь:

Творчески выполнять любую работу; пользоваться библиотечным фондом и информацией технических средств.

32-33

Выполнение проектных работ

2


2

34

Защита проектных работ

1

1

ИТОГО

34

23

11

3.Содержание программы.

Реки и водоёмы Кубани- 5ч. Реки и водоёмы Краснодарского края. Животные водоёмов. Подводный мир рек. Экскурсия на водоём. Экскурсия на реку Белая.

Наша малая Родина- Белореченск- 6ч. История земли Белореченской. Белореченск в годы ВОВ. Люди, прославившие Белореченский район. Современный Белореченск. Экскурсия в краеведческий музей города Белореченска.

Наши добрые соседи- Адыгея- 8ч. Традиции и обычаи народов республики Адыгеи. Природа и географическое положение республики. Туристический отдых. Современные будни. Адыгеи Столица Адыгеи- Майкоп. Экскурсия в краеведческий музей города Майкопа. Экскурсия в мечеть и православный храм города Майкопа.

Город минеральных источников- Горячий Ключ- 5ч. Кубань-край курортов и санаториев. Здоровый образ жизни. Сочи- город олимпийских объектов. Санатории и лечебницы Горячего Ключа. Экскурсия в Горячий Ключ «Знакомство с городом».

Открытый мир космоса- 2ч. Знакомство с нашей вселенной. Экскурсия в планетарий ст. Ярославская

Обобщение- 3ч. Выполнение проектных работ. Защита проектных работ

4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экскурсионная деятельность»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учащихся

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ 15. Содержание программы внеурочной деятельности «Экскурсионная деятельность», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Экскурсионная деятельность» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;

  • разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.

  • ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

  • социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя в определенных социальных ролях.

  • решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

5.Формы и виды контроля

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные формы и методы, взаимно дополняющие друг друга ( тестовые материалы, проектные работы, анализ и оценка экскурсий, наблюдения)

Методы текущего контроля: наблюдения за работой учащихся, устный фронтальный опрос, беседа

Итоговая работа: проектная работа, к которой предъявляются следующие требования: 1)оформление; 2) содержание; 3) индивидуальный подход.

6. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд

1

Фокин С.П. «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков» - М: Новая школа, 1994.

2

Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. "Экология и мир: Методическое пособие" - М: Новая школа, 1994

3

Державина Т.Б. «Экскурсии в природу» - М:Мнемозина, 2010

4

Бабенко В.Г. «Материалы к урокам - экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002

Г.А.Морозкина «История земли Белореченской»- Майкоп, 2004


  1. Технические средства обучения

1

классная доска с набором магнитов для крепления таблиц и рисунков

2

Интерактивная доска

3

персональный компьютер

4

мультимедийный проектор


  1. Экранно- звуковые пособия

1

Презентации

Животные водоёмов

Животный мир Краснодарского края

Люди, прославившие Белореченский район

Традиции и обычаи народов республики Адыгеи.

Современные будни Адыгеи

Сочи- город олимпийских объектов

2

Видеофильмы

Подводный мир рек

Разнообразный мир грибов

Столица Адыгеи- Майкоп

Знакомство с нашей вселенной




СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УР

Писковая И.Н.

28 августа 2014 года




Муниципальное образование Белореченский район посёлок Верхневеденеевский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 15 посёлка Верхневеденеевского

муниципального образования Белореченский район






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по общеинтелектуальному направлению

Кружок «Экскурсионная деятельность»

Класс 5

Учитель Аванесова Светлана Валентиновна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы, разработанной

Аванесовой Светланой Валентиновной















№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов


Форма занятий

Дата

Всего

В том числе

I группа

II группа

ауди-торные

внеа-уди-торные

l.

Реки и водоёмы Кубани

5

3

2


1

Реки и водоёмы Краснодарского края

1

1


беседа

04.09

01.09

2

Животные водоёмов

1

1


презентация

11.09

08.09

3

Экскурсия на водоём

1


1

экскурсия

18.09

15.09

4

Подводный мир рек

1

1

видеофильм

25.09

22.09

5

Экскурсия на реку Белая

1


1

экскурсия

02.10

29.09

2.

Растительный и животный мир Кубани

5

3

2



6

Деревья и растения Кубани

1


1

сбор гербария

09.10

06.10

7

Животный мир Краснодарского края

1

1

презентация

16.10

13.10

8

Разнообразный мир грибов

1

1

видеофильм

23.10

20.10

9

Насекомые вокруг нас

1


1

экскурсия

30.10

27.10

10

Экскурсия в лес


1

экскурсия

13.11

10.11

3.

Наша малая Родина- Белореченск

6

5

1



11

История земли Белореченской

1

1

беседа

20.11

17.11

12

Белореченск в годы ВОВ

1

1

Чтение книги

27.11

24.11

13

Люди, прославившие Белореченский район

1

1

презентация

04.12

01.12

14

Современный Белореченск

1

1

беседа

11.12

08.12

15

Экскурсия в краеведческий музей города Белореченска

1

1

экскурсия

18.12

15.12

16

Анализ экскурсии

1

1

защита проектных работ

25.12

22.12

4

Наши добрые соседи- Адыгея

8

6

2



17

Традиции и обычаи народов республики Адыгеи.

1

1

презентация

15.01

12.01

18

Природа и географическое положение республики

1

1

беседа

22.01

19.01

19

Туристический отдых

1

1

беседа

29.01

26.01

20

Современные будни Адыгеи

1

1

презентация

05.02

02.02

21

Столица Адыгеи- Майкоп

1

1

видеофильм

12.02

02.02

22

Экскурсия в краеведческий музей города Майкопа

1

1

экскурсия

19.02

09.02

23

Экскурсия в мечеть и православный храм города Майкопа

1

1

экскурсия

26.02

16.02

24

Анализ проведённых экскурсий

1

1

Защита проектных работ

05.03

02.03

5

Город минеральных источников- Горячий Ключ

5

4

1



25

Кубань-край курортов и санаториев

1

1

презентация

12.03

09.03

26

Здоровый образ жизни

1

1

беседа

19.03

16.03

27

Сочи- город олимпийских объектов

1

1

презентация

02.04

06.04

28

Санатории и лечебницы Горячего Ключа

1

1

беседа

09.04

13.04

29

Экскурсия в Горячий Ключ «Знакомство с городом»

1

1

экскурсия

16.04

27.04

6

Открытый мир космоса.

2

1

1



30

Знакомство с нашей вселенной

1

1

видеофильм

23.04

04.05

31

Экскурсия в планетарий ст. Ярославская

1


1

экскурсия

30.04

04.05

7

Обобщение

3

1

2



32-33

Выполнение проектных работ

2


2

07.05

14.05

11.05

18.05

34

Защита проектных работ

1

1

Защита проектных работ

21.05

25.05

ИТОГО

34

23

11






© 2010-2022